Индивидуальная образовательная программа курса «Предметно-практические действия» (3 класс, 2 вариант, интеллектуальные нарушения)
Планируемые результаты освоения курса «Предметно-практические действия»:
Личностные результаты:
· Наличие представлений о возможности взаимодействия с предметной средой;
· Восприятие прикосновений и ответ на них;
· Наличие интереса к манипулятивной и предметно-практической деятельности;
· Целенаправленное восприятие тактильных раздражителей.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
· Целенаправленный захват и удержание предметов
Достаточный уровень:
· Манипулирование объектами по заданным параметрам
· Умение применять функциональные действия к предметам на основе их свойств и качеств.
· Целенаправленное пользование предметами быта и игры
Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в АООП в варианте 2.
Цели коррекционного курса:
1. Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.
2. Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренний позиции школьника
3. Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.
4. Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Задачи :
Предметные
· освоение простых действий с предметами и материалами;
· развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
· формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
Личностные:
· формирование положительного отношения к обучению и труду;
· развитие активности и самостоятельности , навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
· формирование положительных качеств личности.
Коррекционные :
· корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;
· развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Социальные:
- овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
· развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению.
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Лабораторные и практические работы (их виды), контрольные работы (их виды), уроки развития речи. Творческие и практические работы, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении. |
1 |
Нормализация чувствительности рук. |
3 |
1 |
2 |
Нормализация чувствительности рук. |
2 |
1 |
3 |
Действия с материалами. |
3 |
1 |
4 |
Развитие функции кистей рук и пальцев. |
6 |
1 |
5 |
Ручная умелость и ее повседневное применение. |
7 |
1 |
6 |
Действия с предметами. |
9 |
1 |
7 |
Координация рук. |
5 |
1 |
|
ИТОГО |
34ч. |
7 |
Приложение 1
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть |
Количество недель в четверти |
Количество часов в неделю |
Количество часов в четверти |
Контрольные мероприятия |
I четверть |
8 |
1 |
8 |
- |
II четверть |
8 |
1 |
8 |
- |
III четверть |
10 |
1 |
10 |
- |
IV четверть |
8 |
1 |
8 |
1 |
Итого в год |
34 |
|
34 |
1 |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Тема урока |
|
план |
факт |
||
Нормализация чувствительности рук |
|||
1 |
|
|
Восприятие пассивных прикосновений; |
2 |
|
|
Восприятие прикосновений и ответ на них; |
3 |
|
|
Целенаправленное восприятие тактильных раздражителей. |
Развитие функции кистей рук. |
|||
4 |
|
|
Прикосновение и хватание; |
5 |
|
|
Знакомство с предметами с помощью рук; |
Действия с материалами. |
|||
6 |
|
|
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) |
7 |
|
|
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)
|
Развитие функции кистей рук и пальцев |
|||
8 |
|
|
Целенаправленный захват и удержание предметов; |
9 |
|
|
Использование различных захватов; |
10 |
|
|
Целенаправленное отпускание предметов. |
11 |
|
|
Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) |
12 |
|
|
Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) |
13 |
|
|
Повторение и закрепление пройденного |
Ручная умелость и ее повседневное применение. |
|||
14 |
|
|
Целенаправленное пользование предметами. |
15 |
|
|
Манипулирование объектами. |
16 |
|
|
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) |
17 |
|
|
Вычленение частей и признаков объектов.
|
18 |
|
|
Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.) |
19 |
|
|
Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) |
20 |
|
|
Осмысление качества обращения с объектами. |
Действия с предметами. |
|||
21 |
|
|
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) |
22 |
|
|
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.) |
23 |
|
|
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.) |
24 |
|
|
Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.) |
25 |
|
|
Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) |
26 |
|
|
Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем) |
27 |
|
|
Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) |
28 |
|
|
Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.) |
29 |
|
|
Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить) |
Координация рук. |
|||
30 |
|
|
Мелкие действия пальцев руки- пересыпания мелких круп. |
31 |
|
|
Мелкие действия пальцев руки- игры с желудями и шишками |
32 |
|
|
Мелкие действия пальцев руки- игры с мелкими кубиками |
33
|
|
|
Мелкие действия пальцев руки- игры с мелкими кубиками |
34 |
|
|
Повторение и закрепление пройденного |
ИТОГО 34 ч. |
Приложение 3
Ожидаемые результаты освоение учебного предмета (курса) по окончании текущего учебного года
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
· Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
· Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
· минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
· минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
· Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
· Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
· владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
· опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
· умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты :
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами
-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).
- уметь захватывать и удерживать предмет;
-уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
- уметь погружать руки в сухой бассейн;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
-выполнять последовательно организованные движения;
-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
- уметь погружать руки в сухой бассейн ;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- уметь сортировать крупы (3 вида);
|
|
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.
- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;
- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака.
Приложение 4
Общая характеристика предмета
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям . Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной) , самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД.
Программа состоит из следующих разделов:
- Предметно-практические действия
- Конструирование
- Работа с мозаикой
- Работа с пластическими материалами
- Работа с бумагой и фольгой
- Работа с нитками и тканью
- Работа с природными материалами.
Основной формой обучения являются занятие.
Типы занятий:
· сообщения новых знаний;
· закрепления полученных знаний и умений;
· упражнение;
· обобщение полученных знаний, умений и навыков;
· проверки и оценки знаний, умений и навыков;
· повторение полученных знаний;
· комбинированный.
Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.
Программный материал распределен по классам. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Учителю дается право изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащихся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наиболее важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических карт, в которых отражаются достижения всех учеников класса. Результаты заполнения диагностических карт позволят выявить степень владения технологическими операциями и конкретизировать содержание дальнейшего обучения каждого учащегося. Ученики одного класса могут работать с программным материалом разных классов по индивидуальным программам, разработанным учителем и утвержденным директором учреждения образования.
Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и приемов обучения.
Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:
1 класс – 1 часа в неделю. Учебных недель в году 34, общее количество часов – 34;
2 класс - 1 часа в неделю. Учебных недель в году 34, общее количество часов – 34.
3 – 4 класс - 1 час в неделю. Учебных недель в году 34, общее количество часов – 34.