Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "От мысли к слову"

0
0
Материал опубликован 12 December

Программа курса внеурочной деятельности «От мысли к слову»



Бахлыкова Лилия Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Локосовская средняя общеобразовательная школа

детский сад им. З.Т.Скутина»



Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС СОО), основная образовательная программа среднего общего образования реализуется через учебную и внеурочную деятельность.

Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку «От мысли к слову» для обучающихся 10 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО к структуре программы, к условиям реализации основных образовательных программ, к результатам освоения образовательных программ, учитывает основные задачи развития образования в регионе ( повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся, развитие и повышение качества сопровождения одаренных детей), формирует умения учиться через развитие познавательных и творческих способностей, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности.

Основными документами, на основании которых составлена программа внеурочной деятельности являются:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Данная программа является составной частью образовательной деятельности, структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

Программа создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции в творческой и исследовательской деятельности. Освоение содержания программы внеурочной деятельности способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся.

Внеурочная деятельность ставит ряд задач:

-раскрытие интересов, склонностей, способностей, обучающихся к различным видам деятельности;

-расширение кругозора и рамок общения в социуме;

-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности и реализации на практике приобретенных знаний, умений и навыков;

-развитие навыков целеполагания и организаторских способностей, социальной активности, опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-достижение личностных и метапредметных результатов.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа внеурочной деятельности «От мысли к слову»

Направленность программы

Программа внеурочной деятельности «От мысли к слову» предназначена для обучающихся 10 класса и направлена:

-на обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

-обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Основание для разработки программы

-Федеральные государственные образовательные стандарты.

-Положение о внеурочной деятельности образовательной организации.

Разработчик программы

Учитель русского языка и литературы Бахлыкова Лилия Валерьевна

Новизна программы

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Актуальность программы

Программа обусловлена методологической значимостью, школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку и литературе, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, творческие способности, овладевать возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и креативного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности. Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умение самостоятельно работать (подготовка докладов, рефератов, статей, других творческих продуктов, их рецензирование).

Педагогическая целесообразность

Обучение основывается на педагогических принципах: деятельностного и личностно-ориентированного подходов, культуросообразности, систематичности, наглядности и последовательности обучения, сотрудничества и ответственности.

Цель программы

Развитие творческих, мыслительных способностей обучающихся на основе воспитания культуры чтения и восприятия художественного текста, вдумчивого отношения к слову.

Задачи программы

1.Формировать творческое мышление в ходе анализа текста.

2.Повышать познавательный интерес к предметам «Русский язык» и «литература»

3.Повышать уровень языковой и читательской компетенции.

4.Овладеть умением выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам.

5.Содействовать воспитанию культуры общения.

Целевые группы программы

Программа ориентирована на обучающихся 10 класса

В ходе анализа текстов и работы над словом у обучающихся могут быть сформированы следующие способности:

-рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки)

-целеполагать (ставить и удерживать цели);

-моделировать (представлять способ действия в виде схемы, выделяя существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа анализа текста, слова;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать в группе, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно выражать несогласие).

Ожидаемый результат

Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Приобретение обучающимися опыта самостоятельного действия.

Образовательные проекты, участие в конференциях и конкурсах в рамках научно-познавательной направленности.

Срок реализации программы

1 год (34 часа)

Система организации контроля исполнения программы

Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация образовательной организации.

Ресурсное обеспечение программы

Материально- техническое (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, принтер, сканер)

Информационно-методическое (пособия, методическая литература, интерактивные элементы, Интернет-ресурсы и др.)


Программа внеурочной деятельности «От мысли к слову» основана на принципах:

-непрерывности образования и воспитания личностных качеств обучающихся как механизма обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;

- коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

-гуманизации -ориентации обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;

- свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты;

Включение в программу внеурочной деятельности «От мысли к слову» этнокультуроведческого компонента ставит задачу рассмотрения на занятиях особенностей употребления слова в произведениях художественной литературы, что создает условия для осуществления органической взаимосвязи в изучении русского языка и литературы. Функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает проведение наблюдений над тем, как живут, как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей, в том числе в «безукоризненных образцах», какими являются произведения русской классической литературы. Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» художественного произведения — значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла, значит попытаться разгадать загадку, тайну, которая заключена в каждом истинном произведении искусства слова. Слово и текст — основные, ключевые понятия предлагаемого курса внеурочной деятельности. Курс носит теоретико-практический характер. Языковой разбор текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитанию у них творческого отношения к языку. Анализ текста предполагает не только опору на знания, но прежде всего — на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования речи. В программе обращается внимание на формирование у учащихся умений выразительного чтения текста. Данная программа направлена на духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся. Предполагается включение в занятия самостоятельной исследовательской работы старшеклассников (подготовка докладов, рефератов, их рецензирование), использование различных лингвистических словарей и справочников.

Содержание программы

1. Слово и словесность. (многозначность понятий) -1 час

1.1.Слово и текст. Текст как результат речевой деятельности. Основные виды речевой деятельности (чтение, слушание; говорение, письмо), их взаимосвязь. Виды чтения – 1час.

1.2.Словесность и гуманитарные науки. «Проблема текста в гуманитарных науках. Русский язык и русская классическая литература как духовное достояние народа, основная форма проявления национального и личностного самосознания – 1час.

1.3.Художественная литература как искусство слова. Художественный текст как «вершина речевой культуры». Эстетическая функция языка в художественном произведении. Воздействие через художественный образ — основная особенность произведений искусства слова -2час

1.4. Слово в художественной тексте. Смысловая гибкость слова, «диалогичность» (М. Б а х т и н). Влияние художественного контекста на значение слова. «Приращение смысла» (Л.Ще р б а) Произведение словесного искусства как гармоническое целое. «Созвучье слов живых» (М. Л е р м о нт о в) в художественном тексте -2часа.

1.5.Смысл названия художественного произведения. Ключевые, опорные слова в тексте-1час.

2. Текст — «словесное целое» (М. Б а х т и н). Текст как смысловое и структурное единство -1час.

2.1. Художественное произведение — диалог с читателем. Восприятие художественного текста как процесс творческий, его зависимость от «нравственно -интеллектуальных усилий» читателя, духовного развития. Чувство языка и его влияние на восприятие произведений словесного искусства – 2часа.

2.2. Виды и жанры художественных произведений: стихотворение, поэма, басня, эпиграмма, ода, баллада, элегия; роман, повесть, рассказ; драма, трагедия, комедия -1час.

2.3. Образ автора в художественном произведении. Лирический герой в поэтическом произведении. Роль автора и речь персонажей. Лирические отступления -1час.

2.4. Диалог и монолог в художественном произведении – 1час.

2.5. Текст и подтекст. Эстетическая мотивированность использования в

художественном тексте различных функциональных стилей. Зависимость используемых в художественном произведении языковых средств от темы, основной мысли, жанра текста, индивидуального стиля автора-3 часа.

2.6. Основные признаки текста -1час.

2.7. Сложное синтаксическое целое. Абзац -1 час.

2.8. Типы речи. Стили речи. Тема, основная мысль текста. Заголовок (название) текста. Роль первого предложения (зачина) в тексте (в абзаце).

Заключительная часть (концовка) текста (абзац)-1час.

3. Литературный язык и язык художественной литературы.

3.1.Роль произведений русской классической литературы в развитии норм современного русского литературного языка -1час.

3.2.Язык — «первоэлемент литературы». Звуковая, интонационная организация речи в прозаическом и поэтическом тексте. Благозвучие речи. Звуковой символизм как «связь между звуками и образными представлениями и ощущениями». Ударение словесное и логическое.

Звуковые повторы, звукопись. Богатство и разнообразие интонационной организации произведений словесного искусства -3 часа.

3.3. Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте. Слово и контекст. Нормы сочетаемости. «Обоснование отступления от нормы» (Л. Ще р б а) в художественном тексте. Слово «осторожно и разумно в выборе соседств и связей» (М. Б а х т и н). -3 часа.

3.4. Грамматические средства языка и их использование в художественном тексте. Грамматические синонимы. Стилистическая характеристика использования морфологических и синтаксических средств.

Стилистические функции знаков препинания. Авторская пунктуация – 2часа.

3.5. Изобразительно-выразительные средства языка и индивидуальный стиль (слог) писателя. Звукопись - 1 час.

3.6.Тропы: эпитет, сравнение, метафора, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза -1час.

3.7. Стилистические фигуры: параллелизм, антитеза, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, риторическое обращение, риторический вопрос -1 час.

4. Особенности выразительного чтения художественных произведений разных жанров.

4.1.Выразительное чтение произведений словесности как искусство звучащего слова. Анализ языковых, композиционных особенностей художественного текста как основная часть подготовки к выразительному чтению произведения искусства слова. Грамматические средства завершённости -1час.

4.2. Особенности чтения монолога и диалога. Особенности чтения повествования, описания (пейзажа, портрета). Ритм в поэтических и прозаических произведениях -2часа.

п/п

Тема раздела/тема занятия

Формы занятий

Приемы и методы образовательного процесса.

Характеристика основных видов деятельности

1

Слово и словесность.

1.1.Слово и текст.

1.2.Словесность и гуманитарные науки.

1.3.Художественная литература как искусство слова.

1.4. Слово в художественной тексте.

1.5. Смысл названия художественного произведения. Ключевые, опорные слова

1.Круглый стол. 2.Творческая мастерская.

3.Практикум.

4.Исследование, коллективный поиск решения проблемы.

5.Наблюдение.

Проблемно-мотивационная деятельность. Формирующее оценивание.

Метод проблемного изложения.

Методы решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.

Методы вынужденного предположения.

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых способов действия.

Освоение этапов решения целостных проблем.

Организация познавательной деятельности по чувственному восприятию, логическому осмыслению учебной информации.


2.

Текс- «словесное целое».

2.1.Художественное произведение — диалог с читателем.

2.2. Виды и жанры художественных произведений.

2.3. Образ автора в художественном произведении. Лирический герой в поэтическом произведении. Роль автора и речь персонажей

2.4.Диалог и монолог в художественном произведении.

2.5. Текст и подтекст.

2.6. Основные признаки текста.

2.7. Сложное синтаксическое целое. Абзац.

2.8. Типы речи. Стили речи.

1.Проект.






2.Учебная экскурсия.


3.Литературная прогулка.







4.Урок-консультация.



5.Семинар.


6.Практикум.


7. Урок-консультация.


8.Консультация

Сотворчество.






Практическая работа.


Метод «синектика».







Метод применения знаний.




Мозговой штурм





Обучение на основе информационных ресурсов.

Формирование умения выделять необходимую информацию из разных источников.

Взаимообмен информацией.

Обоснование гипотезы.

Групповая творческая активность на основе интуитивно-образного мышления участников.


Стимулирование творческой активности, при котором участники обсуждения предлагают множество вариантов ответов.


Активное использование различных образовательных ресурсов для поиска необходимой учебной информации.

3.

Литературный язык и язык художественной литературы.

3.1. Роль произведений русской классической литературы в развитии норм современного русского литературного языка.

3.2. Язык — «первоэлемент литературы».

3.3.Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте.

3.4.Грамматические средства языка.

3.5.Изобразительно-выразительные средства языка и индивидуальный стиль (слог) писателя.

3.6. Тропы.

3.7.Стилистические фигуры




Индивидуальная работа.











Проект.



Составление тезисного плана.

«Метод подмастерье»



Творческая мастерская. Исследование.

Технология разноуровнего обучения.



Презентация индивидуального маршрута.








Защита проекта.




Коллективная и индивидуальная работа с литературоведческим портфолио.



Практическая работа, частично-поисковая деятельность.

Составление кроссворда.


Проектирование индивидуального маршрута развития по данной теме.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей.




Работа с теоретическим литературоведческим материалом.

Развитие умения использовать различные способы сбора и обработки информации.






Формирование у обучающихся умений построения и реализации полученных знаний, способов действий.

4.

Особенности выразительного чтения художественных произведений разных жанров.

4.1. Выразительное чтение произведений словесности как искусство звучащего слова.

4.2. Особенности чтения монолога и диалога

Практическая работа.






Мастерская.





Круглый стол.

Метод сопряженного воздействия, используется на этапе совершенствования техники упражнений.

Анализ текстов при консультативной помощи.

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии. Фиксирование собственных позиций самостоятельной деятельности.


Ожидаемые результаты: Освоение обучающимися программы «От мысли к слову» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта:

Личностные результаты обучения: учебно-познавательный интерес к творчеству, как к одному из видов художественного искусства; навыки самостоятельной работы при выполнении практических и творческих работ; ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

Метапредметные результаты обучения (регулятивные): развитие умения использовать различные способы сбора, обработки анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, современными технологиями;(познавательные): выдвигать гипотезы, осуществлять практические навыки и умения коммуникативного взаимодействия, развивать творческое и критическое мышление; (коммуникативные): сотрудничать, формировать собственное мнение и позицию, уважительно строить общение со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты: учащиеся научатся: использовать приобретенные знания для дальнейшего изучения предмета «русский язык и литература», умению анализировать и решать сложные филологические задачи, писать рефераты, исследовательские работы, рецензии, статьи.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через участие в конкурсах, научно-практических конференциях, массовых творческих мероприятиях, размещении работ в сети Интернет. Эффективной формой оценивания является формирующее оценивание и «Портфолио». Это предусматривает взаимодействие с социальными партнёрами: Районный центр детского творчества, сельская библиотека им. И.Е.Коровина, МАУДО «Локосовская детская школа искусств».



Литература

1. Бахтин М.М. Анализ художественного текста / под ред. Н.М. Шанского. — Вып. 1. — М., 1975; Вып. 2. — М., 1976.Эстетика словесного творчества. —М., 1979.

2.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.М.2001 г.

3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор (текст): пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов-М.: Просвещение,2012.-(стандарты второго поколения).

4. Григорьев Д.В. программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество (текст)/В.А.Горский идр. Под ред Горского.-М.: Просвещение,2011.-111с.-(стандарты второго поколения).

5.Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.

6.Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // РЯШ. — 1993. — № 3.

7.Пленкуин Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. — М., 1976.

8.Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1974.

9.Интернет-ресурсы​​​​​​​

Для учителя

Б а х т и н М.М. Проблемы поэтики Достоевского. —

М., 1979.

В а с и л ь е в а А. Н. Художественная речь. — М.,

1983.

В и н о г р а д о в В.В. О языке художественной лите_

ратуры. — М., 1959.

В и н о г р а д о в В. В. О теории художественной речи. —

М., 1971.

Г о р ш к о в А. И. Язык предпушкинской прозы. —

М., 1982.

П а х н о в а Т.М. Художественный текст на уроках

русского языка // РЯШ. — 1993. — № 3.

П а х н о в а Т.М. Уроки духовного развития // РЯШ. —

1992. — № 3—4.

П о т е б н я А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976.

Т р о и ц к и й В.Ю. Уроки словесности // Русская

речь. — 1990. — № 6.

Ша н с к и й Н.М. Лингвистический анализ художе_

ственного текста. — Л., 1990.

Шм е л е в Д. Н. Слово и образ. — М., 1964.

Ще р б а Л. В. Избранные работы по русскому языку. —

М., 1957.

Статьи рубрики «Язык художественных произведе_

ний» в журнале «Русский язык в школе».

З а к у ш н я к А. Я. Вечера рассказа / сост., редакция,

коммент. С. Дрейдена. Вступ. статья И. Андроникова. —

М., 1984.

Э фр о с Н. Записки чтеца. — М., 1980.

Я х о н т о в В. Н. Театр одного актера / лит. ред. Е. По_

повой. Вступ. статья И. Андроникова. — М., 1958.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации