ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 5 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №237- ФЗ;
- Приказа № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Положения о рабочей программе ГОУ ЯО «Ярославская школа - интернат № 8».
Цель: закрепление навыков целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
обогащать чувственный опыт детей: узнавать на ощупь предметы, их качества в процессе перцептивных действий;
стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательную, зрительно-двигательную координацию, слухомоторную и др.);
стимулировать речевую активность детей в процессе выполнения заданий с различными материалами;
стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.
совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
развитие наглядно -образного мышления.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в на глядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Курс ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). Ребёнок с умеренной умственной отсталостью учится проводить элементарный анализ образца, сравнивает с ним свою работу, находит и исправляет ошибки, осуществляет контроль и оценку своей деятельности.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» в учебном плане является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время. Количество часов в неделю, отводимых на изучение курса в 5 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для V - IX классов, и составляет 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для V-IX классов, в 5 классе курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
В стадии формирования правильное применение полученных знаний и навыков в быту;
Развита активность и самостоятельность, навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности.
Сформировано умение работать по заданному алгоритму (словесному или наглядному плану).
Сформировано умение выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам
учителя.
Сформировано умение оценивать своё изделие в сравнении с образцом, с указанием достоинств и недостатков с наводящей помощью учителя.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
умеет выполнять несложные задания по словесной инструкции; производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке под контролем и с помощью учителя; производить сборку и склеивание изделия с помощью учителя. с помощью учителя работает с новыми материалами – глиной, картоном; работает над изделием по предоставленному учителем плану; придерживается плана при выполнении работы под контролем учителя; сравнивает с образцом по наводящим вопросам учителя; вдевает нитку в иглу, завязывает узел – данные операции производит учитель, перед началом работы; находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для её разрешения, использует с частичной помощью учителя.
| Умеет выполнять несложные задания самостоятельно; производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке с незначительной помощью учителя; производит сборку и склеивание изделия с опорой на образец, на графическую схему, план, если требуется, обращается за помощью; освоил приёмы работы с новыми материалами – глиной, картоном; составляет план работы над изделием, с опорой на образец изделия; придерживается плана при выполнении работы; выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану, сравнивает с образцом; вдевает нитку в иглу, завязывает узел с частичной помощью учителя; Находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для её разрешения, пользуется ими самостоятельно.
|
Содержание коррекционного курса
Предметно – практические действия – 10 ч.
Повторение более трудных разделов программы 1-4 классов (2 ч)
Тренировочные упражнения с использованием индивидуальных тренажёров (автоматизация умений и навыков, не достаточно усвоенных данным учащимся):
открыть-закрыть (щеколды, задвижки, засовы, шпингалеты, крючки, замки разных видов и т.д.);
отвернуть-завернуть (крышки, диск телефона, шурупы, гайки и т.д.);
застегнуть-расстегнуть (липучки, молнии, пуговицы, кнопки, крючки с петлями и т.д.);
зашнуровать-расшнуровать (ботинки, игры «Шнуровка»);
заплести-расплести (ленты, верёвочки и т.д.);
надеть-снять (большие пирамидки, бусы из различных материалов с разными предметами для надевания: деревянный стержень, проволока, леска, прищепки и т.д.);
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
Ситуация «Как полить цветы без лейки»
Представьте, что вам нужно полить цветы, а лейки нет. Как быть?
Ситуация «Оторвалась вешалка, пуговица». Как быть?
Дидактические игры. О.В. Дыбина Рабочая тетрадь дошкольника «Я узнаю мир».
Ситуация «Утро. Какие предметы необходимы для утренней гигиены?»
Действия с предметами разного цвета, формы, величины:
Настольные развивающие игры: «Цвет, форма, размер», «Логические таблицы», «Подбери по цвету и форме»
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:
выполнение действий с сыпучими материалами (крупы, соль, сахар, мука): отмерить нужное количество с использованием разных ёмкостей;
Конструирование. Работа с металлическим конструктором – 11 ч.
Наборы «Школьник», «Металлический конструктор».
Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки.
Инструменты: ключ, отвертка.
Соединение деталей винтом и гайкой.
Завинчивание и отвинчивание гайки рукой и инструментами.
Правильная хватка инструментов.
Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы.
Разборка.
Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плата, четырёх пластин 11, четырёх уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Разборка изделия.
Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Кубики. Складывание картинок из 8-10 кубиков, с опорой на целостный образ.
