Программа по самообразованию воспитателя
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 9 «Золотой ключик»
Программа по самообразованию воспитателя
«Формирование дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста через создание авторских сказок»
Воспитатель: Тарасова Т.В.
Городской округ г. Бор
2019 год
Тема: формирование дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста через создание авторских сказок
Актуальность темы: В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео – играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей со сверстниками и взрослыми. В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо. Плохо). Этим и обусловлен выбор моей темы.
Самыми большими помощниками в моей работе с детьми стали книги. Детская художественная литература всегда являлась средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека.
Конечно, воспитание культуры общения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка. Идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Мною запланированы беседы, консультации для родителей на тему «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги».
Новизна:
Уникальность данной работы состоит в том, что исследования на данную тему не проводились. Создать, придумать сказку сможет каждый ребенок. Формирование навыков сочинения сказок начинается с младшего возраста, здесь же через изучение особенностей каждого ребенка обеспечивается индивидуальный подход.
Цель:
Повышение профессионального уровня в вопросах формирования дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста.
Задачи:
Изучить литературу и опыт работы по данному вопросу
Повысить профессиональный уровень через посещение семинаров, вебинаров на тему «формирования дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста».
Разработать перспективный план по формированию дружеских отношений у детей.
Разработать методический комплекс по работе с авторской сказкой (планы, конспекты, сценарии).
Сочинить серию сказок по формированию дружеских отношений у детей разных возрастов.
Внедрить систему работы со сказками с детьми старшего дошкольного возраста.
Активизировать работу с родителями по сочинению сказок с детьми (подготовить буклеты, консультации, проведение совместных мероприятий)
Воспитывать дружеские отношения между детьми
Обогащать словарь детей «вежливыми» словами
Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.
Ожидаемый результат
1.Создать методические рекомендации по теме «формирования дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста».
2. Повысилась активность у детей и родителей, педагогов.
3.Повысился уровень знаний у родителей и педагогов в вопросах формирования дружеских отношений через создание авторской сказки.
Список литературы
В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
Пропп В.Я. «Морфология сказки».-Лабиринт, М., 2001
«Практикум по сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
«Основы сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
«Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми» Сертакова Н.М.
«Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки» Карпов А.
План работы
Этап | Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
I | Октябрь 2018 г. | Анкетирование | Анализ уровня сформированности дружеских отношений у детей. Изучение запросов детей и родителей. | Анализ анкетирования родителей и воспитателей. |
Октябрь - январь 2018-19 г. | | Подбор и изучение литературы по данной теме. | | |
Январь – май 2019г. | Создание предметно-развивающей среды | 1.Разработка плана работы с детьми: чтение и анализ народных и авторских сказок о дружбе, обыгрывания–драматизации сказок. 2.Разработка перспективных планов, конспектов НОД и развлечений; 4.Подбор и создание презентаций для детей и педагогов по темам: «Создание авторских сказок», «Формирование дружеских отношений». | 1. Создание серии сказок о дружбе. 2. Буклет «Авторская сказка» (для родителей) 3. Информационный стенд «Как научить детей сочинять сказку» 4. Электронная консультация для педагогов «формирование дружеских отношений у детей старшего – подготовительного возраста через создание авторских сказок». 5. Презентации для детей и педагогов по темам: «Роль сказок в формировании дружеских отношений», «Создание авторских сказок». 6. Перспективный план работы по формированию дружеских отношений. | |
II | Июнь – август 2019г. | | Работа над структурированием критериев оценки уровня (степени) сформированности дружеских отношений | Таблица с компонентами критериев оценки дружеских отношений |
| Сентябрь 2019 | «Шаг за шагом» | 1.Написание методических рекомендаций по теме «Формирование дружеских отношений через создание авторских сказок» 2.Составление сценария интегрированного НОД «Путешествие в сказку» 3.Практикум для педагогов «Создание авторских сказок» | 1. Методические рекомендации 2. Сценарий НОД 3. Сценарий практикума. |
| Октябрь 2019 | Роль родителей в формировании умения детей дружить. | 1. Работа над созданием буклета «Роль родителей в формировании умения детей дружить» (для родителей) 2. Работа над информационным стендом «Как научить детей дружить» | 1. Буклет «Роль родителей в формировании умения детей дружить» (для родителей) 2. Информационный стенд «Как научить детей дружить» |
| Ноябрь 2019 | Роль педагога в организации работы по формированию дружеских отношений. | 1. Работа над консультацией для педагогов ДОУ «Сочиняем сказку – учимся дружить» 2.Создание презентации «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через создание авторских сказок». | Консультация для педагогов ДОУ «Сочиняем сказку – учимся дружить» 2.Презентация «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу». |
| Декабрь 2019 | Круглый стол «Мы –авторы» | 1.Подготовка и создание авторских сказок с детьми. 2.Работа над играми по созданию авторских сказок «Разбуди воображение», «Шаг за шагом», «Придумываем вместе». 3.Творческая мастерская «Нарисуй сказку» 4.Игры – драматизации по придуманным сказкам | 1. Записанные сказки и проиллюстрированные сказки. 2. Театрализованные игры по сюжету придуманных сказок. |
| Январь – февраль 2020 г. | Интернет-обмен передовым опытом | 1.Публикации сказок в сети интернет. 2. Обмен опытом | Сертификат |
| Март - май 2020 г. | | 1. Игры по созданию сказок «Предложение за предложением», «Я начну, а ты продолжи», «У кого интереснее». Пополнение картотеки созданных с детьми сказок. | Картотека сказок |
| Сентябрь – ноябрь 2020г. | | 1.Внедрение методических рекомендаций в практику работы педагогов детского сада. Апробация данной методики на других возрастных группах. Анализ. Коррекция. | |
| Ноябрь 2020г. | | | |
| Декабрь 2020г. | | | |
III | Январь - февраль 2021 г. | Представление опыта | Обобщение опыта В ДОУ, на районных мероприятиях | Презентация итогов работы по созданию авторских сказок. Выставка книг. |
| Март-май 2021 г. | Самоанализ | Анализ итогов реализации | Определение путей дальнейшего развития. |
Отслеживание результатов
Этапы | Содержание работы | Анализ (оценка эффективности) |
I Организационно- прогностический | - Семинар «Формирование дружеских взаимоотношений детей через создание авторских сказок» - Подбор и изучение литературы по теме, интернет сайтов - Анализ эмоционального состояния детей. Изучение запросов детей и родителей - Изучение условий внедрения данной методики и подготовка к её проведению | 100% |
II Проектно-деятельностный | - Создание картотеки сказок - Создание иллюстративного материала к созданным сказкам. - Игры – драматизации по сказкам - Создание перспективного плана работы по формированию дружеских отношений через создание авторских сказок. - Обмен опытом на сайтах - Подготовка к практикуму. Разработка рекомендаций для воспитателей. - Внедрение методических рекомендаций в практику, анализ, коррекция | |
III Аналитико-обобщающий | - Обобщение опыта: В ДОУ, на районных мероприятиях - выставка книг - Презентация методических рекомендаций - Анализ итогов реализации - Определение путей на будущее. | |
Критерии оценки
Высокий уровень (выполнено полностью): от 85% до 100%
Средний уровень (частично): до 85%
Низкий уровень (не выполнено): до 30%