Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Путешествие в страну Читалию»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧИТАЛИЮ»
Хамлюк Елена Васильевна
методист,
Сметанина Наталья Михайловна
режиссер
г. Вилючинск
Содержание
Описание программы | 3 |
Пояснительная записка | 7 |
Концепция программы | 11 |
Основные направления работы | 13 |
Основные этапы реализации программы | 16 |
Формы и методы работы | 18 |
Организация взаимодействия ЛОЛ с социумом | 20 |
Ожидаемые результаты | 21 |
Описание игровой модели | 22 |
Программа смены | 28 |
Смета расходов | 32 |
Приложение | 35 |
Описание программы
Название программы | «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧИТАЛИЮ» | |
Название номинации | Профильная смена летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей | |
Направление деятельности лагеря | Творческое | |
Автор программы | Хамлюк Елена Васильевна, Сметанина Наталья Михайловна | |
Актуальность, новизна и необходимость реализации программы | Детская безнадзорность сейчас расширяет свои границы. Поэтому куда спокойнее было бы и родителям и педагогам, если бы дети были под присмотром, отдыхали организованно. Такой отдых возможен в летних оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, организация которых дает возможность предоставить каждому ребенку безопасный и полноценный, правильно организованный отдых, а также востребовать самые разнообразные таланты всех детей. Для организации более занимательного и активного летнего отдыха на бьазе МБОУДОД ЦРТДЮ, способствующего оздоровлению и развитию творческого потенциала, а также с целью развития у подрастающего поколения интереса к чтению во время летних каникул создана программа летнего лагеря дневного пребывания «Путешествие в страну Читалию» (далее Программа). Данная Программа направлена на организацию летнего отдыха, досуга через ознакомление с книгами-юбилярами во время игры – путешествия по стране Читалии. Новизна программы заключается в том, что ее реализация поможет изменить отношение детей к книжной, читательской культуре и стать стартовой площадкой для вовлечения в активное чтение нечитающих и малочитающих детей. Данная тема Программы актуальна, так как в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 г. № 426 в Российской Федерации 2015 год объявлен Годом литературы. Мы считаем, что данное событие является значимым не только для страны в целом, но и для воспитания подрастающего поколения, потому что книга способна подарить человеку мир удивительных открытий, стать его верным другом и советчиком на всю жизнь. | |
Цель и задачи программы | Цель программы: Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, способствующих формированию ценности и значимости чтения как источника новых знаний о мире и о себе, с учетом собственных интересов и возможностей каждого ребенка. Задачи программы: Оздоровительные: создать условия для укрепления физического и психологического здоровья детей; формировать навыки здорового образа жизни через вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность; обеспечить длительное пребывание детей на воздухе. Воспитательные: создать условия для личностного развития каждого ребёнка; содействовать формированию активной жизненной позиции детей; формировать навыки культурного общения и поведения. Образовательные: развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной литературы; формировать первичные представления о книгах-юбилярах и творчестве известных русских и зарубежных детских писателей; формировать у юных читателей понятие ценности и значимости чтения как источника новых знаний о мире и о себе; знакомить с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами. Развивающие: создать условия для развития мотивации ребенка к познанию и творчеству во время летних каникул через организацию игрового пространства в форме сюжетно-ролевой игры; развивать навыки креативности; обеспечить возможность для самореализации каждого ребенка. | |
Сроки и место реализации программы | Продолжительность смены 21 день, июнь месяц, МБОУДОД ЦРТДЮ | |
Кадровое обеспечение | Начальник лагеря – 1 Воспитатель – 4 Педагог-организатор – 1 Инструктор по физической культуре – 1 Медицинский работник – 1 Уборщик помещений – 1 | |
Содержание программы | Традиционно в нашей стране, каждый год посвящается определенному направлению. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 г. № 426 в Российской Федерации 2015 год объявлен Годом литературы. Это одно из важнейших культурных событий, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и литературе, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам. Мы считаем, что данное событие является значимым не только для страны в целом, но и для воспитания подрастающего поколения, потому что книга способна подарить человеку мир удивительных открытий, стать его верным другом и советчиком на всю жизнь. Хорошие книги развивают лучшие качества в нас самих. Для организации более занимательного и активного летнего отдыха, способствующего оздоровлению и развитию творческого потенциала, а также с целью развития у подрастающего поколения интереса к чтению во время летних каникул создана программа летнего лагеря дневного пребывания «Путешествие в страну Читалию» (далее Программа). Данная Программа направлена на организацию летнего отдыха, досуга через ознакомление с книгами-юбилярами во время игры – путешествия по стране Читалии. Мы считаем, что книга и игра неразрывно связаны, через них дети познают мир, учатся общаться и адаптироваться в обществе сверстников и в мире взрослых. | |
Ожидаемые результаты | Вследствие реализации программы и предусмотренных ею мероприятий, возможно, прогнозировать следующие результаты: общее оздоровление детей, укрепление их здоровья; укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста; формирование и расширение интереса к книге, приобщение к культуре чтения; привлечение внимания к работе городских библиотек; развитие детской фантазии и творческих способностей; развитие умения творчески подходить к решению любого дела; личностный рост и самореализация каждого участника смены; | |