Разрезные картинки. Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 7—8 частей, разрезанных по разным направлениям.
Счётные палочки. Складывание из счетных палочек различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции.
Работа с мозаикой – 5 ч.
Правила обращения с стандартной пластмассовой и магнитной мозаикой.
Уметь использовать полученные знания в создании задуманного предмета.
Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин, глина) – 9 ч.
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1-4 классах (2 ч)
Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.
Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).
Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами.
Размазывание пластилина пальцами: горизонтальная поверхность, вертикальная поверхность; по заданию: вверх, вниз, по кругу, влево, вправо.
Отщипывание, раскатывание, скатывание, сплющивание (в ладонях, на подкладной доске ладонью, пальцами), вдавливание.
Вытягивание одного конца столбика между ладоней, пальцами.
Вытягивание боковины шара между ладонями, пальцами.
Прищипывание пластилина двумя пальцами.
Примазывание (промазывание) пластилина при соединении деталей.
Свойства теста, способы его приготовления.
Приёмы работы с тестом:
Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.
«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней, скалкой;
приёмы вдавливания;
приёмы прищипывания, отщипывания маленького кусочка теста;
работать на ограниченном пространстве.
Работа с глиной – 7 ч.
Познакомить с новым видом пластического материала – глиной. Презентация «Что такое глина.»
Свойства глины, опыты.
Самыми важными свойствами глины являются:
способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое тесто;
способность набухать в воде;
способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, т. е. пластичность материала;
клейкость;
связывающая способность;
способность не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды.
Опыты для знакомства с некоторыми свойствами глины.
Опыт № 1
Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.
Оборудование: сухая глина, деревянная доска, молоток.
Ход: положить глину на доску. Разбить глину молотком на кусочки, попробовать руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
Опыт № 2
Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.
Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.
Ход: один из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Опыт № 3
Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.
Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.
Ход: слепить из глины миску. Затем налить в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
Опыт № 4
Цель: показать, что на высушенной глине можно рисовать.
Оборудование: глиняная фигурка (заготовка), краски, кисточки, стаканы с водой.
Ход: расписать фигурку из глины красками. Обратить внимание на то, что краска хорошо ложится на высушенную глину.
Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво. Презентация «Игрушки и посуда из глины».
Техника безопасности при работе с глиной, инструменты.
1. Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки
2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении рядом сидящего человека
3. При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках
4. На рабочем столе должна быть доска, стеки, лопаточки, миска с водой, в которую можно обмакнуть пальцы, губка для сглаживания неровностей поделки в сыром виде и мягкой полировки в сухом, салфетка для поддержания рук и стек в чистоте, влажные салфетки, которыми оборачивают незаконченные работы, чтобы не дать глине засохнуть.
5. При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах.
6. После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость
7. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
Приемы работы с глиной.
Разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины;
Отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают.
Сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями.
Скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями и ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.
Раскатывание – формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад.
Вдавливание – изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами.
Разрезание – деление куска глины с помощью стеки.
Соединение деталей – прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.
Заострение – оттягивание пальцами одного конца жгута и его раскатывание, чтобы он стал острым.
Способы лепки.
Конструктивный — предмет создается из отдельных частей;
Пластический — лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины;
Комбинированный — объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
Лепка предметов шаровидной формы.
Лепка предметов овальной формы.
Роспись поделок.
Работа с бумагой и картоном – 10 ч.
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1- 4 классах (2 ч).
Правила работы с бумагой. Организация рабочего места.
Приёмы работы: сминание, разглаживание, разрывание, сгибание, складывание.
Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка.
Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.
Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.
Приёмы резания бумаги.
Работа с картоном – 8ч
Применение и назначение картона. Презентация.
Свойства и особенности картона:
сгибается, ломается по сгибу, режется;
впитывает влагу, более прочный чем бумага;
толщина картона;
цвет.
Приёмы работы с картоном:
разметка по шаблону;
разметка по линейке;
резание картона ножницами по линиям разметки – по прямым и кривым линиям;
оклеивание картона бумагой;
склеивание картона;
нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон, линейка, фальцлинейка.
Практические работы: закладка, изготовление ёлочных игрушек, карнавальные полумаски, практические упражнения.
Работа с нитками и тканью – 10ч.
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1-4 классах (3ч)
Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей, как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску.
Лицевые и изнаночные стороны тканей. Инструменты, применяемые при работе с тканями и их назначение: ножницы, иглы, напёрсток, булавки. Назначение ручных стежков, их виды: смёточный стежок.
Изготовление игольницы по готовой выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани, смёточным стежком.
Виды отдельных ручных стежков: смёточный и «шнурок». Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку.
Вышивание салфетки из канвы стежками смёточным и «шнурок».
Ознакомление с косым обмёточным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Закрепление умения выполнять косой обмёточный шов. Упражнения на кусочке ткани, обработка краёв ткани.
Работа с природными материалами – 6 ч.
Сбор природного материала.
Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов.
Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами.
Поделки: «Черепаха», «Индюшка», «Русалка», аппликация «Кокосовая пальма».
Тематическое планирование
№ п/п
| Название раздела | Количество часов на изучение раздела |
1. | Предметно-практические действия | 10 |
2. | Конструирование | 11 |
3. | Работа с мозаикой. | 5 |
4.
| Работа с пластическими материалами (глина). | 9 |
5. | Работа с картоном. | 10 |
6. | Работа с нитками и тканью. | 10 |
7. | Работа с природными материалами. | 6 |
8. | Повторение материала, пройденного в течении года. | 7 |
| ИТОГО: | 68 |
Материально-техническое обеспечение
Основная и дополнительная литература:
Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 72с
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – 3-е изд., перераб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014. – 103с
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлым интеллектуальным недоразвитием: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие — М.: АРКТИ, 2000. — 126 с.
ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – журнал «Дефектология», №3, 2005.
Дидактический и наглядный материалы:
Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 32с.
Железнов С., Железнова Е. Аудиодиски Музыкальные обучалочки. – М.: Издательство детских образовательных программ «ВЕСТА – ТДА», 2012г.
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 3-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014.
Немешаева Е. Фантазии из природных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 112с.
Оборудование и приборы:
Бизиборды, игрушки – сортеры, игрушки – вкладыши.
Наборы «Школьник», «Металлический конструктор».
Материалы и инструменты, используемые при работе с нитками, природными и пластическими материалами.
Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.
Мягкая магнитная мозаика.
Настольные развивающие игры: «Цвет, форма, размер», «Логические таблицы», «Подбери по цвету и форме», «Разноцветные цепочки».
Мерной стакан, различная посуда.
Глина
Природные материалы
Наборы из 8-10 кубиков любой тематики.
Счётные палочки.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Содержание | Оборудование |
Предметно – практические действия – 10 ч. |
1. |
| Повторение. | Развитие координации движений кисти и пальцев рук. Пространственно-двигательная координация. Игровые упражнения, освоенные в 1- 4 классах. | Индивидуальные тренажёры, музыкальные развивалочки Е. Железновой. «Новые пальчиковые песенки-игры». |
2-3 |
| Повторение. | Выполнение подражательных действий со сменой вида движения. Упражнения направлены на согласованность движений друг с другом, синхронное выполнение по одному, в парах, в кругу, чёткое ритмичное выполнение. | Музыкальные развивалочки Е. Железновой «Весёлая логоритмика», «Топ-топ». |
4 |
| Предметы - орудия. Действия с водой. | Ситуация «Как полить цветы без лейки» Представьте, что вам нужно полить цветы, а лейки нет. Как быть? Учащиеся выбирают из предложенных предметов для полива и объясняют свои действия. (На лейку похож чайник или кувшинчик, можно из них поливать. Еще можно налить воду в банку, стакан, в игрушечную посуду, в бутылку, в пакетик, в ладошки). Из какой посуды удобнее всего полить маленький цветочек? Большой цветок? (Маленький цветочек удобнее полить из маленькой ёмкости, а большой цветок – из большой). Полив цветов из разных ёмкостей. При затруднении в выборе и объяснении, это делает педагог. | Фартук, нарукавники. Предметы: чайник, кувшин, банка, стакан, игрушечная посуда, бутылка пластиковая, пакетик. |
5 |
| Предметы - орудия.
| Ситуация «Оторвалась вешалка, пуговица». Как быть? Пришить. Учащиеся выбирают из предложенных предметов нужные. Пришивают. Сильные учащиеся самостоятельно, слабые – с помощью. Работа в Рабочей тетради дошкольника «Я узнаю мир». О.В. Дыбиной. Дидактические игры. | Ложка, вилка, тарелка, чашка и др. предметы, иголка, нитки, ножницы, напёрсток. Рабочая тетрадь дошкольника «Я узнаю мир». О.В. Дыбина.
