Программа элективного курса по географии «Города России» для 9 классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Чаинского района
«Подгорнская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО _________________________ Протокол № ___ от «____»____________20 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________________ «____»____________20 г.. |
«Утверждено» Директор школы Приказ № ___ от «____»____________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по географии
«Города России»
классы 9
количество часов 9
Дополнительная литература:
Предметная неделя географии в школе/ авт.-сост. В.Н. Андреева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 класс. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2001
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М: «ВАКО», 2005
Волобуев Г.П. География 9 класс: Технология тематического тестирования. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
География 9 – 11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008
Города России. Энциклопедия. Под ред. Г. Лаппо.
Составила: Шаталкина Е.А.
2016– 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа предполагает изучение в 9 классе населения и хозяйства России.
Программа элективного курса «Города России» составлена для учащихся 9 классов.
При изучении экономической географии России большой интерес у учащихся вызывает информация, связанная с городами: количество городских поселений, численность населения, историческое прошлое, географическое положение, достопримечательности и особенности многих городов. Элективный курс «Города России» позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях нашей страны.
Данный элективный курспредставляется актуальным, так как он не только даёт знания по физической, экономической и социальной географии, осуществляет межпредметные связи с историей, литературой, культурой, но и способствует формированию всесторонне образованной личности. Кроме того, курс позволит показать значение городов в материальной и духовной жизни населения, развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, работать с различной справочной литературой, отыскивать нужную информацию в Интернете, дискутировать по проблемам городов и, наконец, воспитывать патриотические чувства.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: географическими и историческими картами, справочниками, дополнительной научно – популярной литературой, диаграммами, рисунками, компьютером, мультимедийным проектором.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся, подготовку сообщений, докладов или составление слайдовых презентаций.
Основные цели курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению городов России и городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Задачи курса:
Расширение знаний по экономической и социальной географии: рассматривание исторических аспектов возникновения и развития сети городов в России, знакомство с городами-миллионерами, городами-Героями, городами «Золотого кольца России» и городами нашей области.
Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории возникновения, географического положения, функций городов.
Формирование навыков работы с картографическими источниками, географической литературой, компьютером. Развитие умения отбирать необходимый материал, грамотно оформлять творческие работы и слайдовые презентации, а также умения публичного выступления.
Воспитание любви к родному краю, к Родине.
Содействие нравственному и эстетическому воспитанию.
Учебно-методическое обеспечение:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и уметь:
понятия «город», «урбанизация», «городская агломерация».
историю возникновения некоторых городов.
классификацию, функции городов.
героическое прошлое, достопримечательности городов-Героев, городов «Золотого кольца России».
историю возникновения и развития городов Томской области.
использовать учебник, дополнительную литературу, карты, ресурсы Интернета для составления характеристики городов;
составлять слайдовые презентации;
оформлять творческие работы.
Учебно – тематическое планирование:
Введение. Классификация городов России. (1 час).
Определения город, урбанизация, городская агломерация. Типы городов. Классификация городов по различным признакам: ЭГП, истории возникновения, численности населения, национальному составу, функциям. Города, имеющие необычные названия (Дно, Сапожок, Оса и др.).
Тема 1. Города – миллионеры (2часа)
Количество, географическое положение, топонимика, планировка, население, достопримечательности, знаменитые люди. (Творческая работа в группах по составлению слайдовых презентаций игра «Увлекательное путешествие»)
Тема 2 Города федерального значения (1 час)
Количество, географическое положение, топонимика, население, достопримечательности, знаменитые люди.
Тема 3 Города-Герои. (1 час)
Великая Отечественная война в истории нашей страны и в истории городов. Статус городов-Героев. (Творческая работа в группах по составлению докладов, фоторепортажа, подготовка слайдовых презентаций о Москве, Ленинграде, Смоленске, Мурманске, Туле, Волгограде, Новороссийске).
Тема 4 Города Золотого Кольца России. (2 часа)
Города Центральной России, образующие «Золотое Кольцо» (Москва-Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома –Плёс –Суздаль –Владимир -Москва). Географическое положение, топонимика, историческое прошлое, численность населения, достопримечательности - историко-архитектурные ценности, возможности развития туризма.
Тема 5 Города родного края(1час)
Знакомство с городами Томской области: Томск, Асино, Стрежевой, Колпашево, Северск, Кедровый. История возникновения, численность населения, достопримечательности.
Экскурсия в город Томск.
Итоговый урок. (1 час)
Презентация творческих работ групп, обучающихся на заранее выбранные темы.
Календарно – тематическое планирование
2016/2017
9 класс
№ п/п |
дата |
Тема урока |
примечания |
1 |
Классификация городов Росси |
ИКТ |
|
2 |
Города – миллионеры. |
ИКТ |
|
3 |
Города - миллионеры. |
||
4 |
Города федерального значения. |
ИКТ |
|
5 |
Города – герои. |
ИКТ |
|
6 |
Города Золотого Кольца России. |
ИКТ |
|
7 |
Города Золотого Кольца России. |
||
8 |
Города родного края |
ИКТ |
|
9 |
Итоговый урок. |