Программа элективного курса по химии 9 класса по теме «Трудная задача? Начнём по-порядку...»

8
0
Материал опубликован 26 September 2016

Программа элективного курса по химии

«Трудная задача? Начнем по порядку…»

для обучающихся 9 класса

Малькова Наталья Викторовна, учитель химии

МОБУ «Медведевская СОШ №3

с углубленным изучением отдельных предметов

им.50-летия Медведевского района», РМЭ

пгт.Медведево

2016

Пояснительная записка

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись

приложить их»

Сенека мл.

«Умение решать задачи есть искусство, приобретающееся практикой»

Д. Пойа.

Процесс познания идет по вполне определенным законам: сначала надо что-то узнать, затем усвоить и, наконец, научиться активно использовать. Что касается активного использования знаний и умений, то этому можно научиться, лишь попадая в нестандартные ситуа­ции, а для такого «тренинга» нужны и соответствующие нестан­дартные вопросы и задачи. Развитие у обучающихся мышления позволит им легко ориентироваться в новых для них теориях и фактах.

Занятия элективного курса «Трудная задача? Начнем по порядку…» предназначен для обучающихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер.

Решение расчетных задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.

Данный элективный курс представляется актуальным, так как:

расширяет возможность совершенствования умений обучающихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения,

углубляет знания обучающихся.

Зачастую задачи обучающиеся решают по тому образцу, который предложен учителем, и не пытаются сделать это нестандартными способами, по-своему.

Решая расчетную задачу, не осознают должным образом свою собственную деятельность, т.е. не понимают сути задач и хода их решения. Не всегда анализируют содержание задачи, проводят ее осмысление и обоснование. Часто неправильно используют химический язык, математические действия и обозначения физических величин. На первое место при решении задач ставится получение ответа любым действием, а не объяснение хода решения. При решении химической задачи не выделяют ее химическую часть и математические действия. Не вырабатывают понимания определенной системы задач, и они представляются бесформенным скоплением различных типов, не связанных друг с другом.

Для тех, кто сможет преодолеть эти недостатки, решение задач не будет вызывать особых трудностей.

Цели данного элективного курса:

  • способствовать углублению действенных знаний по химии, развивать умение самостоятельно их применять,
  • расширение знаний обучающихся о способах решения расчетных задач по химии,
  • формирование умений рационального решения задач,
  • сформировать умение составлять и применять алгоритмы последовательности действий при решении,
  • устранение пробелов в знаниях,
  • реализация профессиональной ориентации.

Задачи:

  • способствовать развитию как содержательной стороны мышления (знаний), так и действенной (операции, действия),
  • способствовать развитию логического мышления,
  • развивать способности выбирать наиболее удобный способ расчета, находить нестандартный подход к решению задачи и рациональный способ решения, умения правильно оформлять решение задачи, применять физические величины, единицы интернациональной системы и справочную информацию,
  • достижение прочности знаний и умений,
  • обеспечение самостоятельности и активности обучающихся.

В результате изучения обучающиеся должны знать:

  • план решения расчетной химической задачи,
  • основные, дополнительные способы решения химических задач,
  • графический метод решения химических задач,
  • физико-химические величины и их единицы,
  • формулы, применяемые при решении задач;

уметь:

  • схематично записывать условие задачи,
  • проводить анализ химической задачи и решения,
  • правильно использовать физико-химические величины и их единицы,
  • грамотно оформлять решение,
  • составлять и применять алгоритмы последовательности действий при решении,
  • использовать основные способы решения химических задач: соотношение масс веществ, сравнение масс веществ, использование величины «количество вещества» и ее единицы «моль», составление пропорции, использование коэффициента пропорциональности, приведение к единице,
  • использовать дополнительные способы решения задач: вывод алгебраической формулы и расчет по ней, использование закона эквивалентов,
  • использовать графический метод решения химических задач,
  • применять понятия: относительная атомная масса элементов, относительная молекулярная масса вещества, моль, молярная масса вещества, молярный объем газообразных веществ, тепловой эффект химической реакции, молярная теплота образования и молярная теплота сгорания,
  • применять закон Авогадро и его следствия, закон Гей-Люссака,
  • использовать уравнение Менделеева-Клайперона,
  • решать задачи по формулам веществ,
  • решать задачи по химическим уравнениям,
  • определять содержание компонентов в смеси,
  • определение молекулярной формулы вещества на основании массовых долей атомов элементов,
  • определение молекулярной формулы вещества по массе или объему исходного вещества и продуктов горения,
  • решать комбинированные задачи рациональными способами.

