12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шулина Оксана Владимировна9107
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского
Россия

«Согласовано»

Руководитель МО

______________ Свиридова А.А.

Протокол № 1 от 22.08.2021

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ Крыловецкая Л.В.

22.08.2021

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 3им.А.Невского

___________ Евгущенко А.М.

Приказ № 184 от 23.08.2021







Рабочая программа по литературе для 8-А, 8-Б классов

на 2021-2022 учебный год


учителя русского языка и литературы

Шулиной О.В.

государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского»








2021




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе предназначена для 8-х классов ГБОУ СОШ № 3 и составлена на основания Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273-ФЗ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ №3.


Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений

«Литература» под редакцией Г. Меркина, 5-е издание, М. «Русское слово» 2010. Планирование составлено на основе Программы для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С. Меркин. Москва. «Русское слово», 2010. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор Г.С. Меркин Литература 8 класс. М. «Русское слово» 2014.


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; общую характеристику предмета; место предмета в учебном плане; содержание учебного предмета; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения; результаты освоения учебного предмета.


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 8 классе отводится 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.



Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.


Воспитательные задачи:

формировать эстетические идеалы, развивать эстетический вкус для верного и глубокого постижения прочитанного, содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;

воспитывать доброту, сердечность сострадание как важнейшие качества развитой личности.

Образовательные задачи:

формировать умения творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; осваивать предлагаемые произведения как искусство слова;

формировать речевые умения умение составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умение прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Основным принципом обучения является разноуровневый подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.


Основной формой организации образовательного процесса при обучении литературе в 8 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-проект.

Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

личностно-ориентированное обучение;

ИКТ;

метод проектов;

исследовательские работы обучающихся;

технологии творческих мастерских;

игровые технологи



  1. Планируемые личностные результаты


В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений ;

основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса;

изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);


уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;

участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:

создания связного текста;

определения своего круга чтения;

поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.

уметь:

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы

литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе основного общего образования являются:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, классификация;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач с различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими

нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.


  1. Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  1. Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст иллюстрация, таблица, схема);

пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.


  1. Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:


  1. в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


  1. в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


  1. в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


  1. в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание учебного предмета

(2 часа в неделю - 68 часов в год)



Тема, раздел

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Из устного народного творчества

3

3.

Из древнерусской литературы

4

4.

Из литературы ХVIII века

3

5.

Из литературы ХIХ века

30

6.

Из литературы ХХ века

21

7.

Из зарубежной литературы

6


ВСЕГО

68



Тема, раздел


Основное содержание программы

Знать

Уметь

Кол- во часов

1.

Введение (1ч.)

Своеобразие курса литературы в 8 классе.

Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды

литературы.


1

2.

Из устного народного творчества (3ч.)

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка»,

«Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в

исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-

плач.

различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

3

3.

Из древнерусск ой литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

3

4.

Из литературы ХVIII века (3 ч.)

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

традиции классицизма в лирическом тексте.

выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись

ключевых слов и словосочетаний.

3

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

«Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы

сентиментализм

как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментально

й повести



5.

Из литературы ХIХ века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».

К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...» А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).

Н.М. Языков. «Пловец».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе,

баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы

романтизма,

составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

30




художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

романтизм.



А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип

исторической прозы.

послание, песня, художественно- выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.

выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.


М.Ю. Лермонтов

«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Песня про царя Ивана Ва- сильевича…» Проблематика и основные мотивы

«Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность

сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления,

лирического

различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана,

устное сочинение.





и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя.

Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Романтические традиции.



Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

драма как род

литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире,

«говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический

рассказ.

различные виды

чтения и комментирования

, цитатный план, сочинение сопоставительног о характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.


И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева.

«Стихотворения в прозе». Тематика, художественное

лирическая повесть, тропы и

фигуры в

различные виды пересказа,

тезисный план,





своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность,

верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

художественной стилистике повести.

дискуссия, письменная характеристика

персонажа, отзыв о прочитанном.


Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных

форм.

выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.


Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века.А.А. Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев,

И.З.Суриков и др.




А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык

персонажей.

драма

чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к

сочинению.





Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола «После бала».

Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба

рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

автобиографичес кая проза, композиция и фабула рассказа

различные виды пересказа, тезисный план, сочинение- рассуждение.


6.

Из литературы ХХ века

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе»,

«Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с

элементами рассуждения.

21

В.В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом

стихотворении.

выразительное чтение, чтение наизусть.


7.

О серьезном

с улыбкой (сатира начала ХХ века)

Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко.

«Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона

к юмористическому рассказу.

литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение

представлений о

различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики

персонажа.






понятиях).



А. Грин

Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса».

Язык и стиль произведения.

романтическое движение в повести.

сочинение- рассуждение, диспут, дискуссия.


В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева:

«Фотография, на которой меня нет». Проблема

нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.


различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.


А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: А.Т.Твардовского: «За далью- даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных

мотивов. Образ автора.

дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

различные виды чтения, цитатный план.


В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести.

Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания,

развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка





справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества


тезисов к уроку- диспуту.


8.

Из зарубежной литературы (8ч.)

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы,

«Ромео и Джульетта» на русской сцене.

сонет, трагедия (основные признаки жанра).

история театра

8

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота.

Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.

роман, романный герой.

дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.


Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик». Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном

мультипликационном искусстве.




Дж. Г. Байрон

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи







«наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной

характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.





4. Тематическое планирование


п/п


Наименование раздела

Количество часов

Сроки изучения

Формы и сроки

контроля

Практическая часть

Сопровождающие внеурочные формы учебной деятельности

1.

Введение. Художественная

литература и история

1

03.09




2.

Из устного народного

творчества

2

07.09 – 11.09




3.

Древнерусская литература

3

14.09 – 21.09




4.

Литература 18 века

3

25.09 – 02.10




5.

Литература 19 века

32


05.10 -08.02

Р.Р. 13.11

Р.Р. – 14.12

К.Р. 08.02



6.

Литература 20 века

22

12.02 – 13.05

Р.Р. 18.03

К.Р. 13.05



7.

Зарубежная литература

4

16.05 25.05




8.

Итоговый урок

1






Итого

68 часов









Формы и виды контроля


Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, моделирование, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ.

Выходной контроль:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

Промежуточный:

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный);

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно- тематического содержания произведения;

- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.


Комплексный анализ текста.

Сочинение, сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование, мини-сочинение.

Изложение, сжатое изложение, подробное изложение, с элементами сочинения.

Тест.

Устное высказывание на лингвистическую тему.

Защита проектов.


Формы и средства контроля


В 2019-2020 учебном году плановых контрольных работ: 4 Классное сочинение – 2

Домашнее сочинение – 2




    1. Календарно-тематическое планирование уроков литературы (2 часа в неделю - 68 часов в год)



п/п

Наименование раздела и тем

Кол- во

часов

Учебная неделя

План

Факт

1.

Введение

Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны..

1

03.09.21


2.

Из устного народного творчества (3Ч)

Исторические песни: « Иван Грозный молится по сыне». Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

1

07.09.21


3.

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка».

Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи.

1

10.09.21


4.

Исторические песни: «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты

освобождают Орешек». Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче.

1

14.09.21


5.

Из древнерусской литературы «Слово о гибели русской земли»

1

17.09.21


6.

«Житие Александра Невского»

1

21.09.21


7.

«Житие Сергия Радонежского». Благочестие, доброта, открытость, святость,

служение Богу - основные проблемы житийной литературы.


24.09.21


8.

Внеклассное чтение. Тестирование.

1

28.09.21

Тест

9.

Из литературы 18 века (3)

1

01.10.21



Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Стихотворение

«Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии.


05.10.21


10.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

1

08.10.21


11.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый

тип героя. Образ Лизы

1

12.10.21


12.

Из литературы 19 века (32 ч)

Поэты пушкинского круга:

Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое»

1

15.10.21


13.

Рылеев К.Ф. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». Основные темы, мотивы

1

19.10.21


14.

А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

« 19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

1

22.10.21


15.

А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии Пушкина

1

26.10.21


16.

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести

1

29.10.21


17.

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Отношение писателя к событиям

и героям повести

1

09.11.21


18.

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Новый тип исторической прозы

1

12.11.21


19.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

1

16.11.21

Тест

20.

Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина «Капитанская

дочка»

1

19.11.21

Сочинение

21.

М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и в творчестве.

1

23.11.21


22.

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-

пейзаж.

1

26.11.21


23.

Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь

1

30.11.21


24.

Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор». Творческая и сценическая история комедии.

1

03.12.21


25.

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении

Гоголя.

1

07.12.21


26.

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Основной конфликт и способы его разрешения

1

10.12.21


27.

Р.Р.Классное сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

14.12.21

Сочинение


28.

И.С.Тургенев. Повесть «Ася»: возвышенное и трагическое в изображении

жизни и судьбы героев

1

17.12.21


29.

И.С.Тургенев. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность

основное в образе героини

1

21.12.21


30.

Н.А.Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворениях

Некрасова.

1

24.12.21


31.

А.А.Фет. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром

природы, духовность основные мотивы лирики Фета.

1

28.12.21


32.

А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с

мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

1

11.01.22


33.

А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы

фольклора в сказке. Язык персонажей.

1

14.01.22


34.

Л.Н.Толстой. «Отрочество». Судьба рассказчика для понимания

художественной идеи произведения.

1

18.01.22


35.

Л.Н.Толстой. «После бала». Становление личности в борьбе против

жестокости и произвола. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест.

1

21.01.22


36.

Л.Н.Толстой. «После бала». Приёмы создания образов. Истинная и ложная

красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа.

1

25.01.22


37.

Р.Р. классное сочинение по произведениям Л.Н.Толстого.

1

28.01.22

Сочинение

38.

Контрольная работа по теме «Литература 19 века»

1

01.02.22

Тест

39.

Из литературы 20 века (22 ч)

М.Горький. Свобода и сила духа в изображении Горького. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности

1

04.02.22


40.

М.Горький. «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния

разумного и стихийного начал.

1

08.02.22


41.

В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте

1

11.02.22



42.

поэт и толпа в стихотворениях поэта В.В.Маяковского. «Хорошее отношение

к лошадям»

1

15.02.22


43.

Н.А.Тэффи. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

1

18.02.22


44.

Д.Б. Кедрин. Стихотворение «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть.

Основные мотивы.

1

22.02.22


45.

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное

своеобразие рассказа.

1

25.02.22


46.

Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике

поэта

1

01.03.22


47.

Н.А.Заболоцкий. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в

лирике поэта


04.03.22


48.

Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)

1

11.03.22

сочинение

49.

М.В. Исаковский «Катюша», «враги сожгли родную хату», «Три ровесницы».

1

15.03.22


50.

Твардовский А.Т. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

1

18.03.22


51.

Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы.

Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав

1

22.03.22


52.

Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя


25.03.22


53.

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема

нравственной памяти.

1

05.04.22


54.

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отношение

автора к событиям и персонажам, образ рассказчика

1

08.04.22


55.

Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести.

1

12.04.22


56.

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и

основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

1

15.04.22


57.

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Мотивы милосердия, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости,

насилия в условиях силового соперничества.

1

19.04.22



58.

Контрольная работа по теме «Литература 20 века»

1

22.04.22

Тест

59.

Из зарубежной литературы (4 ч)

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.

1

26.04.22


60.

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы.

«Ромео Джульетта» на русской сцене.

1

29.04.22


61.

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Проблема отцов и детей.

1

03.05.22


62.

Сервантес М. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная

идея романа. Образ Дон Кихота.

1

06.05.22


63.

Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя.

1

10.05.22


64.

Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

1

13.05.22


65.

Р.Р. Сочинение по произведениям зарубежной литературы

1

17.05.22

Сочинение

66.

Итоговая контрольная работа

1

20.05.22

Тест

67.

Резерв

1

25.05.22


68.

Резерв

1






Литература и средства обучения


Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Меркин Г.С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.


Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 5-е издание, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.


Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 8 класс». – М., 2009.


Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2008.

Опубликовано в группе «Календарно- тематическое планирование »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.