Программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного творчества «Азбука мастерства «Филигрань»

1
0
Материал опубликован 17 May 2019 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»


 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

кружка декоративно-прикладного творчества

«Азбука мастерства «Филигрань»


 

для обучающихся 7-14 лет

(3 года обучения)

Направленность – художесвенно-эстетическая

Автор - Козуб Галина Анатольевна, педагог-организатор, руководитель кружка декоративно-прикладного творчества «Азбука мастерства «Филигрань»

Донецк 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

Программа «Азбука мастерства «Филигрань» имеет художественно-эстетическую направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира учащихся.

Из года в год усиливается интерес к старинным видам женского рукоделия. Это массовое творчество, в котором народ выражал свои представления о культуре и обычаях наших предков. Умение делать вещи своими руками приносило особое удовлетворение. В наше время каждый ребенок стремиться быть не похожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше одеваться, учиться, выглядеть. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным особенностям и желаниям каждого ребенка. Занятия рукоделием помогут детям реализовать свои идеи.

Декоративно – прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности.

В работе с детьми можно организовать увлекательный процесс в мир народного творчества. 

В ходе кружковой работы обучающиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, «культуру творческой личности».

Программа составлена в соответствии с государственными и ведомственными нормативными документами:

- Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 (Постановление Народного совета Донецкой Народной Республики №I-233П-НС) (п.6 ч.3 ст.23, п.3 ч.17 ст.25, п.6 ч.2 ст.25, ст.72, п.2 ч.3 ст.81);

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016г. № 310;

- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей» от 19.01.2015 №8;

- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования детей» от 11.08.2015 №392;

- Устава Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка».

Цель и задачи направлены на: создание условий для развития личности ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к художественному вязанию, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Новизна

Новизна образовательной программы основана на комплексном подходе к подготовке учащегося «нового поколения», умеющего жить в современных условиях: компетентного, мобильного, интеллектуально развитого, с высокой культурой общения, через освоение различных видов декоративно-прикладного творчества.

Данная программа дает возможность не только изучить различные виды и техники декоративно-прикладного творчества, но и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне. А также нацеливает детей на ознакомление с различными профессиями (дизайнер, художник, текстильшик, конструктор – модельер, флорист и тд.).

Актуальность программы заключается в том, что сделанное собственными руками изделие (открытку, сувенир, игрушку) не увидишь ни у кого. И даже повторив понравившееся изделие из интернета – все равно получится индивидуальное изделие. А сколько радости доставят родным выполненные ребенком прихватка, салфетка, цветок! Все вещи хранят тепло детских рук, которые их создавали. Программа актуальна, поскольку в наше время разные виды творчества и декора находятся на пике моды. И это не удивительно. У человека всегда была потребность в создании чего- либо, то есть творческое самовыражение. У современных людей отпала необходимость самим шить одежду. Но, так или иначе, часто хочется придать обычным вещам индивидуальность. В этом как раз может помочь декор или декоративно- прикладное искусство. Каждый человек может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту. Каким видом рукоделия вы бы не занимались, любой вид творчества придает сил и энергии, помогает бороться со стрессом и сделать жизнь ярче! А задача педагога - пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность.

Педагогическая целесообразность

Программа раскрывает возможности и условия для развития творческой личности ребенка. Знакомит детей с различными видами рукоделия развивает интерес и внимание к окружающему миру, предметам. Обогащает знания о природе, позволяет воспитывать и развивать художественный и эстетический вкус, наблюдательность, восприятие, воображение, фантазии, т.е. те художественные способности ребенка, которые ему будут необходимы в собственной творческой декоративно – прикладной деятельности.

Отличительная особенность программы

Отличительной особенностью программы кружка декоративно-прикладного творчества «Азбука мастерства «Филигрань» является то, что работа строится на проявление интереса у детей к декоративно-прикладному творчеству, а это зарождающее чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Возраст детей

Программа ориентирована на разновозрастной коллектив – на детей 7-10 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

В группы принимаются дети с разными данными, с разным уровнем подготовки. Группы могут быть разновозрастными. Прием детей в группы без ограничений (достаточно склонности к этому виду творчества).

Сроки реализации образовательной программы

Программа обучения рассчитана на 1 год (подготовительный этап) – 36 часов.

Формы и режимы занятий

Учебные группы формируются в соответствии с уровнем подготовки, успеваемости ребенка. Основная форма обучения – коллективные занятия, на которых происходит формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений. Учебный процесс может быть ускорен или замедлен по отдельным его направлениям. Ритм обучения зависит от одарённости и способностей детей. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная работы, в связи с тем, что каждый учащийся имеет разный темп обучения и разный уровень подготовки. Таким образом, важнейшее требование к занятиям – дифференцированный подход к обучающимся с учетом их возрастных физических и психологических особенностей. Такая форма работы позволяет педагогу обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа работы, с учётом перечисленного, строить и проводить каждое последующее занятие. В процессе реализации программы используются коллективная и индивидуально–групповая работа.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий:

словесные (беседа, объяснения);

наглядные (показ видеоматериалов, иллюстрации, приемов исполнения, работа по образцу)

практические (тренировочные упражнения)

Методы в основе которых лежит уровень деятельности:

обьяснительно-иллюстративная

репродуктивные

Формы проведения занятий:

просмотр и обсуждение видеоматериалов, журналов мод;

участие в мини-выставках и итоговой выставке;

конкурсы, познавательные игры, викторины, экскурсии.

Режим занятий

Расписание составляется из расчета - 1 занятие в неделю (1 академический час). Количество учащихся в группах составляет 12-15 человек.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности

Ожидаемый результат

К концу первого года подготовительного этапа обучения учащиеся должны знать:

- названия материалов;

- виды декоративно – прикладного творчества;

- названия и назначение инструментов, используемых на занятиях

- приемы и правила работы с инструментами;

- различные виды творчества;

- основные приемы работы с бумагой, тканью, фетром;

- основы цветоведения и оформление несложных композиций;

и уметь:

-готовить рабочее место;

-различать материалы и инструменты, выделять существенные признаки;

-правильно пользоваться инструментами и материалами, соблюдая правила техники безопасности и личной гигиены;

-владеть основными техниками бумагопластики, шитья, декора;

-экономно использовать материал;

-изготавливать игрушки, открытки, украшения и другие изделия из различных материалов;

Способ определения результативности

В работе используются следующие методы отслеживания результативности:

педагогическое наблюдение;

педагогический анализ результатов анкетирования, участие воспитанников в мероприятиях, анализ активности обучающихся на занятиях;

мониторинг: анкетирование, самооценка воспитанника.

Виды контроля

В качестве формы контроля используется: начальный, текущий, промежуточный и итоговый.

Начальный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – упражнения, контрольные задания.

Текущий контроль происходит на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы. Формы оценки – устный опрос, собеседование с учащимися, игровые задания.

Промежуточный контроль происходит после изучения основных тем по программе. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения работ при организации мини-выставок, анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль теоретических знаний осуществляется с помощью тестов, опросников, игровых, творческих заданий. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Итоговый контроль. В конце каждого учебного года проводится итоговое занятие (выставка, конкурс, открытое занятие, демонстрация моделей, презентация работ), на котором анализируется работа кружка за текущий год, планируется деятельность на следующий учебный год.

Объектами контроля могут являться:

-знания, умения навыки, уровень и качество изготавливаемых изделий

-мастерство и техника исполнения творческих работ

-степень самостоятельности и уровень творческих способностей

Формы подведения итогов реализации программы

Уровень знаний и умений учащихся оценивается по результатам:

участия в конкурсах; участия в выставках и массовых мероприятиях различных уровней; презентации творческих работ.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 года обучения (начальный этап)

 

Тема

Кол-во часов

Всего

теоретические занятия

практические занятия

1.

Вступительное занятие

2

1

1

2.

Изделия из природного материала

5

1

4

3.

Работа с бумагой

8

1

7

4.

Основы декорирования

12

3

9

5.

Фетровые фантазии

12

1

10

6.

Работа с тканью

5

1

4

7.

Изготовление сувениров

25

8

17

8

Оформление выставок

2

2

-

8.

Итоговое занятие

1

-

1

 

Всего

72

18

54


 

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Подготовительный этап первого года обучения

 

Вступительная часть. Материалы и инструменты (1ч.)

Теоретические занятия. Организационные вопросы. Цели и задачи обучения. Правила поведения в рабочем кабинете. Показ образцов готовых сувениров, поделок. Знакомство с разными материалами: бумагой, тканью, фетром, лентами, паетками и т.д. Их использование и правильное применение.

Инструменты, используемые при работе. Правила безопасной работы с инструментами.

Раздел 2. Работа с бумагой

Торцевание. Беседа: Из истории торцевания. Инструменты и приспособления.