Итак, в процессе решения расчетных задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний. Побуждая обучающихся повторять пройденное, углублять и осмысливать его, химические задачи способствуют формированию системы конкретный представлений, что необходимо для осмысленного восприятия последующего материала.

У обучающихся в процессе решения задач воспитываются трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе решения расчетных задач реализуют межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение обучающихся.

Значительна роль задач в организации поисковых ситуаций, необходимых при проблемном обучении, а также в осуществлении процесса проверки знаний обучающихся и при закреплении полученного на уроке учебного материала.

Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развить это умение можно только одним путем – постоянно, систематически решать задачи!

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Виды деятельности

Введение.

 

Тема 1. Химические понятия и физические величины, используемые при решении расчетных задач по химии.

Тема 2. Виды расчетов при решении химических задач.

Тема 3. Расчеты с использованием первоначальных химических понятий.

Тема 4. Расчеты по формулам веществ.

Тема 5. Расчеты по химическим уравнениям.

Тема 6. Способы выражения состава растворов.

Тема 7. Расчеты с использованием газовых законов.

Тема 8. Количественное определение содержания компонентов в смеси.

Тема 9. Определение молекулярной формулы вещества на основании массовых долей атомов элементов.

Тема 10. Определение молекулярной формулы вещества по массе или объему исходного вещества и продуктов горения.

Тема 11. Решение комбинированных задач рациональными способами.

Итоговое занятие.

 

Итого:

1

 

1

 

1

 

1

1

1

3

 

2

2

 

1

 

1

 

1

 

1

 

17

Лекция.Выбор тем проектных работ.

Лекция.

 

Лекция.

 

Алгоритмы решения задач.Опорный конспект.

Решение задач различными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачет.

 

Защита проектных работ.

Оформление стенда «Способы решения расчетных задач».

Содержание тем курса

Введение (1 ч.).

Знакомство с программой курса. Формирование понятий о двух сторонах химической задачи. План решения расчетной химической задачи. Химическая часть задачи. Графический способ анализа задачи и записи условия. Математическая часть задачи. Анализ полученного результата. Ответ и составление обратной задачи.

Тема 1. Химические понятия и физические величины, используемые при решении расчетных задач по химии (1 ч.).

Относительная атомная масса элементов. Относительная молекулярная масса вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса вещества. Молярный объем газообразных веществ. Тепловой эффект химической реакции. Молярная теплота образования и молярная теплота сгорания. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Тема 2. Виды расчетов при решении химических задач (1 ч.).

Физические формулы, применяемые при решении химических задач. Математические формулы, применяемые при решении химических задач. Расчеты, выполняемые по химическим формулам. Расчеты, производимые по химическим уравнениям.

Тема 3. Расчеты с использованием первоначальных химических понятий (1 ч.).

Вычисление относительной атомной массы. Вычисление массы атомов в единицах массы. Вычисление массы атома в а.е.м. Вычисления, связанные с понятиями: количество вещества, молярная масса, молярный объем, число структурных частиц. Нахождение формулы вещества по отношениям масс элементов.

Тема 4. Расчеты по формулам веществ (1 ч.).

Определение массы химического элемента по массе сложного вещества.

Определение массы сложного вещества по известной массе простого вещества.

Вычисление массовой доли элемента по формуле вещества, содержащего этот элемент (обратить внимание на определение питательной ценности удобрений).

Тема 5. Расчеты по химическим уравнениям (1 ч.).

Вычисления по химическим уравнениям масс или объемов веществ по известному количеству одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям. Вычисление продукта реакции, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. Определение массовой, объемной или мольной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Вычисление продукта реакции, полученного из вещества, содержащего массовую долю примесей.

Тема 6. Способы выражения состава растворов (3 ч.).

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе (обратить внимание на правило смешения, использование диагональной схемы). Молярная концентрация растворов.

Тема 7. Расчеты с использованием газовых законов (2 ч.).

Вычисление масс и объемов газов по известному количеству вещества. Вычисление относительной плотности газов. Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям. Вычисление по химическим уравнениям объема газов по известному количеству одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции вещества.

Тема 8. Количественное определение содержания компонентов в смеси

(2 ч.).

Тема 9. Определение молекулярной формулы вещества на основании массовых долей атомов элементов (1 ч.).

Тема 10. Определение молекулярной формулы вещества по массе или объему исходного вещества и продуктов горения (1 ч.).

Тема 11. Решение комбинированных задач рациональными способами

(1 ч.).

Применение сформированных знаний и умений. Выбор рационального способа решения задачи в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.

