Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бадминтон»
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Южно-Сахалинска
Согласована Утверждаю
научно-методического совета Директор ОО _________ С.Е. Жуковская
от «22» апреля 2022 г. Приказ № 262 от «02» июня 2022 г.
Протокол № 9
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Бадминтон»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень сложности: стартовый
Адресат программы: 9-17 лет
Срок реализации: 1 год – 136 часов
Форма обучения: очная
Составила
Сон Вероника Чунбоковна
Педагог дополнительного образования
г. Южно-Сахалинск
2022 г.
Оглавление
2.1 Содержание учебной программы 5
2.4 Календарный учебный график 15
3.1 Методическое обеспечение 16
3.2 Материально-техническое обеспечение программы 18
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения.
Дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
ФЗ от 29.12.2012 №273-фз (ред. От 30.12.2021 «Об образовании в Российской Федерации»
«Концепция дополнительного образования детей до 2030 г.» от 31 марта 2022 года № 678-р
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года»
Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 №298н «Об утверждении профессионального стандарта» Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 №52831)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровление детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»
Распоряжение Министерства образования Сахалинской области о 16.09.2021 №3.12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ»
«Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 г. Южно-Сахалинска». От 17.12.2015 г. №1216
направленность программы: физкультурно-спортивная;
уровень программы: стартовый;
адресат программы: предназначена для детей 8-17 лет, не имеющих ОВЗ;
дети занимаются в 2 группах, в одной группе занимаются от 10 до 14 человек;
занятия для одной группы проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, для другой – 2 раза в неделю по 1 часу;
программа рассчитана на 1 год: 136 часов.
Актуальность игры «Бадминтон»: Развитие и популяризация вида спорта среди учащихся школ. Игра в бадминтон вызывает большой интерес у школьников, в бадминтон можно играть везде. Занятия бадминтоном способствуют развитию быстроты, ловкости, гибкости, глазомера, точности реакции, выдержке, а также специальных спортивно-технических навыков. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. Участие в игре приучает детей действовать смело и решительно, воспитывает силу воли, инициативу, выдержку. Благодаря этому бадминтон является составной частью физической подготовки Российских космонавтов. Самое интересное в бадминтоне то, что он может быть по желанию то простым, то сложным. Бадминтон словно специально создан для школьников, практически доступен для мальчиков и девочек всех возрастных групп.
2.1 Содержание учебной программы
Цели и задачи
Игра Бадминтон направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - изучение спортивной игры Бадминтон, правильно, держать ракетку, техника игры, перемещений и ударов по волану ракеткой.
Основными задачами программы являются:
роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, глазомера, точности реакции, выдержке)
способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
развитие специальных спортивно-технических навыков;
теоретические знания;
овладеть основными приёмами техники и тактики игры;
воспитание волевых качеств, дисциплинированность, коллективизм;
развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности;
повышение специальных, физических, тактических навыков;
участие в соревнованиях;
Выполнение разряда и получение разрядных книжек;
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической культуры в основной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности.
ДООП «Бадминтон» специально разработан в целях сопровождения социально-экономического развития муниципалитета.
ДООП специально разработана в целях сохранения традиций Южно-Сахалинского городского округа и формирования патриотического самосознания детей.
ДООП специально разработан в целях профилактики и предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации, в том числе в целях профилактики девиантного поведения детей и подростков.
ДООП реализуется в объединениях, признаваемых в установленном порядке образцовыми детскими коллективами.
ДООП реализуется в целях обеспечения развития детей по обозначенным на уровне Южно-Сахалинского городского округа приоритетным видам деятельности.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» основного общего образования в образовательном учреждении оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты: отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия бадминтоном для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам (признакам);
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности бадминтона;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с частными задачами по бадминтону, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности обучающихся.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в бадминтоне;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня обучающихся, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
умение передвигаться красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических и тактических действий в бадминтоне, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по бадминтону.
Метапредметные результаты: характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий по бадминтону, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из бадминтона, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по бадминтону.
Предметные результаты: характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бадминтон». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по бадминтону. Предметные результаты, так же, как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории развития бадминтона в олимпийском движение, о положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития бадминтона в области физической культуры, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте бадминтона в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий по бадминтону, доброжелательное и уважительное отношение к обучающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь обучающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований по бадминтону.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия по бадминтону разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия по бадминтону, формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о бадминтоне, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по бадминтону, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий по бадминтону с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Результаты освоения внеурочной деятельности «Бадминтон»
Ученик должен знать:
теоретические основы об игре в бадминтон, история развития бадминтона
рассмотрение теоретических основ об игре в бадминтон;
изучение основного оборудования в бадминтоне;
исследование техники и упражнений в передвижениях.
роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, глазомера, точности реакции, выдержке)
способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
развитие специальных спортивно-технических навыков;
теоретические знания;
овладеть основными приёмами техники и тактики игры;
воспитание волевых качеств, дисциплинированность, коллективизм;
развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности;
повышение специальных, физических, тактических навыков;
участие в соревнованиях;
Выполнение разряда и получение разрядных книжек;
Ученик должен уметь:
выполнять технические действия по бадминтону;
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений по бадминтону;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
включение занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Использовать: Приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг.
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | формы аттестации/контроля | |||
Всего часов | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | ||||
1. | Вводное занятие: История зарождения игры бадминтон. Ознакомление учащихся с размерами площадки, с правилами игры на счет. | 3 | 3 | | Теоретическая (опрос) | |
2. | Правила и техника безопасности на занятиях по бадминтону. Изучение способов хвата ракетки, техники передвижения по площадке, основных стоек игрока. | 8 | 3 | 5 | Теоретическая/Практическая (опрос/контрольный тест) | |
3. | Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением. | 12 | | 12 | Практическая (контрольный тест) | |
4. | Изучение основных типов подач в бадминтоне (высоко-далекая, короткая и плоская подачи). | 14 | 3 | 11 | Теоретическая/Практическая (опрос/контрольный тест) | |
5. | Совершенствование основных типов подач в бадминтоне. | 8 | | 8 | Практическая (контрольный тест) | |
6. | Обучение техники приема подачи. | 8 | | 8 | Практическая (контрольный тест) | |
7. | Техника и тактика парной игры. | 8 | 3 | 5 | Теоретическая/Практическая (опрос/контрольный тест) | |
8. | Изучение основных ударов в бадминтоне (удары сверху открытой и закрытой стороной, удары справа и слева). | 14 | 3 | 11 | Теоретическая/Практическая (опрос/контрольный тест) | |
9. | Совершенствование основных ударов в бадминтоне. | 6 | | 6 | Практическая (контрольный тест) | |
10. | Обучение техники выполнения атакующего удара (смеша). | 6 | 3 | 3 | Теоретическая/Практическая (опрос/контрольный тест) | |
11. | Изучение сеточного удара (подставка, откидка, удар по диагонали). | 14 | 3 | 11 | Теоретическая/Практическая (опрос/контрольный тест) | |
12. | Совершенствование сеточного удара. | 6 | | 6 | Практическая (контрольный тест) | |
13. | Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | 10 | | 10 | Практическая (контрольный тест) | |
