Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности детей 5-7 лет «Акварелька»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Название программы: «Акварелька» Срок реализации программы: Автор программы: Кашлей Анна Андреевна |
г. Рязань 2021
Содержание
Отличительные особенности программы 4
Содержание образовательных областей 7
Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В. Л. Сухомлинский
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвигает требования к результату освоения основных образовательных программ в виде целевых ориентиров, которые представляют собой нормативные характеристики возможных достижений дошкольника. Среди перечня умений дошкольника выделены характеристики из области художественно-эстетического развития.
Рисование — это близкое и доступное детям искусство, которое помогает развитию мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эффективно способствует формированию умения композиционно располагать элементы сюжета на плоскости. Оно является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир изобразительного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Отличительные особенности программы
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую, ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мною было замечено, что возможность применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками положительно сказывается в развитии у них воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Целью программы является развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами традиционного и нетрадиционного рисования. Раскрытие и реализация личностных потенциалов дошкольников путём использования личностно- ориентированных педагогических технологий. Воспитание творчески развитой личности.
Исходя из цели программы были выдвинуты следующие задачи:
Формировать умение передавать образы героев в рисунке с использованием нетрадиционных техник изображения;
Формировать активное отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Развитие способности поддерживать социальные контакты, адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности;
Воспитывать самостоятельность, творческую индивидуальность ребенка;
Создание комфортной атмосферы для развития художественно-творческой активности и профессиональной ориентации учащихся.
Основными формами организации работы с детьми в рамках данной программы являются подгрупповые занятия. Возраст детей – с 5 до 7 лет. Численность группы – 10-12 человек. Один год обучения. Количество занятий в неделю – 2 раза по 25 минут.
Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:
репродуктивных (работа по образцам);
объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации)
частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
сочетание принципов научной обоснованности и практической применяемости;
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые в развитии дошкольников качества;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
принцип решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
Содержание образовательных областей
Познавательное развитие:
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;
Формирование познавательных действий, становление сознания;
Развитие воображения и творческой активности.
Социально – коммуникативное:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
Формирование готовности к совместной деятельности.
Формирование позитивных установок к различным видам творчества.
Речевое развитие:
Владение речью как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Художественно – эстетическое развитие:
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства.
Становление эстетического отношения к окружающему миру
Формирование элементарных представлений о видах искусства
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Перспективное планирование программного содержания
Дата | Вид и название деятельности | Материалы и оборудование | Форма обучения |
28.09.2021 | Знакомство с краской, кистями, бумагой «Путешествие Кисточки» | Кисть №3, №8, гуашь, лист бумаги, непроливайка. | Подгрупповая |
30.09.2021 | Предметное рисование «Осенние дары» | Трафареты овощей, графический карандаш, ластик, восковые мелки, лист бумаги А4. | Подгрупповая |
05.10.2021 | Нетрадиционное рисование «Плюшевый мишка» | Поролоновые губки, гуашь, кисть №3, лист бумаги, непроливайка. | Подгрупповая |
07.10.2021 | Предметное рисование «Осенний пейзаж» | Кисть №3, №8, акварель, лист бумаги А4. | Подгрупповая |
12.10.2021 | Предметное рисование «За окном кленовый лист» | Заготовки листьев А6, цветные карандаши, восковые мелки, нарисованным окном А2, непроливайка. | Коллективная |
14.10.2021 | Предметное рисование «Яблоки поспели» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка. | Подгрупповая |
19.10.2021 | Рисование ладонями «Веселые осьминожки» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка. | Подгрупповая |
21.10.2021 | |||
26.10.2021 | Рисование в технике монотипия «Кленовый лист» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, кленовые листья. | Подгрупповая |
28.10.2021 | Декоративное рисование «Золотая хохлома» | Заготовки посуды из бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка. | Подгрупповая |
02.11.2021 | Предметное рисование «Уж небо осенью дышало…» | Рулон обоев, восковые мелки, акварель, кисти №3, №8, непроливайка. | Коллективная |
04.11.2021 | Предметное рисование «В гости к Фиксикам» | Лист бумаги А4, карандаш графитный, цветные карандаши, ластик. | Подгрупповая |
9.11.2021 | Рисование в технике граттаж «Волшебный замок» | Лист бумаги, восковые мелки, свеча, палочка для процарапывания, клеенка. | Подгрупповая |
11.11.2021 | |||
16.11.2021 | Предметное рисование «Осенний натюрморт» | Композиция, лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка. | Подгрупповая |
18.11.2021 | Рисование в технике кляксография «Чудо-животное» | Композиция, лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка. | Подгрупповая |
23.11.2021 | Нетрадиционное рисование «Сирень для мамы» мятой бумагой | Лист офисной бумаги А4, лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка. | Подгрупповая |
25.11.2021 | Сюжетное рисование «Я люблю играть» | Лист бумаги А4, карандаш графитный, цветные карандаши, ластик. | Подгрупповая |
30.11.2021 | Предметное рисование «Мой портрет» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, графитный карандаш, ластик. | Подгрупповая |
02.12.2021 | Рисование ладонями «Курочка с цыплятами» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка. | Подгрупповая |
07.12.2021 | Нетрадиционное рисование «Первый снег» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, ватные палочки | Подгрупповая |
9.12.2021 | Рисование по замыслу «Мое любимое время года» | Лист бумаги А4, карандаш графитный, цветные карандаши, ластик. | Подгрупповая |
14.12.2021 | Предметное рисование «Зимний лес» | Рулон обоев, восковые мелки, акварель, кисти №3, №8, непроливайка. | Коллективная |
16.12.2021 | Нетрадиционное рисование «Новогодняя елка» вилкой. | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, пластиковая вилка. | Подгрупповая |
21.12.2021 | Предметное рисование «Дед мороз/ Снегурочка» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, графический карандаш, ластик. | Подгрупповая |
23.12.2021 | Новогодняя открытка в технике монотипия «Снежинка» | Заготовка для открытки с прорезью А5, лист бумаги А4, кисти №3, №8, непроливайка, клеенка. | Подгрупповая |
28.12.2021 | Предметное рисование «Мешок с подарками» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, графический карандаш, ластик. | Подгрупповая |
18.01.2022 | Предметное рисование «Рукавички» | Заготовки для рисования в форме рукавиц, карандаш графитный, восковые мелки, цветные карандаши, ластик. | Подгрупповая |
20.01.2022 | Рисование по замыслу «Мои новогодний подарок» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, графический карандаш, ластик. | Подгрупповая |
25.01.2022 | Нетрадиционное рисование в технике фотокопия «Морозные узоры» | Воск/белый восковой мел, акварель, лист бумаги А4, гуашь, кисть №8, непроливайка. | Подгрупповая |
27.01.2022 | Предметное рисование «Белочка на ветке» тычком | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, графический карандаш, ластик. | Подгрупповая |
1.02.2022 | Нетрадиционное рисование в технике разбрызгивания краски (набрызг) «Снеговик» | Трафарет снеговика, графический карандаш, ластик, гуашь, лист бумаги А4. | Подгрупповая |
3.02.2022 | Сюжетное рисование «Пингвины на льдине» | Лист бумаги А4, акварель, кисти №3, №8, непроливайка, графический карандаш, ластик. | Подгрупповая |
8.02.2022 | Предметное рисование «В гости к Смешарикам» | Лист бумаги А4, карандаш графитный, цветные карандаши, ластик. | Подгрупповая |
10.02.2022 | Рисование ладонями «Жираф в Африке» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, графический карандаш, ластик. | Подгрупповая |
15.02.2022 | Нетрадиционное рисование мыльными пузырями по замыслу «Волшебное животное» | Лист бумаги А4, краска с мылом, стаканчики, цветные карандаши, трубочки. | Подгрупповая |
17.02.2022 | Рисование штампами «Укрась вазу» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, трафарет вазы, пробки. | Подгрупповая |
22.02.2022 | Открытка | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, трафарет самолета, пробки. | Подгрупповая |
24.02.2022 | Нетрадиционное рисование «Рыжий кот» | Поролоновые губки, гуашь, кисть №3, лист бумаги, непроливайка. | Подгрупповая |
1.03.2022 | Рисование ладонями «Павлин» | Лист бумаги А2, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка. | Коллективная |
3.03.2022 | Предметное рисование «Портрет моей мамы» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, графический карандаш, ластик. | Подгрупповая |
10.03.2022 | Предметное рисование в технике штриховка «Заяц» | Лист бумаги с шаблоном для штриховки А4, черная глеевая ручка. | Подгрупповая |
15.03.2022 | Сюжетное рисование «Грачи прилетели» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, графический карандаш, ластик. | Подгрупповая |
17.03.2022 | Нетрадиционное рисование в технике кляксография «Весенний дождик» | Лист бумаги А4, акварель, кисти №3, №8, непроливайка. | Подгрупповая |
22.03.2022 | Нетрадиционное рисование в технике фотокопия «Морской пейзаж» | Воск/белый восковой мел, акварель, лист бумаги А4, гуашь, кисть №8, непроливайка. | Подгрупповая |
24.03.2022 | Предметное рисование «Весенний натюрморт» | Композиция, лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка. | Подгрупповая |
29.03.2022 | Нетрадиционное рисование мыльными пузырями по замыслу «Чудо-цветок» | Лист бумаги А4, краска с мылом, стаканчики, цветные карандаши, трубочки. | Подгрупповая |
31.03.2022 | Декоративное рисование «Гжельская роспись» | Заготовки посуды из бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка. | Подгрупповая |
05.04.2022 | Рисование по замыслу «Когда я вырасту, то стану…» | Лист бумаги А4, карандаш графитный, цветные карандаши, ластик. | Подгрупповая |
07.04.2022 | Нетрадиционное рисование в технике граттаж «Космос» | Лист бумаги, восковые мелки, свеча, палочка для процарапывания, клеенка. | Подгрупповая |
12.04.2022 | |||
14.04.2022 | Нетрадиционное рисование в технике разбрызгивания краски (набрызг) «Неизведанная планета» | Трафарет круга, графический карандаш, ластик, гуашь, лист бумаги А4. | Подгрупповая |
19.04.2022 | Предметное рисование «Динозавр» | Лист бумаги А4, карандаш графитный, цветные карандаши, ластик. | Подгрупповая |
21.04.2022 | Нетрадиционное рисование «Ёжик» вилкой. | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, пластиковая вилка. | Подгрупповая |
26.04.2022 | Рисование штампами «Укрась тарелку» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, трафарет тарелки, пробки. | Подгрупповая |
28.04.2022 | Нетрадиционное рисование ватными палочками «Одуванчик» | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, графический карандаш, ластик, ватные палочки | Подгрупповая |
5.05.2022 | Нетрадиционное рисование в технике фотокопия «Салют победы» | Восковые мелки, акварель, лист бумаги А4, гуашь, кисть №8, непроливайка. | Подгрупповая |
10.05.2022 | Предметное рисование «Весенний луг» | Рулон обоев, восковые мелки, карандаши. | Коллективная |
12.05.2022 | Рисование по замыслу «Дорисуй рисунок соседа» | Лист бумаги А4, карандаш графитный, цветные карандаши, восковые мелки, ластик. | Подгрупповая |
17.05.2022 | Нетрадиционное рисование в технике фотокопия «Мухомор» | Воск/белый восковой мел, акварель, лист бумаги А4, гуашь, кисть №8, непроливайка. | Подгрупповая |
19.05.2022 | Предметное рисование «Панда» тычком | Лист бумаги А4, гуашь, кисти №3, №8, непроливайка, графический карандаш, ластик. | Подгрупповая |
24.05.2022 | Нетрадиционное рисование в технике разбрызгивания краски (набрызг) «Одуванчик» | Трафарет круга, графический карандаш, ластик, гуашь, лист бумаги А4. | Подгрупповая |
26.05.2022 | Сюжетное рисование «Игривые фламинго» | Лист бумаги А4, акварель, кисти №3, №8, непроливайка, графический карандаш, ластик. | Подгрупповая |
31.05.2022 | Рисование по замыслу «Летняя пора» | Лист бумаги А4, карандаш графитный, цветные карандаши, восковые мелки, ластик. | Подгрупповая |
Ребёнок может различать и называть способы нетрадиционного рисования;
Самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
Самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы;
Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Материально-техническое оснащение кабинета
№п/п | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество (шт.) |
1. Мебель | ||
Стол детский | 10 | |
Стул детский | 20 | |
Стол преподавателя со стеллажом для книг, документов | 1 | |
Стул взрослый | 1 | |
Стеллаж | 3 | |
Доска | 1 | |
Раковина для мытья рук с подведенной горячей и холодной водой | 1 | |
2. Технические средства обучения | ||
Ноутбук преподавателя с программным обеспечением | 1 | |
Телевизор/ интерактивная панель/ проектор | 1 | |
Музыкальный центр/ музыкальная колонка | 1 | |
3. Учебные, наглядные пособия | ||
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. | | |
Натурный фонд изобразительного искусства (муляжи, модель фигуры человека, | | |
Подборка иллюстративного материала | | |
4. Книгопечатная продукция | ||
Иллюстративные материалы | | |
Репродукции картин | | |
5. Материалы для творчества | ||
Папки для рисования А3, 20л., 160г/м2 | 3 | |
Кисти для рисования Пони/Белка №3, №8 | 10 | |
Кисти для рисования Щетина №3, №8 | 10 | |
Карандаш графический | 10 | |
Ластик | 5 | |
Гуашь 10-12 цветов, 20мл. | 5 | |
Акварель медовая, 10-12 цветов | 5 | |
Карандаши цветные, 12 цветов | 5 | |
Мелки восковые, 12 цветов | 5 | |
Черные гелиевые ручки | 10 | |
Фломастеры цветные, 12 цветов | 5 | |
Хлопковая тряпочка | 5 | |
Палитра | 5 | |
Банка «Непроливайка» | 5 | |
Клеенка для стола | 15 |
Материалы для занятий воспитанников
№п/п | Наименования объектов | Количество (шт.) |
Папка с ручками А4 | 1 | |
Папка для рисования А3, 20л., 160г/м2 | 1 | |
Кисти для рисования Пони/Белка №3, №8 | 2 | |
Кисти для рисования Щетина №3, №8 | 2 | |
Карандаш графический | 2 | |
Точилка для карандашей | 1 | |
Ластик | 1 | |
Пенал-тубус | 1 | |
Гуашь Гамма «Мультики», 10-12 цветов, 20мл. | 1 | |
Акварель Гамма «Мультики», медовая, 10-12 цветов | 1 | |
Карандаши цветные, 12 цветов | 1 | |
Мелки восковые, 12 цветов | 1 | |
Черные гелиевые ручки | 2 | |
Фломастеры цветные, 12 цветов | 1 | |
Палитра | 1 | |
Банка «Непроливайка» | 1 | |
Хлопковая тряпочка | 1 | |
Фартук | 1 | |
Нарукавники | 1 |
Григорьева Г.Г. «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» - М. «Просвещение» 1995.
Калинина Т.В. «Большой лес» Первые успехи в рисовании.
С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
Калинина Т.В. «Птицы, звери, комары и мухи» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009
Калинина Т.В. «Цветы и травы» Первые успехи в рисовании.
С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (программа и методические рекомендации) - М. «Мозаика - Синтез» 2006.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М, 2003.
Щербакова И.В. «Обучение детей нетрадиционным способам изображения объектов живой и неживой природы» // Дошкольная
педагогика. – 2007. - №5, №7, №8.