|
6 |
| Предметы - орудия.
| Ситуация «Утро. Какие предметы необходимы для утренней гигиены?» Выбрать из предложенного набора предметов. Объяснить для чего нужен каждый выбранный предмет. Показ действий на кукле. Работа в Рабочей тетради дошкольника «Я познаю мир». О.В. Дыбиной. Дидактические игры. | Ложка, вилка, тарелка, чашка и др. предметы, иголка, нитки, ножницы, напёрсток, полотенце, зубная щётка, мыло, расчёска. Рабочая тетрадь дошкольника «Я познаю мир». О.В. Дыбина.
|
7-8 |
| Сыпучие материалы.
| Знакомство с мерным стаканом. Выполнение действий с сыпучими материалами (крупы, соль, сахар, мука): отмерить нужное количество с использованием разных ёмкостей. Пересыпание материала ложкой, непосредственно из упаковки», Сворачивание пакетика «кулёчка», для пересыпания в него отмерянного количества материалов. | Ложка, стакан, банка 0,5л, банка 1л, мерной стакан, бумага. |
9. |
| Действия с предметами разного цвета, формы, величины. | Развивать умение соотносить предметы по цвету, величине и форме. Соотносить реальные предметы с геометрической формой. | Настольные развивающие игры: «Цвет, форма, размер», «Логические таблицы», «Подбери по цвету и форме» |
10 |
| Действия с предметами разного цвета, формы, величины. | Развивать умение соотносить предметы по цвету и форме. Составлять объект с опорой на схему карточку, элементы соревнования. | Настольная развивающая игра: «Разноцветные цепочки» |
Конструирование – 11 ч. |
1. |
| Повторение. | Наборы «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Соединение деталей винтом и гайкой. Завинчивание и отвинчивание гайки рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Наборы конструкторов. |
2-3. |
| Сборка по образцу и техническому рисунку стула. | Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Использование технического рисунка для контроля сборки. Правильная хватка инструментов. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. | Наборы конструкторов. |
4-5. |
| Работа с металлическим конструктором. Практические работы. | Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырёх пластин 11, четырёх уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Подбор деталей, установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Порядок сборки, пользование инструментами, качество сборки, использование плана работы для контроля. Пространственная ориентировка на изделии. Оценка качества выполненного изделия. Разборка изделия. | Наборы конструкторов.
|
6-7. |
| Работа с металлическим конструктором. Практические работы. | Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Подбор деталей, установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Порядок сборки, пользование инструментами, качество сборки, использование плана работы для контроля. Пространственная ориентировка на изделии. Оценка качества выполненного изделия. Разборка изделия. | Наборы конструкторов.
|
8-9. |
| Кубики. | Складывание картинок из 8-10 кубиков, с опорой на целостный образ. Учить рассматривать картинку, подбирать кубики с нужными изображениями с примеркой, без наложения на образец. | Наборы из 8-10 кубиков, любой тематики. |
10. |
| Разрезные картинки. | Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 7—8 частей, разрезанных по разным направлениям. | Наборы разрезных картинок любой тематики. |
11. |
| Счётные палочки. | Складывание из счетных палочек различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции. | Наборы счётных палочек. |
Работа с мозаикой – 5 ч. |
1-2. |
| Конструирование по замыслу. | Закрепить навыки обращения с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. Уметь использовать полученные знания в создании задуманного предмета. Правила обращения с магнитной мозаикой. Уметь использовать полученные знания в создании задуманного предмета. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. |
3. |
| Мозаика. | Отбирать детали заданного цвета, формы и количества. Собирание предмета по образцу-картинке. Картинка по выбору. Слабые учащиеся выполняют работу вместе с учителем. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. Дети работают с мозаикой по выбору. |
4. |
| Мозаика. | Отбирать детали заданного цвета, формы и количества. Собирание предмета по образцу-картинке. Картинка по выбору. Слабые учащиеся выполняют работу вместе с учителем. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. Дети работают с мозаикой по выбору. |
5. |
| Мозаика. | Отбирать детали заданного цвета, формы и количества. Собирание предмета по образцу-картинке. Картинка по выбору. Слабые учащиеся выполняют работу вместе с учителем. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. Дети работают с мозаикой по выбору. |
Работа с пластическими материалами -9 ч. |
1. |
| Повторение. Практические упражнения. | Организация рабочего места. Закрепление приёмов работы с пластилином. | Пластилин, подкладная доска, тряпочка. |
2. |
| Повторение. Практические упражнения. | Свойства теста, способы его приготовления. Приёмы работы с тестом: Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста. Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его. «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать. Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев. Приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней, скалкой; приёмы вдавливания; приёмы прищипывания, отщипывания маленького кусочка теста; работать на ограниченном пространстве.
| Мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка, скалка, стека.
|
3. |
| Глина. | Знакомство с новым пластическим материалом – глиной. | Презентация «Что такое глина». |
4. |
| Свойства глины. | Опыт № 1 Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость. Ход: положили глину на доску. Разбили глину молотком на кусочки, попробовали руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки. Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая. Опыт № 2 Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой. Ход: один из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде. Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины. | Сухая глина, деревянная доска, молоток, сосуд с водой, влажные салфетки.
|
5. |
| Свойства глины. | Опыт № 3 Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду. Ход: слепить из глины миску. Затем налить в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде. Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит. Опыт № 4 Цель: показать, что на высушенной глине можно рисовать. Ход: расписать фигурку из глины красками. Обратить внимание на то, что краска хорошо ложится на высушенную глину. Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.
| Влажная глина, сосуд с водой, глиняная фигурка, краски, кисточки, стаканы с водой. Презентация «Игрушки и посуда из глины»
|
6 |
| ТБ и инструменты. Приёмы работы с глиной. Практические упражнения. | 1.Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки. 2.Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной, в направлении рядом сидящего человека 3.При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках 4.На рабочем столе должна быть доска, стеки, лопаточки, миска с водой, в которую можно обмакнуть пальцы, губка для сглаживания неровностей поделки в сыром виде и мягкой полировки в сухом, салфетка для поддержания рук и стек в чистоте, влажные салфетки, которыми оборачивают незаконченные работы, чтобы не дать глине засохнуть. 5.При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах. 6. После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость 7.По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки. Приемы работы с глиной. Разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины; Отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают. Сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями. | Презентация «Правила работы с глиной». Фартуки, кульки с глиной, деревянные доски, деревянные стеки, миски с водой, губки, влажная салфетка и тряпочка. |
7 |
| Лепка предметов шаровидной формы. | Организация рабочего места. Скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями и ладонью на поверхности доски круговыми движениями. Лепка по образцу предметов шаровидной формы: яблока, помидора, апельсина. Пространственная ориентировка при составлении изделия из шаров. Оценка качества выполненного изделия.
| Фартуки, кульки с глиной, деревянные доски, деревянные стеки, миски с водой, влажная тряпочка. |
8 |
| Лепка предметов овальной формы. | Организация рабочего места. Раскатывание – формирование жгутов, разной толщины, между ладонями или ладонью на доске движениями вперед-назад. Разрезание глины на части стекой. Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля. Оценка качества выполненного изделия.
| Фартуки, кульки с глиной, деревянные доски, деревянные стеки, миски с водой, влажная тряпочка. |
9 |
| Роспись поделок. | Организация рабочего места. Раскрашивание просушенных поделок: яблоко, помидор, апельсин, слива, огурец, картофель. Составление коллективных композиций (овощи на тарелке, фрукты на тарелке). Оценка качества выполненного изделия. | Фартуки, гуашь, кисти, клеёнка, одноразовая посуда (тарелки). |
Работа с бумагой и картоном – 10 ч. |
1 |
| Повторение. | Правила работы с бумагой. Организация рабочего места. Приёмы работы: сминание, разглаживание, разрывание, сгибание, складывание. | Бумага. |
2 |
| Повторение. | Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы. Приёмы резания бумаги | Бумага, ножницы. |
3 |
| Картон. | Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный чем бумага; толщина картона; цвет. | Презентация. |
4 |
| Картон и бумага. | Свойства бумаги и картона. Сравнительная характеристика бумаги и картона Практические действия с картоном и бумагой. | Набор бумаги и картона. |
5 |
| Закладка. | Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведение прямой. Отсчёт от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Точность разметки и резания бумаги и картона. Равномерность нанесения клея, качество окантовки, аккуратность выполнения изделия. Анализ и оценка качества выполненного изделия. | Не плотный картон, простой карандаш, линейка, ножницы, цветная бумага. |
6 |
| Изготовление елочных игрушек. | Разметка картона по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Склеивание деталей. Порядок изготовления. Точность разметки и резания. Равномерность нанесения клея. Крепление нитки-петли. Анализ и оценка качества выполненного изделия. | Не плотный цветной картон, простой карандаш, шаблоны, ножницы, нитки. |