14. | Сдача контрольных нормативов. | 6 | | 6 | Практическая (контрольный тест) | |
15. | Итоговое занятие. Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков. | 14 | | 14 | Практическая (контрольный тест) | |
Всего: | 136 ч. | 21 | 115 | |
Тема | Теория | Практика |
Вводное занятие: История зарождения игры бадминтон. Ознакомление учащихся с размерами площадки, с правилами игры на счет. | 1) Изучение истории возникновения и развития бадминтона – как олимпийского вида спорта. 2) Изучение правил игры в бадминтон. Изучение размеров площадки для игры в бадминтон. Изучение видов и строение ракетки и волана. | - |
Правила и техника безопасности на занятиях по бадминтону. Изучение способов хвата ракетки, техники передвижения по площадке, основных стоек игрока. | 1) Требования безопасности во время занятий. 2) Изучение теории: Хватка для ударов открытой и закрытой стороной ракетки. Универсальная хватка. 3) Изучение теории: Передвижения: приставным шагом; скрестным шагом; выпады вперед, в сторону. 4) Изучение теории: Игровые стойки: основная стойка; высокая, средняя, низкая; правосторонняя, левосторонняя стойка. | 1) Выбор инвентаря для занятий бадминтоном. Подготовка площадки к занятиям бадминтоном. 3) Отработка теории: Передвижения: из высокой, низкой, средней стойки игрока приставным шагом вправо, влево в передней зоне площадки с отбиванием волана открытой и закрытой стороной ракетки на заднюю линию. |
Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением. | - | 1) Жонглирование открытой стороной ракетки. 2) Жонглирование закрытой стороной ракетки. |
Изучение основных типов подач в бадминтоне (высоко-далекая, короткая и плоская подачи). | 1) Изучение теории: Техника выполнения короткой подачи открытой и закрытой стороной ракетки; высоко-далекой подачи. Техника выполнения плоской подачи открытой и закрытой стороной ракетки. | 1) Отработка начального положения, замаха, первой фазы движения и стойки при подаче. |
Совершенствование основных типов подач в бадминтоне. | - | 1) Отработка техники подачи во время игры. |
Обучение техники приема подачи. | - | |
Техника и тактика парной игры. | 1) Изучение техники и тактики парной игры. 2) Просмотр видеоролика по данной теме. 3) Демонстрирование техники вживую. | 1) Отработка техники во время игры. |
Изучение основных ударов в бадминтоне (удары сверху открытой и закрытой стороной, удары справа и слева). | 1) Изучение теории: Техника выполнения ударов: сверху сбоку, снизу, открытой и закрытой стороной ракетки. | 1) Отработка ударов в парах. 2) Отработка ударов во время игры. |
Совершенствование основных ударов в бадминтоне. | - | 1) Отработка техники ударов во время игры. |
Обучение техники выполнения атакующего удара (смеша). | 1) Просмотр видеоролика по данной теме. 2) Изучение теории: Техника высокого; плоского атакующего удара. | 1) Отработка техники атакующего удара в парах. 2) Отработка техники атакующего удара во время игры. |
Изучение сеточного удара (подставка, откидка, удар по диагонали). | 1) Просмотр видеоролика по данной теме. 2) Изучение теории: Техника выполнения ударов на сетке: «подставка»; «откидка»; «удар по диагонали» волана открытой и закрытой стороной ракетки. | 1) Отработка техники сеточного удара в парах. 2) Отработка техники сеточного удара во время игры. |
Совершенствование сеточного удара. | - | 1) Отработка техники сеточного удара во время игры. |
Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | - | 1) Выполнение ОРУ. 2) Выполнение ОФП. |
Сдача контрольных нормативов. | - | 1) Выполнение на оценку нормативов: бег 30 м; прыжок в длину с места; челночный бег 6 х 5; метание волана. |
Итоговое занятие. Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков. | - | 1) Проведение внутришкольных соревнований между участниками секции. |
2.4 Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
2022-2023 | 05.09.2022 | 30.05.2023 | 34 недели | 68 | 136 | 2 дня по 2 часа в неделю |
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
2022-2023 | 01.09.2022 | 30.05.2023 | 34 недели | 68 | 68 | 2 дня по 1 часу в неделю |
План воспитательной работы
| Мероприятия | Контингент | Сроки | Педагог дополнительного образования |
1. | Собрание обучающихся, обсуждение расписания занятий, соревнований, разделение на группы. | Обучающиеся | Каждый год на первом занятии | Педагог дополнительного образования |
Родительское собрание, сбор заявлений. | Родители обучающихся | Каждую четверть в году | Педагог дополнительного образования | |
Вводное занятие, знакомство с местом проведения тренировок и инвентарём. | Обучающиеся | Сентябрь 2022 года | Педагог дополнительного образования | |
«Безопасность на тренировках и гигиена». | Обучающиеся | Сентябрь 2022 года | Педагог дополнительного образования | |
Турнир по бадминтону между учителями и детьми, посвященный Дню учителя. | Обучающиеся и учителя | 5 Октября 2022 года | Педагог дополнительного образования | |
Президентские состязания. | Обучающиеся | Октябрь 2022 года | Педагог дополнительного образования | |
Состязания, посвященные Дню здоровья. | Обучающиеся | Конец I четверти 2022 года | Педагог дополнительного образования | |
Посещение городского парка во время празднования Дня народного единства. | Обучающиеся | 4 ноября 2022 года | Педагог дополнительного образования | |
Проведение «Веселых стартов», посвященных Всемирному дню ребенка. | Обучающиеся | 20 ноября 2022 года | Педагог дополнительного образования | |
Просмотреть исторических фильмов на спортивную тематику, посвящённый Международному дню кино. | Обучающиеся | 28 декабря 2022 года | Педагог дополнительного образования | |
«Новогодний фестиваль» - посещение открытия елки. | Обучающиеся | Декабрь 2022 года | Педагог дополнительного образования | |
Проведение соревнований по биатлону, лыжные гонки. | Обучающиеся | Январь 2023 года | Педагог дополнительного образования | |
Конкурс строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества. Соревнования по бадминтону среди мужских пар и одиночные. | Обучающиеся | Февраль 2023 года | Педагог дополнительного образования | |
Президентские игры. | Обучающиеся | Февраль 2023 года | Педагог дополнительного образования | |
Турнир среди девушек: парные и одиночные игры. | Обучающиеся | Март 2023 года | Педагог дополнительного образования | |
Муниципальные соревнования по бадминтону среди учащихся школ г. Южно-Сахалинска | Обучающиеся | Март 2023 года | Педагог дополнительного образования | |
«Веселые старты» для детей и их родителей. | Обучающиеся и родители | Апрель 2023 года | Педагог дополнительного образования | |
Участие в параде, посвященном 1 маю. | Обучающиеся | Май 2023 года | Педагог дополнительного образования | |
Посещение парада, посвященного Победе в Великой Отечественной Войне. | Обучающиеся | Март 2023 года | Педагог дополнительного образования | |
Эстафета по улицам города. | Обучающиеся | Март 2023 года | Педагог дополнительного образования | |
Фестиваль закрытия учебного года «Золотой волан». | Обучающиеся | Март 2023 года | Педагог дополнительного образования |
Для реализации поставленных в программе задач и достижения планируемых результатов используется комплекс методов обучения и воспитания, соответствующих поставленным задачам и уровню подготовленности школьников и обеспечивающих комфортные условия для развития личности. Для формирования у обучающихся устойчивого интереса к занятиям по Бадминтону используются современные методы и формы обучения:
Словесные методы: рассказ, беседа, объяснения, метод примера.
Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, выступлений ведущих спортсменов на соревнованиях, мастер-классы с действующими спортсменами (КМС и МС)
Методы стимулирования и мотивации: участие в соревнованиях, награждение грамотами и медалями, присвоение спортивных разрядов.
Метод контроля: тестирование, сдача контрольных нормативов. Основной формой обучения у школьников являются: проведение теоретических и практических занятий, тренировок, участие в соревнованиях, физическими упражнениями с разной функциональной направленностью.
3.2 Материально-техническое обеспечение программы
Одним из основных условий успешной организации учебно-тренировочных занятий секции «Бадминтон» является наличие поля размером 13,45 х 2,61 м, разделенное сеткой на высоте 1,55 м, волан и ракетка. В игре принимают участие два человека (одиночная игра) или четыре (парная и смешанная игра).
Для проведения занятий в секции «Бадминтон» необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
Площадка 13,40x6,10 м для парной игры и 13,40x5,18 м для одиночной игры. | 2 штуки |
Стойки для сетки высота 155 см. | 4 штуки |
Сетка длиной 6,10 м, ширина – 76 см. | 3 штуки |
Воланы (пластик) весом от 4,7 до 5,5 г | 50 штук |
Ракетки весом 130 г. со струной диаметром 0,6 – 0,8 мм. | 30 штук |
Шведская стенка | 8 штук |
Гимнастические скамейки | 8 штук |
Гимнастические маты | 7 штук |
Скакалки | 16 штук |
Мячи медбол (масса 1, 2, 3, 4, 5 кг) | 1кг. – 10 штук; 2 кг. – 5 штук; 3 кг. – 5 штук; 4 кг. – 5 штук; 5 кг. – 5 штук; |
Кегли | 30 штук |
Конусы | 30 штук |
Резиновые ленты | 16 штук |
Координационная лесенка | 4 штуки |
3.3 Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бадминтон», обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование, соответствующее физкультурно-спортивной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанных в профессиональных стандартах.
Список используемой литературы
Бадминтон: учебник для студентов вузов по направлению 032100 – физ. культура / Ю.Н. Смирнов. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Советский спорт, 2011. – 248 с.
Бадминтон в системе физического воспитания студенческой молодежи: методические указания / В.М. Мачнев. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 27 с.
Бадминтон на этапе начальной подготовки в вузах: учебное пособие / В.Г. Турманидзе. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. – 72 с.
Бадминтон: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ / А.Н. Горячев; А.А. Ивашин; Московская городская федерация бадминтона. – М.: Советский спорт, 2010. – 160 с.
Игра бадминтон: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова. – М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. – 121 с.
Тристан В.Г. Физиология спорта: учеб. пособие / В.Г. Тристан, О.В. Погадаева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.
Учимся играть в бадминтон / В.Г. Турманидзе, А.В. Турманидзе. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотека «первого сентября». Серия «Спорт в школе», вып. 25).
Приложение 1
Оценочные материалы
Контрольные нормативы для определения технической подготовленности в бадминтоне:
№ п/п | Контрольные упражнения | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16-17 лет |
1. | Набивание (жонглирование) волана, кол-во раз | 8-10 | 11-15 | 16-20 | 21-25 | 26-30 | 31-35 | 36-40 |
2. | Передвижение в четыре точки из центра площадки (приставным, крестным и простым шагом), перенося воланы в каждый угол площадки | 22 | 22 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 |
3. | Выполнение короткой передачи волана из правой передней зоны площадки в левую переднюю зону (по диагонали), кол-во раз | 4-6 | 6-8 | 8-10 | 10-12 | 12-14 | 14-16 | 14-18 |
4. | Выполнение короткой подачи открытой стороной ракетки, по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз | 2 | 3-4 | 4-6 | 5-7 | 6-8 | 7-9 | 7-9 |
5. | Выполнение короткой подачи закрытой стороной ракетки по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз | 2 | 3-4 | 4-6 | 5-7 | 6-8 | 7-9 | 7-9 |
6. | Выполнение высоко-далекой подачи на заднюю линию площадки, кол-во раз | 1-3 | 2-4 | 3-5 | 4-6 | 5-7 | 7-8 | 7-9 |
7. | Выполнение высоко-далекого удара с правой стороны | 2-4 | 5-7 | 8-10 | 12-14 | 12-14 | 14-16 | 16-18 |
8. | Выполнение атакующего удара «смеш» по прямой линии в среднюю зону площадки, кол-во раз | - | - | - | 4-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 |
Критерии оценки для приема контрольных нормативов по общей физической подготовки в баллах:
Контрольные упражнения (тесты) | Юноши(мальчики) | Девушки(девочки) | |||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 2 | ||
Бег 30 м (с) | 5,2 | 5,4 | 5,6 | 5,8 | 5,7 | 5,9 | 6,1 | 6,3 | |
Прыжок в длину с места (см) | 195 | 185 | 175 | 170 | 172 | 167 | 162 | 157 | |
Челночный бег 6 x 5 м (с) | 11,2 | 11,4 | 11,6 | 11,8 | 12,7 | 12,9 | 13,1 | 13,3 | |
Метание волана (м) | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 |
21