Программа по формированию духовно-нравственного развития кадет в рамках реализации учебного предмета «Биология»

5
0
Материал опубликован 14 April 2021 в группе

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета

Российской Федерации имени Ф.Ф.Слипченко»

 

Программа

духовно - нравственного развития кадет в рамках реализации учебного предмета «Биология»

 

t1618416537aa.png

 

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка,

но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания

и образования, полученного человеком в семье и школе

 

Автор: Шагалова Ирина Валентиновна, учитель биологии

 

Волгоград 2020 г.

 

Пояснительная записка.

 

Ключевая проблема современного общества - это вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями

Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ, по состоянию на 2015 год);

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (С внесенными изменениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643);

на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

воспитательного опыта кадетского корпуса.

Программа духовно-нравственного воспитания, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, с которыми сталкивается учитель в настоящее время. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи состоит в том, что становление гражданского общества и нашего правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания, которое создают учителя в школе.

  В настоящее время образовательное учреждение являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет и воспитывает ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как это период является этапом самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания только с помощью знание подхода невозможна, нужна и практика. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, «переквалифицированную» в наше время. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Достичь результатов можно через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит “особенная теплота и задушевность отношений”, основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника. Поэтому очень важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли.

Прежде всего учитель должен создавать благоприятные и комфортные условия для формирования качеств личности, отвечающих требованиям современно социума.

Поскольку в базовых национальных ценностях присутствует природа то средствами предмета биологии учитель непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся.

Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением школьниками определенного объема соответствующих знаний. Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создать условия для развития творческих способностей школьника, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы. Человека, наделённого экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания “открытой” педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей природной средой. Опыт этот принадлежит В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. Но он неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога.

Цель: обеспечить системный подход к формированию правильного и разумного отношения к базовой национальной ценности - природе, представления об уникальности жизни, понятия здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни посредством предмета «Биология».

Задачи:

1) Обеспечить преемственность понятия эволюции живой природы на протяжении всего курса изучения биологии.
2) Воспитывать любовь к природе своего края, Родины, планеты.
3) Формировать понятие жизни как величайшей ценности.
4) Формировать принципы здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни.

Аспекты работы на уроках биологии и во внеурочное время:

нравственный - научить не только видеть, но и чувствовать красоту природы, понимать необходимость разумного применения современных технологий для дальнейшего развития человечества и окружающей среды;

патриотический - предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины;

здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией;

политехнический - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,  рационального природопользования.

Возрастная группа: кадеты 8 -11 классы.

Срок реализации программы: 2 года.

Реализация программы:

Формирование экологических компетенций.

Компетентностный подход в экологическом образовании - новое направление исследований в теории и практике педагогики, отражающее основные идеи Концепции модернизации российского образования. Отличие экологически компетентного учащегося от экологически образованного заключается в том, что первый не только достиг определённого уровня экологических знаний, умений, навыков, но и способен реализовать их в повседневной жизнедеятельности. Основой формирования экологической компетентности кадет являются экологические компетенции. В самом общем виде под экологическими компетенциями подразумеваются способности кадет понимать окружающую социоприродную среду и рационально взаимодействовать с ней. Формировать у кадет экологические компетенции можно через подготовку его к самостоятельному ответственному действию по решению экологических проблем, осуществляемому на основе экологически ценностного самоопределения, и через активное взаимодействие с окружающим социоприродным миром, в ходе которого он учится понимать, изменять себя и окружающий мир.

Экологически грамотное и безопасное поведение в природе и обществе представляет собой понятие экологической культуры личности – многогранного образования, основанного на понимании закономерностей живых систем и уважения жизни. Экологическое образование и воспитание является одним из приоритетных направлений работы с учащимися школьного возраста, который является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. Внеурочная деятельность кадет является важным компонентом, усиливающим эффективность данного процесса. Как в урочной, так и внеурочной деятельности одним из условий успешного формирования экологической культуры является чередование разнообразных форм и методов работы, стимулирующих самостоятельную деятельность кадет.

 

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Предмет экология. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Сообщества. Экосистемы. Свойство Экосистем. Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Глобальные экологические проблемы. Экологическая обстановка в г. Волгограде и Волгоградской области (реализация регионального компонента). Загрязнение окружающей среды. Общество и окружающая среда. Биологические факторы загрязнения.

Экологические акции «День эколога», «Посади дерево», «Вторая жизнь отходов», «День леса», экологические субботники, участие в экологических конкурсах «Экопоколение», «Гринлайф», реализация программы экологического направления РДШ (экослеты), реализация плана работы экоотряда «Сфера», проектная и исследовательская деятельность экологической направленности.

 

 

Формирование навыков ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Неразумный образ жизни часто ведёт к болезням, потере трудоспособности и преждевременной старости. Поэтому каждый человек с детства должен следить за своим здоровьем, неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания.

Забота о здоровье учащихся представляется весьма актуальной педагогической задачей и связывается с необходимостью усиления гигиенического контроля и внедрения дифференцированного подхода в обучении. Это должно облегчить учащимся адаптацию к современным условиям социальной среды, к системе образования, к пониманию сущности здорового образа жизни и готовности управлять своим здоровьем.

Целью данного аспекта является формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Реализуемые задачи - воспитание личности, умеющей противодействовать употреблению наркотиков, алкоголя и табакокурению; воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Строение систем органов человека. Гигиена. Опорно-двигательная система. Оказание помощи при переломах, вывихах, растяжениях. Нарушение осанки и плоскостопие. Иммунитет. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Значение органов дыхания. Заболевания органов дыхания. Гигиена дыхания. Заболевания органов пищеварения. Витамины. Нормы питания в обмене веществ, росте и развития организмов. Заболевания органов глаз, органов слуха. Биологические ритмы. Сон и его значение. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Вред наркогенных веществ, алкоголя, никотина.

Психологические особенности личности. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. Мутации и их проявления.

Внеклассные мероприятия: «ЗОЖ» (авторская разработка), «Витамины в нашей жизни», «СПИД – чума 21 века», «В мире гигиены» и др.

Классные часы: «О СПИДе должен знать каждый», «Вредным привычкам скажем – НЕТ!», «Влияние никотина на развитие подростка».

Региональные, межрегиональные Всероссийские и Международные конкурсы: Всероссийский конкурс «Мы за ЗОЖ-2019», «ЗОЖ – наш выбор!»

Учебно-исследовательские работы кадет, проектные работы.

Внутришкольные конкурсы рисунков, плакатов на тему «Здоровый образ жизни».

 

 

Формирование патриотического аспекта на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Детство и юность – самая благодатная пора для привития  чувства любви к Родине, её народу, традициям, истории  своей  Отчизны.  Поэтому  патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.  

Под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования у учащихся любви к своей Отчизне, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, постоянная готовность защитить её независимость.

         Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию.  

Изучение исторических фактов, биографий и открытий русских и современных ученых, использование творчества поэтов, художников, воспевающих родную природу, раскрытие красоты и неповторимости родного края на уроках биологии представляют огромные возможности для воспитания гражданина и патриота своей Родины.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области биологии. Изучение биографии великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие таких наук, как генетика, селекция, экология.

Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной химической промышленности, медицины, сельского хозяйства, биотехнологий.

Происхождение культурных растений. Селекция. Происхождение жизни на земле. Иммунитет.

Учебно- исследовательские работы «Изучение охраняемой флоры и фауны Волгоградской области». Внеклассные мероприятия: «Блокадный Ленинград» (об истории сохранения генофонда зерновых культур сотрудниками ВИРа), «По «красным» тропам Волгоградской области» (авторская разработка), «Заповедные зоны Волгоградской области».

Организация работы экологического отряда кадетского корпуса «Экосфера».

Проектные работы: «Памятники природы Волгоградской области», «Природные парки Волгоградской области».

Посещение музеев ВГСПУ, ВолГМУ и др.

Экскурсии к природным памятникам, в Пиродные парки Волгоградской области.

Проведение экотроп по памятным местам г. Волгограда и области.

Встреча с деятелями искусства, медиками, педагогами, участниками боевых действий, ветеранами Великой Отечественной войны.

 

Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: это и оформление кабинета, и портретные галереи ученых и выставки и стенды, и использование литературно - исторических примеров на уроке, и использование звукозаписи высказываний ученых, и использование видеофильмов, мультимедийных презентаций, и работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания - установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.

Таким образом, духовно- нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. “Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит”.

Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей предмета «Биология» в развитии личности ребенка.

 

Список использованных документов и источников информации.

 

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010г. №795

Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 10.- С.23-27.

Губанова, Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е.В.Губанова, Ю.Б. Пушнова // Воспитание школьников.- 2011.- № 5.- С

Из кн.: Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / Сост. Н.А.Панченко. –Волгоград, 2006.

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России./А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков./Стандарты второго поколения.- М.:Просвещение,2009г.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации