Программа курса внеурочной деятельности «Предметно-практические действия»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ИМЕНИ А.Г.ГОЛОВКО»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Направление общеинтеллектуальное
Возраст учащихся 10-11 лет
Срок реализации 1 год (68 часов)
Автор-составитель
Шиманская Н.Г.
г.Прохладный
2020 г.
Структура рабочей программы
Структура рабочей программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
1) титульный лист;
2) пояснительная записка;
3) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
4) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
5) тематическое планирование
Пояснительная записка
Общая характеристика предмета
Предметно-практическая деятельность (ППД) является важной составляющей образовательного процесса. ППД помогает учить ребенка, развивать его. Основная деятельность на уроке является сотрудничество учителя с ребенком в различных видах деятельности: совместной, полусовместной, самостоятельной.
ППД направлена на социализацию личности ребенка. Имеет наглядно-практическую направленность. Обучение носит воспитывающий, социально-ориентированный характер. Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструктивная, действия с разнообразными игрушками, ручной труд и т.д.) корригирует недостатки восприятия, внимания, зрительно – двигательной координации, пространственных представлений, наглядно – действенного и наглядно - образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.
Курс предметно-практическая деятельность содействует формированию у детей житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, необходимых для овладения трудовыми навыками. Формирует системность и последовательность обучения, которая позволит успешно развить предметно-практическое мышление умственно отсталого школьника.
Целью является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами
Задачи
Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами;
Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
Развитие предметных действий, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, элементарного конструирования.
Развитие восприятия, в том числе перцептивных действий (уточнение имеющихся представлений о цвете, форме, величине разных объектов).
Коррекционная направленность курса отражается в возможности через различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.
Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна обучающимся с ТМНР. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной)
, самостоятельной
Рассматриваемые темы по предмету, такие, как: «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с природным материалом».
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Обучающийся научится основным приемам работы с пластилином и бумагой.
Обучающийся научится выполнять манипуляции с предметами по образцу.
Обучающийся научится показывать(называть) собираемые природные материалы.
Курс «Предметно-практические действия» рассчитан на 2 часа в неделю, 68 – в год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№ пп | Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание курса |
1 | Предметно-практические действия игрушками | 14 | Наблюдение за предметно-манипулятивными движениями педагога. Наблюдения за движущимися заводными игрушками. Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Выполнение простых подражательных действий: «делаем вместе» - движение рук, кистей. Выполнение совместных действий с предметами: катание шариков в определенном направлении. складывание шариков в емкости. перекладывание шариков из одной емкости в другую. открытие и закрытие двери, коробочек, матрешек. складывание предметов в коробку так, чтоб ее можно было закрыть крышкой. |
2 | Конструирование | 21 | Знакомство со строительным материалом (объемными фигурами): куб, параллепипед (кирпичик), треугольная призма. Действия со строительным материалом (объемными фигурами): куб, параллепипед (кирпичик), треугольная призма: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. Постройка и обыгрывание с помощью педагога из наборов строительных материалов: башни из 2-3 кубов Складывание разрезных картинок из двух частей разрезанных по вертикали, по горизонтали с предварительным рассматриванием целого изображения. |
3 | Работа с мозаикой | 4 | По подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Выкладывание узоров с соблюдением цвета |
