Программа по внеурочной деятельности «Чудесный мир»
Управление по образованию ………………….
Муниципальное бюджетное общеобразовательное……………….
Городского округа …………..
«Средняя общеобразовательная школа №………….
___________________________________________________________________________
«Согласовано» Протокол заседания методического совета № от « » _________ |
«Утверждаю» ______________ «____» ___________ |
Программа по внеурочной деятельности
социально-педагогической направленности
«Чудесный мир»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кузина Ольга Юрьевна
Городской округ Балашиха
Московской области
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы: Дополнительная общеобразовательная общеоразвивающая.
Уровень программы: стартовый.
Поименование программы: обучение саморегуляции и социализации.
Название творческого объединения: «Чудесный мир».
Направленность программы: социально-педагогическая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа обучения «Чудесный мир» (далее - программа) разработана в соответствии с нормативно-правовой базой РФ в области образования:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Концепция дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в Московской области, адаптированных к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования Московской области и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей.
Устава МБОУ СОШ № 12.
Программа составлена на основе программы «Планета чудес» - авторы: Капская А.Ю, Мирончик Т.Л., в данной программе не используются народные сказки; программы «Академия чувств и эмоций» - автор Макарова И.С.,программы «Дорога в сказку» - автор Голубева И.З.,
Программа имеет социально – педагогическую направленность, так как она помогает социализации ребёнка. Программа использует потенциал сказкотерапии. Это позволяет повысить уровень развития эмоционально – волевой сферы ребёнка, улучшить коммуникативную компетентность. Уровень программы стартовый. Данная программа является комбинированной, так как кроме методов сказкотерапии применяются и развивающие коммуникативные игры, и элементы театральной драматизации, что помогает раскрыть интеллектуально – творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия – это один из видов здоровьесберегающих технологий. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказки являются эффективным средством для нормализации эмоционального фона детей, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми. Программа направлена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает позитивный контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и о мире.
Актуальность программы заключается в возросшем количестве стрессогенных ситуаций, когда выход из нежелательных ситуаций должен быть обеспечен теоретическими знаниями и практическим опытом.
В.А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется потенциал трёх видов сказок:
художественные (народные и литературные), т.е. традиционные;
психокоррекционные;
психотерапевтические.
Новизна. Сказкотерапия является инновационной педагогической технологией, которая позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки.
Основные принципы программы
Системность.
Природосообразность.
Научность.
Наглядность.
Доступность
Цель программы: создание условий для развития познавательных способностей и творческого потенциала детей.
Задачи
Обучающие:
учить детей строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми,
знакомить с приёмами поведения в конфликтных ситуациях,
учить детей свободно и ясно выражать свои мысли,
учить детей отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
формировать морально-этическую систему ценностей,
воспитывать уважение к личности другого человека, к его взглядам и поступкам.
Развивающие:
развивать базовые психические функции: мышление, память, воображение;
развитие речи;
развивать эмоционально – волевую сферу.
Режим реализации программы
Язык обучения: русский
Форма обучения: очная
Форма освоения программы: групповая
Набор обучающихся в учебные группы: свободный
Возраст обучающихся: 5-8 лет.
Состав учебных групп: постоянный
Срок реализации программы: один год
Количество занятий в неделю: 1 занятие
Наполняемость учебной группы: – 12 человек.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Общее количество часов за год: 36 часов.
Прогнозируемые результаты
По результатам освоения программы дети
знают особенности опробованных в практике изобразительных материалов;
используют различные цвета;
лепят и рисуют предметы разной формы;
умеют организовывать свое рабочее место
Планируемые результаты
Обучающийся
расширит рамки познавательной мотивации,
получит развитие речи, обогащение словаря,
достигнет снижения агрессивности, тревожности, детской конфликтности,
приобретет умение решать психические проблемы (страх, тревожность),
усвоит социальные нормы поведения,
сможет осуществлять двигательный и эмоциональный контроль,
получит навыки развития мелкой моторики рук,
будет иметь развитое продуктивное творческое воображение, которое характеризуется богатством продуцируемых образов.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
«Кактус» - графическая методика М.А. Панфиловой.
Тест «Уровень агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках".
Тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка.
Формы оценивания:
творческие работы, праздники - спектакли с инсценировками сказок.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: анкеты, тесты.
Формы мониторинга образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, открытое занятие, отчётный спектакль.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы, методы и средства работы.
Развитие психических функций достигаются через организацию видов деятельности, свойственных данному возрасту:
игровая - сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, игры с правилами;
продуктивная - конструктивная, изобразительная деятельность;
начальные формы учебной деятельности;
общение.