Осуществление контроля за исполнением и результатами реализации программы | Начальник лагеря, директор МБОУДОД ЦРТДЮ. Финансовый контроль – ЦБОО. | |
Оценка степени эффективности программы | Результат программы и его качество определяются путем наблюдения над воспитанниками, а также анализа отзывов ребят и родителей о смене лагеря, полученных путем анкетирования. Одним из показателей качественной реализации программы станет успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах, повышение социальной активности, проявление творчества, креативности и фантазии. А также личностный рост каждого ребенка и формирование дружного, сплочённого, творческого коллектива. | |
Объемы финансирования программы с указанием источников финансирования | Примерная стоимость программы (проекта) 226060,00,00 рублей, из них: приобретение товаров на проведение программных мероприятий - 43560,00 рублей; транспортные услуги - 90000,00 рублей; приобретение билетов для участия в мероприятиях – 92500,00 рублей. |
Пояснительная записка
Летние каникулы даны школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Также каникулы это период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в лагеря вне города, выехать на материк к родственникам. Большой процент детей остаются не охваченными организованной деятельностью. Детская безнадзорность сейчас расширяет свои границы. Поэтому куда спокойнее было бы и родителям и педагогам, если бы дети были под присмотром, отдыхали организованно.
Такой отдых возможен в летних оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, организация которых дает возможность предоставить каждому ребенку безопасный и полноценный, правильно организованный отдых, а также востребовать самые разнообразные таланты всех детей.
Поэтому в течение многих лет на базе МБОУДОД ЦРТДЮ организуется летний профильный лагерь с дневным пребыванием детей.
Традиционно в нашей стране, каждый год посвящается определенному направлению. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 г. № 426 в Российской Федерации 2015 год объявлен Годом литературы. Это одно из важнейших культурных событий, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и литературе, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам.
Мы считаем, что данное событие является значимым не только для страны в целом, но и для воспитания подрастающего поколения, потому что книга способна подарить человеку мир удивительных открытий, стать его верным другом и советчиком на всю жизнь. Хорошие книги развивают лучшие качества в нас самих.
Для организации более занимательного и активного летнего отдыха, способствующего оздоровлению и развитию творческого потенциала, а также с целью развития у подрастающего поколения интереса к чтению во время летних каникул создана программа летнего лагеря дневного пребывания «Путешествие в страну Читалию» (далее Программа).
Данная Программа направлена на организацию летнего отдыха, досуга через ознакомление с книгами-юбилярами во время игры – путешествия по стране Читалии. Мы считаем, что книга и игра неразрывно связаны, через них дети познают мир, учатся общаться и адаптироваться в обществе сверстников и в мире взрослых.
Опыт прошлых лет, дает нам возможность с уверенностью сказать, что программа летнего оздоровительного лагеря, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь ранее стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее.
Цель программы: Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, способствующих формированию ценности и значимости чтения как источника новых знаний о мире и о себе, с учетом собственных интересов и возможностей каждого ребенка.
Задачи программы:
Оздоровительные:
создать условия для укрепления физического и психологического здоровья детей;
формировать навыки здорового образа жизни через вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
обеспечить длительное пребывание детей на воздухе.
Воспитательные:
создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
содействовать формированию активной жизненной позиции детей;
формировать навыки культурного общения и поведения.
Образовательные:
развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной литературы;
формировать первичные представления о книгах-юбилярах и творчестве известных русских и зарубежных детских писателей;
формировать у юных читателей понятие ценности и значимости чтения как источника новых знаний о мире и о себе;
знакомить с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.
Развивающие:
создать условия для развития мотивации ребенка к познанию и творчеству во время летних каникул через организацию игрового пространства в форме сюжетно-ролевой игры;
развивать навыки креативности;
обеспечить возможность для самореализации каждого ребенка.
Программа опирается на следующие принципы:
сотворчества взрослых и детей: творим вместе, тогда всем интересно;
творческого поиска: дети сами выбирают, каким видом деятельности они будут заниматься;
системности: взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания;
коллективности: каждый ребенок должен почувствовать свою значимость.
Программа универсальна, так как предназначена для школьников младшего и среднего возраста с различными способностями, не требует от них специальной подготовки и может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Новизна программы заключается в том, что ее реализация поможет изменить отношение детей к книжной, читательской культуре и стать стартовой площадкой для вовлечения в активное чтение нечитающих и малочитающих детей.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.
Концепция программы
Прогрессивное развитие человечества возможно при условии, если встречающиеся в жизни поколения людей впитывают, бережно сохраняют культурное наследие, созданное предшественниками, и обогащают его новыми достижениями и открытиями.
По мнению президента России В.В. Путина, «язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества, должно быть, и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ».
С целью повышения общего образовательного уровня наших граждан, сохранения и приумножения культурной целостности нашей страны, 2015 год объявлен Годом литературы в России.
Современные реалии таковы, что все реже и реже наши дети обращаются к литературе, все чаще добрые старые книжки замещают компьютеры и различные гаджеты. Беседы с детьми и анализ родительских анкет показали, что современные дети очень мало и не часто читают книги или не читают вовсе.
Воздействие художественной литературы на умственное, эстетическое, речевое развитие ребенка общеизвестно. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем личности. А развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками является основной деятельностью лагеря с дневным пребыванием детей.
Поэтому реализация Программы направлена на то, чтобы чтение стало привлекательным, интересным и полезным для ребенка.
Возможность для каждого ребенка реализовать свои способности предоставляется через организацию творческого пространства. Включение детей в творческую деятельность и работа по самоопределению личности каждого ребенка происходит с помощью основного механизма реализации Программы – игры-путешествия.
В игровой ситуации разрушается барьер между подопечным и наставником, общение становится более свободным. Тихим, робким детям так проще преодолеть барьер неуверенности, они быстрее и спокойнее вовлекаются в процесс игры. Все дни смены лагеря объединяются определенным сюжетом игры - путешествия. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений. В игре принимают участие все, как дети, так и педагоги.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются и в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, купание в бассейне, поддержка мышечного и эмоционального тонуса, с помощью различных спортивных мероприятий.
Основные направления деятельности программы
Приоритетным направлением Программы является творческое.
Основным назначением творческой деятельности в лагере является формирование художественных способностей, создание собственной картины мира, развитие креативности и фантазии детей и подростков. Реализация данного направления Программы будет решаться через ознакомление детей с книгами-юбилярами 2015 года. В ходе осуществления Программы будет осуществлен проект «Вдумчивое чтение» (Приложение 1), который направлен на привлечение внимания детей к литературе и чтению. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.
В результате творческой деятельности произойдет:
привлечение внимания детей к чтению и литературе;
развитие художественных способностей детей сочинительства, иллюстрирования и инсценирования;
развитие умения творчески подходить к решению любого дела, сотрудничать;
формирование навыков творческого самовыражения каждого ребенка.
Наряду с творческим направлением в лагере ведется работа во следующим направлениям:
Спортивно – оздоровительное направление ориентировано на пропаганду, приобретение навыков и формирование потребности в здоровом образе жизни, а также здорового образа жизни.
Средствами этого направления являются: ежедневный осмотр детей медицинским работником, уроки Айболита, ежедневная утренняя гимнастическая зарядка, принятие солнечных и воздушных ванн, организация пешеходных экскурсий, посещение бассейна и ледового дворца, организация спортивно-массовых мероприятий.
В результате ожидается следующее:
формирование у детей и подростков понимания необходимости позитивного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
выработка умений и навыков здорового образа жизни, осознание ценности жизнедеятельности без вредных привычек;
привлечение внимания к спорту и спортивному образу жизни.
Экологоческое направление предполагает воспитание в детях любви к своей родине, привитие интереса к истории, культуре и традициям родного края, формирование экологически грамотной личности.
Средствами данного направления являются: беседы, экскурсии, посещение библиотеки и краеведческого музея.
В результате ожидается:
привлечение внимания и развитие интереса детей к родному краю;
получение знаний об экологических проблемах страны, закладывание основ экологической культуры.
Досуговое направление включает в себя процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Именно в досуговой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей.
Средствами досуговой деятельности является комплекс общелагерных и отрядных мероприятий таких как: торжественное открытие смены, игры по станциям, посещение кинотеатра, планетария.
Результатом досуговой деятельности станет:
овладение навыками культуры общения;
развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма;
максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в развлекательных программах.
Направление по формированию безопасного образа жизни включает мероприятия по ПДД, пожарной безопасности, безопасности на воде, которые способствуют формированию навыков безопасного образа жизни, умению действовать в трудной жизненной ситуации.
Средствами данной деятельности являются: беседы и инструктажи в отрядах по противопожарной безопасности, правилам поведения на воде и в здании лагеря, познавательно-развлекательные программы, игры – знакомства с правилами поведения.
Результатом данного направления будет являться:
формирование основ безопасного поведения;
знание правил поведения при пожаре и других чрезвычайных ситуациях;
формирование навыков правильного поведения на воде и в лесу.
Основные этапы реализации Программы
Реализация Программы происходит в 3 этапа:
Организационно – творческий под названием «Добро пожаловать в страну Читалию»
Основной деятельностью этого этапа является знакомство детей друг с другом, с лагерем, педагогами. Происходит запуск игровой модели «Путешествие в страну Читалию» и ознакомление с законами и правилами жизнедеятельности в сказочной стране. Создаются условия для успешной «оклиматизации» детей. А также проводятся диагностики по выявлению лидерских, читательских и творческих способностей и интересов детей.
Основными результатами этого периода является формирование отрядов и групп по увлечениям, составление их творческих планов; выявление читательских интересов детей и активное включение их в ход сюжетно-ролевой игры, а также сплочение, установление дружеских отношений, объединение детского коллектива.
Основной этап под названием «Путешествие по стране Читалии» направлен на реализацию основной идеи смены, развитие познавательных и творческих интересов детей. Главный мотив этого временного отрезка — знакомство с книгами-юбилярами 2015 года. В ходе основного этапа происходит реализация проекта «Вдумчивое чтение», а также посещение библиотек, в целях привлечения внимания к чтению и литературе.
Педагоги с позиции главных организаторов переходят на позицию консультантов, координаторов. Происходит формирование групп по интересам, вовлечение в дела и мероприятия смены всех детей.
Основными результатами является активная насыщенная мероприятиями жизнь лагеря с включением в деятельность всех детей, осознание своей значимости каждым ребенком, доброжелательные и доверительные отношения между участниками смены, проявление интереса к чтению и художественной литературе.
Итогово-творческий этап под названием «По страницам книг-юбиляров». Деятельность данного этапа направлена на создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников и стимулирование положительных изменений в личности каждого участника. Подведение итогов работы групп по интересам проходит в виде презентации книг, которые экипажи оформляли в течение всего путешествия. Проводится праздник, посвящённый закрытию, где подводятся итоги игры-путешествия. По итогам смены каждый ребенок получает в подарок книгу и памятный видеофильм о летнем отдыхе в стране Читалии.
Основными результатами является осмысление каждым ребенком своих действий и поступков за период смены, развитие читательского интереса участников смены.
Формы и методы работы
Основными методами организации деятельности в летнем оздоровительном лагере являются:
Традиционные методы (наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, праздники, экскурсии и др.);
Игровые методы (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Метод коллективного творческого дела (КТД – событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща).
Методы интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии и др.);
Методы стимулирования детского художественного творчества (сочинительство, коллективное обсуждение творческих работ, графическое иллюстрирование, инсценирование и т.д.)
Обеспечение организованной деятельности детей на протяжении всего дня – главная задача летнего оздоровительного лагеря.
Для более эффективной работы лагеря целесообразно использовать различные способы организации деятельности детей:
1.Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.
2.Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, привлекая остальных ребят.
3.Творческая группа: разрабатывает идею, придумывает и раздает задания группам, проверяет их готовность, проводит дело, анализирует вместе со всеми.
4.Совет дела: избирается из представителей от всех групп отряда, обсуждает идею внутри совета дела, возвращается в свои группы для обсуждения идеи, принимает критику, собирается с новыми предложениями и замечаниями, разрабатывает идею, продумывает задания, организует подготовку и проведение, привлекая членов отряда, проводит дело, анализирует в совете, анализирует вместе со всеми.
Каждый день пребывания в лагере насыщен разнообразными мероприятиями. По масштабу проведения мероприятия делятся на:
отрядные;
внутрилагерные (проводит педагог - организатор, участник – все отряды);
межлагерные (готовятся все - и педагог - организатор, и педагоги, и дети).
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания с социумом.
Для успешной реализации основной идеи Программы необходимо наладить контакты с такими учреждениями города и края, как:
городская библиотека,
краеведческий музей,
бассейн,
мобильный планетарий,
кинотеатр,
театр кукол,
ледовый дворец,
пришкольные лагеря школ.
Со всеми организациями, оказывающими услуги летнему оздоровительному лагерю будут заключены договора и работа будет скорректирована в соответствии с планами работы данных организаций в летний период.
Ожидаемые результаты реализации программы «Путешествие по стране Читалии»
Вследствие реализации программы и предусмотренных ею мероприятий, возможно, прогнозировать следующие результаты:
общее оздоровление детей, укрепление их здоровья;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного
возраста;
формирование и расширение интереса к книге, приобщение к культуре чтения;
привлечение внимания к работе городских библиотек;
развитие детской фантазии и творческих способностей;
развитие умения творчески подходить к решению любого дела;
личностный рост и самореализация каждого участника смены;
В качестве критериев оценки результативности и успешности реализации программы применяется следующий инструментарий:
входная диагностика (анкетирование, тестирование, наблюдение за воспитанниками);
текущая диагностика (экран настроения, методика «Выбор», «шкатулка впечатлений»);
итоговая диагностика (анкетирование, тестирование, книга пожеланий).
Результат Программы и его качество определяются путем наблюдения над воспитанниками, а также анализа отзывов ребят и родителей о смене лагеря, полученных путем анкетирования. Одним из показателей качественной реализации программы станет успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах, повышение социальной активности, проявление творчества, креативности и фантазии. А также личностный рост каждого ребенка и формирование дружного, сплочённого, творческого коллектива.
Описание игровой модели «Путешествие в страну Читалию»
Многие ребята любят путешествия и приключения. Мечтают хотя бы однажды оказаться на необитаемом острове или перенестись на несколько веков назад. Но как можно путешествовать по странам, континентам и эпохам, не выходя из дома? Достаточно взять в руки хорошую книгу и начать ее читать!
