Программа курса внеурочной деятельности «Прикладное рукоделие» (5–8 класс)

0
0
Материал опубликован 16 September 2021 в группе

Программа курса внеурочной деятельности «Прикладное рукоделие» для учащихся 5-8 классов составлена в соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с использованием примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).


Программа «Прикладное рукоделие» направлена на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. При реализации программы формируются ИКТ - компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, дают возможность осваивать современные технологии прикладного творчества, участие в конкурсном движении.


Цель программы:

Создание условий для вовлечения детей в активную творческую деятельность, формирования  навыков и умений работы с материалами различного происхождения, представления об эстетических идеалах и ценностях.


Содержание программы направлено на решение следующих задач:

  • изучать основные техники изготовления изделий с учетом возможностей материалов;
  • создавать условия для формирования творческих способностей и интереса к народному искусству;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • сохраненить базовые национальные ценности российского общества;
  • организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Программа курса внеурочной деятельности «Прикладное рукоделие» построена с учетом запросов и потребностей учащихся и их родителей. Внеурочная деятельность призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная, идея программы.

Программа «Прикладное рукоделие» рассчитана для учащихся 5-8 класса на один учебный год, объем занятий - 68 часа, состоит из отдельных разделов: «Печворк», «Мягкая игрушка».

Содержание программы ориентировано на формирование информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды и возможностей современного школьника. Через реализацию практических занятий учащимся предоставляется возможность участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме. Реализация содержания программы предполагает сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры г. Черногорска, привлечение родителей учащихся.

Направление: духовно-нравственное.

Данное направление учитывает возрастные психолого–педагогические особенности мыслительной деятельности обучающихся, служит для углубления и получения новых знаний, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную и практическую и творческую активность учащихся.

Форма организации: кружок. Важным в работе кружка освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций народов России, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями своего региона. Программа предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, участие в конкурсах.

В зависимости от местных условий и интересов учащихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов и

тем программы.

Время, отведенное для занятий, можно использовать как знакомства с другими видами декоративно-прикладного искусства, для работы с одаренными детьми, изучение спонтанно возникшей увлекательной темы.

Важно показать одаренным детям, как можно развивать социальные умения для самореализации духовно-нравственной личности средствами декоративно-прикладного искусства.

Программа реализуется в 5-8 классах, количество часов на учебный год –66. занятия проводятся в очно-заочной форме в субботние дни. Занятия могут переноситься в любое внеурочное время, так как выставки, конкурсы и т.п. могут проводятся в другие дни недели.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Прикладное рукоделие»

При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы:

  • Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к творческой деятельности эстетического характера;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

При достижении метапредметных результатов у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия(УУД).

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, схемах, доступных для изготовления изделиях;
  • слушать и понимать речь других.

Оценка достижений предметных результатов ведётся в ходе выполнения: итоговых работ (защита проектов), поисковой деятельности (ориентирование в материале), исследовательской деятельности (использование имеющихся знаний по предметам).

Программой предусмотрено достижение трех воспитательных уровней результатов.

Первый уровень планируемых результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):

понимание роли труда как основного условия существования, формирование уважения к людям труда и народным мастерам, осознание того, что добросовестный труд является источником духовного удовлетворения и материального благополучия, которым личность утверждает себя в обществе;

добросовестное отношение к выполнению любого задания учителя, дисциплинированность.

Второй уровень планируемых результатов (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):

формирование уважительного отношения к другому человеку, стремление понять его и в случае необходимости прийти на помощь;

терпимость и уважение к интересам другого человека, убеждениям и взглядам, способность к сочувствию.

Третий уровень планируемых результатов (получение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

школьники приобретут опыт:

исследовательской и проектной деятельности;

организации совместной деятельности с другими обучающимися и педагогами;

в организации выставок.

Формы подведения итогов реализации программы:

участие в конкурсах школьного, городского, всероссийского уровня;

выставка работ;

культурные походы на выставки декоративно-прикладного творчества;

создание и защита собственного проекта.


Показателем эффективности занятий по курсу являются данные динамики развития познавательных способностей детей по наблюдениям педагога, по степени участия учащегося в познавательной деятельности на занятиях.

Содержание курса

Реализация программы способствует формированию ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладению основами творческой, исследовательской и проектной деятельности. Она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Знания и умения, полученные на данном курсе, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах.

Программа направлена на развитие творчества в области декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с национальными традициями развивает у школьников эмоциональную восприимчивость и вырабатывает эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес, вызывает желание участвовать в сохранении и развитии традиционных видов декоративно-прикладного творчества, в том числе народных традиций своего региона.

Основными методами преподавания являются наглядный и практический. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, в виде работы с образцами, видеоматериалами (мастер-классы). Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе практической деятельности по каждой технологии.


Наиболее эффективные формы работы на занятиях:

экскурсии;

проектная и исследовательская деятельность учащихся;

участие в городских, республиканских, российских, международных конкурсах;

виртуальные экскурсии, мастер-классы;

создание и защита творческих проектов.


Содержание программы курса «Прикладное рукоделие»



Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации деятельности

Виды деятельности

Раздел «Печворк». (36час)


Введение. Ознакомление с работой кружка. Выявление творческих способностей и интересов детей.

Современное направление шитья из лоскута. Использование лоскутных техник в интерьерных изделиях, одежде, аксессуарах. Рассказ об инструментах и приспособлениях, необходимых для работы, их назначение и применение, правила хранения. Знакомство с основным оборудованием. Техника безопасности во время занятий при работе с колющими и режущими предметами, электроутюгом. Материалы, используемые в лоскутном шитье. Подготовка тканей. Основы цветовой грамоты. Гармоничные сочетания цветов. Определение понятия «орнамент». Основные технологические приемы соединения простых лоскутных элементов. Разбор приемов соединения квадратов в полотно на примере мотива. Соединение треугольников друг с другом на примере одного из узоров (из двух цветов). Схема узора. Орнаменты лоскутной мозаики. Технология и пошив изделий в лоскутной технике. Основные мотивы: «Вертушка», «Звезда», «Мозаика». Схемы традиционных мотивов. Варианты компоновки блоков друг с другом. Основные блоки: «Диагональная раскладка», «Прямая раскладка», «Четверть квадрата», «Колодец», «Орнаменты из полос». Лоскутные узоры в свободной технике. Пошив подарочных изделий. Выставка работ, конкурсное движение.

Бесседа, демонстрация работ прошлых лет, виртуальные экскурсии Познавательные беседы.

Мастер-классы. Творческие проекты, выставки, конкурсы.

Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов

Сообщения, показ слайдов, готовые образцы, практическая деятельность.

Инструктаж, обсуждения. Практическая работа.


Раздел «Мягкая игрушка» (32 час.)

Текстильные материалы для игрушек.

Из истории мягкой игрушки. Мягкая игрушка и современность. Виды ткани для игрушки. Работа с шаблоном. Выполнение обмеловки деталей. Раскрой деталей с учетом припусков на швы. Прямые стежки и строчки. Смётывание деталей, прошивание, набивка, сборка. Оформление работы (к готовому изделию пришить глаза, нос, рот, выполнить декоративные швы). Изготовление игрушки Практические работы: а) Заготовка выкроек игрушки на выбор «кошка», «собачка», «улитка», «девочка», «мальчик» и т.д.
б) Раскрой игрушки
в) Пошив игрушки «кошка»
г) Набивка и оформление игрушки

Познавательные беседы. Творческие проекты, выставки, конкурсное движение.

Сообщения, показ слайдов, готовые образцы, практическая деятельность.

Инструктаж, Практическая работа Защита проектов


Тематическое планирование


Наименование раздела (модуля) программы, тема занятия

Кол-во

часов


Печворк

36

1

Вводное занятие

1

2

Лоскут в современном мире.

1

3

Материалы и инструменты.

1

4

Сочетание цветов. Подготовка тканей.

1

5

Приёмы построения узоров.

1

6

Схема узора

1

7

Орнаменты.

1

8-9

Соединение простых узоров.

2

10-11

Соединение треугольников.

2

12-13

Соединение квадратов.

2

14-15

Выполнение «Колодец»

2

16-17

Выполнение «Прямая раскладка»

2

18-19

Лоскутные узоры в свободной технике.

2

20-21

Выполнение проектной работы

2

22-23

Выполнение проектной работы

2

24-25

Выполнение проектной работы.

2

26-27

Выполнение проектной работы.

2

28-29

Подготовка к защите проекта

2

30-31

Защита проекта

2

32-34

Участие в выставке работ

3

35-36

Участие в конкурсе

2


Мягкая игрушка

30

37

История возникновения текстильной игрушки.

1

38-39

Правила построения выкроек.

2

40-41

Правила раскроя.

2

42-43

Правила соединения.

2

44-45

Оформление деталей игрушки

2

46-47

Заготовка выкроек игрушки на выбор. «кошка», «собачка», «зайчик», и т.д.

2

48-49

Раскрой игрушки

2

50-51

Пошив игрушки. Выполнение проектной работы

2

52-53

Пошив игрушки. Выполнение проектной работы

2

54-55

Оформление игрушки. Выполнение проектной работы

2

56-57

Подготовка презентация проекта


2

58-59

Защита проекта

2

60-61- 62

Оформление выставки Посещение выставки.

3

63-64

Я и музеи страны

2

65-66

Анализ работы курса

2

Итого часов

66


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.