7 |
| Карнавальные полумаски. | Изготовление карнавальных полумасок из тонкого картона. Отделка изделий. Разметка картона по шаблонам. Резание картона и бумаги ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Крепление завязок. Анализ и оценка качества выполненного изделия. | Не плотный цветной картон, простой карандаш, шаблоны, ножницы, тесьма. |
8 |
| Практические упражнения. | Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы. Группы инструментов и их назначение: для разметки и для обработки. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Упражнение в разметке картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. Точность разметки, резания по линейке, хватка инструментов, точность и качество рицовки. | Не плотный цветной картон, простой карандаш, нож для бумаги, фальцлинейка. |
9-10 |
| Доска для игры в шашки. | Санитарно-гигиенические требования при работе с картоном. Правила безопасной работы. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Разметка картона по линейке и шаблону. Нанесение рицовки по линейке с фальцем. Раскраска клеток. Точность разметки, хватка и пользование инструментами. Пространственная ориентировка на листе картона. Чередование клеток и аккуратность раскраски. Анализ и оценка качества выполненного изделия. | Белый картон, линейка, карандаш. |
Работа с нитками и тканью – 10ч. |
1 |
| Повторение. | Правила работы с нитками. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места. Правильный захват инструментов, пользование напёрстком. Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Завязывание узелка на конце нити. Шитье по проколам с закреплением нити. | Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, полоски картона с проколами. |
2 |
| Повторение. | Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей, как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Инструменты, применяемые при работе с тканями и их назначение: ножницы, иглы, напёрсток, булавки. | Коллекция тканей. |
3 |
| Повторение. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места. Назначение ручных стежков, их виды. Смёточный стежок. Упражнения на полосе бумаги в клетку. Выполнение смёточного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под неё по одной клетке бумаги. Завязывание узелка и закрепление нити. Точность и аккуратность стежка. | Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, полоска бумаги в клетку. |
4-5 |
| Изготовление игольницы. | Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Рациональное использование материала. Скалывание деталей выкройки швейными булавками, точность раскроя по заданной выкройке. Аккуратное складывание деталей выкройки, правила безопасной работы. Направление шитья, выполнение смёточного стежка справа налево, равная длина стежков. Закрепление нити. Придание формы «подушечки» с помощью наполнителей. Анализ и оценка качества выполненного изделия. | Ткань, готовая выкройка в форме квадрата, швейные булавки, ножницы, иглы, напёрсток, нитки, наполнитель. |
6 |
| Ручные стежки. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места. Назначение ручных стежков, их виды. Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить смёточный стежок, затем вводить иглу с ниткой поочерёдно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Завязывание узелка и закрепление нити. Точность и аккуратность стежка. | Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, полоска бумаги в клетку. |
7-8 |
| Вышивание салфетки. | Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Вышивание салфетки из канвы стежками смёточным и «шнурком». Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить смёточный стежок, затем перевив. Порядок вышивания, направление шитья, закрепление нити в начале и конце вышивки, натяжение нити, равная длина стежков. Анализ и оценка качества выполненного изделия. | Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, канва. |
9-10 |
| Ручные стежки. | Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования при работе. Правила безопасной работы. Назначение косого обмёточного стежка. Ознакомление с косым обмёточным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Выполнение косого обмёточного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы картона, шитьё слева направо. Пользование инструментами, направление и правильность шитья. Закрепление нити в начале и конце шитья. | Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, полоса тонкого картона с готовыми проколами. |
Работа с природными материалами – 6 ч. |
1 |
| Работа с природными материалами. | Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. Сбор природного материала. |
|
2 |
| Работа с природными материалами. | Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов. Раскладывание листьев и цветов между листами бумаги, остальных материалов в коробки для просушки. | Коробки, альбомы. |
3 |
