12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сальникова Светлана Владимировна109 |
Программа кружка внеурочной деятельности для учащихся 9-х классов: "Английский язык в теории и упражнениях"
Программа кружка внеурочной деятельности для учащихся 9-х классов:
"Английский язык в теории и упражнениях"
Ступень обучения 9 класс.
Количество часов 68. Уровень базовый.
Программа разработана на основе учебно-методической литературы.
Продолжительность освоения – 1 год.
Возрастной диапазон освоения программы – 15-16 лет.
Цель курса: создать условия для расширения и углубления знаний по английскому языку, продолжить формирование умений выполнять тестовые задания разного уровня сложности, содействовать развитию приемов интеллектуальной и практической деятельности, способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности обучаемых, помочь им разобраться с наиболее сложными заданиями и узнать объективный уровень своих знаний.
Данный курс нацелен на реализацию личностно-ориентированного коммуникативного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку. В связи с происходящими изменениями в общественных отношениях, средствах коммуникации (использования новых информационных технологий) большое значение придается уровню владения иностранным языком.
Необходимость введения данного курса обусловлена введением экзамена в форме ОГЭ. Программа ориентирована на подготовку обучающихся к тестовой форме выпускного экзамена по английскому языку в рамках ОГЭ, а также устной его части.
Особый акцент в программе сделан на использование аутентичных текстов разных жанров, материалов Интернета, современной прессы, на ознакомление с демонстрационными вариантами ОГЭ и изучение теоретических основ грамматики языка, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по английскому языку.
Приоритетные задачи курса:
• повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, чтения и письма, аудирования, которые входят во все основные части экзамена;
• ознакомить учащихся с экзаменационным форматом;
• развивать гибкость мышления, способность ориентироваться в типах экзаменационных задания;
• сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий;
• научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
• развивать творческий потенциал учащихся.
Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов по иностранным языкам.
Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов, планирующих сдавать экзамен по английскому языку в предложенном формате. Занятия будут проходить 2 разf в неделю.
Курс может быть расширен за счет привлечения дополнительного материала для проведения тренингов или сокращен за счет уменьшения времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей подготовке учащихся. Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся.
Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ОГЭ, требующего обобщения и систематизации полученных знаний и умений.
В ходе работы осуществляется как текущий контроль, позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий после каждого занятия), так и итоговый - по окончании курса.
Образовательные задачи
При обучении аудированию - закрепить навыки восприятия на слух английской звуковой речи, ускорить усвоение современной английской лексики.
При обучении говорению - развитие и совершенствование у обучаемых умений, которые обеспечивают общение с одним собеседником и целой группой людей, при этом речевая реакция носит характер диалогического и монологического высказывания.
При обучении чтению - коррекция фонетико-орфографического курса, обучение современному произношению, овладение важнейшей тематикой общеупотребительной лексики, обучение основам практической грамматики современного английского языка в системном изложении, ознакомление с грамматическими явлениями, необходимыми для практического общения.
При обучении письму - ознакомление с образцами открыток, личных писем, эссэ, усвоение обширного языкового материала, необходимого при составлении собственных писем, оформление и написание открытки, личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения на английском языке.
Воспитательные и развивающие задачи
1. Создание благоприятного психологического климата как важнейшего условия общения и речевого партнерства.
2. Формирование ценностей межличностных отношений, ценностей творчества как результат коммуникативной, эмоциональной и интеллектуальной деятельности учащихся.
3. Создание условий для личностно-ориентированного учебного процесса дифференциации содержания обучения старшеклассников с целью построения ими индивидуальных образовательных программ, использование инициативы при организации различных методов и средств обучения.
4. Расширение возможности социализации учащихся.
5. Создание условий для удовлетворения потребностей каждого ученика в самоактуализации и самовыражении.
Программа направлена на развитие всех видов коммуникативной деятельности: аудирования, говорения (монологическая и диалогическая речь) и чтения.
В содержание учебного курса включены такие компоненты как:
• сфера коммуникативной деятельности, ситуации, темы;
• специальные умения, характеризующие уровень практического владения английским языком как средством обучения;
• технические навыки чтения и письма;
• новейшие приемы ведения переписки;
• практические упражнения;
Умения и навыки, формируемые данным курсом
• Понимание на слух и извлечение необходимой информации из услышанного, понимание основного и полного содержания услышанного;
• Анализ и понимание письменной корреспонденции, написание открытки, короткого сообщения, личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения;
• Чтение и извлечение необходимой информации из аутентичного текста, представленной в виде оценочных суждений, описания, аргументации, понимание основного и полного содержания прочитанного;
• Самостоятельное творчество в форме монологического высказывания по предложенной речевой ситуации;
• Участие в беседе, диалогах;
• Умение обмениваться фактической информацией и принимать решение на основе полученной информации;
• Умение обмениваться оценочной информацией и как результат обсуждения достигать договоренности с собеседником;
• Применение знаний на практике.
Методическое обеспечение
Данный курс включает: комплекс учебных пособий, справочники, аудиоматериал на компакт - кассетах и дисках по современному английскому языку, фонетические таблицы (сводка международных знаков, фонетической транскрипции, основные правила чтения английских гласных и согласных, их сочетаний), грамматический комментарий и сводные грамматические таблицы, справочный комментарий по речевому этикету.
Данный курс является дополнительным компонентом к учебно-методическим комплектам по английскому языку, ориентирован на некоторые виды контроля знаний, умений и навыков обучающихся, знакомит их с новыми формами контроля, такими как:
- установление смысловых соответствий в заданиях на аудирование и чтение;
- словообразование;
- письменные задания, ограниченные рамками стиля и объема;
- поддержание беседы и оценка ситуации.
Технология и методы проведения занятий
Для повышения уровня образования учащихся предусматривается лекционная форма, обобщающие занятия, практические занятия, выполнение самостоятельных работ, творческие задания, тестирование и т.д. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают модульные занятия кружка, занимаются самостоятельно.
Каждое занятие является практическим и начинается с обзора лексико - грамматического материала, который может быть сделан как учителем, так и самими учащимися. Затем учащиеся приступают к выполнению практических заданий в экзаменационном формате разнообразных по форме и сложности, направленных на повторение и закрепление пройденного материала.
Обобщение лексического материала тесно связано с отрабатываемым грамматическим материалом, что способствует повторению и автоматизации навыков употребления ранее пройденных структур.
Отработка лексического материала проводится в следующей последовательности:
• тематическая лексика, вызывающая наибольшие трудности и предъявляемая при помощи сравнения значений;
• фразовые глаголы;
• устойчивые словосочетания;
• речевые образцы и словообразование.
Отработка раздела «Аудирование»
1. Разминка – имеет цель введения и погружения в тему.
2. Отработка тематической лексики.
3. Развитие навыков аудирования. Данный блок предлагает работу над различными типами заданий и совершенствованием навыков аудирования. Здесь же учащимся предлагаются практические советы и рекомендации по технике выполнения экзаменационного задания.
На каждом из этапов работы особое внимание уделяется работе над лексико-грамматическими структурами, необходимыми для успешного достижения цели.
Отработка раздела «Чтение»
1. Разминка – имеет цель введения и погружения в тему.
2. Развитие навыков чтения. Данный блок предлагает работу над совершенствованием различных видов чтения. Здесь же учащимся предлагаются практические советы и рекомендации по технике выполнения экзаменационного задания.
3. Практические задания по чтению. На данном этапе учащиеся выполняют упражнения на развитие умений и навыков различных видов чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое.
На данном этапе ведется работа над совершенствованием тех грамматических структур, знание которых поможет учащимся справиться с текстом любой сложности.
Отработка раздела «Письмо»
1. Разминка – имеет цель введения и погружения в тему.
2. Развитие навыков письма. Данный блок предлагает работу над совершенствованием различных жанров письма. Здесь же учащимся предлагаются практические советы и рекомендации по технике выполнения экзаменационного задания.
3. Практические задания по письму. Практическая работа над письменными заданиями разных жанров и стилей.
В данном модуле особое внимание уделяется работе над теми грамматическими структурами, которые, как правило, используются в письменных сообщениях.
Работа в рамках модуля «Письмо» направлена на развитие у учащихся способности создавать различные типы текстов, написание личных и официальных писем.
Отработка раздела «Говорение» предполагает совершенствование навыков чтения, диалогической речи и монологической речи в рамках следующих тем:
Взаимоотношения в семье
Взаимоотношения с друзьями и в школе
Внешность и характеристики человека
Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение театра, кинотеатра, дискотеки, кафе). Молодежная мода
Покупки. Карманные деньги
Переписка
Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены
Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи)
Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру
Путешествие по странам изучаемого языка и по России
Технический прогресс
Глобальные проблемы современности
Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет)
Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни
Литература для учителя
Данный курс составлен в соответствии с требованиями к содержанию программ внеурочной деятельности.
Курс разработан на основе пособия Е.А. Фоменко «Английский язык. Подготовка к ОГЭ» Ростов-на-Дону: Легион, 2019 г.
Е.А. Фоменко «Английский язык. Тренинг навыков устной речи» Ростов-на-Дону: Легион, 2019 г
Литература для обучающихся
Е.А. Фоменко «Английский язык. Подготовка к ОГЭ» Ростов-на Дону: Легион, 2019 год
Демоверсии сайта ФИПИ 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 и 2020 года
Тренировочные работы Статград
Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.
Ожидаемые результаты
Главным результатом данного курса является готовность учащихся к сдаче экзамена в формате ОГЭ. К концу данного курса учащиеся также обобщили и закрепили лексико-грамматический материал и отработали определенные умения и навыки.
Формы контроля
На протяжении всего курса будет осуществляться текущий, периодический и итоговый контроль по аудированию, чтению, письму и говорению.
Здоровьесберегающие технологии
1) Наличие заданий, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
2) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
Содержание
1. Аудирование:
Понимание на слух основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера в рамках изучаемых тем (прогноз погоды, объявления, программы теле- радиопередач, интервью, репортажи, фрагменты радиопередач.
Выборочное понимание на слух необходимой информации в объявлениях, информационной рекламе, значимой / запрашиваемой информации из несложных аудио- и видеотекстов.
Полное понимание текстов монологического и диалогического характера в наиболее типичных ситуациях повседневного и элементарного профессионального общения
2. Чтение:
Понимание основного содержания сообщений, несложных публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы
Полное и точное понимание информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы
Выборочное понимание необходимой / интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Понимание структурно-смысловых связей текста.
3. Грамматика и лексика
Употребление видовременных форм глагола страдательного и действительного залога
Сложноподчинённые предложения.
Все типы условных предложений
Фразовые глаголы.
Модальные глаголы и их эквиваленты.
Предлоги места и направления.
Согласование времён. Косвенная речь.
Словообразование.
4. Письмо
Написание личного письма с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, с изложением новостей, рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни, с выражением своих суждений и чувств, описанием планов на будущее и расспросе об аналогичной информации партнера по письменному общению.
Описание событий / фактов / явлений, в том числе с выражением собственного мнения / суждения
В результате прохождения программного материала обучающийся
должен иметь представление:
1) об основных подходах и приемах выполнения экзаменационных заданий;
2) о правилах заполнения бланков ответов;
3) о работе с инструкциями перед заданиями;
должен знать:
4) спецификацию экзаменационной работы по английскому языку;
5) требования к процедуре проведения ОГЭ;
должен уметь:
6) понимать на слух иноязычную речь;
7) читать аутентичные тексты разных жанров;
8) построить письменное и устное высказывание в соответствии с планом;
9) написать письмо личного характера;
должен владеть:
10) знаниями видовременных форм английского глагола, неличных форм глагола и других разделов практической грамматики.
При отборе материала учитывалась потребность обучающихся в разнообразных по тематике и жанрам текстах для чтения и аудирования, способствующих повышению мотивации, а также в заданиях, направленных на совершенствование письменной речи различных жанров и стилей.
Календарно - тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Дата | |
Модуль « Аудирование» | | | ||
1 | Стратегии выполнения задания. Критерии оценивания | 1 | сентябрь | |
2 | Тексты с заданием на установление соответствия | 1 | сентябрь | |
3 | Тексты с заданием на установление соответствия | 1 | сентябрь | |
4 | Тексты с заданием на выбор одного правильного ответа из трёх предложенных | 1 | сентябрь | |
5 | Тексты с заданием на выбор одного правильного ответа из трёх предложенных | 1 | сентябрь | |
6 | Работа с текстами, состоящими из шести высказываний | 1 | сентябрь | |
7 | Работа с текстами, состоящими из шести высказываний | 1 | сентябрь | |
8 | Работа с текстами диалогического характера | 1 | сентябрь | |
9 | Работа с текстами монологического характера | 1 | октябрь | |
10 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | октябрь | |
Модуль «Чтение» | | | ||
11 | Стратегии выполнения задания. Критерии оценивания | 1 | октябрь | |
12 | Тест на установление соответствия | 1 | октябрь | |
13 | Тест на множественный выбор из предложенных вариантов | 1 | октябрь | |
14 | Тест на заполнение пропусков | 1 | октябрь | |
15 | Тест на выбор множественных соответствий | 1 | октябрь | |
16 | Тест на установление структурно-смысловых связей | 1 | ноябрь | |
17 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | ноябрь | |
18 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | ноябрь | |
19 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | ноябрь | |
20 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | ноябрь | |
Модуль «Грамматика» | | | ||
21 | Активный залог. Употребление правильных глагольных форм | 1 | ноябрь | |
22 | Пассивный залог. Употребление правильных глагольных форм | 1 | ноябрь | |
23 | Модальные глаголы и их эквиваленты. Фразовые глаголы | 1 | декабрь | |
24 | Прямая и косвенная речь | 1 | декабрь | |
25 | Сослагательное наклонение. Условные предложения | 1 | декабрь | |
26 | Множественное число имён существительных. Употребление артикля | 1 | декабрь | |
27 | Степени сравнения прилагательных | 1 | декабрь | |
28 | Разряды местоимений. Числительные: количественные и порядковые | 1 | декабрь | |
29 | Типы сложноподчинённых предложений | 1 | декабрь | |
30 | Тренировочные задания по грамматике | 1 | декабрь | |
Модуль «Лексика» | | | ||
31 | Словообразование. Суффиксы существительных | 1 | январь | |
32 | Словообразование. Суффиксы прилагательных и наречий | 1 | январь | |
33 | Словообразование глаголов, наречий и существительных | 1 | январь | |
34 | Устойчивые словосочетания и речевые образцы | 1 | январь | |
35 | Учебно-тренировочное занятие. Восстановление в тексте пропущенных слов | 1 | январь | |
36 | Учебно-тренировочное занятие. | 1 | январь | |
37 | Учебно-тренировочное занятие. | 1 | январь | |
38 | Учебно-тренировочное занятие. | 1 | февраль | |
Модуль «Личное письмо» | | | ||
39 | Стратегии выполнения задания. Критерии оценивания писем | 1 | февраль | |
40 | Требования к оформлению личного письма. Структура личного письма | 1 | февраль | |
41 | Письмо с извинениями. Письмо-приглашение | 1 | февраль | |
42 | Письмо-просьба. Благодарственное письмо | 1 | февраль | |
43 | Письмо-поздравление. Письмо-информация | 1 | февраль | |
44 | Письмо-запрос. Письмо-жалоба | 1 | февраль | |
45 | Письмо с просьбой о приёме на работу | 1 | февраль | |
46 | Учебно-тренировочное занятие. Личное письмо | 1 | март | |
47 | Учебно-тренировочное занятие. Личное письмо | 1 | март | |
48 | Учебно-тренировочное занятие. Личное письмо | 1 | март | |
49 | Учебно-тренировочное занятие. Личное письмо | 1 | март | |
Модуль «Говорение» | | | ||
50 | Стратегии выполнения задания. Критерии оценивания. Структура | 1 | март | |
51 | Требования к выполнению задания по чтению. Тренировочные задания | 1 | март | |
52 | Тренировочные задания по чтению | 1 | март | |
53 | Тренировочные задания по чтению | 1 | март | |
54 | Диалогическая речь. Ответы на вопросы. Тренировочные задания | 1 | апрель | |
55 | Тренировочные задания на развитие диалогической речи | 1 | апрель | |
56 | Тренировочные задания на развитие диалогической речи | 1 | апрель | |
57 | Монологическое высказывание. Совершенствование навыков говорения | 1 | апрель | |
58 | Тренировочное занятие на совершенствование навыков монологической речи | 1 | апрель | |
59 | Тренировочное занятие на совершенствование навыков монологической речи | 1 | апрель | |
60 | Тренировочное занятие на совершенствование навыков монологической речи | 1 | апрель | |
61 | Учебно-тренировочное занятие по говорению. | 1 | апрель | |
62 | Учебно-тренировочное занятие по говорению. | 1 | май | |
63 | Учебно-тренировочное занятие по говорению. | 1 | май | |
64 | Учебно-тренировочное занятие по говорению. | 1 | |
65 | Учебно-тренировочное занятие. | 1 | май |
66 | Учебно-тренировочное занятие. | 1 | май |
67 | Учебно-тренировочное занятие. | 1 | май |
68 | Учебно-тренировочное занятие. | 1 | май |
Итого: 68 учебных часов