12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Татьяна Валерьевна501
Россия, Костромская обл.
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
2

Программа кружка «Юный лесничий Костромской земли» 8-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

городского округа город Мантурово

Костромской области
















Программа кружка

«Юный лесничий Костромской земли»

8-9 класс











Автор программы: Смирнова Татьяна Валерьевна,

учитель биологии и географии

высшей квалификационной категории



п. Октябрьский

2020 год

Пояснительная записка

Согласно действующему учебному плану, программа кружка для 8-9 классов предусматривает обучение в объёме 1 час в неделю (общее количество часов – 34 ч.)


Охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природой. Последнее время всё больше и больше уделяется внимание лесному хозяйству, охране и защите леса, возобновлению лесных насаждений и возрождению школьных лесничеств и изучению родного края.

Актуальность и практическая значимость. Необходимость разработки данной программы определяется специализацией сельского поселения.

Посёлок Октябрьский – самый крупный посёлок Мантуровского района, где хорошо развита лесная и перерабатывающая промышленность. На территории посёлка функционируют крупное лесное предприятие ЗАО «ЗИЛ-Лес», несколько частных пилорам, а также участковое лесничество на базе посёлка Октябрьский.

На базе нашей МБОУ Октябрьская СОШ сформировано школьное лесничество «Зелёный мир». Школьное лесничество – трудовое объединение обучающихся, организуемое в целях воспитания у обучающихся любви и бережного отношения к природе, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии и других естественных наук.

Задачами школьного лесничества являются: оказание помощи предприятиям, организациям и учреждениям, ведущим лесное хозяйство, в проведении мероприятий по охране лесов; участие в посадке и посеве леса, выращивании посадочного материала, сборе семян древесных и кустарниковых пород, привлечение обучающихся к опытнической и исследовательской работе. Работа в школьном лесничестве требует от учащихся лесоводческих знаний и умений. Данный кружок вводится для того, чтобы учащиеся имели запас теоретических и практических знаний по лесу, лесоводству и лесоведению. Авторская программа кружка сочетает в себе теоретическое и практическое обучение.

Программа предполагает тесную связь таких учебных дисциплин, как биология и экология. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы. Знания и умения, приобретенные учащимися при изучении данного факультатива, могут быть ими использованы при выполнении различных работ в лесу, теплицах и питомнике. Программа поможет учащимся также сформировать знания о животном и растительном мире Костромской области. Изучение данного материала будет также способствовать подготовке учащихся к олимпиадам по лесоводству, к региональному конкурсу лесоводов и конкурсу «Юный лесничий школьного лесничества». Материал кружка актуален для учащихся лесного поселка, многие из которых планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля.

Необходимо развивать и реализовать систему подготовки учащихся, которая путём интеграции учебного и воспитательного процесса воспитывает в детях готовность остаться сельскими жителями, а также воспроизводить и развивать специфические производственные отношения на селе.


Цель курса: формирование знаний по лесоведению, лесоводству и охране природы на территории Костромской области

Задачи:

формирование у учащихся основ знаний по экологии леса и специальных лесоводческих знаний;

формирование представлений о лесоведении как науке, о природе леса и выращивании высококачественной древесины, о деятельности лесного хозяйства;

формирование знаний о животном и растительном мире Костромской области;

формирование знаний об охране природы, особо охраняемых территориях

Костромской области;

формирование умений осуществлять на практике мероприятия, по сбережению и приумножению лесного богатства, сохранению и усилению защитных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса.

воспитание у учащихся бережного, экологически и экономически обоснованного социально активного отношения к природе.

При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы и методы учебной деятельности учащихся.

Результаты изучения:


Личностные результаты:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель Костромской области);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.


Предметные результаты:

- формировать представление о лесоведение и лесоводстве, о роли леса в природе и жизни человека, о лесных богатствах Костромской области, о свойствах лесных сообществ, о географических, экологических, биологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формировать умения и навыки использования разнообразных географических, биологических и экологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- формировать представление об особо охраняемых природных территориях Костромской области, об особенностях экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

определять роль в природе различных групп организмов.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты курса основаны на формировании универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.


Познавательные УУД:

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)



Ведущие методы:

словесный (лекция, беседа, дискуссия);

наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц);

частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

практический (выполнение практических работ, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

коллективные (лекция, беседа, дискуссия и т.п.);

групповые (обсуждение проблемы в группах и т.п.);

индивидуальные (тестирование, анкетирование и др.)

Основные средства обучения:

теоретические материалы в электронном и печатном формате;

презентации;

видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;





Содержание программы

Программа кружка предусматривает теоретическое и практическое обучение по следующим разделам:

Введение (2 часа)

   Цели и задачи лесоводства и лесоведения. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении. Развитие школьных лесничеств на территории Костромской области.

Раздел 1.Лесоведение (12 часов)

   Что даёт нам лес. История лесов Костромской области. Лесные богатства Костромской области и их роль в жизни местного населения. Компоненты леса. Структура леса. Классы и группы возрастов. Древесные, кустарниковые и травянистые растения нашей местности, а также птиц и млекопитающих.


Практическая работа «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам, плодам, семенам и коре» (Приложение I)

Практическая работа «Определение растений нашей местности по гербарным экземплярам»

Практическая работа «Определение по голосам птиц нашего края»

Практическая работа «Определение по следам животных нашего края» (Приложение II)

Раздел 2. Основы лесоводства, лесовосстановления (9 ч).

Рубки ухода за лесом, их цели, задачи, методы и время проведения Способы рубок: сплошные, выборочные, постепенные.

Понятие о возобновлении леса. Возобновление леса на территории Костромской области. Естественное возобновление леса (семенное и вегетативное, их сравнительная характеристика). Искусственное возобновление леса. Заготовка семян, сроки заготовки семян различных пород. Сбор и переработка шишек. Хранение семян. Виды питомников, посадочный материал (сеянцы, саженцы, черенки), выращивание в питомниках и его назначение. Таксационные показатели. Инструменты для измерения толщины и высоты ствола растущего дерева. Понятие о породах древесины. Лесной пожар, его виды и причины возникновения.



Раздел 3. Защита леса (6 ч).

Главнейшие виды вредителей плодов, семян, молодняков, хвои на территории Костромской области. Листогрызущие, стволовые вредители. Признаки появления и распространения вредных насекомых. Меры борьбы с болезнями леса. Полезные насекомые.

Практическое занятие «Определение вредителей леса» (Приложение III)



Раздел 4. Охрана природы (3ч).

Природоохранные объекты Костромской области (заповедники, заказники) (Приложение IV)

Растения и животные красной книги Костромской области.

Учитель может самостоятельно определить количество времени на изучение тем и практическую часть курса.

Заключение (2 часа)



Тематический план

Тема

Количество часов

1.

Введение

2

2.

Раздел 1. Лесоведение

12

3.

Раздел 2. Основы лесоводства, лесовосстановления

9

4.

Раздел 3. Защита леса

6

5.

Раздел 4. Охрана природы

3


Заключение

2

ИТОГО

34 часа






















Требования к уровню подготовки


В результате изучения


учащиеся должны знать:


значение леса в природе и жизни человека;

биологические особенности и хозяйственное значение основных хвойных и лиственных пород леса;

составные растительные элементы леса;

возрастные этапы леса;

типы леса на территории Костромской области.

виды возобновления леса;

сроки заготовки семян и условия их хранения;

виды питомников Костромской области;

признаки появления и распространения вредных лесных насекомых и болезней леса;

меры борьбы с вредными насекомыми и болезнями леса на территории Костромской области;

основные виды лесных животных Костромской области и их роль в жизни леса;

характеристика лесных пожаров;

способы и средства тушения лесных пожаров на территории Костромской области;

таксационные показатели насаждений;

виды лесной продукции;

устройство измерительных приборов и правила работы с ними;

ООПТ Костромской области;

животные и растения красной книги Костромской области.


учащиеся должны уметь:


определять основные виды хвойных и лиственных пород деревьев и кустарников, произрастающих на территории Костромской области;

определять растительные элементы лесов Костромской области;

распознавать вредных и полезных насекомых, лесных зверей и птиц Костромской области;

- распознавать следы обитателей Костромских лесов;

определять толщину и высоту ствола растущего дерева различными измерительными приборами.


Результатом работы должны стать оформленные буклеты, альбомы, рефераты и исследовательские работы по лесу и лесным обитателям, подготовленные учащимися.

К авторской программе факультатива прилагаются «Приложения». В «Приложениях» представлены мультимедийные презентации (Приложение V, Приложение VI) видеоматериалы, аудиозаписи голосов птиц Костромской области, разработки занятий, а также раздаточные материалы к практическим работам.






Литература для учителя:


1.Бобров Р.В. Беседы о лесе. - М.: Молодая гвардия, 1982.

2. Бобров Р.В. Экзамен на лесничего. – М.: Просвещение,1990.

3.Виноградов Г.К. Лесосечные работы. – М.: Лесная промышленность, 1981.

4.Виноградов Г.К. Технология лесозаготовок. – М.: Лесная промышленность, 1992.

5.Мелехов И.С. Лесоводство. – М.: МГУЛ, 2007.


Литература для учащихся:

1. Бекенев Л.А., Белова В.В., Груздева Н.А, География Костромской области.- Кострома, 2000.

2.Бобров Р.В. Беседы о лесе. - М.: Молодая гвардия, 1982.

