Программа курса внеурочной деятельности «Прикладное рукоделие» для учащихся 5-8 классов составлена в соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с использованием примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Программа «Прикладное рукоделие» направлена на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. При реализации программы формируются ИКТ - компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, дают возможность осваивать современные технологии прикладного творчества, участие в конкурсном движении.
Цель программы:
Создание условий для вовлечения детей в активную творческую деятельность, формирования навыков и умений работы с материалами различного происхождения, представления об эстетических идеалах и ценностях.
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
- изучать основные техники изготовления изделий с учетом возможностей материалов;
- создавать условия для формирования творческих способностей и интереса к народному искусству;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- сохраненить базовые национальные ценности российского общества;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Программа курса внеурочной деятельности «Прикладное рукоделие» построена с учетом запросов и потребностей учащихся и их родителей. Внеурочная деятельность призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная, идея программы.
Программа «Прикладное рукоделие» рассчитана для учащихся 5-8 класса на один учебный год, объем занятий - 68 часа, состоит из отдельных разделов: «Печворк», «Мягкая игрушка».
Содержание программы ориентировано на формирование информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды и возможностей современного школьника. Через реализацию практических занятий учащимся предоставляется возможность участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме. Реализация содержания программы предполагает сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры г. Черногорска, привлечение родителей учащихся.
Направление: духовно-нравственное.
Данное направление учитывает возрастные психолого–педагогические особенности мыслительной деятельности обучающихся, служит для углубления и получения новых знаний, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную и практическую и творческую активность учащихся.
Форма организации: кружок. Важным в работе кружка освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций народов России, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями своего региона. Программа предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, участие в конкурсах.
В зависимости от местных условий и интересов учащихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов и
тем программы.
Время, отведенное для занятий, можно использовать как знакомства с другими видами декоративно-прикладного искусства, для работы с одаренными детьми, изучение спонтанно возникшей увлекательной темы.
Важно показать одаренным детям, как можно развивать социальные умения для самореализации духовно-нравственной личности средствами декоративно-прикладного искусства.
Программа реализуется в 5-8 классах, количество часов на учебный год –66. занятия проводятся в очно-заочной форме в субботние дни. Занятия могут переноситься в любое внеурочное время, так как выставки, конкурсы и т.п. могут проводятся в другие дни недели.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Прикладное рукоделие»
При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы:
- Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к творческой деятельности эстетического характера;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
При достижении метапредметных результатов у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия(УУД).
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, схемах, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Оценка достижений предметных результатов ведётся в ходе выполнения: итоговых работ (защита проектов), поисковой деятельности (ориентирование в материале), исследовательской деятельности (использование имеющихся знаний по предметам).
Программой предусмотрено достижение трех воспитательных уровней результатов.
Первый уровень планируемых результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
• понимание роли труда как основного условия существования, формирование уважения к людям труда и народным мастерам, осознание того, что добросовестный труд является источником духовного удовлетворения и материального благополучия, которым личность утверждает себя в обществе;
• добросовестное отношение к выполнению любого задания учителя, дисциплинированность.
Второй уровень планируемых результатов (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):
• формирование уважительного отношения к другому человеку, стремление понять его и в случае необходимости прийти на помощь;
• терпимость и уважение к интересам другого человека, убеждениям и взглядам, способность к сочувствию.
Третий уровень планируемых результатов (получение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
школьники приобретут опыт:
• исследовательской и проектной деятельности;
• организации совместной деятельности с другими обучающимися и педагогами;
• в организации выставок.
Формы подведения итогов реализации программы:
участие в конкурсах школьного, городского, всероссийского уровня;
выставка работ;
культурные походы на выставки декоративно-прикладного творчества;
создание и защита собственного проекта.
Показателем эффективности занятий по курсу являются данные динамики развития познавательных способностей детей по наблюдениям педагога, по степени участия учащегося в познавательной деятельности на занятиях.
Содержание курса
Реализация программы способствует формированию ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладению основами творческой, исследовательской и проектной деятельности. Она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Знания и умения, полученные на данном курсе, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах.
Программа направлена на развитие творчества в области декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с национальными традициями развивает у школьников эмоциональную восприимчивость и вырабатывает эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес, вызывает желание участвовать в сохранении и развитии традиционных видов декоративно-прикладного творчества, в том числе народных традиций своего региона.
Основными методами преподавания являются наглядный и практический. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, в виде работы с образцами, видеоматериалами (мастер-классы). Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе практической деятельности по каждой технологии.
Наиболее эффективные формы работы на занятиях:
экскурсии;
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
участие в городских, республиканских, российских, международных конкурсах;
виртуальные экскурсии, мастер-классы;
создание и защита творческих проектов.
Содержание программы курса «Прикладное рукоделие»
Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации деятельности | Виды деятельности | |
Раздел «Печворк». (36час) | |||
Введение. Ознакомление с работой кружка. Выявление творческих способностей и интересов детей. Современное направление шитья из лоскута. Использование лоскутных техник в интерьерных изделиях, одежде, аксессуарах. Рассказ об инструментах и приспособлениях, необходимых для работы, их назначение и применение, правила хранения. Знакомство с основным оборудованием. Техника безопасности во время занятий при работе с колющими и режущими предметами, электроутюгом. Материалы, используемые в лоскутном шитье. Подготовка тканей. Основы цветовой грамоты. Гармоничные сочетания цветов. Определение понятия «орнамент». Основные технологические приемы соединения простых лоскутных элементов. Разбор приемов соединения квадратов в полотно на примере мотива. Соединение треугольников друг с другом на примере одного из узоров (из двух цветов). Схема узора. Орнаменты лоскутной мозаики. Технология и пошив изделий в лоскутной технике. Основные мотивы: «Вертушка», «Звезда», «Мозаика». Схемы традиционных мотивов. Варианты компоновки блоков друг с другом. Основные блоки: «Диагональная раскладка», «Прямая раскладка», «Четверть квадрата», «Колодец», «Орнаменты из полос». Лоскутные узоры в свободной технике. Пошив подарочных изделий. Выставка работ, конкурсное движение. | Бесседа, демонстрация работ прошлых лет, виртуальные экскурсии Познавательные беседы. Мастер-классы. Творческие проекты, выставки, конкурсы. | Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов Сообщения, показ слайдов, готовые образцы, практическая деятельность. Инструктаж, обсуждения. Практическая работа. | |
Раздел «Мягкая игрушка» (32 час.) Текстильные материалы для игрушек. Из истории мягкой игрушки. Мягкая игрушка и современность. Виды ткани для игрушки. Работа с шаблоном. Выполнение обмеловки деталей. Раскрой деталей с учетом припусков на швы. Прямые стежки и строчки. Смётывание деталей, прошивание, набивка, сборка. Оформление работы (к готовому изделию пришить глаза, нос, рот, выполнить декоративные швы). Изготовление игрушки Практические работы: а) Заготовка выкроек игрушки на выбор «кошка», «собачка», «улитка», «девочка», «мальчик» и т.д. | Познавательные беседы. Творческие проекты, выставки, конкурсное движение. | Сообщения, показ слайдов, готовые образцы, практическая деятельность. Инструктаж, Практическая работа Защита проектов |
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела (модуля) программы, тема занятия | Кол-во часов |
Печворк | 36 | |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Лоскут в современном мире. | 1 |
3 | Материалы и инструменты. | 1 |
4 | Сочетание цветов. Подготовка тканей. | 1 |
5 | Приёмы построения узоров. | 1 |
6 | Схема узора | 1 |
7 | Орнаменты. | 1 |
8-9 | Соединение простых узоров. | 2 |
10-11 | Соединение треугольников. | 2 |
12-13 | Соединение квадратов. | 2 |
14-15 | Выполнение «Колодец» | 2 |
16-17 | Выполнение «Прямая раскладка» | 2 |
18-19 | Лоскутные узоры в свободной технике. | 2 |
20-21 | Выполнение проектной работы | 2 |
22-23 | Выполнение проектной работы | 2 |
24-25 | Выполнение проектной работы. | 2 |
26-27 | Выполнение проектной работы. | 2 |
28-29 | Подготовка к защите проекта | 2 |
30-31 | Защита проекта | 2 |
32-34 | Участие в выставке работ | 3 |
35-36 | Участие в конкурсе | 2 |
Мягкая игрушка | 30 | |
37 | История возникновения текстильной игрушки. | 1 |
38-39 | Правила построения выкроек. | 2 |
40-41 | Правила раскроя. | 2 |
42-43 | Правила соединения. | 2 |
44-45 | Оформление деталей игрушки | 2 |
46-47 | Заготовка выкроек игрушки на выбор. «кошка», «собачка», «зайчик», и т.д. | 2 |
48-49 | Раскрой игрушки | 2 |
50-51 | Пошив игрушки. Выполнение проектной работы | 2 |
52-53 | Пошив игрушки. Выполнение проектной работы | 2 |
54-55 | Оформление игрушки. Выполнение проектной работы | 2 |
56-57 | Подготовка презентация проекта | 2 |
58-59 | Защита проекта | 2 |
60-61- 62 | Оформление выставки Посещение выставки. | 3 |
63-64 | Я и музеи страны | 2 |
65-66 | Анализ работы курса | 2 |
Итого часов | 66 |