Программа работы кружка «ЛЕГО-мастерская»
Программа кружка дополнительного образования «ЛЕГО-»
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Развитие ребенка дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Сегодня мы рассмотрим одну из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду, ею является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
ЛЕГО-педагогика одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.
ЛЕГО-технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:
-позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)
-дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), а также способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Пояснительная записка
Конструирование – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа «ЛЕГО – умельцы» реализует интеграцию образовательных областей и разработана в соответствии с ФГОС. Программа рассчитана на 1 года обучения с детьми старшей и подготовительной к школе группы (5-7лет). Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Тематический план дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитан на период с октября по апрель. Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели, 24 занятий в год. Курс LEGO-конструирования является отличным началом для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-конструирования с применением компьютерных технологий.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Новизна заключается:
В создании условий для развития познавательной, творческой
активности дошкольников через применение технологии ЛЕГО конструирования. (создание ЛЕГО –центра);
2. Опыт направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству;
3. Внедрение новой культурной образовательной практики
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Практическая значимость:
Конструктор-ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.
Данный опыт направлен на учет образовательных потребностей контингента воспитанников ДОУ, включая Детей с особыми образовательными потребностями.
Активное использование ЛЕГО -Конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Принципы построения программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Цель: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
1. развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
2. Развивать конструктивные навыки, творческие, познавательно
интеллектуальные способности воспитанников средствами технологии ЛЕГО -конструирования.
3. совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Создать единое социально–образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
ЛЕГО –центр создан для эффективной организации образовательной и досуговой деятельности по ЛЕГО –конструированию,
Планирование мероприятий осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием в ДОУ.
Содержание педагогического процесса
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей программе «ЛЕГО-умельцы» использую разнообразные методы и приемы.
Методы |
Приёмы |
Наглядный |
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный |
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов - зрительных и тактильных, для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный |
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический |
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный |
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный |
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой |
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый |
Решение проблемных задач с помощью педагога. |
В начале, с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Структура организации образовательной деятельности (ООД)
Первая часть – это упражнение на развитие логического мышления.
Вторая часть – конструирование.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Ожидаемый результат реализации программы:
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Форма представления результатов
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
Выставки по LEGO-конструированию;
Конкурсы, соревнования, фестивали.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Месяц |
Количество часов |
|
1 |
Знакомство с ЛЕГО |
Октябрь |
45 мин |
|
2 |
Строим забор |
|
1 час |
|
3 |
Будка для щенка |
1 час |
||
4 |
Свободная тема. Творческое конструирование по замыслу детей. |
|
1 час |
|
5 |
Ферма и домик фермера |
Ноябрь |
1 час |
|
6 |
Ферма и домик фермера |
1 час |
||
7 |
Свободная тема. Творческое конструирование по замыслу детей. |
1,5 часа |
||
8 |
Транспорт |
Декабрь |
1 час |
|
9 |
Специальный транспорт |
50 мин |
||
10 |
Заправочная станция. Гараж для машин. |
1 час |
||
11 |
Свободная тема. Творческое конструирование по замыслу детей. |
1,5 часа |
||
12 |
Строим дом |
Январь |
1 час |
|
13 |
Мебель для дома |
1 час |
||
14 |
Свободная тема. Творческое конструирование по замыслу детей. |
1,5 час |
||
15 |
Военная база |
Февраль |
1 час |
|
16 |
Военный транспорт |
1 час |
||
17 |
Свободная тема. Творческое конструирование по замыслу детей. |
1,5 часа |
||
18 |
Свободная тема. Творческое конструирование по замыслу детей. |
1,5 часа |
||
19 |
Рыцарский замок |
Март |
2 часа |
|
20 |
Портрет |
2 часа |
||
21 |
Воздушный транспорт, космос |
Апрель |
1 час |
|
22 |
Лунная база |
|
1 час |
|
23 |
Свободная тема. Творческое конструирование по замыслу детей. |
1,5 часа |
||
24 |
Подготовка к выставке. Наши работы. |
2 часа |
Список литературы
Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2014.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016.
Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2016.
Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 2014.
Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2015.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2016.