3.Бобров Р.В. Экзамен на лесничего. – М.: Просвещение,1990.

4.Полосов В.И. Основы лесоводства. – М.: просвещение, 2003.

5. Травникова В.В. Биологические экскурсии.- СПб.: Паритет, 2002.

6.Интернет ресурс http://www.mirknig.com



Электронные издания

1. Мартынов А.Н, Мельников Е.С, Ковязин В.Ф, Аникин А.С, Минаев В.Н, Беляева Н.В. Основы лесного хозяйства и таксация леса. - С-Петербург, 2008



Интернет - ресурсы

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/- Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов.

http://www.youtube.com/


























Примерные темы буклетов, альбомов, рефератов:

«Видовое разнообразие растений Костромской области»

«Видовое разнообразие животных Костромской области»

«Видовое разнообразие птиц Костромской области»

«Видовое разнообразие млекопитающих Костромской области»

«Особо охраняемые природные территории Костромской области»

«Охраняемые животные и растения нашего края»

«Сохраним лес от пожаров» (Приложение VII)

«Лекарственные растения Костромской области»

«Лекарственные растения Мантуровского района»

Примерные темы исследовательских работ:

«Рыжий лесной муравей»

«Муравейник»

«Еловый лес и его подрост»

«Биоценоз берёзового леса»

«Биоценоз елового леса»

«Вредители лесных биоценозов и меры борьбы с ними»

























Учебно-тематическое планирование факультативного курса «Юный лесничий Костромской земли»




Тема занятия


Кол-во

часов

Содержание

Планируемые результаты

Основные

понятия

ЦОР и ЭОР

Практическая работа

Введение (2 часа)

1.


Цели и задачи курса


1 ч.


Цели и задачи лесоводства и лесоведения. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении. Развитие школьных лесничеств на территории Костромской области.

Знать: цели и задачи лесоводства и лесоведения. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении.

Лесоведение, лесоводство





2

Школьные лесничества Костромской области и их роль в природоохранном просвещении.

1 ч.



Школьные лесничества Костромской области

https://xn--b1adcxrbp.xn--p1ai/shkolnye-lesnichestva-kostromskoy-ob/


Раздел 1. Лесоведение (12 часов)

3.


Лес. Значение леса.

1 ч.


Что даёт нам лес. История лесов Костромской области. Компоненты леса. Структура леса. Классы и группы возрастов. Древесные, кустарниковые и травянистые растения нашей местности, а также птиц и млекопитающих.


Знать: значение леса. Компоненты леса.

Структура леса.

Классы и группы возрастов.


Лес

Видеофильм «Лес и его значение» https://www.youtube.com/watch?v=0DTKPup6oqc




4.

Обзорная экскурсия в лес

1 ч.







5.

История лесов Костромской области

1 ч.

Древесные, кустарниковые и травянистые растения нашей местности,




6.

Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения.

1 ч.

а также птиц и млекопитающих.

Уметь: определять компоненты леса, определять древесные породы по побегам, листьям, хвое, шишкам, плодам, семенам и коре,


Презентация «Богатства Костромской земли» https://present5.com/bogatstva-kostromskoj-zemli-territoriya-oblasti-kostromskaya-oblast/


7.

Влияние леса на окружающую среду

1 ч.

определять растения своей местности по гербарным




8.

Краткий обзор истории развития отечественного лесоведения и лесоводства.

1 ч.

экземплярам и животных по следам и голосам.




9.

Компоненты и структуры леса.

1 ч.


Подрост, подгон, подлесок, живой надпочвенный покров, растительный опад, лесная подстилка.


Практическая работа «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам, плодам, семенам и коре»

10.

Классы и группы возрастов.

1 ч.


Молодняки, житняки, средневозрастны,приспевающие, спелые, перестойные.



11.

Травянистые растения Костромской области

1 ч.



Презентация «Травянистые растения Костромской области» http://infourok.ru/prezentaciya-travyanistie-rasteniya-kostromskoy-oblasti-909880.html

Практическая работа «Определение растений нашей местности по гербарным экземплярам»

12.

Птицы Костромской области

1ч.



Голоса птиц Костромской области

http://iplayer.fm/artist/264553-Golosa_Ptic/

Практическая работа «Определение по голосам птиц нашего края»

13.

Млекопитающие Костромской области.

1 ч.



Презентация «Млекопитающие Костромской области» http://www.proshkolu.ru/user/smir2101/file/6044025/


14.

Следы лесных жителей

1 ч.




Презентация «Следы лесных жителей» http://infourok.ru/prezentaciya-sledi-zhiteley-lesa-909898.html

Практическая работа «Определение по следам животных нашего края»

Раздел 2. Основы лесоводства, лесовосстановления (9 часов)

15.

Главное и промежуточное пользование лесом. Виды рубок.

1 ч.

Рубки ухода за лесом, их цели, задачи, методы и время проведения Способы рубок: сплошные, выборочные, постепенные.

Понятие о возобновлении леса. Возобновление леса на территории Костромской области. Естественное возобновление леса (семенное и вегетативное, их сравнительная характеристика). Искусственное возобновление леса. Заготовка семян, сроки заготовки семян различных пород. Сбор и переработка шишек. Хранение семян. Виды питомников, посадочный материал (сеянцы, саженцы, черенки), выращивание в питомниках. Таксационные показатели. Инструменты для измерения толщины и высоты ствола растущего дерева. Понятие о породах древесины. Лесной пожар, его виды и причины возникновения.

Знать: рубки ухода за лесом, их цели, задачи, методы и время проведения Способы рубок: сплошные, выборочные, постепенные.




16.

Рубки главного пользования.

1 ч.

Сплошные, выборочные, постепенные.



17.

Возобновление леса.

1 ч.

Понятие о возобновлении леса. Заготовка семян, сроки заготовки семян различных пород. Сбор и переработка шишек.

Естественное, искусственное возобновление.

Видео «Лесовосстановле ние» https://www.youtube.com/watch?v=dvscP9eN3Cw


18.

Заготовка и хранение семян.

1 ч.






19.

Виды питомников.

1 ч.



Сеянцы, саженцы, черенки.



20.


Искусственное лесовосстановле ние и лесоразведение

1 ч.





Лесовосстановление, лесоразведение.



21.

Таксация леса

1ч.



Таксация



22.

Инструменты измерения таксации

1 ч.

Хранение семян.

Виды питомников и лесоразведение. Таксационные показатели. Инструменты для измерения толщины и высоты ствола растущего дерева. Понятие о породах древесины. Лесной пожар, его виды и причины возникновения.

Уметь: пользоваться измерительными приборами.


Мерная вилка, высотомер, буссоль.

Видео «Работа с высотомером» https://yandex.ru/video/preview?filmId=1562611792657163230&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D1%81+%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC

Видео «Буссоль» https://yandex.ru/video/preview?filmId=15986592904981902348&text=%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D1%81+%D0%B1%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%8E+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8

Практическая работа «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента».

23.

Лесные пожары и борьба с ними.

1 ч.


Верховые, низовые пожары.

Презентация «Лесные пожары» http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/lesnye-pozhary1.html


Раздел 3. Защита леса (6 часов)

24.

Болезни лесных пород.

1 ч

Главнейшие виды вредителей плодов, семян, молодняков, хвои на территории Костромской области. Листогрызущие, стволовые вредители. Признаки появления и распространения вредных насекомых. Меры борьбы с болезнями леса. Полезные насекомые.






25.

Вредители леса.

1 ч.


Знать: главнейшие виды вредителей плодов, семян, молодняков, хвои.. Меры борьбы с болезнями леса. Лесные звери и птицы.

Уметь: определять по следам вредителей леса.

Хвое и листогрызущие, лубоеды, короеды.

Информационный модуль «Насекомые - вредители растений» http://fcior.edu.ru/search?q=%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B5.+%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8+%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0&educational_level%5B%5D=4


26.

Практическая работа «Определение вредителей леса»

1 ч.




27.

Полезные насекомые

1 ч.




28.

Меры борьбы по защите леса

1 ч.




29.

Загрязнение окружающей среды

1 ч.


Виды загрязнений окружающей среды (видеоролик)

https://www.youtube.com/watch?time_continue= 5&v=dCL7NbeBmTA


Раздел 4. Охрана природы (3часов)

30.

Особо охраняемые природные территории Костромской области

1 ч.

Природоохранные объекты Костромской области, Мантуровского района.

Растения и животные красной книги Костромской области.


Знать: особо охраняемые природные объекты Костромской области (заповедники, заказники).

Растения и животные красной книги Костромской области.


Видео «Сумароковская лосиная ферма» https://www.youtube.com/watch?v=owaGyfWb1F0

Видео «Заповедники России. Кологривский лес»

https://www.youtube.com/watch?v=6sBpsv1jtoo

Видео «Усадьба Следово в Костромской области» https://www.youtube.com/watch?v=zhdXJ9jkOuI


31

Особо охраняемые природные территории Мантуровского района

1 ч.





32.

Красная книга Костромской области

1 ч.



Презентация «Красная книга Костромской области» http://www.proshkolu.ru/user/smir2101/file/6044023/


Заключение (2 часа)

33.

Круглый стол «Профессия - лесничий»

1 ч.




Видео «Профессия – лесничий»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7133814232393122398&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F+%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1578847446337623-1827394209232228501300120-sas1-1500&redircnt=1578847510.1


34.

Анализ и самоанализ результатов работы за год.

1 ч.






























Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.