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Цветик-Семицветик»

Цветок розы. Беседа: Из истории бумаги. Инструменты и приспособления.

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Роза»

Раздел 3. Декупаж

Тема 3.1. Декупаж цветочного горшка.

Освоение техники «Декупаж». Инструменты и приспособления.

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Декупаж цветочного горшка»

Раздел 5. Мозаика

Яичная мозаика

Схема складывания. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления. Областьприменения.

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Букет в вазе»

Кинусайга (Лоскутная мозаика)

Беседа: Из истории лоскутной мозаики. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления. Заправка ткани.

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Бабочка»

Раздел 6. Топиарии

Кофейное дерево. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.

Выполнение творческого задания «Цветочное дерево»

Раздел 7. Фетровые фантазии

Совушка

Приемы выполнения основных швов. Инструменты и приспособления. Техника безопасности.

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Совушка».

Шляпка-Игольница

Приемы выполнения шляпки. Инструменты и приспособления.

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Шляпка-Игольница».

8.Итоговое занятие (1ч.)

Подведение итогов работы за учебный год. Организация выставки работ обучающихся. Задания на лето.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

 

п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теоретические

практические

1

Вводное занятие

3

1

2

2

Бумажная аппликация

12

3

9

3

Аппликация из ткани на бумаге

12

3

9

4

Новогодние и рождественские фантазии

 

36

3

33

5

Изготовление поздравительных открыток

15

3

12

6

Поделки из бумажных салфеток

21

3

18

7

Симметричное вырезание – особый вид поделок из бумаги

9

2

7

8

Изделия из гофрированной бумаги

15

2

13

9

Изготовление экспонатов на выставку.

18

 

18

10

Итоговое занятие

3

3

 

Всего

144

29

115

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Вводное занятие ( 3 часа)

Теория. Цель и содержание работы кружка. Инструменты и материалы. История изобретения бумаги. Свойства бумаги и основные приемы работы с ним. Демонстрация лучших моделей. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практика. Изготовление изделий из бумаги на свободную тему с целью проверки уровня подготовки детей.

 

2. Бумажная аппликация (12 часов)

Теория. Аппликация как вид декоративного изобразительного искусства. Методы и приемы изготовления аппликации. Образцы работ.

Практика. Изготовление предметно – декоративных (дом, грибок, кораблик, закладка, узор), силуэтных (птицы, рыбы, животные) и сюжетно-тематических (сказки, басни, пейзажи) аппликаций.

 

3. Аппликация из ткани на бумаге (12 часов)

Теория. История возникновения аппликации из ткани. Техника изготовления аппликации из ткани. Правила подбора цветовой гаммы и структуры ткани.

Практика. Изготовление аппликаций из ткани (ромашка, тюльпан, утенок, щенок, пейзаж).

4. Новогодние и рождественские фантазии (36 часов)

Теория. Новогодние и рождественские традиции. Виды украшений и игрушек для елки. Техники выполнения новогодних игрушек и сувениров.

Практика. Изготовление елочки, Деда Мороза, снеговика, снежинок, гирлянд и т.д.

 

5. Изготовление поздравительных открыток (15 часов)

Теория. Поздравительная открытка как знак внимания, уважения, любви. Различные виды и техники выполнения открыток.

Практика. Изготовление открыток к различным праздникам (ко дню 8-го Марта, дню рождения и т. д.).

 

6. Поделки из бумажных салфеток (21 часов)

Теория. Техника выполнения поделок и аппликаций из разноцветных бумажных салфеток.

Практика. Изготовление аппликаций: «Сердечко для любимой мамочки», «Кисть винограда»; игрушек – утенок, колобок, а так же по замыслу воспитанников.

 

7.Симметричное вырезание – особый вид поделок из бумаги (9 часов)

Теория. Симметричное вырезание – самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства из бумаги. Методы и приемы вырезания. Образцы.

Практика. Изготовление салфеток, гирлянд, орнаментов, снежинок. Создание декоративных панно по собственному замыслу воспитанников.

 

8. Изделия из гофрированной бумаги (15 часов)

Теория. Гофрирование бумаги. Образцы изделий из гофрированной бумаги.

Практика. Изготовление поделок, выполненных в технике гофрирования: цветы, бабочки, рыбки, птички, фонарики.

 

9. Изготовление экспонатов на выставку (18 часов)

Изготовление индивидуальных и групповых работ в одной или смешанных техниках на определенную тему или по собственному замыслу с демонстрацией изделий. Изготовление поделок для детского сада, школы-интерната.

 

10. Итоговое занятие (3 часа)

Подведение итогов работы за год. Выставка работ. Награждение лучших обучающихся. Задание на лето.

 

Прогнозируемый результат 2-го года обучения

 

Воспитанники должны знать:

- историю изобретения бумаги и его свойства;
- наиболее распространенные традиционные изделия из бумаги;
- виды аппликаций;
- основные правила при создании новых изделий из бумаги;
- правила техники безопасности.

Воспитанники должны уметь:

- использовать различные приемы и техники при изготовлении изделий
из бумаги;
- изготавливать шаблоны и трафареты;
- выполнять гофрирование бумаги;
- изготавливать поздравительные открытки к праздникам;
- умело подбирать цвета при отделке изделий;
- применять полученные знания на уроках в школе.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год обучения

 

 

 

 

 

Раздел, тема

Количество часов

всего

теоретические

практические

 

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Повторение материала прошлого года обучения

 

6

 

1

 

5

3

Бумажная пластика

 

15

 

2

 

13

4

Флористика

 

12

 

2

 

10

5

Картины из бумаги, тесьмы и пуговиц

15

2

13

6

Искусство изготовления поздравительных конвертов

 

15

 

3

 

12

7

Новогодние и рождественские поделки и сувениры

45

5

40

8

Панно из гофрированной бумаги (методом торцевания)

 

30

 

3

 

27

9

Панно из бумажных салфеток

27

3

24

10

От сердца к сердцу (изготовление «валентинок»)

15

3

12

11

Изготовление поделок из гофрированного картона

12

2

10

12

Изготовление экспонатов на выставку.

 

 

18

 

 

3

 

 

15

13

Итоговое занятие

3

3

-

Всего

216

45

171

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Вводное занятие (3 часа)

Теория. Обсуждение плана работы кружка на учебный год. Сообщения кружковцев о работе, проделанной за летний период. Оформление уголка кружковца. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Соревнование: кто больше и качественнее составит поделок за указанное время. Подведение итогов.

 

Повторение материала прошлого года обучения (6 часов)

Теория. Повторение приемов и методов изготовления аппликаций из ткани и бумаги, изделий из гофрированной бумаги и цветных салфеток.
Практика. Изготовление поделок по замыслу обучающихся.

Бумажная пластика (15 часов)

Теория. Различные приемы работы с бумагой: складывание, вырезание, плетение. Оригами. Полигональное моделирование.

Практика. Изготовление панно «Цветущая яблоня», «Ромашки», «Журавлик», «Ракета», «Месяц», «3Д открытка»

Флористика (12 часов)

Теория. Понятие «Флористика». Правила и последовательность изготовления аппликаций из засушенных растений. Практика. Изготовление аппликации «Воспоминание о лете», «Стрекоза», «Ангелочек», по замыслу воспитанников.

Картины из бумаги, тесьмы и пуговиц (15 часов)

Теория. Правила и последовательность изготовления картин.

Практика. Изготовление картин: «Кораблик», «Ваза с цветами», «Рыбки» и др.


6. Искусство изготовления поздравительных конвертов (15 часов)

Теория. Различные способы складывания и оформления конвертов. Практика. Изготовление конвертов к праздникам.

 

Новогодние и рождественские поделки и сувениры (45 часов)

Теория. Истоки новогодних и рождественских традиций. Украшения на елку. День святого Николая.

Практика. Изготовление сувениров и подарков к праздникам ( различные елочные украшения, сувениры к Рождеству и дню святого Николая)

 

Панно из гофрированной бумаги (методом торцевания) (30 часов)

Теория. Правила и последовательность выполнения панно в технике торцевания.

Практика. Выполнение панно методом торцевания: «Солнышко», «Лебедь», «Котенок» по замыслу воспитанников.

 

Панно из бумажных салфеток (27 часов)

Теория. Правила и последовательность выполнения панно из цветных бумажных салфеток.

Практика. Изготовление панно «Сердечко для любимой мамочки», «Колобок», по замыслу воспитанников.

 

От сердца к сердцу (изготовление валентинок) (15 часов)

Теория. История празднования дня святого Валентина.
Практика. Изготовление различного вида валентинок.

Изготовление поделок из гофрированного картона (12 часов)

Теория. Различные техники выполнения поделок из гофрированного картона.

Практика. Изготовление игрушек из гофрированного картона: «Котенок», «Чебурашка», «Тюльпан» и др.