Структура развивающего сказкотерапевтического занятия с использованием элементов арттерапии
Каждое занятие строится по блокам.
Ознакомительно-организационный блок - настройка детей на занятие, коллективные упражнения.
Блок – повторение. Ведущий задаёт вопрос детям о том, что они помнят из прошлого занятия.
Блок – расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям помочь какому-либо существу из сказки, придумать своё окончание сказки, нарисовать понравившийся сюжет из сказки.
Блок - закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения.
Творческий блок. Традиционные и нетрадиционные техники рисования, лепка, аппликация, составление коллажей.
Блок - обсуждения придуманного, нарисованного детьми.
Блок - интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
Блок резюмирования. Ведущий подводит итог занятия. Чётко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчёркивает значимость приобретенного опыта.
Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.
Основу работы на занятии составляет совместная деятельность взрослого с детьми, организуемая в условиях игрового взаимодействия. Каждое занятие включает в себя задания и упражнения соответственно тематических блоков. Их сочетание и последовательность определяются особенностями игровых и познавательных мотивов детей, уровнем интеллектуального развития детей конкретной группы, эмоциональной проблематикой детей и т.д.
Образовательные задачи реализуются через формы взаимодействия в системах: «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок». Это достигается посредством разных видов деятельности: коммуникативной, изобразительной, двигательной, познавательной, музыкальной, игровой. Совместная деятельность взрослого с детьми включает в себя игровые, психогимнастические, коммуникативные, двигательные игры и упражнения, элементы арт-техник и сказкотерапии, релаксационные упражнения. Методы и приемы, используемые на занятиях, имеют широкий аспект: комментирование, интерпретация, анализ содержания произведения, проникновение в эмоциональную сферу произведения путем творческого воображения учащихся. Организуется изобразительная деятельность: рисование, раскрашивание. Организуется речевая деятельность, такая как устная речь — составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений.
Упражнения и приемы, которые позволяют оказывать на детей воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.
Ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В Программе используется психогимнастика (ролевые действия и ролевые образы). В младшем возрасте дети начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т.д.). Важным для младших дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т.п.). Для дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т.п.), социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени; принятие своих качеств характера, принятие своего прошлого, настоящего, будущего, принятие своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Принимая участие в театрализованной игре, ребёнок берёт на себя определённую роль, образ различных игровых персонажей, что даёт ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Происходит усвоение различных образцов и поступков, что даёт возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.
Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Произвольное внимание и его диапазон – предмет учебной практики.
Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки». Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, например: «Что произойдет, если….», либо коллективное сочинение сказок.
Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.
Также часто используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружба).
Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела.
Для обеспечения максимального эффекта от занятий предусмотрена работа с родителями. Для родителей проводится:
лекторий «Сказка в жизни ребёнка»,
тестирование на уровень агрессивности ребёнка,
тестирование «Оценка уровня тревожности ребёнка»,
тестирование «Какие сказки нужны моему ребёнку?»
анкетирование «Исследование индивидуальных особенностей ребёнка»,
раздача памяток «Какие сказки нужны моему ребёнку»,
открытые занятия и праздники – спектакли.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Магнитофон, предметные игрушки. Доска, цветные мелки, карандаши, фломастеры, наборы цветной бумаги, картона, альбом для рисования, гуашь, акварель, пластилин. Ящик с песком для проведения пескотерапии.
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, шкаф для хранения необходимых материалов для занятий.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники, произведения художественной литературы и репродукции картин по тематике занятий.
Программа открыта для внесения в нее изменений и дополнений с учетом новых требований, а также с учетом спроса и интереса обучающихся и родителей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | МОДУЛЬ | количество учебных часов | Формы занятий | Формы контроля | ||||
всего | теория | практика | ||||||
Развитие познавательных способностей. «Я сочиняю сказку». | 10 | 3 | 7 | Беседы, прослушивание сказок, сочинение сказок, разыгрывание этюдов. Двигательные игры и упражнения, релаксационные упражнения, изобразительная деятельность. | Творческие работы, демонстрация театраль-ных этюдов. | |||
Коррекционно –развивающий блок. «Я и сказочные герои». | 10 | 3 | 7 | Тренинг с использованием психогимнастики, релаксационными упражнениями, песочной терапии, элементами сказкотерапии, художественная деятельность. | Творческие работы | |||
Развитие коммуникативных навыков и развитие групповой сплочённости. «Я тебя слышу и понимаю».
| 6 | 2 | 4 | Тренинг развития диалогической речи. Разыгрывание этюдов, коммуникативные, двигательные игры. | Коллективная творческая работа. | |||
Занятия, направленные на формирование безопасного поведения. «Моя безопасность». | 3 | 1 | 2 | Беседа, тренинг | Рисунки детей на данную тематику | |||
Подготовка и проведение праздников. «Я играю сказку». | 7 | 3 | 4 | Оформительская и репетиционная работа. Показ инсценированной сказки, спектакля. | Отзывы. | |||
ИТОГО | 36 | 12 | 2 | | |
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие познавательных способностей. «Я сочиняю сказку».
