Рабочая программа по литературе в 8 классе по УМК Г.С. Меркина
«Согласовано» Руководитель МО ______________ Свиридова А.А. Протокол № 1 от 22.08.2021 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________ Крыловецкая Л.В. 22.08.2021 | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 3им.А.Невского ___________ Евгущенко А.М. Приказ № 184 от 23.08.2021 |
Рабочая программа по литературе для 8-А, 8-Б классов
на 2021-2022 учебный год
учителя русского языка и литературы
Шулиной О.В.
государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского»
2021
- Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе предназначена для 8-х классов ГБОУ СОШ № 3 и составлена на основания Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273-ФЗ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ №3.
Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений
«Литература» под редакцией Г. Меркина, 5-е издание, М. «Русское слово» 2010. Планирование составлено на основе Программы для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С. Меркин. Москва. «Русское слово», 2010. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор Г.С. Меркин Литература 8 класс. М. «Русское слово» 2014.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; общую характеристику предмета; место предмета в учебном плане; содержание учебного предмета; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения; результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 8 классе отводится 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели и задачи изучения литературы
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
формировать эстетические идеалы, развивать эстетический вкус для верного и глубокого постижения прочитанного, содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;
воспитывать доброту, сердечность сострадание как важнейшие качества развитой личности.
Образовательные задачи:формировать умения творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; осваивать предлагаемые произведения как искусство слова;
формировать речевые умения – умение составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умение прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Основным принципом обучения является разноуровневый подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.
Основной формой организации образовательного процесса при обучении литературе в 8 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-проект.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:
личностно-ориентированное обучение;
ИКТ;
метод проектов;
исследовательские работы обучающихся;
технологии творческих мастерских;
игровые технологи
- Планируемые личностные результаты
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений ;
основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса;
изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;
участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:создания связного текста;
определения своего круга чтения;
поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.
уметь:работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы
литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе основного общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач с различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими
нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.
- Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
- Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
- в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
(2 часа в неделю - 68 часов в год)
№ | Тема, раздел | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Из устного народного творчества | 3 |
3. | Из древнерусской литературы | 4 |
4. | Из литературы ХVIII века | 3 |
5. | Из литературы ХIХ века | 30 |
6. | Из литературы ХХ века | 21 |
7. | Из зарубежной литературы | 6 |
| ВСЕГО | 68 |
№ | Тема, раздел | Основное содержание программы | Знать | Уметь | Кол- во часов |
1. | Введение (1ч.) | Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. | литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. | | 1 |
2. | Из устного народного творчества (3ч.) | Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. | песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня- плач. | различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен. | 3 |
3. | Из древнерусск ой литературы (3ч.) | «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. | житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод. | различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. | 3 |
4. | Из литературы ХVIII века (3 ч.) | Г.Р. Державин Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. | традиции классицизма в лирическом тексте. | выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний. | 3 |
Н.М. Карамзин Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы | сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментально й повести | | | ||
5. | Из литературы ХIХ века | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое». К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...» А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»). Н.М. Языков. «Пловец». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, | баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, | составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. | 30 |
| | художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). | романтизм. | | |
А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. | послание, песня, художественно- выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть. | выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение. | | ||
М.Ю. Лермонтов «Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Песня про царя Ивана Ва- сильевича…» Проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность | сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического | различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение. | |
| | и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». | монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции. | | |
Н.В. Гоголь Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. | драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ. | различные виды чтения и комментирования , цитатный план, сочинение сопоставительног о характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения. | | ||
И.С. Тургенев Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное | лирическая повесть, тропы и фигуры в | различные виды пересказа, тезисный план, | |
| | своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. | художественной стилистике повести. | дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. | |
Н.А. Некрасов Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини. | фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм. | выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. | | ||
Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века.А.А. Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др. | | | | ||
А.Н. Островский Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. | драма | чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. | |
| | Л.Н. Толстой Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | автобиографичес кая проза, композиция и фабула рассказа | различные виды пересказа, тезисный план, сочинение- рассуждение. | |
6. | Из литературы ХХ века | М. Горький Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. | традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ. | различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения. | 21 |
В.В. Маяковский Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. | неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. | выразительное чтение, чтение наизусть. | | ||
7. | О серьезном — с улыбкой (сатира начала ХХ века) | Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. | литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о | различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа. | |
| | | понятиях). | | |
А. Грин Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения. | романтическое движение в повести. | сочинение- рассуждение, диспут, дискуссия. | | ||
В.П. Астафьев Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. | | различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа. | | ||
А.Т. Твардовский Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: А.Т.Твардовского: «За далью- даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. | дорога и путешествие в эпосе Твардовского. | различные виды чтения, цитатный план. | | ||
В.Г. Распутин Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, | развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. | составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка | |
| | справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества | | тезисов к уроку- диспуту. | |
8. | Из зарубежной литературы (8ч.) | У. Шекспир Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. | сонет, трагедия (основные признаки жанра). | история театра | 8 |
М. Сервантес Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство. | роман, романный герой. | дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся. | | ||
Э.Т.А. Гофман Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик». Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве. | | | | ||
Дж. Г. Байрон Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи | | | |
| | «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России. | | | |
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Сроки изучения | Формы и сроки контроля | Практическая часть | Сопровождающие внеурочные формы учебной деятельности |
1. | Введение. Художественная литература и история | 1 | 03.09 | | | |
2. | Из устного народного творчества | 2 | 07.09 – 11.09 | | | |
3. | Древнерусская литература | 3 | 14.09 – 21.09 | | | |
4. | Литература 18 века | 3 | 25.09 – 02.10 | | | |
5. | Литература 19 века | 32 | 05.10 -08.02 | Р.Р. – 13.11 Р.Р. – 14.12 К.Р. – 08.02 | | |
6. | Литература 20 века | 22 | 12.02 – 13.05 | Р.Р. – 18.03 К.Р. – 13.05 | | |
7. | Зарубежная литература | 4 | 16.05 – 25.05 | | | |
8. | Итоговый урок | 1 | | | | |
| Итого | 68 часов | | | | |
Формы и виды контроля
Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, моделирование, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ.
Выходной контроль:- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
Промежуточный:- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный);
- выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно- тематического содержания произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Комплексный анализ текста.
Сочинение, сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование, мини-сочинение.
Изложение, сжатое изложение, подробное изложение, с элементами сочинения.
Тест.
Устное высказывание на лингвистическую тему.
Защита проектов.
В 2019-2020 учебном году плановых контрольных работ: 4 Классное сочинение – 2
Домашнее сочинение – 2
- Календарно-тематическое планирование уроков литературы (2 часа в неделю - 68 часов в год)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол- во часов | Учебная неделя План | Факт |
1. | Введение Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.. | 1 | 03.09.21 | |
2. | Из устного народного творчества (3Ч) Исторические песни: « Иван Грозный молится по сыне». Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. | 1 | 07.09.21 | |
3. | Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи. | 1 | 10.09.21 | |
4. | Исторические песни: «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Орешек». Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче. | 1 | 14.09.21 | |
5. | Из древнерусской литературы «Слово о гибели русской земли» | 1 | 17.09.21 | |
6. | «Житие Александра Невского» | 1 | 21.09.21 | |
7. | «Житие Сергия Радонежского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. | | 24.09.21 | |
8. | Внеклассное чтение. Тестирование. | 1 | 28.09.21 | Тест |
9. | Из литературы 18 века (3) | 1 | 01.10.21 | |
| Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии. | | 05.10.21 | |
10. | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. | 1 | 08.10.21 | |
11. | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы | 1 | 12.10.21 | |
12. | Из литературы 19 века (32 ч) Поэты пушкинского круга: Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое» | 1 | 15.10.21 | |
13. | Рылеев К.Ф. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». Основные темы, мотивы | 1 | 19.10.21 | |
14. | А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». | 1 | 22.10.21 | |
15. | А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии Пушкина | 1 | 26.10.21 | |
16. | А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести | 1 | 29.10.21 | |
17. | А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Отношение писателя к событиям и героям повести | 1 | 09.11.21 | |
18. | А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Новый тип исторической прозы | 1 | 12.11.21 | |
19. | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 16.11.21 | Тест |
20. | Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | 19.11.21 | Сочинение |
21. | М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и в творчестве. | 1 | 23.11.21 | |
22. | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ- пейзаж. | 1 | 26.11.21 | |
23. | Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь | 1 | 30.11.21 | |
24. | Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор». Творческая и сценическая история комедии. | 1 | 03.12.21 | |
25. | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя. | 1 | 07.12.21 | |
26. | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Основной конфликт и способы его разрешения | 1 | 10.12.21 | |
27. | Р.Р.Классное сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | 14.12.21 | Сочинение |
28. | И.С.Тургенев. Повесть «Ася»: возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев | 1 | 17.12.21 | |
29. | И.С.Тургенев. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини | 1 | 21.12.21 | |
30. | Н.А.Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворениях Некрасова. | 1 | 24.12.21 | |
31. | А.А.Фет. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. | 1 | 28.12.21 | |
32. | А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки | 1 | 11.01.22 | |
33. | А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. | 1 | 14.01.22 | |
34. | Л.Н.Толстой. «Отрочество». Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | 1 | 18.01.22 | |
35. | Л.Н.Толстой. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест. | 1 | 21.01.22 | |
36. | Л.Н.Толстой. «После бала». Приёмы создания образов. Истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. | 1 | 25.01.22 | |
37. | Р.Р. классное сочинение по произведениям Л.Н.Толстого. | 1 | 28.01.22 | Сочинение |
38. | Контрольная работа по теме «Литература 19 века» | 1 | 01.02.22 | Тест |
39. | Из литературы 20 века (22 ч) М.Горький. Свобода и сила духа в изображении Горького. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности | 1 | 04.02.22 | |
40. | М.Горький. «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния разумного и стихийного начал. | 1 | 08.02.22 | |
41. | В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте | 1 | 11.02.22 | |
42. | поэт и толпа в стихотворениях поэта В.В.Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | 15.02.22 | |
43. | Н.А.Тэффи. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей. | 1 | 18.02.22 | |
44. | Д.Б. Кедрин. Стихотворение «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть. Основные мотивы. | 1 | 22.02.22 | |
45. | М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. | 1 | 25.02.22 | |
46. | Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта | 1 | 01.03.22 | |
47. | Н.А.Заболоцкий. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта | | 04.03.22 | |
48. | Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению) | 1 | 11.03.22 | сочинение |
49. | М.В. Исаковский «Катюша», «враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». | 1 | 15.03.22 | |
50. | Твардовский А.Т. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль». | 1 | 18.03.22 | |
51. | Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав | 1 | 22.03.22 | |
52. | Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя | | 25.03.22 | |
53. | Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. | 1 | 05.04.22 | |
54. | Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика | 1 | 08.04.22 | |
55. | Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. | 1 | 12.04.22 | |
56. | Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. | 1 | 15.04.22 | |
57. | Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Мотивы милосердия, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. | 1 | 19.04.22 | |
58. | Контрольная работа по теме «Литература 20 века» | 1 | 22.04.22 | Тест |
59. | Из зарубежной литературы (4 ч) Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. | 1 | 26.04.22 | |
60. | Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы. «Ромео Джульетта» на русской сцене. | 1 | 29.04.22 | |
61. | Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Проблема отцов и детей. | 1 | 03.05.22 | |
62. | Сервантес М. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. | 1 | 06.05.22 | |
63. | Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. | 1 | 10.05.22 | |
64. | Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | 1 | 13.05.22 | |
65. | Р.Р. Сочинение по произведениям зарубежной литературы | 1 | 17.05.22 | Сочинение |
66. | Итоговая контрольная работа | 1 | 20.05.22 | Тест |
67. | Резерв | 1 | | |
68. | Резерв | 1 | | |
Литература и средства обучения
Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Меркин Г.С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 5-е издание, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 8 класс». – М., 2009.
Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2008.