Программа исследования адаптации первоклассников

0
0
Материал опубликован 29 March 2023












Программа исследования адаптации первоклассников

(октябрь-ноябрь)


























Подготовил: педагог-психолог

Каюмова С.А.

2022

Оглавление

Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго 3

Обработка 3

Лесенка 4

Обработка 4

Проективная методика "Кактус". 7

Протокол проведения и анализ теста «Кактус» 8

Методика оценки школьной мотивации учащихся начальных классов 10

Обработка результатов 10

Экспертная оценка родителями 11

Обработка результатов для родителей: 11

Приложение 1. Распечатка 11

Приложение 2. Инструкция 15



Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго

Инструкция: Ребята сейчас мы с вами будем знакомиться и все, чему вы научились приду в школу вы покажите на бланке, которой я вам раздала. Ваша задача внимательно слушать меня и приступать к выполнению задания строго после моей команды. Работать будем все вместе. На выполнение каждого задания будет отведено определенное количество времени. Посмотрите внимательно на лист, который я вам сейчас раздала. Работаем исключительно простым карандашом. Приготовьте пожалуйста его. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Приготовились.

Слушайте внимательно.

Задание № 1. «Продолжи узор» (см. приложение 1)

Цель: оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

Инструкция: здесь нарисованы два узора. Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Сначала продолжите первый узор, кто закончил, положите карандаш и покажите , что выполнили работу. Закончили. А теперь приготовились выполнять второй узор, также не отрывая руки до конца строчки. Кто выполнил задание, положите карандаш на стол, чтобы я видела, что вы сделали задание».

Приготовились. Берите карандаш и начинайте работать.

Психолог наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей, прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Рекомендуется при выполнения любого задания, это успокоить и подбодрить первоклассника, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. Ты справишься с заданием, ты это знаешь и умеешь. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.

Обработка

СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням :

1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе. ( У) от 17 до 25 баллов

2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.(УГ) от 14 до 17 баллов.

3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения. (УН) от 11 до 14 баллов

4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.(Н) суммарная оценка ниже 10 баллов.

Лесенка

Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Проективная методика "Кактус".

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника.

Инструкция: ребята перед вами белый лист бумаги, все вы видели цветок такой как кактус и представляете его, я вас попрошу сейчас нарисовать кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При проведении диагностики учащимся выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика "образа кактуса" ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку (при инд.диагностике) в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Протокол проведения и анализ теста «Кактус»

Ф.И. ребёнка____________, возраст____, группа____ дата провед.

Краткая   обработка графической информации.

Вывод

1.             Пространственное положение, размер рисунка

рисунок в центре

нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний

крупный рисунок (чем крупнее -   тем более выражено)

эгоцентризм, стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном

маленький рисунок, расположенный внизу листа (чем ниже – тем менее выражено)

неуверенность в себе, зависимость

рисунок расположен вверху (чем сильнее - тем более выражено)

высокий уровень самооценки

сдвиг влево (чем сильнее -тем более выражено)

интровертированность


сдвиг вправо (чем сильнее -тем более выражено)

экстравертированность

2.             Характеристики линий и силы нажима на карандаш

сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки (чем больше – тем сильнее выражено)

склонность к импульсивности, тревожности, подавленности настроения

форма кактуса простая

нет ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону

форма кактуса замысловатая, причудливая и витиеватая (чем больше – тем сильнее выражено)

нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний

расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

скрытность, осторожность, замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность

использование темных цветов в варианте с цветными карандашами

тревожность

изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами

оптимизм

наличие мягких линий и форм

женственность, мягкость

тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность

покладистый, мягкий характер личности, чувство юмора, положительный   настрой, открытость

3.             Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

изображение дикорастущего, пустынного,   и окультуренного   кактуса

отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества осознанно выбранное или вынужденное

наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

стремление к домашней защите, домашнему уюту, чувство семейной общности


кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа

в реальности нет опоры в виде домашнего уюта,   имеет проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.

наличие на рисунке других кактусов или цветов

экстравертированность

на рисунке изображен только один кактус

интровертированность

4.             Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

отрывистые линии, сильный нажим.

импульсивность

наличие   украшений, цветов

женственность, мягкость

наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

демонстративность, открытость

5.            Характеристика иголок (размер, расположение, количество)

наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу (чем сильнее и больше - тем более выражено)

высокая степень агрессивности, враждебности

Умеренное количество и длина иголок

определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности

6.             Наличие «деток» на кактусе

«детки» на кактусе   (чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах)

внутрисемейные отношения эмоционально благоприятные, стремление к созданию семьи

7.             Отношение к заданию

интерес к заданию, воодушевление, отдельные радостные реплики ребёнка

благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка на момент обследования

наличие мягких линий и форм, украшений, цветов

женственность, мягкость

8.             Присутствие дополнительных элементов
надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д.


Методика оценки школьной мотивации учащихся начальных классов

Данная методика может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должен написать те ответы, которые они выбирают.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы. (см. приложение 5)

Обработка результатов

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

Оценка за

1-й ответ

Оценка за

2-й ответ

Оценка за

3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Уровни школьной мотивации:

25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;

15–24 балла – средний уровень мотивации;

10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).

Экспертная оценка родителями Обработка результатов для родителей:

t1680078622aa.png Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально­-психологической адаптации детей:

 зона нормальной адаптации – 19–30 баллов;

 зона неполной адаптации – 13–18 баллов;

 зона дезадаптация – 0–12 баллов.

Приложение 1. Распечатка

Имя Фамилия ____________________________________________Класс_____


2.t1680078622ab.png



t1680078622ac.png


t1680078622ad.gif 3.



























1. Тебе нравится в школе?

не очень

нравится

не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся








Экспертная оценка

адаптированности ребенка к школе

Уважаемые родители! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние вашего ребенка.

Ф.И. учащегося _________________________________________________ Класс _____________________

Показатели

Оценка
показателя
в баллах

Шкала 1. Успешность выполнения школьных заданий

Плохое усвоение программного материала по всем предметам

1

Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий

2

Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой

3

Небольшие помарки, единичные ошибки

4

Правильное безошибочное выполнение школьных заданий

5

Шкала 2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий

Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию

1

Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения

2

Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения

3

Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений

4

Ребенок работает легко, свободно, без напряжения

5

Шкала 3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий

Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого

1

Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого

2

Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам

3

Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого

4

Ребенок сам справляется со школьными заданиями

5

Шкала 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу

Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости)

1

Случаются проявления отрицательных эмоций:
- тревожность, огорчение, иногда страх;
- обидчивость, вспыльчивость, раздражительность

2

Иногда бывают проявления сниженного настроения

3

Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения

4

Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу

5

Шкала 5. Взаимоотношение с одноклассниками

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один. Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется

1

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт

2

Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами

3

Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

4

Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых

5

Шкала 6. Общая оценка адаптированности ребенка

Низкий уровень адаптированности

1

Уровень адаптированности ниже среднего

2

Средний уровень адаптированности ребенка

3

Уровень адаптированности выше среднего

4

Высокий уровень адаптированности

5







Приложение 2. Инструкция

Рисунки

Инструкция: Ребята сейчас мы с вами будем знакомиться и все, чему вы научились приду в школу вы покажите на бланке, которой я вам раздала. Ваша задача внимательно слушать меня и приступать к выполнению задания строго после моей команды. Работать будем все вместе. На выполнение каждого задания будет отведено определенное количество времени. Посмотрите внимательно на лист, который я вам сейчас раздала. Работаем исключительно простым карандашом. Приготовьте пожалуйста его. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Приготовились.

Слушайте внимательно.

Инструкция: здесь нарисованы два узора. Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Сначала продолжите первый узор, кто закончил, положите карандаш и покажите , что выполнили работу. Закончили. А теперь приготовились выполнять второй узор, также не отрывая руки до конца строчки. Кто выполнил задание, положите карандаш на стол, чтобы я видела, что вы сделали задание».

Приготовились. Берите карандаш и начинайте работать.

Психолог наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей, прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Рекомендуется при выполнения любого задания, это успокоить и подбодрить первоклассника, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. Ты справишься с заданием, ты это знаешь и умеешь. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.

Лесенка

Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Кактус

Инструкция: ребята перед вами белый лист бумаги, все вы видели цветок такой как кактус и представляете его, я вас попрошу сейчас нарисовать кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При проведении диагностики учащимся выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.