12.Изготовление экспонатов на выставку. Общественно полезный труд (18 часов)

Практика Изготовление индивидуальных и групповых выставочных работ в одной или нескольких техниках конструирование из бумаги (отдельные изделия или групповые сюжетные композиции по замыслу или на указанную тему). Творческий отчет обучающихся в своих детско-юношеских клубах с демонстрацией изделий. Изготовление наглядности для помещений клуба.

 

13. Итоговое занятие (3 часов).

Подведение итогов работы за год, награждение лучших работ. Задание обучающимся на лето.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации данной программы используются следующие виды методического обеспечения.

Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:

• фотоматериалы по разделам занятий;

• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);

• литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей;

• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);

• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.)

Материально-техническое обеспечение

дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:

• учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, школьной (магнитной) доской; шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Материалы:

-бумага, бумага цветная, скрап-бумага, гофрированная бумага, картон, салфетки, джут, декоративная салфетка

-лоскутики ткани, фетр

-яичная скорлупа,

-цветочный горшок,

-игла швейная, ножницы, клей.

Инструменты и приспособления:

- булавки, крючки, иголки, катушки;

- шило, ножницы, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, кольца, шаблоны;

- линейки, карандаши, клей ПВА, силиконовый клей.

Информационно-методическое обеспечение

Организационно-технические условия: кабинет, оснащенный столами, стульями, шкафами для демонстрации выполненных работ.

Оборудование:

Шерстяные нитки разных цветов

Атласные ленты 12. Фетр

Картон 13.

Скрап-бумага 14.

Бумага цветная 15.

Яичная скорлупа 16.

Ножницы, клей(ПВА-М, силиконовый, «Дракон») 17.

Картон цветной, белый 18.

Гофрированная бумага 19.

Декоративная салфетка

Цветочный горшок

Фетр

Салфетки

Канва

Игла швейная

Поролон

Краски

Лоскутики материала

Пенопласт

Дидактический материал: иллюстрации, инструкции, схемы выполнения изделий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально-культурной деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов

Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель». -288с.

Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс. – 176с. – (Методика).

Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение. – 176 с.: ил.

Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение. – 112с.

Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо. – 160с., ил.

Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет». – 240с.+вкл.

Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

Интернет-ресурсы:

http://stranamasterov.ru

http://www.encyclopedia.ru/

 

Приложение 1

Примерный конспект занятия

Содержательная линия – декоративно-прикладная

Тема: «Многообразие видов роз»

Цель: формирование творческого мышления, создание условий для самореализации обучающихся, обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Ожидаемый результат:

Личностные: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в раздаточных карточках, правила безопасной работы с проволокой, силиконовым клеем, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.

Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; понимать информацию, представленную в карточках в различных формах.

Метапредметные:

познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в карточках; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов, схем, рисунков) в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные – научатся задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, сверстников; получат возможность научится оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

регулятивные - научатся принимать и сохранять поставленную задачу, работать с технологическими картами; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с педагогом и сверстниками

Тип занятия: объяснение нового материала

Вид художественной деятельности: декоративно-прикладное искусство

Терминологический словарь: бумага, бумагопластика, выкройка, гофрированная бумага, деталь, клей, конверты с карточками, крепированная бумага, ножницы, образец, полоска бумаги, проволока, прямоугольник, рамка с подложкой, скрутка посредине, стейп-лента (флористическая лента), схема, центр, шаблон.

Обеспечение, материалы: музыкальный центр с аудио записями о Донецке, бумага А4 (фон создаваемой картины), рамка с подложкой (21 х 30 см), крепированная бумага (черного и зеленого цвета), гофрированная бумага (красного и синего цвета), проволока, стейп-лента (зеленого цвета), силиконовый клей, карточки-цифры от 1 до 4 (для жеребьёвки), конверты с карточками, образец готовой картины «Многообразие видов роз»,

Художественно – педагогические технологии: технология «мозаика», технология здоровьесберегающего обучения.

ПАЛИТРА ЗАНЯТИЯ


 

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на занятии

Универсальные учебные действия

Промежу-точный контроль

 

1. Организационный момент

(1-2 мин)

Организация самоопределения обучающихся к деятельности на занятии

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к занятию. Отмечает отсутствующих.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к занятию.

Фронтальная

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на занятии.

Устные ответы

 

2.

