Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "От мысли к слову"
Программа курса внеурочной деятельности «От мысли к слову»
Бахлыкова Лилия Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Локосовская средняя общеобразовательная школа
– детский сад им. З.Т.Скутина»
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС СОО), основная образовательная программа среднего общего образования реализуется через учебную и внеурочную деятельность.
Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку «От мысли к слову» для обучающихся 10 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО к структуре программы, к условиям реализации основных образовательных программ, к результатам освоения образовательных программ, учитывает основные задачи развития образования в регионе ( повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся, развитие и повышение качества сопровождения одаренных детей), формирует умения учиться через развитие познавательных и творческих способностей, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности.
Основными документами, на основании которых составлена программа внеурочной деятельности являются:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Данная программа является составной частью образовательной деятельности, структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
Программа создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции в творческой и исследовательской деятельности. Освоение содержания программы внеурочной деятельности способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся.
Внеурочная деятельность ставит ряд задач:
-раскрытие интересов, склонностей, способностей, обучающихся к различным видам деятельности;
-расширение кругозора и рамок общения в социуме;
-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности и реализации на практике приобретенных знаний, умений и навыков;
-развитие навыков целеполагания и организаторских способностей, социальной активности, опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-достижение личностных и метапредметных результатов.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа внеурочной деятельности «От мысли к слову» |
Направленность программы | Программа внеурочной деятельности «От мысли к слову» предназначена для обучающихся 10 класса и направлена: -на обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; -создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; -обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. |
Основание для разработки программы | -Федеральные государственные образовательные стандарты. -Положение о внеурочной деятельности образовательной организации. |
Разработчик программы | Учитель русского языка и литературы Бахлыкова Лилия Валерьевна |
Новизна программы | Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. |
Актуальность программы | Программа обусловлена методологической значимостью, школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку и литературе, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, творческие способности, овладевать возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и креативного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности. Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умение самостоятельно работать (подготовка докладов, рефератов, статей, других творческих продуктов, их рецензирование). |
Педагогическая целесообразность | Обучение основывается на педагогических принципах: деятельностного и личностно-ориентированного подходов, культуросообразности, систематичности, наглядности и последовательности обучения, сотрудничества и ответственности. |
Цель программы | Развитие творческих, мыслительных способностей обучающихся на основе воспитания культуры чтения и восприятия художественного текста, вдумчивого отношения к слову. |
Задачи программы | 1.Формировать творческое мышление в ходе анализа текста. 2.Повышать познавательный интерес к предметам «Русский язык» и «литература» 3.Повышать уровень языковой и читательской компетенции. 4.Овладеть умением выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам. 5.Содействовать воспитанию культуры общения. |
Целевые группы программы | Программа ориентирована на обучающихся 10 класса В ходе анализа текстов и работы над словом у обучающихся могут быть сформированы следующие способности: -рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки) -целеполагать (ставить и удерживать цели); -моделировать (представлять способ действия в виде схемы, выделяя существенное и главное); -проявлять инициативу при поиске способа анализа текста, слова; -вступать в коммуникацию (взаимодействовать в группе, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно выражать несогласие). |
Ожидаемый результат | Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. Приобретение обучающимися опыта самостоятельного действия. Образовательные проекты, участие в конференциях и конкурсах в рамках научно-познавательной направленности. |
Срок реализации программы | 1 год (34 часа) |
Система организации контроля исполнения программы | Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация образовательной организации. |
Ресурсное обеспечение программы | Материально- техническое (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, принтер, сканер) Информационно-методическое (пособия, методическая литература, интерактивные элементы, Интернет-ресурсы и др.) |
Программа внеурочной деятельности «От мысли к слову» основана на принципах:
-непрерывности образования и воспитания личностных качеств обучающихся как механизма обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;
- коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
-гуманизации -ориентации обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;
- свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты;
Включение в программу внеурочной деятельности «От мысли к слову» этнокультуроведческого компонента ставит задачу рассмотрения на занятиях особенностей употребления слова в произведениях художественной литературы, что создает условия для осуществления органической взаимосвязи в изучении русского языка и литературы. Функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает проведение наблюдений над тем, как живут, как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей, в том числе в «безукоризненных образцах», какими являются произведения русской классической литературы. Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» художественного произведения — значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла, значит попытаться разгадать загадку, тайну, которая заключена в каждом истинном произведении искусства слова. Слово и текст — основные, ключевые понятия предлагаемого курса внеурочной деятельности. Курс носит теоретико-практический характер. Языковой разбор текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитанию у них творческого отношения к языку. Анализ текста предполагает не только опору на знания, но прежде всего — на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования речи. В программе обращается внимание на формирование у учащихся умений выразительного чтения текста. Данная программа направлена на духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся. Предполагается включение в занятия самостоятельной исследовательской работы старшеклассников (подготовка докладов, рефератов, их рецензирование), использование различных лингвистических словарей и справочников.