Развитие - памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Развитие элементов творческого воображения на основе работы со сказкой, оживление эпизодов сказки при помощи рисования. Обучение выделению существенных признаков. Создание новых образов. Логические отношения. Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой мускулатуры руки. Формирование графических навыков. Развитие рассуждений. Развитие речи, речевой произвольности.
Коррекционно – развивающий блок «Я и сказочные герои».
Восприятие оттенков эмоционального состояния: радость, печаль, интерес, удивление. Восприятие оттенков эмоционального состояния: обида, презрение, гордость, гнев, страх. Сравнение по эмоциональному состоянию, поиск сходств и различий в мимике, позах. Формирование позитивного эмоционального отношения к своим друзьям. Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Составление словаря эмоций. Развитие элементов творческого воображения, придумывание различных способов выражения эмоционального состояния.
Развитие коммуникативных навыков и развитие групповой сплочённости. «Я тебя слышу и понимаю».
Формирование чувства «мы». Формирование позитивной мотивации общения. Формирование навыков уверенного поведения. Развитие навыков сотрудничества, совместного действия. Осмысление своих поступков и поступков другого. Элементарный этикет. Знание социальных норм при обращении к другому человеку: знакомство, прощание, просьба, приветствие, поздравление.
Занятия, направленные на формирование безопасного поведения детей на дороге. ПДД. Правила поведения в учреждении, правила поведения на занятиях в творческом объединении «Чудесный мир сказки».
Подготовка и проведение праздников. «Я играю сказку». Разучивание текста ролей, стихов, изготовление реквизита и предметов оформления праздников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Васюкова Н.Е., Колобова О.П. Пираты на большой дороге. Учебно-методическое пособие. Для чтения взрослыми детям. Издательский дом «Карапуз». «Карапуз» № 06, 2007.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. - М.: Изд-во «Ось- 89», 2007. - 144 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008. - 240 с.
Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. -М: Сфера, 2008. – 221с.
Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.Б. Киселева. - СПб.: Речь, 2006. 160 с.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208с.
Лебедева Л.В., Антохина Н.В., Богданова Т.Л., Витушкина Ю.Ю., Журавлёва Н.Н., Зуева Т.Л., Каушкаль О.Н., Козина И.В., Морозова Ю.М., Павлова Т.С., Чернышова И.Н. Познавательно – речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. - 80с.
Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
Ошкина А.А., Цыганкова И.Г. Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. - 128с.
Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия/ Н. Пезешкиан. - М: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 160с.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка - СПб.: Речь, 2007. - 296с.
Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. -СПб.: Речь, 2008. 176 с.
Серых Л.В., Чепелёва Е.И., Яковлева Н.В. Повышение профессиональной компенетности педагога дошкольного образования. Выпуск 8. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. - 112с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн., 1982. - 288 с.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. - М.: Сфера, 2008. - 118 с.
Херрера М., Йерг С., Крака С., Марквард П., Маутц С., Томас Б. Театрализованные игры с детьми от 2 лет: учебно – практическое пособие для педагогов дошкольного образования. – М.: Национальное образование, 2016. – 96с.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175с.
Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. - М.: Сфера, 2009. - 144 с.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 384с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.
Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия/ Н. Пезешкиан. - М: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 160 с.
Придиус Е.К. Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники. (Сказки и были для родителей). https:www.psyoffice.ru
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. - 296 с.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. -М.: Сфера, 2008. - 118 с.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175с.
Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. -М.: Сфера, 2009. - 144 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Мотшиунинг У. Раз, два, три – страх уходи! Сказочные истории. М.: Нигма, 24с.
О. Громова. Не хочу, не буду! Учимся договариваться. Книга для детей и их родителей. – М.: КАРАПУЗ, 2018-18с.
Я не буду жадным. Школа семи гномов. –М. Мозаика – Синтез. 2018.
Сказки
«Елена Премудрая» - русская народная сказка.
«Лиса и Котофей Иванович» - русская народная сказка.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пушкин А.С.
«Сказка о попе и о работнике его Балде». Пушкин А.С.
«Умная внучка». Толстой Л.Н.
«Умная дочь крестьянская» Братья Гримм.