Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Усть-Кута Иркутской области
Программа кружка «Живое слово»
/для 5 -7 классов/
Цель программы - в игровой форме приблизить учащихся к пониманию многогранности слова, его многофункциональности, образности; углубить некоторые лексические понятия.
Задачи: способствовать умению выражать свои мысли, развитию внимания, творческого воображения, логического мышления, осознанному речевому высказыванию.
Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности учителя-словесника в течение учебного года, а также в каникулярное время в кружковой работе педагога. Тематику и объём занятий рекомендуется планировать в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся.
Тематическое планирование занятий кружка «Живое слово»
№ | ТЕМА | КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
I. Слово-звук | ||
1 | Таинственное звучание слова | Вступительная беседа «Что слышишь в слове?». Игра «Кто сказал слово? » |
2 | Поэтическое звучание слова | Чтение стихотворных текстов. Задания: выразительное и инсценированное чтение, чтение по ролям; закончить предложения «Если бы я был горным ветром…» и др. |
3 | Поэтическое звучание слова | Ассоциативный рисунок по прочтении поэтического текста. |
II. Слово-цвет | ||
4 | «Цветные» названия | Задания: работа в парах - назвать цвет по темам «Минералы», « Плоды», «Металлы». Понятие «синонимы». Найди соответствие «Слово - цветовой термин». |
5 | Разноцветные сказки | Чтение сказки одного цвета. Задание: сочини сказку своего цвета. |
III. Слово-образ | ||
6 | Слово - тема – образ-картинка
| Игра в кругу «Слова по теме». Задание: продолжи фразу по выбранной ситуации «Если бы я был(а) Музыкой, то я бы…» и др. |
7 | Автобиография | Знакомство с понятием «автобиография». Рассказ педагога от лица одушевлённого предмета (например, лампочки). Задание: придумать автобиографию предмета /дети угадывают предмет по его»жизни»/. |
IV. Слово-ассоциация | ||
8 | Цепочка ассоциаций | Игра в кругу «Цепочка ассоциаций». «Почему мы так говорим?» - объяснение названий известных понятий. |
9 | Пиктограммы | Задание: зарисовать простыми рисунками названные словосочетания по темам. |
V. Слово-понятие | ||
10 | Тайны двойного | Понятие «антонимы». Игры «Тайны двойного», «Слова-мячики». |
11 | Антонимы-загадки | Антонимы в сказках, кинофильмах. Устный кроссворд. |
VI. Слово-действие | ||
12 | «Хорошо - плохо» | Диалог на привычные вопросы: «Дождь-это хорошо или плохо»? Игра «Из плохого в хорошее» |
13 | Сочиняем вместе | Задания: составляем общее красивое предложение, добавляя по слову; ответы детей по неординарной ситуации: «Если вдруг на Земле исчезнут все автомобили, то…?» /что произойдёт/? |
VII. Народное слово | ||
14 | Пословица и поговорка | Задания: привести в соответствие русские и иностранные пословицы-синонимы; восстановить пословицу по поговорке. |
15 | Фразеологизмы | Понятие «фразеологизмы». Задания: подобрать к данным фразеологизмы-антонимы и фразеологизмы-синонимы. |
16 | Сочиняем вместе | По аналогии с услышанной сказкой сочини свою сказку-загадку. |
VIII. Слово-творчество | ||
17 | Создаём новые слова
| Игра в кругу «Создаём общее слово». Игра «Фантастический префикс». Задание: создать словарик новых слов |
18 | Слово-сказка | Задание: сочинить сказку по слову /ключевые слова будущего сюжета взяты из предложенного слова/ |
19 | Бином фантазии | Задание: соединить несоединимое, придумать сказку. |
20 | Творческая ошибка | Задание: пользуясь ошибкой в слове, сочинить историю, рассказ, сказку. |
21 | «Знакомые незнакомцы» А что было потом? | Задания: изменяем сюжет известной сказки, добавляя одно новое слово; придумать продолжение к одной известной сказке по выбору |
Таблица. Тематическое планирование занятий кружка
DOCX / 0 байт
Используемая литература:
1. «Умное слово. Через игру - к совершенству» Е. Синицына, «Лист», М., 2004.
2. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, М., 2003.
4. Словарь фразеологических синонимов русского языка. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. М.: Русский язык, 1987.
5. Интернет-ресурсы:
-https://otvet.mail.ru/question/
- https://www.labirint.ru и др.
Приложение 1. Материал к занятиям 1-9
DOCX / 76.7 Кб
Приложение 2. Материал к занятиям 10-19
DOCX / 22.44 Кб
Ахметшина Наталья Юрьевна
Тришина Татьяна Юрьевна