| Работа с природными материалами. «Черепаха» | Вылепить из пластилина деталь в форме полусферы и вдавить в неё жёлудь без шляпки – мордочка черепахи. Вдавить шляпки желудей в пластилин, чтобы получился панцирь. 4 кленовые крылатки вдавить в черепашье брюшко. Получились лапы. Укрепить глазки Анализ и оценка качества выполненного изделия. | Крылатки клёна, жёлуди, пластилин, самоклеящиеся глазки. |
4 |
| Работа с природными материалами. «Индюшка» | Укрепить несколько крылаток в широком основании шишки (хвост). Присоединить грецкий орех к шишке с помощью пластилина. Вылепить из пластилина клювик и вместе с глазками установить на голове. Хохолок можно сделать из кусочков коры или тонких веток, прикрепив пластилином. Анализ и оценка качества выполненного изделия. | Шишка, крылатки ясеня, грецкий орех, кусочки коры, пластилин, самоклеящиеся глазки. |
5 |
| Работа с природными материалами. «Русалка» | С помощью пластилина укрепить 2 крылатки клёна узком конце шишки. Вылепить из пластилина детали купальника и укрепить их на грецком орехе. В верхнюю лямку купальника вдавить 2 палочки-руки. Орех-туловище соединить с шишкой-хвостом (широкой частью шишки) с помощью пластилина. Вылепить из пластилина корону и украсить её семенами горчицы. Укрепить корону на голове- мелком грецком орехе, и вставить в неё ясеневые крылатки, чтобы получились волосы. Соединить голову и туловище с помощью пластилина. Прикрепить глазки и пластилиновый ротик. Анализ и оценка качества выполненного изделия. | Нераскрывшаяся шишка, крылатки клёна, крылатки ясеня, палочки или черешки листьев, семена горчицы, грецкие орехи, самоклеящиеся глазки, пластилин. |
6 |
| Работа с природными материалами. Аппликация «Кокосовая пальма» | Из крупного листа вырезать длинную полоску шириной 1,5-2 см. на краях полоски вырезать крошечные треугольники, чтобы изобразить фактуру ствола пальмы. Намазать ствол и несколько листьев (продолговато-конических) клеем и расположить на листе цветного картона. В центре пальмовой листвы наклеить кусочек двустороннего скотча, затем снять верхний защитный слой и на клейкую поверхность уложить несколько шляпок желудей. Лист светлого цвета разрезать пополам и 1 половину наклеить на низ ствола. Получится песок. Анализ и оценка качества выполненного изделия. | Сухие листья, жёлуди, ножницы, клей ПВА, двусторонний скотч, цветной картон. |
Повторение -7 ч. |
1 |
| Предметно-практические действия. | Отработка точности, целенаправленности движений, координации действий. | Бизиборды, игрушки – сортеры, игрушки – вкладыши.
|
2 |
| Конструирование. Практические упражнения. | Закрепить знание деталей конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Соединение деталей винтом и гайкой. Завинчивание и отвинчивание гайки рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Наборы конструкторов. |
3 |
| Мозаика. Выкладывание предмета по образцу. | Закрепить навыки работы с мягкой магнитной мозаикой и стандартной пластмассовой. Выкладывание предметов по образцу-картинке. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. Дети работают с мозаикой по выбору. |
4 |
| Работа с картоном. Практические работы. | Приёмы работы с картоном: разметка по шаблону; разметка по линейке; резание картона ножницами по линиям разметки – по прямым и кривым линиям; нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. Упражнение в разметке картона по линейке, по шаблону, вырезание. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. Точность разметки, резания по линейке, хватка инструментов, точность и качество рицовки. | Не плотный цветной картон, простой карандаш, нож для бумаги, фальцлинейка. |
5 |
| Работа с глиной. Практическая работа. | Приемы работы с глиной. Разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины; Отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают. Сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями. Скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями и ладонью на поверхности доски круговыми движениями. Раскатывание – формирование жгутов, разной толщины, между ладонями или ладонью на доске движениями вперед-назад. Разрезание глины на части стекой. | Фартуки, кульки с глиной, деревянные доски, деревянные стеки, миски с водой, влажная тряпочка. |
6 |
| Работа с нитками и тканью. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места. Назначение ручных стежков, их виды. Выполнение смёточного стежка справа налево, натяжение нити, равная длина стежков, завязывание узелка и закрепление нити. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить смёточный стежок, затем перевив. Направление шитья, закрепление нити в начале и конце шва, натяжение нити, равная длина стежков. Выполнение косого обмёточного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно края ткани, шитьё слева направо. Пользование инструментами, направление и правильность шитья. Закрепление нити в начале и конце шитья | Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, ткань. |
7 |
| Работа с природными материалами «Поросёнок». | Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами. Изготовление по образцу поросёнка из нераскрывшейся шишки ели, пластилина и зёрен глаз. | Шишки ели, пластилин, горошины чёрного перца, подкладочная доска, тряпочка. |