Программа по изобразительной деятельности дошкольников «Изошка» (6-7 лет)
Программа по изобразительной деятельности «Изошка»
для детей дошкольного возраста
для детей 6-7 лет
срок реализации 1 год
автор – составитель: Жаданова И.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Поэтому важнейшим средством эстетического воспитания является рисование.
Изобразительная деятельность («Изошка») стоит среди самых интересных видов деятельности дошкольников.
Этот блок позволяет ребенку выразить в рисунках, поделках свое личное впечатление об окружающем мире.
В основу реализации данного блока легли следующие нормативно-правовые документы:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Конвенция о правах ребенка;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 4№ 41;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Изобразительная деятельность (рисование, лепка) приобщает ребенка к миру красоты, способствует формированию гармоничной личности, развивает творческое начало. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуется наблюдательность, развиваются эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно - эстетическому воспитанию дошкольников с учетом возрастных ступеней. Уникальность и значимость курса определяется развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирования ассоциативно – образного пространственного мышления, интуиции. У детей развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционально оценивания. Доминирующие значение имеет направленность курса на развитие эмоционально ценностного отношения ребенка к миру, его духовно - нравственное воспитание.
В программе представлены два вида художественной деятельности детей: рисование и лепка. Занятия по рисованию и лепке чередуются по месяцам. Такое построение программы создает благоприятные условия для развития ребенка, позволяя сосредоточиться на довольно длительное время на определенном виде творчества.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований, к уровню подготовки обучающихся данного
возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач.
Гибкое соединение элементов заданий способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Данный блок имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма занятий - групповая, количество человек в группе – от 10 до 12 человек. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цели и задачи программы
Цель: развитие творчества, эстетического вкуса, чувства образного представления и воображения посредством обучения детей изображению предметов и явлений как образного отражения жизненных впечатлений, используя нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
научить владеть средствами художественной выразительности;
освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных – их роли в жизни человека и общества;
формировать интерес к изобразительному искусству;
углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.
Развивающие:
развивать художественно-творческие способности детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти);
развивать мелкую моторику;
развивать воображение, желание и умение подходить к восприятию искусства и окружающего мира;
формировать художественный кругозор и приобретение опыта в разных видах художественно-творческой деятельности различными художественными материалами.
Воспитательные:
формировать элементарные основы изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.);
воспитывать у дошкольников эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству, в обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
приобретать детьми опыта творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Осень Золотая», «Что у осени в корзинке», «Мой дом, моя комната», «Зима», «Сказки», «Профессии», «Весна», «В мире животных», «Летние каникулы».
Блок «Рисование и лепка» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительной деятельности. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Материал и способ передачи замысла | Количество часов |
«Осень золотая» | |||
1 | В осеннем лесу | Рисование кистью. Акварель. | 1 |
2 | Что у осени в корзинке | Рисование кистью. Гуашь. | 1 |
3 | Перелётные и оседлые птицы | Рисование цветными карандашами. | 1 |
4 | Осенние листья | Отпечатки листьев. Гуашь. | 1 |
«Что у осени в корзинке» | |||
1 | Ягоды | Налеп из пластилина | 1 |
2 | Гриб | Лепка из пластилина | 1 |
3 | Осень | Налеп из пластилина | 1 |
«Мой дом, моя комната» | |||
1 | Любимая чашка | Рисование ватными палочками. Гуашь. | 1 |
2 | В гостях у сластёны | Рисование цветными карандашами. | 1 |
3 | Одеяло для Надюши | Рисование узоров фломастерами. | 1 |
4 | Моя зимняя шапка | Рисование кистью. Гуашь. | 1 |
«Зимушка-зима» | |||
1 | Снежинка | Налеп из пластилина | 1 |
2 | Зайка беленький | Лепка из пластилина | 1 |
3 | Новогодняя гирлянда | Налеп из пластилина | 1 |
4 | Ёлочка зелёная | Лепка из пластилина | 1 |
«Сказки» | |||
1 | Филимоновская лошадь | Рисование фломастерами | 1 |
2 | Котёнок | Тычок жёсткой полусухой кистью. Гуашь | 1 |
3 | Колобок | Тычок жёсткой полусухой кистью. Гуашь | 1 |
«Профессии» | |||
1 | Теремок | Налеп из пластилина | 1 |
2 | Узор на тарелочке | Налеп из пластилина | 1 |
3 | Самолёт | Лепка из пластилина | 1 |
4 | Повар | Рисование пластилином | 1 |
«Весна» | |||
1 | Матрёшка | Объёмная аппликация | 1 |
2 | Веточка Мимозы | Рисование кистью и ватной палочкой. Гуашь | 1 |
3 | Комнатные цветы | Рисование цветными карандашами. | 1 |
4 | Рыбка | Рисование восковыми мелками и акварелью | 1 |
«В мире животных»» | |||
1 | Удав | Лепка из пластилина | 1 |
2 | Звёздное небо | Рисование пластилином | 1 |
3 | Утёнок | Лепка из пластилина | 1 |
«Летние каникулы» | |||
1 | Любимая игрушка | Рисование цветными карандашами. | 1 |
2 | Домашнее животное | Рисование ватными палочками. Гуашь | 1 |
3 | Морской берег | Рисование солью. Акварель | 1 |
4 | О чём мы мечтаем | Коллаж из цветной бумаги, газеты, ткани. Гуашь. | 1 |
5 | Рыбалка | Мозаика из яичной скорлупы. Гуашь или акварель. | 1 |
Итого | | | 34 |
Содержание разделов и тем
«Осень Золотая».
Занятие № 1. «В осеннем лесу» Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Иллюстрированный рассказ о материалах и инструментах, которыми будут пользоваться маленькие художники. Вводный инструктаж. Знакомство с основными приемами работы с кистью.
Техника исполнения: акварель.
Занятие №2. «Что у осени в корзинке».
Учить детей передавать образ различных овощей, с использованием заданных геометрических форм. Познакомить с кисточкой, учить технике раскрашивания округлых форм. Развивать творческое воображение, умение создавать целостный образ с помощью мелких деталей.
Техника исполнения: гуашь.
Занятие №3. «Перелетные и оседлые птицы».
Закреплять умение передавать художественный образ. Развивать умения правильно держать карандаш при рисовании. Расширять знания о перелетных птицах. Развивать мелкую моторику рук.
Техника исполнения: цветные карандаши.
Занятие №4. «Осенние листья».
Закреплять навыки печатания растениями.
Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Закреплять навыки аккуратной работы кистью и красками. Воспитать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Техника исполнения: Печать листьев (листья, гуашь).
«Что у осени в корзинке»
Занятие №1. «Ягоды».
Учить детей скатывать шарики из пластилина, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму для предмета.
Техника работы: налеп из пластилина.
Занятие №2. «Гриб».
Учить детей скатывать из пластилина столбик и соединять его с расплющенным шаром.
Техника работы: лепка из пластилина.
Занятие №3. «Осень».
Продолжать учить скатывать тонкие столбики из пластилина, отщипывать от целого куска пластилина маленькие кусочки, растирая их на картоне, создавая нужную форму предмета.
Техника работы: налеп пластилина.
«Мой дом, моя комната».
Занятие №1. «Любимая чашка».
Познакомиться с техникой рисования ватной палочкой. Закреплять навыки аккуратной работы. Развивать творческую активность, самостоятельность
Техника работы: Рисование ватными палочками. Гуашь.
Занятие №2. «В гостях у сластены».
Расширять знания детей о продуктах питания. Развивать мелкую моторику.
Воспитание художественного вкуса.
Техника работы: Рисование цветными карандашами.
Занятие № 3. «Одеяло для Надюши».
Знакомство с орнаментами разных видов, с их отличием от простых узоров.
Техника исполнения: фломастеры.
Занятие № 4. «Моя зимняя шапка».
Рисование гуашью на силуэте шапочки узоров и орнаментов.
Техника исполнения: гуашь.
«Зимушка-зима».
Занятие № 1. «Снежинка».
Продолжать учить скатывать колбаски и и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа. Развивать мелкую моторику пальцев и воображение.
Техника работы: налеп из пластилина.
Занятие № 2. «Зайка беленький».
Упражняться в умении соединять части поделки, прижимая их друг другу.
Развивать точность и координацию движений.
Техника работы: лепка из пластилина.
Занятие № 3 «Новогодняя гирлянда».
Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски и составлять из
них на плоскости гирлянду. Продолжать учить украшать изделие мелкими
деталями. Развивать творчество.
Техника работы: налеп из пластилина.
Занятие № 4. «Елочка зеленая».
Праздничное занятие с играми, конкурсами и загадками.
Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длинны в определенной последовательности.
Техника работы: лепка из пластилина.
«Сказки».
Занятие № 1. «Филимоновская лошадь».
Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов (зеленых и красных).
Техника работы: Рисование фломастерами.
Занятие № 2. «Котенок».
Рисовать животных способом тычка. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами, развивая мелкую моторику рук. Расширять знание о животных. Воспитывать любовь к животным .
Техника работы: Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь.
Занятие № 3. «Колобок».
Закрепить умения рисовать способом тычка. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами, развивая мелкую моторику рук.
Техника работы: Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь.
«Профессии».
Занятие № 1. «Теремок».
Учить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа. закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Техника работы: Налеп из пластилина.
Занятие № 2. «Узор на тарелочке».
Украсить гжельским узором нарисованную тарелочку. Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски и составлять из них на плоскости узор на плоскости.
Техника работы: Налеп из пластилина.
Занятие № 3. «Самолет».
Продолжать учить раскатывать на картоне движениями вперед-назад и соединять их. Упражняться в использовании стеки. Развивать мелкую моторику рук.
Техника работы: лепка из пластилина.
Занятие № 4. «Повар».
Учить лепить из пластилина согласно собственному замыслу. Продолжать знакомить с профессией повара. Развивать мелкую моторику пальцев и мышление.
Техника работы: Рисование пластилином.
«Весна».
Занятие № 1. «Матрешка».
Знакомство с народным промыслом. Рисование игрушки по шаблону(обводка по контуру) и украшение узорами с помощью цветной бумаги, газеты и кусочков ткани.
Техника работы: Рисование карандашом. Цветная бумага, газета и кусочки ткани.
Занятие № 2. «Веточка мимозы».
Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы ватной палочкой. Воспитывать любовь к близким людям.
Техника работы: Рисование кистью и ватной палочкой. Гуашь.
Занятие № 3. «Комнатные цветы».
Учимся рисовать вместе с педагогом с натуры – от общей формы к деталям.
Техника работы: Рисование цветными карандашами.
Занятие № 4. «Рыбка».
Учить детей рисовать рыбку и закрашивать ее восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками.
Техника работы: Рисование восковыми мелками и акварелью.
«В мире животных».
Занятие №1. «Удав».
Закреплять умение раскатывать из пластилина длинную колбаску, зауженную книзу. Продолжать учить украшать изделие при помощи барельефа.
Техника работы: Лепка из пластилина.
Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилана и размазывать его в разных направлениях по картону. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок.
Техника работы: Рисование пластилином.
Занятие № 3. «Утенок».
Закреплять умение детей в соединение частей. Учить дополнять поделку
композиционными моментами.
Техника работы: Лепка из пластилина.
«Летние каникулы».
Занятие № 1. «Любимая игрушка».
Развивать умение детей задумывать и передавать изображение предмета при помощи цветных карандашей. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развивать воображение.
Техника работы: Рисование цветными карандашами.
Занятие №2. «Домашнее животное».
Продолжать развивать у детей умения с техникой рисования ватной палочкой. Закреплять навыки аккуратной работы. Развивать творческую активность, самостоятельность
Техника работы: Рисование ватными палочками. Гуашь.
Занятие № 3. «Морской берег».
Учить детей «рисовать» солью. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками.
Техника работы: Рисование солью и акварелью.
Занятие № 4. «О чём мы мечтаем».
Учить детей составлять коллаж из цветной бумаги, газеты, ткани. Учить обводить по контуру и тонировать лист бумаги гуашью.
Техника работы: Работа с цветной бумагой, газетой и тканью.
Занятие № 5. «Рыбалка».
Учить детей составлять мозаику из яичной скорлупы. Учить обводить по контуру и раскрашивать красками.
Техника работы: Работа с яичной скорлупой и красками.
Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
знать основные приемы и способы рисования;
знать о форме предметов (круглая, овальная квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей;
проявлять интерес к рисованию разными способами;
знать понятия: орнамент, ритм, контраст;
знать технологии работы с пластилином;
правила санитарии, гигиены и техники безопасности.
Обучающиеся должны уметь:
уметь изображать простые предметы;
уметь создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов.
уметь создавать сюжетную композицию из предметов, добавлять к ним разнообразные объекты (солнце, дождь, снег);
умение располагать сюжет на всем листе бумаги;
уметь смешивать краски основных цветов для получения дополнительных оттенков и умение правильно подбирать цвета для изображения предметов;
уметь правильно держать кисть, карандаш, фломастер;
навык набирать краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо промывает кисть в баночке, удаляет излишки воды с помощью тряпочки или о край банки;
уметь проводить широкие линии всей кистью, а кончиком кисти ставить точки и проводить тонкие линии;
уметь неотрывно закрашивать в пределах контура цветными карандашами, штрихи накладывает в одном направлении;
уметь отламывать от большого куска пластилина небольшие кусочки;
уметь скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в шарик;
уметь скатывать куски пластилина прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
уметь надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху;
уметь размазывать пластилиновые шарики по картону;
уметь прищипывать с легким оттягиванием края пластилиновой поделки;
уметь прищипывать мелкие детали;
уметь сплющивать шарики пластилина между пальцами или ладонями;
уметь наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне;
уметь вытягивать отдельные части из целого куска пластилина;
навык использования стека;
навыки украшения поделки узорами при помощи стека;
навык содержать свое место в порядке.
Концентрическое построение программы предлагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей. Учащиеся включены в различные сферы деятельности: репродуктивную, творческую, познавательную, практическую и т.д.
Главная форма работы – игра, результатом которой является выполненная работа. Каждый год обучения – это этап не только освоение теоретических и практических основ разнообразной деятельности, это этап развития личности ребёнка, его творческих способностей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для детей 6 лет. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности.
Техническое оснащение программы
Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест (мольбертов), водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.
В качестве дидактического материала необходимо иметь:
1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.
2. Тематические образцы изделий.
3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.
4. Детская литература с иллюстрациями художников.
5. Фотографии диких и домашних животных.
6. Литература по искусству.
7. Психолого-педагогическая литература
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы:
Для проведения теоретических и практических работ по темам программы используются разнообразные инструменты и материалы.
Инструменты | Материалы |
ластик; точилка для карандашей; ножницы; кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1- 12 плоские и круглые; палитра; емкости для воды; стека; предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии; пластиковые дощечки разного формата; полиэтиленовые пакеты для хранения теста; сито; бесцветный лак; оргалит; мольберты; рабочие столы; магнитная доска; муляжи и макеты для постановки натюрмортов; | простой карандаш; альбом для рисования; бумага для рисования акварелью; бумага для рисования гуашью; цветные карандаши; простые карандаши; акварель художественная; гуашь художественная; пластилин; цветная бумага; цветной картон; мука; соль; клей – карандаш; |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ
«Сфера», 2005.
Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2011.
Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.
Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.
Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя
детского сада. М.: Просвещение, 1983.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз»,
2008.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов
детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.
10.Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.:
ТЦ Сфера, 2010.
11.Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008.
12.Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.
13.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008.
14.Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.
15.Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО
«Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.
16.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
Литература для детей:
Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках./Издательство
«Стрекоза», 2007.
Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение, 1988.
Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г
Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005
Г.Ветрова «Сказка о сказочнике. Васнецов» Издательство «Белый
город».
Г. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Серов» Издательство «Белый город».
Г. Ветрова «Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов» Издательство «Белый город».