Программа духовно-нравственного развития школьников в рамках реализации учебных предметов «Химия» и «Биология»

2
0
Материал опубликован 27 April 2023

Программа духовно-нравственного развития школьников

в рамках реализации учебных предметов

«Химия» и «Биология»





Автор: Сдобнова Светлана

Дмитриевна,

учитель химии и биологии

МОУ Лицей №3

г.Волгоград





Пояснительная записка



Важнейшая проблема современного общества - это вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности являются характерными чертами современности. Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из самых актуальных в современном образовании. Важнейшая цель  современного отечественного образования  определена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания   личности гражданина РФ»: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина  России». Перед семьёй и школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ, по состоянию на 2015 год);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (С внесенными изменениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643);

- на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Программы воспитания МОУ Лицея №3

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников состоит в том, что становление гражданского общества и нашего правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания, которое создают учителя в школе. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс, в котором  детям и молодежи передаются духовно-нравственные нормы жизни. Создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.

Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Духовно-нравственное воспитание – это двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Достичь результатов можно через активное вовлечение учащихся в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы содружества.

Средствами предметов биологии и химии учитель имеет возможность непосредственно участвовать в духовно-нравственном развитии школьников. Арсенал таких средств необычайно богат: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами, практические и лабораторные работы. С помощью методического потенциала уроков и внеурочной деятельности учитель целенаправленно создает условия для развития творческих способностей школьника, социальной активности, ответственного отношение к природе и ее богатствам.

Цель Программы: обеспечить системный подход к формированию правильного и разумного отношения к базовой национальной ценности - природе, представления об уникальности жизни, понятия здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни посредством предметов «Биология» и «Химия».

В ходе реализации программы осуществляется решение следующих задач:

1) Воспитывать любовь к природе своего края, Родины, планеты.

2) Формировать понятие жизни как величайшей ценности.

3)Формировать принципы здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни.

4) Повышать уровень экологической культуры.

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии и биологии включает в себя аспекты:

•      нравственный - предполагает научить не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

•      патриотический - предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, воспитывает гражданина своей Родины;

•      здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

•      гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии и химии.

•      политехнический - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

Возрастная группа: обучающиеся 5 -11 классов.

Срок реализации   программы:   2 года.

Реализация программы:

Нравственный аспект (Формирование экологических компетенций)

Экологическое образование и воспитание является одним из приоритетных направлений работы с учащимися школьного возраста, который является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. Понятие экологической культуры личности включает в себя экологически грамотное и безопасное поведение в природе и обществе, ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам экологии. Один из оптимальных путей духовно – нравственного воспитания: установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие. Внеурочная деятельность учащихся является важным компонентом, усиливающим эффективность данного процесса. Как в урочной, так и внеурочной деятельности одним из условий успешного формирования экологической культуры является чередование разнообразных форм и методов работы, стимулирующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Урочная деятельность.

Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания. С этой целью на уроках используется активная познавательная деятельности учащихся через использование приемов проблемного обучения, технологии критического мышления, поисково-исследовательской деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности; использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. При этом важно, чтобы задаваемые учителем вопросы воспринимались не как контроль учителя за усвоением знаний ученика, а как диалог личности с личностью, чтобы задания хотелось выполнять, не отдавая этому времени часть жизни, а приобретая через них саму жизнь.

Внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность по формированию экологической культуры многогранна и требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, учитывая запросы и интересы учащихся, и местные условия. Разнообразны и  формы,   используемые в процессе экологического воспитания учащихся: творческие игры, трудовые десанты, рейды, встречи с интересными людьми, выставки, виртуальные путешествия, конкурсы плакатов и рисунков, круглые столы, конференции, викторины, устные журналы на экологическую тему. На мероприятиях экологической направленности поднимаются вопросы об экологических проблемах, причинах их возникновения, опасных последствиях, о неотложных действиях, ибо экологические проблемы существуют в большей или меньшей степени в каждой области, каждом крае. Такие мероприятия способствуют восприятию экологических проблем как личностно-значимых, так как включают каждого учащегося в ситуацию ответственной зависимости за состояние жизни на Земле.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Влияние деятельности человека на природу.

Роль человека в биосфере.

Последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах.

Экологическая обстановка в г. Волгограде и Волгоградской области.

Экологические проблемы.

Химия и общество.

Химические факторы загрязнения.

Рациональное использование природы и ее охрана.

Пути решения экологических проблем.

Решение задач по химии с экологическим содержанием в различных тематических разделах.

Викторина «Легенды и были о цветах» о первоцветах Волгоградской области.

Устный журнал «Природные парки Волгоградской области».

Деловые игры «Кто виноват?», «Живой океан в твоих руках».

Дискуссии: «На чьей ты стороне?», «Разговор о стихийных бедствиях».

Классные часы в рамках международных экологических акций День Земли, День Воды и др.

Конкурсы плакатов и рисунков, экологические мероприятия и конкурсы, экологические акции «Посади дерево», «День леса», экологические субботники.

Тематические видеолектории в библиотеке.

Проектная и исследовательская деятельность экологической направленности.


Патриотический и гражданский аспекты.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.   Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, к труду, к своим обязанностям и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям. Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Изучение исторических фактов, биографий и открытий русских и современных ученых, изучение природных богатств, красоты и неповторимости родного края на уроках химии и биологии представляют огромные возможности для воспитания гражданина и патриота своей Родины. Один из методов духовно-нравственного воспитания - следование положительному примеру. Естественные науки предоставляют многочисленные примеры для  подражания: истории о жизни и деятельности великих ученых-естествоиспытателей, медиков не только нашей страны, но и нашего региона.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

История изучения природы нашего края, роль ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия региона.

Растения и животные Волгоградской области, занесенные в Красную книгу.

Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями   русских   ученых   в

области        естественных наук.

Выдающиеся русские ученые-химики и биологи.

Знакомство с современными достижениями в различных областях в области химии, биологии, медицины, селекции, биотехнологии.


Игра-путешествие «Памятники природы Волгоградской области».

Классный час об истории сохранения генофонда зерновых культур сотрудниками ВИРа во время блокады Ленинграда.

Выставка газет «Галерея великих химиков», «Женщины в науке» и др.

Посещение краеведческого музея, музеев ВГСПУ, ВолГМУ и др.

Тематические видеолектории в библиотеке.

Встречи с медиками, педагогами, ветеранами труда, участниками боевых действий, ветеранами Великой Отечественной войны.

Экскурсии к памятникам природы Волгоградской области.

Проектная и исследовательская деятельность.


Здоровьесберегающий аспект

(формирование навыков ответственного отношения к здоровому образу жизни)

Забота о здоровье учащихся представляется весьма актуальной педагогической задачей. Целью данного аспекта является формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, понимание сущности здорового образа жизни и готовности управлять своим здоровьем. Реализуемые задачи - воспитание личности, умеющей противодействовать употреблению наркотиков, алкоголя и табакокурению; воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни. Среди школьных предметов особое место в валеологическом воспитании занимает биология. Важно не только вооружить ребенка знаниями, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний на практике. Учебно-познавательная деятельность на уроках выстраивается таким образом, чтобы носить творческий и исследовательский характер, иметь высокую практическую направленность. При изучении различных тем химии также актуально рассматривать вопросы здоровьесбережения.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Изучение и практическое применение знаний по следующим темам:

Гигиена тела

Гигиена труда и отдыха

Профилактика инфекционных заболеваний

Питание и здоровье

Наследственность и здоровье

Природная среда как фактор здоровья населения.

Профилактика  различных заболеваний и меры первой помощи.

Курс практических работ: «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц», «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия», « Определение норм рационального питания» и другие.

Гигиена. Иммунитет. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Гигиена дыхания. Заболевания органов пищеварения. Витамины. Нормы питания в обмене веществ, росте и развития организмов. Биологические ритмы. Сон и его значение Наследственные заболевания и их предупреждение. Инфекции, передающиеся поло­вым путем, их профилактика. Гигиена умственного труда. Вредное влияние наркогенных        веществ, алкоголя, никотина.  Психологические особенности личности. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. Мутации, причины и проявление. Репродуктивное здоровье человека. Генетика и здоровье человека.

Неорганические вещества, их роль в организме. Органические вещества, их роль в организме. Химические реакции в природе и жизни человека. Использование химических веществ в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве. Химия и здоровье.

Внеклассные мероприятия: «Формула здоровья», «Зеленая аптека», «Суд над вредными привычками», «Химия прекрасная и безопасная» и другие.

Классные часы: «Скажи вредным привычкам «НЕТ!», «Здоровый образ жизни: мода или неизбежность», «О пользе закаливания», «Наркомания – знак беды» и другие.

Конкурсы рисунков и плакатов «В здоровом теле – здоровый дух!», «Мы за здоровый образ жизни!», «Слагаемые здоровья» и др., акция «СПИД! Об этом должен знать каждый!».

Тематические видеолектории в библиотеке.

Проектная и исследовательская деятельность.



Политехнический аспект - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся. Данный аспект является неотъемлемой частью всех направлений программы духовно-нравственного развития. В ходе реализации программы используются технологии, методы, приемы, которые носят практико-ориентированный характер. Решение задач, связанных с практическими проблемами, выдвигаемыми жизнью, в свою очередь позволяет углубить познавательный интерес учащихся, направленный на осознанный выбор будущей профессиональной деятельности, помогает сориентировать обучающихся на выбор будущей специальности.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Какие отношения с окружающим миром будет строить ребенок в будущем, зависит от того, что вложил педагог в душу ребенка. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. Однако природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей предметов «Биология» и «Химия» в развитии личности ребенка.



Список использованных документов и источников информации.

1. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России./А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков./Стандарты второго поколения.- М.:Просвещение,2009г.

2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010г. №795

3.Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 10.- С.23-27.

4.Губанова, Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России/ Е.В.Губанова, Ю.Б. Пушнова // Воспитание школьников.- 2011.- № 5.- С

5. Фролова С.В., Пепеляева С.В., Правдина О.В. духовно-нравственное воспитание в современной России. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-2. – С. 275-277

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации