Программа духовно-нравственного развития школьников в рамках реализации учебных предметов «Химия» и «Биология»
Программа духовно-нравственного развития школьников
в рамках реализации учебных предметов
«Химия» и «Биология»
Автор: Сдобнова Светлана
Дмитриевна,
учитель химии и биологии
МОУ Лицей №3
г.Волгоград
Пояснительная записка
Важнейшая проблема современного общества - это вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности являются характерными чертами современности. Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из самых актуальных в современном образовании. Важнейшая цель современного отечественного образования определена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ»: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России». Перед семьёй и школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ, по состоянию на 2015 год);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (С внесенными изменениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643);
- на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Программы воспитания МОУ Лицея №3
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников состоит в том, что становление гражданского общества и нашего правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания, которое создают учителя в школе. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс, в котором детям и молодежи передаются духовно-нравственные нормы жизни. Создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.
Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Духовно-нравственное воспитание – это двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Достичь результатов можно через активное вовлечение учащихся в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы содружества.
Средствами предметов биологии и химии учитель имеет возможность непосредственно участвовать в духовно-нравственном развитии школьников. Арсенал таких средств необычайно богат: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами, практические и лабораторные работы. С помощью методического потенциала уроков и внеурочной деятельности учитель целенаправленно создает условия для развития творческих способностей школьника, социальной активности, ответственного отношение к природе и ее богатствам.
Цель Программы: обеспечить системный подход к формированию правильного и разумного отношения к базовой национальной ценности - природе, представления об уникальности жизни, понятия здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни посредством предметов «Биология» и «Химия».
В ходе реализации программы осуществляется решение следующих задач:
1) Воспитывать любовь к природе своего края, Родины, планеты.
2) Формировать понятие жизни как величайшей ценности.
3)Формировать принципы здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни.
4) Повышать уровень экологической культуры.
Духовно-нравственное воспитание на уроках химии и биологии включает в себя аспекты:
• нравственный - предполагает научить не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.
• патриотический - предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, воспитывает гражданина своей Родины;
• здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;
• гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии и химии.
• политехнический - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.
Возрастная группа: обучающиеся 5 -11 классов.
Срок реализации программы: 2 года.
Реализация программы:
Нравственный аспект (Формирование экологических компетенций)
Экологическое образование и воспитание является одним из приоритетных направлений работы с учащимися школьного возраста, который является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. Понятие экологической культуры личности включает в себя экологически грамотное и безопасное поведение в природе и обществе, ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам экологии. Один из оптимальных путей духовно – нравственного воспитания: установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие. Внеурочная деятельность учащихся является важным компонентом, усиливающим эффективность данного процесса. Как в урочной, так и внеурочной деятельности одним из условий успешного формирования экологической культуры является чередование разнообразных форм и методов работы, стимулирующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Урочная деятельность.
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания. С этой целью на уроках используется активная познавательная деятельности учащихся через использование приемов проблемного обучения, технологии критического мышления, поисково-исследовательской деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности; использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. При этом важно, чтобы задаваемые учителем вопросы воспринимались не как контроль учителя за усвоением знаний ученика, а как диалог личности с личностью, чтобы задания хотелось выполнять, не отдавая этому времени часть жизни, а приобретая через них саму жизнь.
Внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность по формированию экологической культуры многогранна и требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, учитывая запросы и интересы учащихся, и местные условия. Разнообразны и формы, используемые в процессе экологического воспитания учащихся: творческие игры, трудовые десанты, рейды, встречи с интересными людьми, выставки, виртуальные путешествия, конкурсы плакатов и рисунков, круглые столы, конференции, викторины, устные журналы на экологическую тему. На мероприятиях экологической направленности поднимаются вопросы об экологических проблемах, причинах их возникновения, опасных последствиях, о неотложных действиях, ибо экологические проблемы существуют в большей или меньшей степени в каждой области, каждом крае. Такие мероприятия способствуют восприятию экологических проблем как личностно-значимых, так как включают каждого учащегося в ситуацию ответственной зависимости за состояние жизни на Земле.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
Влияние деятельности человека на природу. Роль человека в биосфере. Последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах. Экологическая обстановка в г. Волгограде и Волгоградской области. Экологические проблемы. Химия и общество. Химические факторы загрязнения. Рациональное использование природы и ее охрана. Пути решения экологических проблем. Решение задач по химии с экологическим содержанием в различных тематических разделах. | Викторина «Легенды и были о цветах» о первоцветах Волгоградской области. Устный журнал «Природные парки Волгоградской области». Деловые игры «Кто виноват?», «Живой океан в твоих руках». Дискуссии: «На чьей ты стороне?», «Разговор о стихийных бедствиях». Классные часы в рамках международных экологических акций День Земли, День Воды и др. Конкурсы плакатов и рисунков, экологические мероприятия и конкурсы, экологические акции «Посади дерево», «День леса», экологические субботники. Тематические видеолектории в библиотеке. Проектная и исследовательская деятельность экологической направленности. |
Патриотический и гражданский аспекты.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, к труду, к своим обязанностям и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям. Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Изучение исторических фактов, биографий и открытий русских и современных ученых, изучение природных богатств, красоты и неповторимости родного края на уроках химии и биологии представляют огромные возможности для воспитания гражданина и патриота своей Родины. Один из методов духовно-нравственного воспитания - следование положительному примеру. Естественные науки предоставляют многочисленные примеры для подражания: истории о жизни и деятельности великих ученых-естествоиспытателей, медиков не только нашей страны, но и нашего региона.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
История изучения природы нашего края, роль ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия региона. Растения и животные Волгоградской области, занесенные в Красную книгу. Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области естественных наук. Выдающиеся русские ученые-химики и биологи. Знакомство с современными достижениями в различных областях в области химии, биологии, медицины, селекции, биотехнологии. | Игра-путешествие «Памятники природы Волгоградской области». Классный час об истории сохранения генофонда зерновых культур сотрудниками ВИРа во время блокады Ленинграда. Выставка газет «Галерея великих химиков», «Женщины в науке» и др. Посещение краеведческого музея, музеев ВГСПУ, ВолГМУ и др. Тематические видеолектории в библиотеке. Встречи с медиками, педагогами, ветеранами труда, участниками боевых действий, ветеранами Великой Отечественной войны. Экскурсии к памятникам природы Волгоградской области. Проектная и исследовательская деятельность. |
Здоровьесберегающий аспект
(формирование навыков ответственного отношения к здоровому образу жизни)
Забота о здоровье учащихся представляется весьма актуальной педагогической задачей. Целью данного аспекта является формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, понимание сущности здорового образа жизни и готовности управлять своим здоровьем. Реализуемые задачи - воспитание личности, умеющей противодействовать употреблению наркотиков, алкоголя и табакокурению; воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни. Среди школьных предметов особое место в валеологическом воспитании занимает биология. Важно не только вооружить ребенка знаниями, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний на практике. Учебно-познавательная деятельность на уроках выстраивается таким образом, чтобы носить творческий и исследовательский характер, иметь высокую практическую направленность. При изучении различных тем химии также актуально рассматривать вопросы здоровьесбережения.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
Изучение и практическое применение знаний по следующим темам: Гигиена тела Гигиена труда и отдыха Профилактика инфекционных заболеваний Питание и здоровье Наследственность и здоровье Природная среда как фактор здоровья населения. Профилактика различных заболеваний и меры первой помощи. Курс практических работ: «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц», «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия», « Определение норм рационального питания» и другие. Гигиена. Иммунитет. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Гигиена дыхания. Заболевания органов пищеварения. Витамины. Нормы питания в обмене веществ, росте и развития организмов. Биологические ритмы. Сон и его значение Наследственные заболевания и их предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Гигиена умственного труда. Вредное влияние наркогенных веществ, алкоголя, никотина. Психологические особенности личности. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. Мутации, причины и проявление. Репродуктивное здоровье человека. Генетика и здоровье человека. Неорганические вещества, их роль в организме. Органические вещества, их роль в организме. Химические реакции в природе и жизни человека. Использование химических веществ в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве. Химия и здоровье. | Внеклассные мероприятия: «Формула здоровья», «Зеленая аптека», «Суд над вредными привычками», «Химия прекрасная и безопасная» и другие. Классные часы: «Скажи вредным привычкам «НЕТ!», «Здоровый образ жизни: мода или неизбежность», «О пользе закаливания», «Наркомания – знак беды» и другие. Конкурсы рисунков и плакатов «В здоровом теле – здоровый дух!», «Мы за здоровый образ жизни!», «Слагаемые здоровья» и др., акция «СПИД! Об этом должен знать каждый!». Тематические видеолектории в библиотеке. Проектная и исследовательская деятельность. |
Политехнический аспект - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся. Данный аспект является неотъемлемой частью всех направлений программы духовно-нравственного развития. В ходе реализации программы используются технологии, методы, приемы, которые носят практико-ориентированный характер. Решение задач, связанных с практическими проблемами, выдвигаемыми жизнью, в свою очередь позволяет углубить познавательный интерес учащихся, направленный на осознанный выбор будущей профессиональной деятельности, помогает сориентировать обучающихся на выбор будущей специальности.
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Какие отношения с окружающим миром будет строить ребенок в будущем, зависит от того, что вложил педагог в душу ребенка. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. Однако природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей предметов «Биология» и «Химия» в развитии личности ребенка.
Список использованных документов и источников информации.
1. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России./А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков./Стандарты второго поколения.- М.:Просвещение,2009г.
2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010г. №795
3.Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 10.- С.23-27.
4.Губанова, Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России/ Е.В.Губанова, Ю.Б. Пушнова // Воспитание школьников.- 2011.- № 5.- С
5. Фролова С.В., Пепеляева С.В., Правдина О.В. духовно-нравственное воспитание в современной России. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-2. – С. 275-277