Содержание программы
1. Слово и словесность. (многозначность понятий) -1 час
1.1.Слово и текст. Текст как результат речевой деятельности. Основные виды речевой деятельности (чтение, слушание; говорение, письмо), их взаимосвязь. Виды чтения – 1час.
1.2.Словесность и гуманитарные науки. «Проблема текста в гуманитарных науках. Русский язык и русская классическая литература как духовное достояние народа, основная форма проявления национального и личностного самосознания – 1час.
1.3.Художественная литература как искусство слова. Художественный текст как «вершина речевой культуры». Эстетическая функция языка в художественном произведении. Воздействие через художественный образ — основная особенность произведений искусства слова -2час
1.4. Слово в художественной тексте. Смысловая гибкость слова, «диалогичность» (М. Б а х т и н). Влияние художественного контекста на значение слова. «Приращение смысла» (Л.Ще р б а) Произведение словесного искусства как гармоническое целое. «Созвучье слов живых» (М. Л е р м о нт о в) в художественном тексте -2часа.
1.5.Смысл названия художественного произведения. Ключевые, опорные слова в тексте-1час.
2. Текст — «словесное целое» (М. Б а х т и н). Текст как смысловое и структурное единство -1час.
2.1. Художественное произведение — диалог с читателем. Восприятие художественного текста как процесс творческий, его зависимость от «нравственно -интеллектуальных усилий» читателя, духовного развития. Чувство языка и его влияние на восприятие произведений словесного искусства – 2часа.
2.2. Виды и жанры художественных произведений: стихотворение, поэма, басня, эпиграмма, ода, баллада, элегия; роман, повесть, рассказ; драма, трагедия, комедия -1час.
2.3. Образ автора в художественном произведении. Лирический герой в поэтическом произведении. Роль автора и речь персонажей. Лирические отступления -1час.
2.4. Диалог и монолог в художественном произведении – 1час.
2.5. Текст и подтекст. Эстетическая мотивированность использования в
художественном тексте различных функциональных стилей. Зависимость используемых в художественном произведении языковых средств от темы, основной мысли, жанра текста, индивидуального стиля автора-3 часа.
2.6. Основные признаки текста -1час.
2.7. Сложное синтаксическое целое. Абзац -1 час.
2.8. Типы речи. Стили речи. Тема, основная мысль текста. Заголовок (название) текста. Роль первого предложения (зачина) в тексте (в абзаце).
Заключительная часть (концовка) текста (абзац)-1час.
3. Литературный язык и язык художественной литературы.
3.1.Роль произведений русской классической литературы в развитии норм современного русского литературного языка -1час.
3.2.Язык — «первоэлемент литературы». Звуковая, интонационная организация речи в прозаическом и поэтическом тексте. Благозвучие речи. Звуковой символизм как «связь между звуками и образными представлениями и ощущениями». Ударение словесное и логическое.
Звуковые повторы, звукопись. Богатство и разнообразие интонационной организации произведений словесного искусства -3 часа.
3.3. Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте. Слово и контекст. Нормы сочетаемости. «Обоснование отступления от нормы» (Л. Ще р б а) в художественном тексте. Слово «осторожно и разумно в выборе соседств и связей» (М. Б а х т и н). -3 часа.
3.4. Грамматические средства языка и их использование в художественном тексте. Грамматические синонимы. Стилистическая характеристика использования морфологических и синтаксических средств.
Стилистические функции знаков препинания. Авторская пунктуация – 2часа.
3.5. Изобразительно-выразительные средства языка и индивидуальный стиль (слог) писателя. Звукопись - 1 час.
3.6.Тропы: эпитет, сравнение, метафора, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза -1час.
3.7. Стилистические фигуры: параллелизм, антитеза, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, риторическое обращение, риторический вопрос -1 час.
4. Особенности выразительного чтения художественных произведений разных жанров.
4.1.Выразительное чтение произведений словесности как искусство звучащего слова. Анализ языковых, композиционных особенностей художественного текста как основная часть подготовки к выразительному чтению произведения искусства слова. Грамматические средства завершённости -1час.
4.2. Особенности чтения монолога и диалога. Особенности чтения повествования, описания (пейзажа, портрета). Ритм в поэтических и прозаических произведениях -2часа.
№ п/п | Тема раздела/тема занятия | Формы занятий | Приемы и методы образовательного процесса. | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Слово и словесность. 1.1.Слово и текст. 1.2.Словесность и гуманитарные науки. 1.3.Художественная литература как искусство слова. 1.4. Слово в художественной тексте. 1.5. Смысл названия художественного произведения. Ключевые, опорные слова | 1.Круглый стол. 2.Творческая мастерская. 3.Практикум. 4.Исследование, коллективный поиск решения проблемы. 5.Наблюдение. | Проблемно-мотивационная деятельность. Формирующее оценивание. Метод проблемного изложения. Методы решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Методы вынужденного предположения. | Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых способов действия. Освоение этапов решения целостных проблем. Организация познавательной деятельности по чувственному восприятию, логическому осмыслению учебной информации. |
2. | Текс- «словесное целое». 2.1.Художественное произведение — диалог с читателем. 2.2. Виды и жанры художественных произведений. 2.3. Образ автора в художественном произведении. Лирический герой в поэтическом произведении. Роль автора и речь персонажей 2.4.Диалог и монолог в художественном произведении. 2.5. Текст и подтекст. 2.6. Основные признаки текста. 2.7. Сложное синтаксическое целое. Абзац. 2.8. Типы речи. Стили речи. | 1.Проект. 2.Учебная экскурсия. 3.Литературная прогулка. 4.Урок-консультация. 5.Семинар. 6.Практикум. 7. Урок-консультация. 8.Консультация | Сотворчество. Практическая работа. Метод «синектика». Метод применения знаний. Мозговой штурм Обучение на основе информационных ресурсов. | Формирование умения выделять необходимую информацию из разных источников. Взаимообмен информацией. Обоснование гипотезы. Групповая творческая активность на основе интуитивно-образного мышления участников. Стимулирование творческой активности, при котором участники обсуждения предлагают множество вариантов ответов. Активное использование различных образовательных ресурсов для поиска необходимой учебной информации. |
3. | Литературный язык и язык художественной литературы. 3.1. Роль произведений русской классической литературы в развитии норм современного русского литературного языка. 3.2. Язык — «первоэлемент литературы». 3.3.Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте. 3.4.Грамматические средства языка. 3.5.Изобразительно-выразительные средства языка и индивидуальный стиль (слог) писателя. 3.6. Тропы. 3.7.Стилистические фигуры | Индивидуальная работа. Проект. Составление тезисного плана. «Метод подмастерье» Творческая мастерская. Исследование. | Технология разноуровнего обучения. Презентация индивидуального маршрута. Защита проекта. Коллективная и индивидуальная работа с литературоведческим портфолио. Практическая работа, частично-поисковая деятельность. Составление кроссворда. | Проектирование индивидуального маршрута развития по данной теме. Формирование у обучающихся деятельностных способностей. Работа с теоретическим литературоведческим материалом. Развитие умения использовать различные способы сбора и обработки информации. Формирование у обучающихся умений построения и реализации полученных знаний, способов действий. |
4. | Особенности выразительного чтения художественных произведений разных жанров. 4.1. Выразительное чтение произведений словесности как искусство звучащего слова. 4.2. Особенности чтения монолога и диалога | Практическая работа. Мастерская. Круглый стол. | Метод сопряженного воздействия, используется на этапе совершенствования техники упражнений. | Анализ текстов при консультативной помощи. Формирование у обучающихся способностей к рефлексии. Фиксирование собственных позиций самостоятельной деятельности. |
Ожидаемые результаты: Освоение обучающимися программы «От мысли к слову» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта:
Личностные результаты обучения: учебно-познавательный интерес к творчеству, как к одному из видов художественного искусства; навыки самостоятельной работы при выполнении практических и творческих работ; ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
Метапредметные результаты обучения (регулятивные): развитие умения использовать различные способы сбора, обработки анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, современными технологиями;(познавательные): выдвигать гипотезы, осуществлять практические навыки и умения коммуникативного взаимодействия, развивать творческое и критическое мышление; (коммуникативные): сотрудничать, формировать собственное мнение и позицию, уважительно строить общение со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты: учащиеся научатся: использовать приобретенные знания для дальнейшего изучения предмета «русский язык и литература», умению анализировать и решать сложные филологические задачи, писать рефераты, исследовательские работы, рецензии, статьи.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через участие в конкурсах, научно-практических конференциях, массовых творческих мероприятиях, размещении работ в сети Интернет. Эффективной формой оценивания является формирующее оценивание и «Портфолио». Это предусматривает взаимодействие с социальными партнёрами: Районный центр детского творчества, сельская библиотека им. И.Е.Коровина, МАУДО «Локосовская детская школа искусств».
Литература
1. Бахтин М.М. Анализ художественного текста / под ред. Н.М. Шанского. — Вып. 1. — М., 1975; Вып. 2. — М., 1976.Эстетика словесного творчества. —М., 1979.
2.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.М.2001 г.
3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор (текст): пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов-М.: Просвещение,2012.-(стандарты второго поколения).
4. Григорьев Д.В. программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество (текст)/В.А.Горский идр. Под ред Горского.-М.: Просвещение,2011.-111с.-(стандарты второго поколения).
5.Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.
6.Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // РЯШ. — 1993. — № 3.
7.Пленкуин Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. — М., 1976.
8.Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1974.
9.Интернет-ресурсы
Для учителя
Б а х т и н М.М. Проблемы поэтики Достоевского. —
М., 1979.
В а с и л ь е в а А. Н. Художественная речь. — М.,
1983.
В и н о г р а д о в В.В. О языке художественной лите_
ратуры. — М., 1959.
В и н о г р а д о в В. В. О теории художественной речи. —
М., 1971.
Г о р ш к о в А. И. Язык предпушкинской прозы. —
М., 1982.
П а х н о в а Т.М. Художественный текст на уроках
русского языка // РЯШ. — 1993. — № 3.
П а х н о в а Т.М. Уроки духовного развития // РЯШ. —
1992. — № 3—4.
П о т е б н я А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976.
Т р о и ц к и й В.Ю. Уроки словесности // Русская
речь. — 1990. — № 6.
Ша н с к и й Н.М. Лингвистический анализ художе_
ственного текста. — Л., 1990.
Шм е л е в Д. Н. Слово и образ. — М., 1964.
Ще р б а Л. В. Избранные работы по русскому языку. —
М., 1957.
Статьи рубрики «Язык художественных произведе_
ний» в журнале «Русский язык в школе».
З а к у ш н я к А. Я. Вечера рассказа / сост., редакция,
коммент. С. Дрейдена. Вступ. статья И. Андроникова. —
М., 1984.
Э фр о с Н. Записки чтеца. — М., 1980.
Я х о н т о в В. Н. Театр одного актера / лит. ред. Е. По_
повой. Вступ. статья И. Андроникова. — М., 1958.