Программа по самообразованию воспитателя

6
0
Материал опубликован 28 November 2019



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 9 «Золотой ключик»







Программа по самообразованию воспитателя


«Формирование дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста через создание авторских сказок»









Воспитатель: Тарасова Т.В.



Городской округ г. Бор


2019 год




Тема: формирование дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста через создание авторских сказок

Актуальность темы: В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео – играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей со сверстниками и взрослыми. В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить понятия нравственности, как «дружба»«добро»«зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо. Плохо). Этим и обусловлен выбор моей темы.

Самыми большими помощниками в моей работе с детьми стали книги. Детская художественная литература всегда являлась средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека.

Конечно, воспитание культуры общения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка. Идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Мною запланированы беседы, консультации для родителей на тему «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги».


Новизна:

Уникальность данной работы состоит в том, что исследования на данную тему не проводились. Создать, придумать сказку сможет каждый ребенок. Формирование навыков сочинения сказок начинается с младшего возраста, здесь же через изучение особенностей каждого ребенка обеспечивается индивидуальный подход.


Цель:

Повышение профессионального уровня в вопросах формирования дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста.

Задачи:

Изучить литературу и опыт работы по данному вопросу

Повысить профессиональный уровень через посещение семинаров, вебинаров на тему «формирования дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста».

Разработать перспективный план по формированию дружеских отношений у детей.

Разработать методический комплекс по работе с авторской сказкой (планы, конспекты, сценарии).

Сочинить серию сказок по формированию дружеских отношений у детей разных возрастов.

Внедрить систему работы со сказками с детьми старшего дошкольного возраста.

Активизировать работу с родителями по сочинению сказок с детьми (подготовить буклеты, консультации, проведение совместных мероприятий)

Воспитывать дружеские отношения между детьми

Обогащать словарь детей «вежливыми» словами

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.


Ожидаемый результат

1.Создать методические рекомендации по теме «формирования дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста».

2. Повысилась активность у детей и родителей, педагогов.

3.Повысился уровень знаний у родителей и педагогов в вопросах формирования дружеских отношений через создание авторской сказки.


Список литературы

В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь

Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.

Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.

Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.

Пропп В.Я. «Морфология  сказки».-Лабиринт, М., 2001


«Практикум по сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

«Основы сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

«Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми» Сертакова Н.М.

«Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки» Карпов А.



План работы

Этап

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

I

Октябрь

2018 г.

Анкетирование

Анализ уровня сформированности дружеских отношений у детей. Изучение запросов детей и родителей.

Анализ анкетирования родителей и воспитателей.


Октябрь - январь

2018-19 г.


Подбор и изучение литературы по данной теме.


Январь – май

2019г.

Создание предметно-развивающей среды

1.Разработка плана работы с детьми: чтение и анализ народных и авторских сказок о дружбе, обыгрывания–драматизации сказок.

2.Разработка перспективных планов, конспектов НОД и развлечений;

4.Подбор и создание презентаций для детей и педагогов по темам:

«Создание авторских сказок», «Формирование дружеских отношений».



1. Создание серии сказок о дружбе.

2. Буклет «Авторская сказка» (для родителей)

3. Информационный стенд «Как научить детей сочинять сказку»

4. Электронная консультация для педагогов «формирование дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста через создание авторских сказок».

5. Презентации для детей и педагогов по темам: «Роль сказок в формировании дружеских отношений», «Создание авторских сказок».

6. Перспективный план работы по формированию дружеских отношений.

II

Июнь – август

2019г.


Работа над структурированием критериев оценки уровня (степени) сформированности дружеских отношений

Таблица с компонентами критериев оценки дружеских отношений


Сентябрь

2019

«Шаг за шагом»

1.Написание методических рекомендаций по теме «Формирование дружеских отношений через создание авторских сказок»

2.Составление сценария интегрированного НОД «Путешествие в сказку»

3.Практикум для педагогов «Создание авторских сказок»

1. Методические рекомендации


2. Сценарий НОД


3. Сценарий практикума.


Октябрь

2019

Роль родителей в формировании умения детей дружить.

1. Работа над созданием буклета «Роль родителей в формировании умения детей дружить» (для родителей)

2. Работа над информационным стендом «Как научить детей дружить»

1. Буклет «Роль родителей в формировании умения детей дружить» (для родителей)

2. Информационный стенд «Как научить детей дружить»


Ноябрь

2019

Роль педагога в организации работы по формированию дружеских отношений.

1. Работа над консультацией для педагогов ДОУ «Сочиняем сказку – учимся дружить»

2.Создание презентации «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через создание авторских сказок».

Консультация для педагогов ДОУ «Сочиняем сказку – учимся дружить»

2.Презентация «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу».


Декабрь

2019

Круглый стол «Мы –авторы»

1.Подготовка и создание авторских сказок с детьми.

2.Работа над играми по созданию авторских сказок «Разбуди воображение», «Шаг за шагом», «Придумываем вместе».

3.Творческая мастерская «Нарисуй сказку»

4.Игры – драматизации по придуманным сказкам

1. Записанные сказки и проиллюстрированные сказки.

2. Театрализованные игры по сюжету придуманных сказок.


Январь – февраль

2020 г.

Интернет-обмен передовым опытом

1.Публикации сказок в сети интернет.

2. Обмен опытом

Сертификат


Март - май

2020 г.


1. Игры по созданию сказок «Предложение за предложением», «Я начну, а ты продолжи», «У кого интереснее». Пополнение картотеки созданных с детьми сказок.


Картотека сказок


Сентябрь – ноябрь

2020г.


1.Внедрение методических рекомендаций в практику работы педагогов детского сада. Апробация данной методики на других возрастных группах. Анализ. Коррекция.



Ноябрь

2020г.





Декабрь

2020г.





III

Январь - февраль

2021 г.

Представление опыта

Обобщение опыта

В ДОУ, на районных мероприятиях

Презентация итогов работы по созданию авторских сказок.

Выставка книг.


Март-май

2021 г.

Самоанализ

Анализ итогов реализации

Определение путей дальнейшего развития.



Отслеживание результатов


Этапы

Содержание работы

Анализ (оценка эффективности)

I Организационно- прогностический

- Семинар «Формирование дружеских взаимоотношений детей через создание авторских сказок»

- Подбор и изучение литературы по теме, интернет сайтов

- Анализ эмоционального состояния детей. Изучение запросов детей и родителей

- Изучение условий внедрения данной методики и подготовка к её проведению

100%


II Проектно-деятельностный

- Создание картотеки сказок

- Создание иллюстративного материала к созданным сказкам.

- Игры – драматизации по сказкам

- Создание перспективного плана работы по формированию дружеских отношений через создание авторских сказок.

- Обмен опытом на сайтах

- Подготовка к практикуму. Разработка рекомендаций для воспитателей.

- Внедрение методических рекомендаций в практику, анализ, коррекция


III Аналитико-обобщающий

- Обобщение опыта:

В ДОУ, на районных мероприятиях

- выставка книг

- Презентация методических рекомендаций

- Анализ итогов реализации

- Определение путей на будущее.



Критерии оценки


Высокий уровень (выполнено полностью): от 85% до 100%

Средний уровень (частично): до 85%

Низкий уровень (не выполнено): до 30%

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.