Но даже в такое книжное путешествие лучше всего отправиться с хорошей компанией. А именно это и предлагает летний оздоровительный лагерь «Центра развития творчества детей и юношества».
В прошлом сезоне дети, посещающие ЛОЛ ЦРТДЮ, совершили увлекательное путешествие в страну «Сказочное Лукоморье». Это путешествие оставило неизгладимое впечатление и воспоминание у педагогов и воспитанников, а также их родителей. Поэтому в этом году было принято решение продолжить посещение сказочных стран.
В новом летнем сезоне «Центр развития творчества детей и юношества» предлагает своим воспитанникам тур в необыкновенную страну – Читалию.
Подготовка к путешествию дело ответственное, поэтому начинается оно задолго до открытия лагерной смены, на родительском собрании. Даже на таком серьёзном мероприятии уместно применить элемент игры, тем самым включить мам и пап в предстоящее действие. В дальнейшем это поможет им при общении с детьми, когда те будут рассказывать, что же такое интересное происходит в лагере, родители будут в курсе событий, потому что изначально приняли участие в зарождении легенды сюжетно-ролевой игры «Путешествие в страну Читалию».
Итак, на собрании «юридических лиц, ответственных за туристов» (родителей), «туроператор» (начальник лагеря) рассказывает о необыкновенном, увлекательном отдыхе в стране Читалии (о правилах пребывания ребёнка в ЛОЛ), где «all inclusive», т.е. всё включено.
Предлагает приобрести путёвки в этот интересный тур, а для этого подготовить «пакет документов» (заявление, квитанцию об оплате, медицинскую справку). Далее отвечает на все интересующие вопросы присутствующих.
На протяжении всей смены дети - туристы путешествуют по стране Читалии, знакомятся с ее культурой, обычаями и достопримечательностями, посещая города и библиотеки, покоряя горы и моря, исследуя острова, пещеры и реки.
С самого первого момента дети включаются в сюжетно-ролевую игру и живут в ней до окончания смены.
Для туристов (детей) наступает долгожданное время прибытия в страну Читалию. Их встречают:
- Королева страны Книга (начальник лагеря), она отвечает за то, что бы пребывание туристов в Читалии было комфортным, радостным и доставило массу положительных эмоций.
- Аниматор (педагог-организатор) – ему по плечу организация и проведение любого рода развлечений для туристов.
- Спасатель (медработник), в его обязанности входит забота о здоровье и самочувствии туристов.
- Физ.инструктор – заряжает туристов здоровым и спортивным духом.
- Инструкторы (воспитатели) – помогают туристам преодолеть различные препятствия и познакомиться с книгами – юбилярами.
Прибывшие в страну Читалию туристы проходят санитарную зону (медосмотр), таможенный досмотр (проверка наличия головных уборов). После этого туристы получают гостевую визу – галстук.
Туристы знакомятся с распорядком дня, картой страны Читалии и проложенным для них маршрутом путешествия (сетка мероприятий). Гостям предлагается совершить увлекательный сплав по реке Юбилейной. Пройдя маршрут, дети познакомятся с книгами – юбилярами 2015 года. Путешествие будет проходить на плотах, поэтому из числа туристов формируются два экипажа плотов.
Во время «оклиматизации» и адаптации (организационного периода) экипажи оборудуют «плоты» – оформляют уголки, в которых размещаются: название экипажа, девиз, песня, список туристов, экран настроения, график дежурства, распределение обязанностей. Выбирается капитан экипажа (командир отряда) – правая рука Инструктора.
Впервые дни туристы готовятся к сплаву по реке Юбилейной: изучают «Законы страны Читалии» (знакомство с внутренним распорядком, режимом, техникой безопасности, анкетирование), Инструкторы проводят для них мероприятия на сплочение группы.
На первом огоньке «Листая книг прочитанных страницы» ребята знакомятся и рассказывают друг другу, какие книги они любят читать, какие качества ценят в любимых героях.
Также ребята готовятся к встрече с королевой страны Читалией Книгой, которая произойдет на открытии смены. Королева Книга торжественно объявит о начале сплава по реке Юбилейной и раздаст экипажам карту путешествий.
Основной период – это и есть путешествие по стране Читалии.
Во время сплава туристы будут сходить на берег реки Юбилейной, чтобы совершать поездки и походы по стране Читалии.
Итак, первый привал туристов на Заповедной Поляне. Ее посещение совпадает с Всемирным днем окружающей среды. Поэтому здесь ребята познакомятся с книгами-юбилярами Б.С. Житкова «Рассказы о животных» и Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Также их ждет видеопутешествие по экологии, которое состоится в библиотеке.
Далее туристы на своих плотах отправятся в Залив Лукоморье, где, конечно же, встретятся с героями сказок и произведений А.С. Пушкина. Остановка туристов в заливе совпадает с празднованием Пушкинскинского дня в России и днем русского языка.
В этом году книги – юбиляры «Сказка о попе и его работнике Балде» и поэма «Руслан и Людмила», поэтому все мероприятия будут направлены на ознакомление детей с этими произведениями.
Далее участники юбилейного маршрута отправятся на Остров Родной земли. На этом острове ребята примут участие в конкурсе чтецов, посвященном Дню России, также они познакомятся с произведениями российских поэтов в развлекательно-познавательной программе.
Изгиб реки Юбилейной заносит путешественников в Пещеру Сказок и чудес. Здесь ребята встретятся с героями сказок – юбиляров Л. Кэролла «Алиса в стране чудес», А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок» и «Карлсон и Малыш», Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», К. Коллоди «Приключения Пиноккио», К.И. Чуковского «Бармалей». Посетят библиотеку и вместе с кукольным театром побывают в гостях у сказки.
Далее на пути туристов встает Цветочный город. Посещение этого города связано с юбилеем книги Н.Носова «Незнайка на Луне». Ребят встречает Незнайка, который предлагает посостязаться в умении кататься на велосипедах, а также вместе отправиться на Луну, посетив планетарий.
Теперь туристов ожидает восхождение на Вулкан Развлечений, которое подразумевает посещение кинотеатра и участие в развлекательной программе.
В день скорби и памяти туристы останавливаются на Острове Памяти, для участия в городском митинге и конкурсе патриотической песни.
Неожиданно река Юбилейная выносит плоты с туристами в Океан Мечты и фантазии, где ребята знакомятся с книгами - юбилярами А.Дюма «Граф Монте – Кристо», Ж.Верна «Таинственный остров», Г.Уэльса «Машина времени». Во время путешествия по океану ребятам предстоит встреча с «гостями из будущего», и также небольшое турне в «ледниковый период».
Свою выносливость, командный дух и творческий запал, ребята смогут проявить при восхождении на Гору Спарта, которое совпадает с проведением городских Спартианских игр. Туристам предстоит показать свою сплоченность, активность и творчество.
Сплавляясь по реке Юбилейной, основной задачей каждого экипажа является создание книги, в которой на протяжении всей смены, они будут оставлять свои впечатления от знакомства с книгами-юбилярами в виде, рисунков, стихов, отрывков произведений.
Вот и подходит к концу юбилейный тур по Читалии и туристы возвращаются в столицу страны. Последние дни волнительны, из-за того, что заканчивается отдых, грустно от осознания того, что скоро расставаться, ведь за время тура все подружились, полюбили страну Читалию.
Дел много: нужно приобрести сувениры на память, попрощаться друг с другом и Инструкторами, королевой Книгой.
На последнем утреннем сборе королева Книга раздает ребятам стикеры - флажки, и просит каждого ребенка прикрепить на карту флажки в те пункты путешествия, которые особенно запомнились и понравились.
В последний день в Читалии праздник: веселье, танцы, презентация книг путешественников. Организаторы туристического отдыха дарят каждому туристу сувенир, который будет напоминать об удивительном путешествии по стране Читалии и, конечно же, это будет книга.
Примерный распорядок дня в Читалии
8.00-8.20 | «На зарядку становись!» (утренняя зарядка) |
8.20-9.05 | «Завтрак туриста» (завтрак) |
9.05– 9.15 | «Время читать» (утренний сбор лагеря) |
9.15-12.30 | «Книжными маршрутами» (мероприятия, игры на свежем воздухе, посещение библиотеки, экскурсии) |
12.30-13.30 | «Пир на весь мир» (обед) |
13.30-14.50 | «Вдумчивое чтение» (ознакомление с книгами-юбилярами, отрядные дела) |
14.50 - 15.20 | «Пикник» (полдник) |
15.20-15.30 | «Страницу книги прочитав…» (вечерний сбор лагеря, подведение итогов дня) |
Программа смены
День | Пребы- вание туристов | Название мероприятия | Форма проведения |
Столица Читалии (1-3 июня) | «Добро пожаловать в Читалию» «Пусть детство звонче смеется» | игра-посвящение в туристы праздничная городская программа, посвященная дню защиты детей | |
«200 лье под водой» «Законы Читалии» | посещение бассейна инструктажи, подготовка к открытию лагеря | ||
«Безопасность на дорогах Читалии» «С Книгой назначена встреча» | познавательная программа по ПДД открытие лагеря | ||
Город Заповедный (4-5 июня) | «Бегущие по волнам» «Вдумчивое чтение» | посещение бассейна дела отрядные | |
«Медведи - мои камчатские соседи» «Умники и умницы» | посещение библиотеки видеопутешествие литературно-экологический турнир | ||
Залив Лукоморье (8-9 июня) | «Там по неведомым дорожкам» «Вдумчивое чтение» | познавательно-игровая программа по сказкам А.С. Пушкина отрядные дела | |
«Лукоморские заплывы» «Пошёл поп по базару…» | игровая программа в бассейне игра по станциям | ||
Остров Родной земли (10-11 июня) | «Пусть небо будет голубым» «Многими поэтами воспетая…» | посещение библиотеки, конкурс чтецов развлекательно-познавательная программа | |
«Всероссийская регата» «Если будет Россия, значит буду и я» | посещение бассейна конкурс рисунков на асфальте | ||
Пещера Сказок и чудес (15-16 июня) | «Саквояж с чудесами» «В гостях у сказки» | игровая программа посещение кукольного театра | |
«Заплыв волшебников» «Путешествие в страну сказок» | соревнования в бассейне интерактивная викторина посещение библиотеки | ||
Цветочный город (17-18 июня) | «Наперегонки с Незнайкой» Вдумчивое чтение | спортивные состязания на велосипедах Отрядные дела | |
«Плавали – знаем!» «С Незнайкой на Луну» | посещение бассейна посещение Планетария | ||
Вулкан Развлечений (19 июня) | «Синема тур» «Любимые книги на экране». | посещение кинотеатра развлекательная программа | |
Остров Памяти (22 июня) | «Памяти павших будем достойны» «Песня, опаленная войной» | участие в городском митинге конкурс патриотической песни | |
Океан мечты и фантазии (23-24 июня) | «На поиски Чуда - юда» Вдумчивое чтение | посещение бассейна отрядные дела | |
«Гости из будущего» «Ледниковый период» | развлекательная программа посещение ледового дворца | ||
Восхождение на гору Спарта (25-26 июня) | «Олимпийские водные игры «Что такое хорошо и что такое плохо» | соревнование в бассейне познавательная программа | |
«В гостях у дяди Степы» «Спартианские игры» | игровая программа по ПДД городские соревнования | ||
Столица Читалии (29-30 июня) | «Солнце, книга и игра – наша летняя пора» «Загадки книжного королевства» | реклама книг игровая программа | |
«По морям, по волнам» «Бал королевы Книги» | посещение бассейна церемония закрытия смены |
Примерная смета расходов для осуществления мероприятий по программе «Путешествие в страну Читалию».
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества»
Сроки проведения мероприятий июнь 2014 года.
Количество участников 50 детей, 9 взрослых.
Количество дней 21.
Профиль лагеря летний оздоровительный лагерь с дневным
пребыванием детей.
Место проведения смены г.Вилючинск ул. Мира 8а МБОУДОД ЦРТДЮ
Приобретение товаров на проведение программных мероприятий (призы, канцтовары, игры. спорттовары…)
№ | Наименование | Кол-во | Ед. изм. | Цена | Сумма | |
Бумага ксероксная | 1 | пач | 255,00 | 260,00 | ||
Ватман | 10 | лист | 30,00 | 300,00 | ||
Фломастер | 6 | пач. | 200,00 | 1200,00 | ||
Цветная бумага | 20 | пач. | 50,00 | 1000,00 | ||
Ручки шариковые | 10 | шт | 30,00 | 300,00 | ||
Клей карандашный | 10 | шт | 60,00 | 600,00 | ||
Скотч широкий | 2 | шт | 150,00 | 300,00 | ||
Папка для черчения А-4 | 10 | пач. | 50,00 | 500,00 | ||
Ножницы | 5 | шт | 150,00 | 750,00 | ||
Мел | 20 | пач. | 50,00 | 1000,00 | ||
Маркеры | 5 | шт. | 50,00 | 250,00 | ||
Краски гуашевые | 4 | шт. | 400,00 | 1600,00 | ||
Картон большой | 10 | шт. | 100,00 | 1000,00 | ||
Мелкие призы | 150 | шт. | 100,00 | 15000,00 | ||
Призы - книги | 50 | шт. | 300,00 | 15000,00 | ||
Ткань на галстуки | 5 | м | 200,00 | 1000,00 | ||
Мячи большие | 5 | шт. | 300,00 | 1500,00 | ||
Бандминтон | 4 | шт. | 500,00 | 2000,00 | ||
ИТОГО: | 43560,00 |
Приобретение билетов для участия в мероприятиях (бассейн, киноцентр и т.д.)
№ | Наименование | Кол-во | Ед. изм. | Цена | Сумма |
1 | Купание в бассейне | 400 | чел. | 150,00 | 60000,00 |
2 | Билеты в киноцентр | 50 | чел. | 250,00 | 12500,00 |
3 | Посещение планетария | 50 | чел. | 150,00 | 7500,00 |
4 | Посещение кукольного театра | 50 | чел. | 150,00 | 7500,00 |
5 | Посещение ледового дворца «Айсберг» | 50 | чел. | 100,00 | 5000,00 |
ИТОГО: | 92500,00 |
Транспортные услуги
№ | Наименование | Кол-во | Ед. изм. | Цена | Сумма |
Поездка в бассейн | 8 | раз | 9000,00 | 72000,00 | |
Поездка в киноцентр | 1 | раз | 12000,00 | 12000,00 | |
Поездка в ледовый дворец | 1 | раз | 6000,00 | 6000,00 | |
ИТОГО: | 90000,00 |
Примерная общая смета расходов
Расходы | Итого | Родительская плата | Местный бюджет | Краевой бюджет |
Питание | | | | |
Заработная плата работников + питьевой режим, мед.осмотр сотрудников, экспертиза | | | | |
Приобретение товаров на проведение программных мероприятий (призы, канцтовары, игры…) | 43560,00 | | | |
Транспортные услуги (поездки в бассейн, киноцентр…) | 90000,00 | | | |
Приобретение билетов для участия в мероприятиях (бассейн, киноцентр, ЦКД «Меридиан»…) | 92500,00 | | | |
Страхование детей | | | | |
| | | | |
Итого: | 226060,00 | | | |
Приложение 1
Проект «Вдумчивое чтение»,
посвященный книгам-юбилярам 2015 года.
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети в возрасте 7-12 лет, посещающие летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, воспитатели лагеря, педагог - организатор, начальник лагеря.
Срок реализации проекта: краткосрочный (21 день).
Актуальность проекта: В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путем открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Проблема проекта: Чья книга лучше?
Новизна проекта: Для решения проблемы используется методика «Реклама книги».
Все примерно знают, что такое реклама – ведь каждый из нас сталкивается с ней, многим она уже порядком надоела. Но на самом деле реклама – это нечто очень интересное, и создавать рекламу, возможно, не менее увлекательно, чем читать книги. Дети будут удивлены, узнав, что реклама – это важная часть культуры человечества, и появилась она очень давно – ещё в древних государствах.
Приложение 1
Реклама – это огромный пласт культуры. Образованному человеку необходимо знать, что такое реклама, немного разбираться в ней и понимать механизмы создания, хотя бы для того, чтобы меньше поддаваться ее влиянию.
Если будет сделана интересная, оригинальная реклама, созданная книга не останется незамеченной, она обязательно найдет своего читателя.
Цель: Привлечь внимание и интерес детей к чтению, через ознакомление с книгами - юбилярами года.
Задачи:
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование привычки посещать библиотеки;
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи воспитанников.
Методическое сопровождение:
Мини библиотека, в которой находятся книги-юбиляры (Приложение 1).
Памятка по оформлению книг.
Материально - техническое обеспечение:
Раскраски с изображением литературных героев.
Плотный картон формат ватман (8 листов).
Цветные карандаши и бумага.
Альбомы для рисования.
Клей.
Мультимедийная установка.
Телевизор или интерактивная доска.
Механизм реализации проекта
Проект будет реализован под руководством начальника лагеря. В реализации проекта будут участвовать все участники летнего оздоровительного лагеря МБОУДОД ЦРТДЮ, а именно педагоги, и обучающиеся и их родители.
Приложение 1
Этапы реализации проекта
Этап проекта | Направления работы |
Подготовительный | заполнение читательских анкет; знакомство с заповедями читателя; знакомство с основными элементами книги (титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац и др.). |
Основной | чтение вслух отрывков из произведений – юбиляров; чтение произведений дома; выполнение творческих заданий по произведениям (придумай продолжение сказки, посоревнуйся с поэтом: придумай необычные слова и стихи и т.д.); посещение библиотеки, кукольного театра, кинотеатра, планетария; упражнения на формирование выразительности чтения (участие в конкурсах чтецов, чтение по ролям, инсценирование); работа над созданием книги. |
Заключительный | создание книги по прочитанным произведениям; презентация выполненной книги; участие в книжных викторинах. |
Приложение 1
План основных мероприятий по реализации проекта.
№ п/п | Наименование деятельности | Общее количество мероприятий | |
1. | Отрядное дело «Вдумчивое чтение» | 4 | |
2. | Посещение библиотеки | 3 | |
3. | Посещение кукольного театра | 1 | |
4. | Литературная викторина | 4 | |
5. | Конкурс чтецов | 2 | |
6 | КТД «Реклама книги» | 1 | |
ИТОГО: | 15 |
Ожидаемые результаты:
Повышение познавательной активности и интереса воспитанников к произведениям – юбилярам.
Формирование читательских умений.
Формирование основ читательской культуры, литературного вкуса воспитанников.
Развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи участников проекта.
Приложение 1
Книги-юбиляры 2015 года, представленные в проекте.
«Руслан и Людмила» А.С.Пушкин
«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С.Пушкин
«Алиса в стране чудес» Л.Кэрролл
«20 000 лье под водой» Ж.Верн
«Дедушка Мазай и зайцы» Н.А.Некрасов
«Таинственный остров» Ж.Верн
«Пеппи Длинный чулок» А.Линдгрен
«Карлсон и Малыш» А.Линдгрен
«Алиса в стране чудес» Л. Кэролл
«Дюймовочка» Г. Х. Андерсен
«Приключения Пиноккио» К. Коллоди
«Бармалей» К.И. Чуковсковский
«Незнайка на Луне» Н.Носов
«Граф Монте – Кристо» А.Дюма
«Машина времени». Г.Уэльс