Программа математического научного общества учащихся «Эрудит»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей математики и информатики протокол № 1 от « 27» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ Аннинская СОШ № 3 от 28 августа 2020 г. № 136 |
Программа
математического научного общества учащихся «Эрудит»
на 2020-2021 учебный год
Составитель: учитель математики
Конюхова Галина Станиславовна
Анна 2020 г.
Пояснительная записка
Количество недельных часов 1 Количество часов в год 17
Прекрасная мысль теряет всю свою
ценность, если она дурно выражена
Вольтер
Произошедшие в отечественной системе образования реформы, их направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.
Важной особенностью одарённых детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, часто уходят с головой в то или иное дело. Для развития таких детей надо создать условия и в школе, и дома. Именно для этой цели и создано научно-математическое общество учащихся (НОУ).
Фактически научно-исследовательская работа по математике ведется уже много лет. Накоплен богатый материал. Проводятся научно-практические конференции, на которых учащиеся рассказывают о проделанной работе, защищают рефераты на математические темы. Накопленный опыт этой работы и создал предпосылки для официального создания научно-математического общества учащихся.
Главное правило этого направления в работе – никакого принуждения, вся деятельность строится исключительно на интересе и желании учащихся. НОУ дает возможность каждому школьнику проявить себя, раскрыть и развить свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к научной работе. Здесь они получают возможность познакомиться с методами исследовательской и творческой работы, учатся общению и умению работать в коллективе. НОУ дает возможность школьникам успешно участвовать в различных очных и заочных олимпиадах и конкурсах.
И, наконец, вся эта работа помогает выпускникам школы решать задачи профориентации.
Встреча с одарёнными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно- нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Аннинская СОШ №3 с изменениями и дополнениями утверждена приказом №115/1 от 17.06.2019г.
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями на 22 мая 2019 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010)
Новые санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345. с изменениями, утверждёнными приказами Министерства просвещения Российской Федерации №632 от 22.11.2019г и №249 от 18.05.2020г
Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Приказом Президента РФ от 4 февраля 2010 года, Пр-271
Цели и задачи
научно-математического общества учащихся «Эрудит»
Повышение уровня качества знаний учащихся, расширение кругозора в области математики.
Привитие интереса к математике и ее приложениям.
Выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей.
Привитие культуры самообразования и саморазвития школьников.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся со специальной литературой.
Организация деятельности учащихся с целью подготовки их к участию в различных олимпиадах и конкурсах.
Основная цель математического общества – профориентация учащихся и подготовка их к получению дальнейшего образования.
Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки.
Поддержка научно-исследовательской работы в школе.
Основные направления работы
Подготовка учащихся к овладению знаниями, выходящими за пределы школьной программы.
Включение в исследовательскую работу наиболее способных учеников.
Обучение учащихся работе с дополнительной и специальной литературой
Организация индивидуальных консультаций в ходе научно – творческой работы.
Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
Подготовка учащихся и их работ к участию в конференциях, олимпиадах и конкурсах.
Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
работа по индивидуальным планам;
занятия исследовательской деятельностью;
участие в конкурсах, научно-практических конференциях;
участие в олимпиадах различных уровней.
Возможные риски работы и пути их снижения
Возможные риски | Пути снижения |
Нарушения межличностных отношений учащихся | Организация работы по коррекции межличностных отношений учащихся |
Учебная и психологическая перегрузка учащихся | Психологическое сопровождение и поддержка |
Планирование работы математического школьного научного общества учащихся на 2020 – 2021 учебный год.
№ п/п | Содержание работы | Кол-во часов | Сроки | Форма работы |
1. | Организационное заседание НОУ «Эрудит»: постановка задач, планирование работы, формирование совета НОУ. | 2 | сентябрь | круглый стол |
Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности. | ||||
2. | Диспут «Что такое научный проект и как его подготовить?» | 1 | ||
3. | Обсуждение тематики творческих и исследовательских работ учащихся и выбор интересующих тем. | 1 | ||
4. | Подбор соответствующей литературы и работа с ней. | 1 | ||
Обсуждение требований к оформлению творческих и исследовательских работ. | ||||
5. | Подготовка и участие учащихся 5-9 классов в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады по математике. | 1 | октябрь | Индивидуальные консультации |
6. | Подготовка и участие учащихся 8-9 классов в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады по математике. | 1 | ||
7. | Библиотечный урок «Как работать с научной литературой, с каталогом». | 1 | ||
8. | Проведение семинара «Как подготовить и оформить тезисы доклада?» | 1 | ||
9. | Культура выступления. Ораторское искусство. | 1 | круглый стол | |
10. | Проведение консультаций для учащихся по выбранным темам. | 4 | в течение года | собеседование |
11. | Участие в муниципальной ученической научно-практической конференции «ЮНОСТЬ: ТВОРЧЕСТВО, ПОИСК, УСПЕХ» | 1 | декабрь | публичное выступление |
12. | Размещение информации о работе математического научного общества «Эрудит» на сайте школы. | | в течение года | |
13. | Участие в районной, областных, всероссийских научно-практических конференциях школьников и других конкурсах. | | в течение года | |
14. | Подведение итогов математического научного общества учащихся (МНОУ) «Эрудит». | 2 | май | круглый стол |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Интернет- ресурсы:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.mnemozina.ru - сайт издательства Мнемозина (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.profile-edu.ru - Рекомендации и анализ результатов эксперимента по профильной школе. Разработки элективных курсов для профильной подготовки учащихся. Примеры учебно-методических комплектов для организации профильной подготовки учащихся в рамках вариативного компонента
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента.
http://www.ed.gov.ru - На сайте представлена нормативная база: в хронологическом порядке расположены законы, указы, которые касаются как общих вопросов образования так и разных направлений модернизации.
Подпись учителя_________________ (Конюхова Г.С.)
5