Итоговое занятие (1 ч.).

Зачет (способы решения расчетных задач: решение одной задачи разными способами). Защита проектных работ. Оформление стенда «Способы решения расчетных задач».

Демонстрации: латинский алфавит, греческий алфавит, обозначение физических величин и их единиц, значения фундаментальных физических постоянных, взаимосвязь между физическими величинами, относительные молекулярные массы неорганических соединений, массовые доли кислот и оснований в водных растворах и их плотности при 20 0С, плотность водных растворов некоторых солей при 20 0С.

Литература

Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2005. – 187 с.

Антонов О.В., Константинова М.В. Решение задач по уравнениям химических реакций. //Химия в школе. – 2005. - №7. – С. 50 – 51.

Архангельская О.В., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку... //Химия в школе. – 2003. - №2. – С. 51 – 55.

Артемов А.В., Дерябина С.С. Школьные олимпиады: химия. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 237 с.

Ахметов М.А. Решение задач повышенной трудности с использованием таблиц. //Химия в школе. – 2004. - №4. – С. 56 – 58.

Байбагисова З.Э. Графические задачи в обучении химии. //Химия в школе. – 2002. - №6. – С. 30 – 32.

Беляев Н.Н. О рациональных приемах расчета массы раствора. //Химия в школе. – 2003. - №9. – С. 54 – 56.

Белых З.Д. Проводим химическую олимпиаду. – Пермь: Книжный мир, 2001. – 96 с.

Будруджак П. Задачи по химии. – М.: Мир, 1989. – 340 с.

Витинг Л.М., Резницкий Л.А. Задачи и упражнения по общей химии. – М.: изд. МГУ, 1976. – 168 с.

Воскобойникова Н.П. Обучение восьмиклассников решению расчетных задач. //Химия в школе. – 2003. - №9. – С. 49 – 53.

Габриелян О.С., Прошлецов А.Н. Олимпиады школьников. Региональные олимпиады. – М.: Дрофа, 2008. – 288 с.

Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. – М.: Просвещение, 1989. – 174 с.

Запольских Г.Ю. Курс по выбору: «Решение химических задач разными способами». //Химия в школе. – 2005. - №8. – С. 39 – 41.

Канаш В.А. Занимательные и познавательные задачи по химии. – Минск: Универсал Пресс, 2005. – 96 с.

Кондрашин В.Ю., Немчинова Е.В. решение задач с нестандартным содержанием. //Химия в школе. – 2005. - №7. – С. 52 – 57.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии: современный курс для поступающих в ВУЗы. – М.: Экзамен, оникс 21 век, 2001. – 719 с.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Сборник задач и упражнений по химии. – М.: Экзамен, оникс 21 век, 2001. – 542 с.

Курдюмов Г.М. 1234 вопроса по химии. – М.: Мир, 2004. – 191 с.

Ли В. Задачи повышенной сложности по неорганической химии. //Химия в школе. – 2004. - №10. – С. 36 – 39.

Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2001. – 575 с.

Попова Т.В., Щеглова Н.В. Понятие «эквивалент» в химии. – Йошкар-Ола, 2002. – 47 с.

Савицкий С.Н., Твердовский Н.П. Сборник задач и упражнений по неорганической химии. – М.: Высшая школа, 1981. – 112 с.

Староста В.И. Как обучать осмысленному решению расчетных задач. //Химия в школе. – 2002. - №10. – С. 53 – 58.

Суворов А.В. и др. Оригинальные задачи по химии. – С.-Пб.: Химия, 1998. – 168 с.

Тишкова Н.В. Об изучении материала укрупненными дидактическими единицами. //Химия в школе. – 2005. - №4. – С. 54 – 55.

Тюльков И.А. и др. Методические основы подготовки к олимпиадам по химии. //Химия. – 2008. - №17-24.

Хамитова А.И., Половняк В.К, Яблочкина Т.К. О математических методах решения химических задач. //Химия в школе. – 2002. - №6. – С. 32 – 35.

Хохлова А.И. Задачи по химии 8 – 11 класс. – М.: Владос, 2004. – 228 с.

Шабаршин В.М. Решение расчетных задач с использованием обобщающих таблиц. //Химия в школе. – 2002. - №6. – С. 52 – 53.

Шишкин Е.А. Пути решения расчетной задачи. //Химия в школе. – 2005. - №4. – С. 46 – 53.

Эскендаров А.А., Хидиров Ш.Ш. Кроссворды с использованием расчетных задач. //Химия в школе. – 2005. - №9. – С. 60 – 62.

Комментарии
Комментариев пока нет.