Программа исследования адаптации первоклассников
Программа исследования адаптации первоклассников
(октябрь-ноябрь)
Подготовил: педагог-психолог
Каюмова С.А.
2022
Оглавление
Проективная методика "Кактус". 7
Протокол проведения и анализ теста «Кактус» 8
Методика оценки школьной мотивации учащихся начальных классов 10
Экспертная оценка родителями 11
Инструкция: Ребята сейчас мы с вами будем знакомиться и все, чему вы научились приду в школу вы покажите на бланке, которой я вам раздала. Ваша задача внимательно слушать меня и приступать к выполнению задания строго после моей команды. Работать будем все вместе. На выполнение каждого задания будет отведено определенное количество времени. Посмотрите внимательно на лист, который я вам сейчас раздала. Работаем исключительно простым карандашом. Приготовьте пожалуйста его. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Приготовились.
Слушайте внимательно.
Задание № 1. «Продолжи узор» (см. приложение 1)
Цель: оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.
Инструкция: здесь нарисованы два узора. Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Сначала продолжите первый узор, кто закончил, положите карандаш и покажите , что выполнили работу. Закончили. А теперь приготовились выполнять второй узор, также не отрывая руки до конца строчки. Кто выполнил задание, положите карандаш на стол, чтобы я видела, что вы сделали задание».
Приготовились. Берите карандаш и начинайте работать.
Психолог наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей, прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Рекомендуется при выполнения любого задания, это успокоить и подбодрить первоклассника, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. Ты справишься с заданием, ты это знаешь и умеешь. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.
ОбработкаСУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням :
1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе. ( У) от 17 до 25 баллов
2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.(УГ) от 14 до 17 баллов.
3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения. (УН) от 11 до 14 баллов
4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.(Н) суммарная оценка ниже 10 баллов.
Лесенка Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Проективная методика "Кактус".Цель: исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника.
Инструкция: ребята перед вами белый лист бумаги, все вы видели цветок такой как кактус и представляете его, я вас попрошу сейчас нарисовать кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При проведении диагностики учащимся выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика "образа кактуса" ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
характеристика иголок ( размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку (при инд.диагностике) в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Ф.И. ребёнка____________, возраст____, группа____ дата провед.
Краткая обработка графической информации. | Вывод |
1. Пространственное положение, размер рисунка | |
рисунок в центре | нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний |
крупный рисунок (чем крупнее - тем более выражено) | эгоцентризм, стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном |
маленький рисунок, расположенный внизу листа (чем ниже – тем менее выражено) | неуверенность в себе, зависимость |
рисунок расположен вверху (чем сильнее - тем более выражено) | высокий уровень самооценки |
сдвиг влево (чем сильнее -тем более выражено) | интровертированность |
сдвиг вправо (чем сильнее -тем более выражено) | экстравертированность |
2. Характеристики линий и силы нажима на карандаш | |
сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки (чем больше – тем сильнее выражено) | склонность к импульсивности, тревожности, подавленности настроения |
форма кактуса простая | нет ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону |
форма кактуса замысловатая, причудливая и витиеватая (чем больше – тем сильнее выражено) | нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний |
расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса | скрытность, осторожность, замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность |
использование темных цветов в варианте с цветными карандашами | тревожность |
изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами | оптимизм |
наличие мягких линий и форм | женственность, мягкость |
тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность | покладистый, мягкий характер личности, чувство юмора, положительный настрой, открытость |
3. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.) | |
изображение дикорастущего, пустынного, и окультуренного кактуса | отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества осознанно выбранное или вынужденное |
наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. | стремление к домашней защите, домашнему уюту, чувство семейной общности |
кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа | в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, имеет проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности. |
наличие на рисунке других кактусов или цветов | экстравертированность |
на рисунке изображен только один кактус | интровертированность |
4. Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.) | |
отрывистые линии, сильный нажим. | импульсивность |
наличие украшений, цветов | женственность, мягкость |
наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. | демонстративность, открытость |
5. Характеристика иголок (размер, расположение, количество) | |
наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу (чем сильнее и больше - тем более выражено) | высокая степень агрессивности, враждебности |
Умеренное количество и длина иголок | определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности |
6. Наличие «деток» на кактусе | |
«детки» на кактусе (чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах) | внутрисемейные отношения эмоционально благоприятные, стремление к созданию семьи |
7. Отношение к заданию | |
интерес к заданию, воодушевление, отдельные радостные реплики ребёнка | благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка на момент обследования |
наличие мягких линий и форм, украшений, цветов | женственность, мягкость |
8. Присутствие дополнительных элементов |
Данная методика может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должен написать те ответы, которые они выбирают.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы. (см. приложение 5)
Обработка результатовДля возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | Оценка за 1-й ответ | Оценка за 2-й ответ | Оценка за 3-й ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Уровни школьной мотивации:
25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;
15–24 балла – средний уровень мотивации;
10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).
