12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Индира Саитова297
Пока в глазах своих мальчишек я вижу интерес - я буду работать в школе.
Россия, Архангельская обл., г. Мирный
Материал размещён в группе «Проектная деятельность »




Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4














Программа

курса внеурочной деятельности

«Исследовательский проект»

«8»Б класс






Программа рассчитана на 34 часа

Разработала: учитель технологии Саитова И.А.












Мирный
2020

Пояснительная записка.


Настоящая программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

Федеральным законом от 29.122012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 № 1726-р;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196).

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242­;

Методическми рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической

реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29.03.2016 года № ВК- 641/09;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189).

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);

Программа модифицирована.


Курс внеурочной деятельности «Исследовательский проект» рассчитан на 1 год обучения, носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладной;

По типу – модифицированный;

По уровню освоения – общекультурный социальный уровень.


В реализации курса задействованы

Обучающиеся 8 б класса.

Разработанный курс по своему тематическому содержанию разработан для обучающихся 8-го класса в помощь для реализации и освоения грамотной и результативной созидательно-исследовательской проектной деятельности.


Срок реализации программы - 1 год.


Форма и режим занятий:

Обучение рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю).

Цель программы:

создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности при разработке проектов.

Задачи программы:

формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Особенностью данного курса является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания в исследовательской деятельности. Программой курса реализуются принципы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнёрство, творчество и успех.

Кроме того, программа предусматривает реализацию и таких принципов, как:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одарённости детей.

Содержание курса согласовано с содержанием программ по технологии, ИЗО, окружающего мира. Логика построения содержания курса обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

моделирующая деятельность;

поисковая деятельность;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятие рассчитано на 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете или (в зависимости от требуемого оборудования и материалов) в кабинете «Точка Роста», музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлечённые люди, а также другие дети. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:

- вести устный диалог на заданную тему;

- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

- участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом или исследовательской работой сопровождается необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой обучающимся предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предполагаемый порядок действий:

1.Знакомство группы обучающихся с тематикой проектов.

2.Выбор направления и областей темы.

3.Сбор информации, иллюстративного материала и актуальных проблем по теме.

4.Выбор варианта проекта.

5.Работа над созданием проекта.

6.Презентация проектов.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки

Обучающиеся получат возможность научиться:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

составлять тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:

действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;

задавать вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

обозначить границы исследования;

разработку гипотез или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

деятельность по самостоятельному исследованию;

выбор методов исследования;

полученные знания по сбору и обработки информации;

умение анализировать и обобщать полученные материалы;

подготовить отчёт – сообщение по результатам исследования;

организацию публичного выступления и защиту с доказательством своей идеи;

написание исследовательских работ;

организацию экспресс – исследования, коллективного и индивидуального исследования;

свои результаты на мини-конференциях и семинарах;

ответственность за сбор информации;

формирование представлений об исследовательском обучении

интерес к приобретаемым знаниям, полученным обучающимися в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Общая характеристика курса

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность обучающегося является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Это актуально для обучающихся 8 классов, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности и, в дальнейшем, данный курс помогает обучающемуся в 9-м классе продемонстрировать достойный и интересный проект на защите по проектной деятельности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребёнка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьёй, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. Курс внеурочной деятельности «Исследовательский проект» является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательных систем, использующихся в основной школе. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции учёных, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Её актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей.




Календарно-тематическое планирование курса на 2020-2021 учебный год


п/п

Тема занятия

Количество часов

Раздел 1. Исследовательский проект

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что можно исследовать?

1

2

Выбор темы исследования.

Характер исследовательских работ. Банк идей.

1

3

Основные виды исследовательских работ.

Актуальность выбора темы для исследования.

1

4

Тема, предмет, объект исследования.

Выбор литературы (работа в библиотеке)

1

5

Постановка вопроса (поиск гипотезы).

Формулировка предположения (гипотезы)

1

6

Выбор темы и обоснование ее актуальности.

1

7

Цели и задачи исследования.

Коллективная игра-исследование.

1

Раздел 2. Организация исследовательского проектирования

8

Организация исследования (практическое занятие).

2

9

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

2

10

Экскурсия в виртуальный музей Науки

1

11

Решение изобретательских задач.

1

12

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

13

Развитие наблюдательности.

Выводы из наблюдений и экспериментов

1

14

Коллекционирование

Виды коллекций, их цели и назначение.

1

15

Экспресс-исследование

«Какие коллекции собирают люди»

Сообщение о своих коллекциях.

1

16

Эксперимент.

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

17

Сбор материала для исследования.

2

18

Изготовление слайдов. Слайдовая презентация.

1

19

Секреты и методы творчества

Логические цепочки. Причинно– следственные связи

1

Раздел 3. Анализ исследования - обобщение, главное, второстепенное.

20

Обобщение полученных данных.

Подготовка результатов исследования.

1

21

Важно: «Копируя – проверяй информацию»

1

22

Требования к созданию компьютерной презентации.

3D-моделирование.

2

23

Стендовый доклад. Требования к оформлению.

1

24

Анализ работы над исследованием.

Требования к оформлению, публичным выступлениям

2

25

Логическое построение текстового материала в работе

1

26

Подготовка к защите (практическое занятие)

Индивидуальная консультация.

2

27

Подведение итогов. Защита исследовательских работ и творческих проектов.


2



34



Содержание занятий

Раздел «Исследовательский проект»

Что можно исследовать? Правильная постановка задач и цели проекта, грамотное формулирование темы. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. Как задавать вопросы? Банк идей - Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». Тема, предмет, объект исследования.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования. Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Учимся выдвигать гипотезы – Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Как строить гипотезы? Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… . Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай, как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Раздел 1. Организация исследовательского проектирования

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать: методы исследования. Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и другое). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: метод исследования – наблюдение. Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.

Коллекционирование. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать: понятия – коллекционирование, коллекционер, коллекция. Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Сообщение о своих коллекциях. Выступления учащихся о своих коллекциях.

Что такое эксперимент? Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об эксперименте и экспериментировании? Как узнать новое с помощью экспериментов? Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать: понятия – эксперимент и экспериментирование. Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Проведение эксперимента на моделях. Эксперименты на заданную тематику. Сбор материала для исследования. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и другое). Знать: правила и способы сбора материала. Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. Обобщение полученных данных.

Раздел 2. Анализ исследования - обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Важно знать: «Копируя – проверяй информацию». Плагиат, ссылки, авторские права, регламент изложения копируемого текста.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала. Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите.

Составление плана подготовки к защите проекта. Как подготовить сообщение. Сообщение, доклад. Что такое доклад? Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании?

Как выделить главное и второстепенное? Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и другое. Подготовка к защите. Защита. Вопросы для рассмотрения (коллективное обсуждение проблем): Что такое защита? Как правильно делать доклад? Как отвечать на вопросы? Индивидуальные консультации.

Консультации проводятся педагогом для обучающихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально.

Подготовка работ к публичной защите. Подведение итогов работы. Анализ своей проектной деятельности.


Литература

Для учителя: 1.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

2.Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2008.

3.М.В. Дубова Организация проектной деятельности школьников. Практическое пособие для учителей. – М.: БАЛЛАС, 2008.


Для обучающихся:

1.Энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

2.Интернет – ресурсы.



Программу курса разработала:

Саитова И.А., учитель технологии МКОУ СОШ № 4,

высшая квалификационная категория по должности "учитель"





Опубликовано в группе «Проектная деятельность »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.