Программа кружка для 5–7 классов «Живое слово»

7
2
Материал опубликован 12 August 2019 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Усть-Кута Иркутской области

Программа кружка «Живое слово» 

/для 5 -7 классов/ 

 

Цель программы - в игровой форме приблизить учащихся к пониманию многогранности слова, его многофункциональности, образности; углубить некоторые лексические понятия.

Задачи: способствовать умению выражать свои мысли, развитию внимания, творческого воображения, логического мышления, осознанному речевому высказыванию.


Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности учителя-словесника в течение учебного года, а также в каникулярное время в кружковой работе педагога.                                                                                                                              Тематику и объём занятий рекомендуется планировать в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся.


Тематическое планирование занятий кружка «Живое слово»

ТЕМА

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

I. Слово-звук

1

Таинственное звучание слова

Вступительная беседа «Что слышишь в слове?». Игра «Кто сказал слово? »

2

Поэтическое звучание слова

Чтение стихотворных текстов. Задания: выразительное и инсценированное чтение, чтение по ролям; закончить предложения «Если бы я был горным ветром…» и др.

3

Поэтическое звучание слова

Ассоциативный рисунок по прочтении поэтического текста.

II. Слово-цвет

4


«Цветные» названия

Задания: работа в парах - назвать цвет по темам «Минералы», « Плоды», «Металлы». Понятие «синонимы». Найди соответствие «Слово - цветовой термин».

5

Разноцветные сказки

Чтение сказки одного цвета. Задание: сочини сказку своего цвета.


III. Слово-образ

6

Слово - тема – образ-картинка

Игра в кругу «Слова по теме». Задание: продолжи фразу по выбранной ситуации «Если бы я был(а) Музыкой, то я бы…» и др.

7

Автобиография

Знакомство с понятием «автобиография». Рассказ педагога от лица одушевлённого предмета (например, лампочки). Задание: придумать автобиографию предмета /дети угадывают предмет по его»жизни»/.


IV. Слово-ассоциация

8

Цепочка ассоциаций

Игра в кругу «Цепочка ассоциаций». «Почему мы так говорим?» - объяснение названий известных понятий.

9

Пиктограммы

Задание: зарисовать простыми рисунками названные словосочетания по темам.


V. Слово-понятие

10

Тайны двойного

Понятие «антонимы». Игры «Тайны двойного», «Слова-мячики».

11

Антонимы-загадки

Антонимы в сказках, кинофильмах. Устный кроссворд.


VI. Слово-действие

12

«Хорошо - плохо»

Диалог на привычные вопросы: «Дождь-это хорошо или плохо»? Игра «Из плохого в хорошее»

13

Сочиняем вместе

Задания: составляем общее красивое предложение, добавляя по слову; ответы детей по неординарной ситуации: «Если вдруг на Земле исчезнут все автомобили, то…?» /что произойдёт/?

VII. Народное слово

14

Пословица и поговорка

Задания: привести в соответствие русские и иностранные пословицы-синонимы; восстановить пословицу по поговорке.

15

Фразеологизмы

Понятие «фразеологизмы». Задания: подобрать к данным фразеологизмы-антонимы и фразеологизмы-синонимы.

16

Сочиняем вместе

По аналогии с услышанной сказкой сочини свою сказку-загадку.


VIII. Слово-творчество

17

Создаём новые слова


Игра в кругу «Создаём общее слово». Игра «Фантастический префикс». Задание: создать словарик новых слов

18

Слово-сказка

Задание: сочинить сказку по слову /ключевые слова будущего сюжета взяты из предложенного слова/

19

Бином фантазии

Задание: соединить несоединимое, придумать сказку.

20

Творческая ошибка

Задание: пользуясь ошибкой в слове, сочинить историю, рассказ, сказку.

21

«Знакомые незнакомцы» А что было потом?

Задания: изменяем сюжет известной сказки, добавляя одно новое слово; придумать продолжение к одной известной сказке по выбору


Таблица. Тематическое планирование занятий кружка
DOCX / 0 байт

Используемая литература:

1. «Умное слово. Через игру - к совершенству» Е. Синицына, «Лист», М., 2004.

2. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, М., 2003. 

4. Словарь фразеологических синонимов русского языка. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. М.: Русский язык, 1987.

5. Интернет-ресурсы:

-https://otvet.mail.ru/question/

-https://ru.wikipedia.org/

- https://www.labirint.ru и др.


Приложение 1. Материал к занятиям 1-9
DOCX / 76.7 Кб


Приложение 2. Материал к занятиям 10-19
DOCX / 22.44 Кб




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень понравилась Ваша программа, Татьяна Юрьевна! Вполне можно использовать для внеурочки! Спасибо!

12 August 2019

Благодарю за оценку.

15 August 2019