Материал на проверке

Программа курса внеурочной деятельности «Я-Пятиклассник»

0
0
Материал опубликован 30 January


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №




«Принято»

педагогическим советом

протокол №

« » августа 202 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №

__________

Приказ № от « » августа 202 г.







Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Я-Пятиклассник»




Направленность: социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: базовый

Статус программы: общеразвивающая






Составитель: Наконечная Н.Н

педагог-психолог





Воронеж, 2024 год

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Я-Пятиклассник» реализует социальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Переход из начальной школы в среднее звено – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Предлагаемые технологии и упражнения могут быть с успехом использованы в работе педагогов, а также побудить их к творческому осмыслению и поиску собственных путей решения проблемы адаптации детей в школе.

Настоящая программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ

Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р)

СанПин 2.4.4.3172-14 к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утвержденопостановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)

Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к Письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министества образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09 -3242

Программа может реализовываться в очном, дистанционном и очно-дистанционном формате.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, при которой обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые способствуют лучшему пониманию других людей: ихпсихологических особенностей, помогают подростку в практическом усвоении закономерностей восприятия внимания, памяти, мышления, воображения и их использовании для развития своих интеллектуальных способностей. Изучение эмоциональных состояний направлено на правильное понимание себя и других.

Уровень реализации программы - базовый.

Вид программы: модифицированный.

Актуальность программы обусловлена государственным заказом на решение приоритетной задачи в сфере воспитания – развитие высоконравственной личности (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р), а так же социальным заказом родителей на формирование практических психологических умений, направленных на успешную адаптацию к жизни и социальной среде, на личностное самопонимание и развитие обучающихся.

Цель: создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.

Задачи программы:

Обучающие:

обучать детей навыкам конструктивного поведения в нестандартных ситуациях, элементам релаксации, уверенного поведения и самообладания;

способствовать повышению психологической и правовой культуры;

Развивающие:

развитие социально-психологической компетентности обучающихся,  адекватного эмоционально-волевого состояния;

создавать мотивации для дальнейшего саморазвития учащихся.

Воспитательные:

 содействовать формированию инициативности, активной позиции, социально 

зрелой и творческой личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности;

воспитывать культуру самопознания и саморегуляции личности, направленное 

на формирование у учащихся потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии;

обеспечить профилактику асоциальных явлений, пропаганду здорового образа 

жизни, охрану и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Срок реализации программы – 1 год.

Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

Целевая аудитория: учащиеся 5-х классов МБОУ СОШ № 2

Количество участников группы: до 15 человек.

Форма занятий – групповая. Формы и методы организации ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. У обучающихся

появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определённые роли.

Занятия проводятся в следующих основных формах:

-развивающие игры (сюжетно-ролевые игры и т.д.);

-упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

-этюды и импровизации;

-наблюдения;

-моделирование и анализ заданных ситуаций;

-свободное, ассоциативное и тематическое рисование;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

-конкурсы, игры, соревнования.

Структура занятия:

Ритуал приветствия (выполняется функция установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирование у ребенка направленности на сверстников. Ритуал приветствия и ритуал прощания сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов

Обсуждение итогов занятия/рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения

Ритуал прощания.


Планируемые результаты:

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

роль и значение психологии в формировании личностных качеств;

вести наблюдение за динамикой своего развития и функциональных возможностей.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

 умение     соотносить свои        действия      с    планируемыми       результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

умение работать индивидуально и в группе;

умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

формирование        осознанного,        уважительного        и     доброжелательного отношения к другому человеку;

освоение социальных норм, правил поведения;

формирование          коммуникативной           компетентности           общении и сотрудничестве. В том числе, через развитие воображения и фантазии.


Содержание программы


Календарный учебный график программы


Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Режим занятий

Количество учебных часов

03.09.2024г.


20.05.2024 г.

1 раз в неделю по 1 часу

34


Основные методы, используемые при реализации программы:

Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов («Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

Метафорические истории и притчи.


Основные принципы реализации программы:

Учёт возрастных особенностей участников.

Диалогизация взаимодействия — равноправное полноценное межличностное общение на занятиях, основанное на взаимном уважении участников и их полном доверии друг другу.

Постоянная обратная связь — непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе занятий.

Самодиагностика — самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

Постоянный состав группы.

Конфиденциальность — участники группы должны быть полностью уверены в конфиденциальности информации, высказываемой в ходе занятий.


Предполагаемые результаты:

-сформированность устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

- сформированность устойчивой учебной мотивации детей;

- достижение адекватного уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

- освоение детьми школьных правил;

- выработка норм и правил жизни класса;

- сформированность адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

- сформированность социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.


Учебно-тематический план

п/п

Перечень разделов и тем

Количество часов

Вводный раздел – 2 часа

1

Вводное занятие

1

2

Диагностика

1

Основной раздел – 30 часов

1

«Здравствуй, пятый класс!», «Что такое 5 класс?»

2

2

«Находим друзей», «Мы – единое целое!»

2

3

«Узнай свою школу», «Мир информации»

2

4

«Что поможет мне учиться?», «Какой я?»

2

5

«Легко ли быть учеником?» ч. 1,2

2

6

«Чего я боюсь?»

1

7

«Что такое тревога и как с ней справиться?»

2

8

«Мой гнев»

1

9

«Какое бывает настроение?»

2

10

«Трудно ли быть настоящим учителем?» ч. 1,2

2

11

«Я могу»

1

12

«Конфликт или взаимодействие?» ч. 1,2

2

13

«Что такое критика?», «Бесконфликтное поведение»

2

14

«Я в этом огромном мире…»

1

15

«Мир эмоций» ч. 1,2

2

16

«Что такое самооценка?»

1

17

«Понимаем ли мы друг друга?», «Чем я отличаюсь от других?»

2

18

«Барьеры общения»

1

Заключительный раздел – 2 часа

1

Повторная диагностика, сравнение и анализ.

1

2

Заключительное занятие

1

Итого: 34 часа


Содержание учебно-тематического плана


Вводное занятие, диагностика

Развить умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.

«Здравствуй, пятый класс!», «Что такое 5 класс?»

Сформировать групповую сплоченность. Помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

«Находим друзей», «Мы – единое целое!»

Сформировать учебные навыки. Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

«Узнай свою школу», «Мир информации»

Ознакомить детей со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.

«Что поможет мне учиться?», «Какой я?»

Сформировать учебные навыки. Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

«Легко ли быть учеником?» ч. 1,2

Развитие воображения и навыком совместной деятельности.

«Чего я боюсь?»

Научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления. Снизить школьную тревожность.

«Что такое тревога и как с ней справиться?»

Разрядить учеников от напряжения. Снизить школьную тревожность.

«Мой гнев»

Повысить эмоциональную устойчивость детей. Сформировать навыки принятия собственных негативных эмоций.

«Какое бывает настроение?»

Повысить эмоциональную устойчивость детей. Сформировать навыки принятия собственных негативных эмоций.

«Трудно ли быть настоящим учителем?» ч. 1,2

Расширить и обогатить навыки общения с учителями. Сформировать у детей правильное отношение к оценке, помощь в осознании критериев оценки

«Я могу»

Расширить и обогатить навыки общения с учителями. Коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях. Сформировать у детей правильное отношение к оценке, помощь в осознании критериев оценки.

«Конфликт или взаимодействие?» ч. 1,2

Развить навыки общения и разрешения конфликтов.

«Что такое критика?», «Бесконфликтное поведение»

Развить навыки общения и разрешения конфликтов. Закрепить навыки бесконфликтного общения.

«Я в этом огромном мире…»

Научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. Расширить и обогатить навыки общения с учителями.

«Мир эмоций» ч. 1,2

Повысить эмоциональную устойчивость детей. Сформировать навыки принятия собственных негативных эмоций.

«Что такое самооценка?»

Формирование навыков взаимодействия. Повышение самооценки.

«Понимаем ли мы друг друга?», «Чем я отличаюсь от других?»

Повысить эмоциональную устойчивость детей. Сформировать умение адекватно воспринимать обидные замечания.

«Общение в нашей жизни», «Барьеры общения»

Формирование навыков взаимодействия. Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

Повторная диагностика, сравнение и анализ. Заключительное занятие

Подведение итогов проведенной работы на занятиях.


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

кабинет, оснащенный столами и стульями;

шкаф для хранения методической литературы дидактического материала;

шкаф для хранения материалов и инструментов;

ноутбук для демонстрации обучающих материалов;

цветные краски и карандаши для выполнения творческих арт- заданий;


Список используемой литературы:

Вачков И. Основы технологии группового тренинга: Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Издательство «Ось-89», 2000.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.

Майерс Д. Социальная психология – СПб: Питер, 1999.

Психокоррекция. Теория и практика. / Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П.Добриденя, О.Н. Усановой. - М.: НПЦ «Коррекция», 1995.

Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.И.Буянова – М.: Просвещение, 1990.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.