Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Школа королевских манер»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
На заседании ШМО Гуманитарного цикла |
С зам. директора по учебно-воспитательной работе: |
Директор школы:
|
Дата:________________________ |
Дата:__________________________ |
«____»____________20 г |
Протокол:____________________ |
Подпись:_______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ШКОЛА КОРОЛЕВСКИХ МАНЕР»
КЛАСС:_______5 КЛАСС______
Учитель: Дюбина И. С.
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Школа королевских манер» разработана на основе «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника умения учиться. В своей теоретической основе программа опирается на методическое пособие Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003; Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997;
Курс групповых занятий с учениками 5 класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Он включён в учебный план (один час в неделю – 34 ч) и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры.
Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в занятие психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.
Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения.
Важный компонент занятий – ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях школьники периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.
Занятия предполагают решение следующих задач:
обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;
формирование воспитанности;
систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения обучающихся путём организации их практической деятельности;
организация нравственного самовоспитания школьников;
формирование у детей умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.
Материал курса 5 класса рассчитан на осмысление философских проблем бытия: для чего живёт человек, как следует относиться к жизни, что есть достоинство, добродетель, совесть и т. д. Используя философские произведения известных мыслителей, писателей, мир афоризмов и изречений – всё это предоставляет школьникам широкий простор для выбора и утверждения своих жизненных позиций.
Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у ребят адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям.
Закрепляются достигнутые знания и во внеурочной деятельности, разнообразной как по форме, так и по содержанию: проводятся этические диалоги на заданную тему, конкурсы школьных радиопередач по нравственной тематике, вечера инсценированной песни, творческие калейдоскопы и др.
В учебно-тематический план курса «Речевой этикет и этикет поведения» введены темы экологической направленности. Уроки этики, затрагивающие проблемы охраны природы, развития любви ко всему живому важны и необходимы для укрепления нравственных позиций подростков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Слово «этикет» родилось во Франции в период правления короля Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения. Именно тогда их, правила поведения, общения и учтивости, стали называть этикетом.
Этикет – явление исторически изменчивое, и, конечно, этикет сегодняшнего дня значительно отличается от правил «хорошего тона» и приличных манер не только времен Людовика XIV, но и эпохи российского императора Петра I: по сравнению с ними современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан на сближение людей, это, прежде всего искусство общения и поведения в обществе. По словам академика Д.С. Лихачева, «в основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».
Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.
Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность, новизна, отличительная особенность программы
Программа «Этическая грамматика» относится к программам социально-педагогической направленности и является общекультурной по уровню своего освоения.
Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.
Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе.
Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.
Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.
Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов.
МЕСТО КРУЖКА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Ведение кружка «Школа королевских манер» как курса общекультурного цикла осуществляется за счет часов внеурочной деятельности во второй половине дня.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Кружок дает широкие возможности для оформления классных и школьных мероприятий.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.
Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.
С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.
Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы.
С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.
Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения.
Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Наблюдение
Занятия теории нравственности и культуры общения чередуются с практическими занятиями: практикумами, собеседованиями, диспутами, играми, этикетными ситуациями.
Ведение дневников самовоспитания и самоконтроля
Тестирование обучающихся
Участие в проведении классных часов.
Ожидаемые результаты:
Получив знания по данным темам, участники группового занятия «Речевой этикет и этикет поведения» должны:
- усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;
- иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
- соблюдать школьный этикет;
- обладать культурой речи;
- соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;
- уметь культурно вести себя в гостях, знать навыки приема гостей;
- уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства;
- в общении быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» |
1 [Илякина О. В. "Азбука этикета",2014] |
||
2 |
Вежливость как основа воспитанности |
1 |
||
3 |
Какого ты рода племени? |
1 |
||
4 |
Точность, обязательность, аккуратность |
1 |
||
5 |
Но лучше всех, поверьте, бабушка моя |
1 |
||
6 |
Уважай человека |
1 |
||
7 |
Внешняя и внутренняя воспитанность человека |
1 |
||
8 |
Не сладок плод бездельного досуга |
1 |
||
9 |
Этические нормы этикета |
1 |
||
10 |
Этикет за столом |
1 |
||
11 |
Этикет за столом |
1 |
||
12 |
Дома и в гостях |
1 |
||
13 |
В школе ты хозяин и гость |
1 |
||
14 |
Правила на каждый день |
1 |
||
15 |
Правила на каждый день |
1 |
||
16 |
Ты живёшь среди людей |
1 |
||
17 |
Добротой себя измерь |
1 |
||
18 |
Чью старость утешил? |
1 |
||
19 |
Раздели печаль и радость другого |
1 |
||
20 |
О матерях можно говорить бесконечно |
1 |
||
21 |
Умей быть благодарным |
1 |
||
22 |
Что значит быть рыцарем? |
1 |
||
23 |
Какая она настоящая девочка? |
1 |
||
24 |
Завтрашний характер в сегодняшнем поступке |
1 |
||
25 |
Береги всё живое |
1 |
||
26 |
Знакомство с собой |
1 |
||
27 |
Я и окружающие |
1 |
||
28 |
Ваш внутренний портрет |
1 |
||
29 |
Сходство и различие наших «Я» |
1 |
||
30 |
У меня такой характер |
1 |
||
31 |
Дай волю воображению |
1 |
||
32 |
Настоящий друг |
1 |
||
33 |
Я в общении |
1 |
||
34 |
«В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души» |
1[Илякина О. В. "Азбука этикета",2014] |
СПИСОК УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
2.Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997;
3.Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001;
4.Дами Э. «Хорошие манеры»;
5.Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 1998;
6.Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;
7.Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 1995;
8.Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
9.Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996;
10.Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;
11.Стрелкова Л.Н. «Уроки сказок» - Москва: Педагогика, 1989.
12. Илякина О. В. "Азбука этикета",2014