Экспертная оценка родителями Обработка результатов для родителей:Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально-психологической адаптации детей:
зона нормальной адаптации – 19–30 баллов;
зона неполной адаптации – 13–18 баллов;
зона дезадаптация – 0–12 баллов.
Приложение 1. РаспечаткаИмя Фамилия ____________________________________________Класс_____
2.
3.
1. Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Экспертная оценка
адаптированности ребенка к школе
Уважаемые родители! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние вашего ребенка.
Ф.И. учащегося _________________________________________________ Класс _____________________
Показатели | Оценка |
Шкала 1. Успешность выполнения школьных заданий | |
Плохое усвоение программного материала по всем предметам | 1 |
Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий | 2 |
Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой | 3 |
Небольшие помарки, единичные ошибки | 4 |
Правильное безошибочное выполнение школьных заданий | 5 |
Шкала 2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий | |
Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию | 1 |
Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения | 2 |
Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения | 3 |
Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений | 4 |
Ребенок работает легко, свободно, без напряжения | 5 |
Шкала 3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий | |
Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого | 1 |
Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого | 2 |
Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам | 3 |
Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого | 4 |
Ребенок сам справляется со школьными заданиями | 5 |
Шкала 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу | |
Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости) | 1 |
Случаются проявления отрицательных эмоций: | 2 |
Иногда бывают проявления сниженного настроения | 3 |
Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения | 4 |
Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу | 5 |
Шкала 5. Взаимоотношение с одноклассниками | |
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один. Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется | 1 |
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт | 2 |
Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами | 3 |
Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети | 4 |
Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых | 5 |
Шкала 6. Общая оценка адаптированности ребенка | |
Низкий уровень адаптированности | 1 |
Уровень адаптированности ниже среднего | 2 |
Средний уровень адаптированности ребенка | 3 |
Уровень адаптированности выше среднего | 4 |
Высокий уровень адаптированности | 5 |
Рисунки
Инструкция: Ребята сейчас мы с вами будем знакомиться и все, чему вы научились приду в школу вы покажите на бланке, которой я вам раздала. Ваша задача внимательно слушать меня и приступать к выполнению задания строго после моей команды. Работать будем все вместе. На выполнение каждого задания будет отведено определенное количество времени. Посмотрите внимательно на лист, который я вам сейчас раздала. Работаем исключительно простым карандашом. Приготовьте пожалуйста его. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Приготовились.
Слушайте внимательно.
Инструкция: здесь нарисованы два узора. Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Сначала продолжите первый узор, кто закончил, положите карандаш и покажите , что выполнили работу. Закончили. А теперь приготовились выполнять второй узор, также не отрывая руки до конца строчки. Кто выполнил задание, положите карандаш на стол, чтобы я видела, что вы сделали задание».
Приготовились. Берите карандаш и начинайте работать.
Психолог наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей, прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Рекомендуется при выполнения любого задания, это успокоить и подбодрить первоклассника, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. Ты справишься с заданием, ты это знаешь и умеешь. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.
Лесенка
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Кактус
Инструкция: ребята перед вами белый лист бумаги, все вы видели цветок такой как кактус и представляете его, я вас попрошу сейчас нарисовать кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При проведении диагностики учащимся выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.