4 | Работа с пластическими материалами | 15 | Обучение разнообразными приемам действий с пластическими материалами: отрывание, сплющивание разминание (ладонями и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями), раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики) Скатывание шарика из пластических материалов на подкладной доске и в ладонях. Совместно с педагогом изготовление предметов шарообразной формы: большой и маленький мячи; конфеты – шарики разного цвета и размера; бусы; колобок; фрукты; |
5 | Работа с бумагой и фольгой | 10 | Практические свойства с бумагой и фольгой. Учить правилам уборки бумаги - сминание и выбрасывание использованной бумаги в мусорное ведро. |
6 | Работа с природными материалами | 4 | Сбор природного материала. Узнавание, различение, показ(называние) растений и собираемых природных материалов. |
итого | 68 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
I четверть 16 часов | ||||
Работа с природными материалами | 1 | 2.09.2020 | | |
Составление букетов из осенних листьев | 1 | 3.09.2020 | | |
Аппликации из листьев | 1 | 9.09.2020 | | |
Наблюдение за предметно -манипулятивными движениями педагога. |
1 | 10.09.2020 | | |
Наблюдения за движущимися заводными игрушками | 1 | 16.09.2020 | | |
Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. | 1 | 17.09.2020 | | |
Выполнение простых подражательных действий | 1 | 23.09.2020 | | |
Выполнение совместных действий: катание, перекладывание шариков | 1 | 24.09.2020 | | |
Выполнение совместных действий: складывание предметов в коробку, нанизывание. | 4 | 30.09.2020 | | |
1.10.2020 | | |||
7.10.2020 | | |||
8.10.2020 | | |||
Действия с предметами разного цвета, формы, величины. | 1 | 14.10.2020 | | |
Узнавание предметов и различение их по цвету | 2 | 15.10.2020 | | |
21.10.2020 | | |||
Узнавание предметов и различение их по величине | 2 | 22.10.2020 | | |
28.10.2020 | | |||
II четверть 16 часов | ||||
Знакомство со строительным материалом (объемными фигурами): | 1 | 11.11.2020 | | |
Действия со строительным материалом (объемными фигурами): | 1 | 12.11.2020 | | |
Постройка башни из строительных материалов с помощью педагога | 1 | 18.11.2020 | | |
Постройка дорожки из брусков одного размера. | 1 | 19.11.2020 | | |
Пространственное распознание деталей одной формы и разных | 2 | 25.11.2020 | | |
26.11.2020 | | |||
Совместная постройка объемных фигур | 1 | 2.12.2020 | | |
Складывание из счетных палочек | 6 | 3.12.2020 | | |
9.12.2020 | | |||
10.12.2020 | | |||
16.12.2020 | | |||
17.12.2020 | | |||
23.12.2020 | | |||
Складывание разрезных картинок из двух частей | 6 | 24.12.2020 | | |
III четверть | ||||
Складывание разрезных картинок из двух частей | | 13.01.2021 | | |
14.01.2021 | | |||
20.01.2021 | | |||
21.01.2021 | | |||
27.01.2021 | | |||
Составление букетов из веток сосны (ели) | 1 | 28.01.2021 | | |
Узнавание и различение мозаики по цвету. | 1 | 3.02.2021 | | |
По подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. | 1 | 4.02.2021 | | |
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. | 1 | 10.02.2021 | | |
Выкладывание узоров с соблюдением цвета | 1 | 11.02.2021 | | |
Обучение разнообразными приемам действий с пластическими материалами | 7 | 17.02.2021 | | |
18. 02.2021 | | |||
24. 02.2021 | | |||
25.02.2021 | | |||
3.03.2021 | | |||
4.03.2021 | | |||
10.03.2021 | | |||
Изготовление совместно с педагогом больших и маленьких бубликов | 2 | 11.03.2021 | | |
17.03.2021 | | |||
Изготовление совместно с педагогом лесенки из пластилина | 1 | 18.03.2021 | | |
IV четверть | ||||
Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: цепочка из колец. | 1 | 31.03.2021 | | |
Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: пирамидка из колец. | 1 | 1.04.2021 | | |
Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: геометрических фигур | 1 | 7.04.2021 | | |
Скатывание шарика из пластических материалов на подкладной доске и в ладонях. | 1 | 8.04.2021 | | |
Совместно с педагогом изготовление предметов шарообразной формы: бусы, колобок, фрукты. | 1 | 14.04.2021 | | |
Свойства бумаги и фольги. Цвет бумаги и фольги. | 1 | 15.04.2021 | | |
Разгибание и разглаживание листа по месту сгиба | 1 | 21.04.2021 | | |
Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги | 1 | 22.04.2021 | | |
Изготовление педагогом летающих игрушек
| 2 | 28.04.2021 | | |
29.04.2021 | | |||
Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах. | 1 | 5.05.2021 | | |
Составление предметных изображений | 3 | 6.05.2021 | | |
12.05.2021 | | |||
13.05.2021 | | |||
Аппликация из готовых деталей | 3 | 19.05.2021 | | |
20.05.2021 | | |||
22.05.2021 | |