Постановка задачи (5-10 мин)

Эмоциональная, психологическая, актуализация опорных знаний, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

В предыдущих занятиях вы знакомились с элементами формирования лепестков для тюльпана. Получили представления о создании цветка. Подводит обучающихся к цели занятия и ставит задачи. Сегодня вы создадите картину из цветов на основе уже выученных лепестков. Прошу вас объединиться в группы по выбранным карточкам-цифрам на моем столе. Обратите внимание, у нас есть столы с номерами. Прошу занять места за столами согласно выбранным цифрам. У вас на столах лежат конверты с частями мозаики. Соберите мозаику и узнаете эскиз вашей будущей картины. Каждый участник команды выбирает понравившийся фрагмент-мозаики и обязан основательно его изучить, стать «экспертом» по данному вопросу. После того, как «эксперты» индивидуально поработали над своими заданиями, организуются «встречи экспертов»: малые группы временно распадаются, и эксперты, изучающие один и тот же вопрос, но относящиеся к разным малым группам, сходятся вместе, коллективно обсуждают свой вопрос, выясняют трудные места, при необходимости получают консультацию учителя. Затем «эксперты» расходятся по своим группам. В каждой группе «эксперты» последовательно выполняют определенное задание на своей части мозаики.

Слушают педагога,

беседуют с педагогом, общаются между собой.

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленные задачи

Устные ответы

 

3. Освоение нового материала

(15 мин + 5 мин)

Работа с карточками-заданиями. Просмотр видеороликов о розе [Интернет-ресурсы 3, 4, 5], прослушивание песен о Донецке.

Подсказывает группе «экспертов» как выполнить необходимую часть заданий (при необходимости), контролирует правильность выполнения всех этапов создания картины.

Работают с карточками-заданиями, на слайдах презентации. Рассматривают видеоролики о розах и прослушивают песни о родном крае. Делятся впечатлениями

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать педагога, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять поставленную задачу занятия, ориентируются в схемах (инструкциях).

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относятся к чужому труду.

Устные ответы

 

Исследовательское задание

Задания указаны на карточках- пазлах (Приложение 1)

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод

Проводят исследование, в сотрудничестве с педагогом и сверстниками, находят решения поставленной задачи; делают вывод

Индивидуальная или групповая

Познавательные: умеют выявлять особенности материала в процессе её рассмотрения; формулировать выводы.

Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с педагогом и сверстниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Устные ответы

 

Словесно-иллюстративный рассказ «Символика Донецкой народной республики». Работа с карточками-пазлами.

Рассказывает о значениях цветовой гаммы флага ДНР, технологии сборки картины.

Работают с карточками, анализируют информацию. Рассматривают образцы. Делятся впечатлениями

Индивидуальная или групповая

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать сверстников, педагога.

Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных видов бумаги в процессе их рассмотрения, делать выводы.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют поставленную задачу

 

 

Физкультминутка(5 мин)

Проводит физкульт-минутку: разминка для кистей рук, глаз и шеи.

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

 

 

4. Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону.

(8 мин + 24 мин + 5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Организация рабочего места

 

Практическая работа

 

 

 

 

 


 


 


 

Практическая работа

 

Проверяет организацию рабочего места

Оформление роз разных цветов (черные, синие, красные).

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает обучающимся, испытывающим трудности в процессе деятельности


 

Создание листочков, терриконов.

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Организуют рабочее место

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

Индиви-дуальная

 

Индиви-дуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Индиви-дуальная

 

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные: ориентируются в предложенных схемах, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на занятии, на соблюдение правил поведения

 

 

 

Практическая работа

Сравнительный анализ качества собранных картин.

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе

Выполняют задание

Индиви-дуальная

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные: ориентируются в предложенных схемах, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на занятии, соблюдение правил поведения

 

 

 

АРТ- ПРАКТИКА

5.Проверка учебных достижений.

(итог урока 9 мин -11 мин + 5 мин)

Обобщение полученных на занятии сведений, оценивание результатов работы

В процессе анализа работы педагог организует беседу по вопросам:

1) Какой цветок считают символом нашей столицы?

2) Какие цвета присутствуют на флаге Донецкой Народной Республики?

3) Какое значение цветов на флаге?

Рассматривают итоги практических работ, оценивают их

Фронтальная

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду сверстников

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценива-ние работы обуча-ющихся на занятии. Устные ответы

 

 

Домашнее задание. Уборка рабочих мест (5 мин)

На выбор: подобрать красивое стихотворение о родном крае или сочинить собственное стихотворение или создать новую композицию на основе цветов – роз.

Слушают педагога

Индиви-дуальная

 

 

 


 


 

 

Изделие по итогам занятия «Многообразие видов роз»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации