Рабочая программа «Основы мировых религиозных культур» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 24 March 2023

Пояснительная записка

Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур. Учебник для 4-5 класса. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2- е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Учебный предмет ОМРК является единым комплексным учебно-воспитательным курсом, который соответствует педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный предмет ОМРК является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах мировых религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Предмет, раскрывающий основы мировых религиозных культур, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОМРК дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом,

ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

В учебном плане на изучения предмета «Основы мировых религиозных культур» отводится 34 часа (34 учебные недели).

На протяжении всего периода изучения предмета занятия проводятся одним педагогом в 4 классе.

Цели учебного курса

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса

1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное

4. Восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

5. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.

Структура курса

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)

Россия - наша Родина.

Основы мировых религиозных культур. (28ч.)

Культура и религия. Культура и религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Человек в религиозныз традициях мира. Священные сооружения. Священные сооружения. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. История религий в России.

История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Поломничества и святыни. Праздники в религиях мира. Праздники в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (5ч.)

Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов. Подготовка творческих проектов. Презентации творческих проектов на выбранные темы.

Презентации творческих проектов на выбранные темы.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (28 часов) .

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями таорческих проектов учащихся.

Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Содержание учебного предмета

п/п

Раздел

Кол-во

часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1ч.

2

Основы мировых религиозных культур.

28ч.

3

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

5ч.

Контроль реализации программы

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются обобщающие уроки по теме и разделу, сообщения, презентации.

Особенности организации контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы-диалога, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т. п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд-фильма, выполненного в программе Power Point. Материалы, подготовленные для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки.

Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.

Творческие работы учащихся

Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю иудаизм», «Как я понимаю буддизм», «Памятники религиозной культуры в родном городе», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «Моя малая Родина», «Мой друг», «Подари людям счастье», «Как я понимаю счастье», «Наши семейные праздники» и другие.

Календарно – тематическое планирование по ОРКС, модуль «Основы мировых религиозных культур»

урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки по плану

Дата фактическая

Примечание

1

Россия - наша Родина.

1




2

Культура и религия.

1




3

Культура и религия.

1




4

Возникновение религий.

1




5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

1




6

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака.

1




7

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

1




8

Хранители предания в религиях мира.

1




9

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

1




10

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

1




11

Человек в религиозных традициях мира.

1




12

Священные сооружения.

1




13

Священные сооружения.

1




14

Священные сооружения.

1




15

Искусство в религиозной культуре.

1




16

Искусство в религиозной культуре.

1




17

История религий в России.

1




18

История религий в России.

1




19

История религий в России.

1




20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

1




21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

1




22

Паломничества и святыни.

1




23

Праздники в религиях мира.

1




24

Праздники в религиях мира.

1




25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1




26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1




27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

1




28

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

1




29

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

1




30

Долг, свобода, ответственность, труд.

1




31

Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов.

1




32

Подготовка творческих проектов.

1




33

Презентации творческих проектов на выбранные темы.

1




34

Презентации творческих проектов на выбранные темы.

1




Перечень проверочных работ

п/п

Тема

1

Тест по теме «Россия - наша Родина».

2

Проверочная работа по разделу «Основы мировых религиозных культур».

3

Проверочная работа по разделу «Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России».

4

Итоговая контрольная работа

Перечень практических работ

п/п

Тема

1

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности».

2

Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия христианство, православие».

3

Творческая работа «Продолжить предложение «Молитва это».

4

Творческая работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

5

Презентации творческих работ.

6

Творческая работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ.

Учебно – методическое обеспечение курса

Для учителя

I. Книгопечатная продукция:

1. Программы:

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2- е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — ( Стандарты второго поколения).

- Примерная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

2. Учебник:

-  Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., Данилюк А.Я. Основы мировых религиозных культур. Издательство Москва, «Просвещение», 2012 г.

3. Методические пособия:

-Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. Книга для учителя. 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

II. Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:

1. Учебные видеоматериалы к урокам.

Для учащихся

Учебник:

-  Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., Данилюк А.Я. Основы мировых религиозных культур. Издательство Москва, «Просвещение», 2012 г.


Требования к уровню подготовки выпускников

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.



Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками - экскурсиями. При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.