Программа по внеурочной деятельности по теме «Осмысленное чтение и формировании читательской грамотности по английскому языку»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АШАПСКАЯ СОШ»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ приказом № ____ от ___.___..20___г.
Протокол № __ от __. __. 20__г. Директор МБОУ «Ашапская СОШ»
_____________ Канисева Д. А.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Осмысленное чтение»
(«Английский язык»)
( 6-8 класс)
Составитель: Шарифова Э.З.,
учитель английского языка
I квалификационная категория
2022- 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа внеурочной деятельности «Осмысленное чтение» предназначена для обучающихся 6-8 классов ООО и является базовой программой, имеющей интеллектуально-познавательную и культурологическую направленности, реализуемые в рамках ФГОС нового поколения по направлению развития личности «общекультурное». Введение данного курса в основной школе диктуется необходимостью лучшего освоения базового уровня государственного образовательного стандарта по английскому языку в области чтения. Практика показала, что учащимся должна быть предоставлена большая возможность овладеть умениями читать, понимать и осмысливать содержание разноплановых текстов с различной глубиной и точностью проникновения в содержащуюся в них информацию в зависимости от задач чтения, как и её передача соответствующими средствами.
Настоящая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021);
Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования № 286 от 31.05.2021;
Положением о рабочей программе, в том числе курсов внеурочной деятельности МБОУ «Ашапская СОШ»
Программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей, обучающихся к моменту окончания общей школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать, и обрабатывать информацию. Формирование грамотности чтения одна из актуальных задач школьного образования. Освоение стратегий смыслового чтения поможет обучающимся лучше социализироваться в обществе, а педагогу грамотно выстраивать модель современного урока.
Программа "Осмысленное чтение" позволяет показать обучающимся основной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур.
Цель программы: формирование личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте. Программа реализует целый комплекс образовательных функций: социально-культурную, коммуникативную, информационную, познавательную, профессиональную, прагматическую, развивающую, воспитательную.
Программа базируется на коммуникативно-когнитивном подходе в обучении иностранным языкам, который определяет цель обучения как обучение иноязычной культуре, где под этим понимается всё то, что может принести учащимся процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах. Реализующийся в данной программе стратегиальный подход к обучению чтению на ИЯ тесно связан с позициями когнитивной психологии, которая рассматривает понимание текста как трансформирование содержания текста в форму знания, результатом которого является повышение качества понимания.
Задачи программы:
Обучающие:
расширение и углубление программного материала;
совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием иностранного слова и своей речью;
обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи и др.;
обучение всем видам извлечения информации из текстов, интегрированию и интерпретации;
выработка навыков осмысления, выдвижения и последующего подтверждения смысловых и вербальных гипотез; критического анализа и оценки полученной информации;
обучение разработке плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;
обучение навыкам конспектирования и тезисного изложения прочитанного материала, применение новой информации в других учебных ситуациях.
Воспитательные:
воспитание любви и уважения к предмету «иностранный язык»;
воспитание чувства патриотизма;
формирование у учащихся представление о многообразии мира;
осознания языка как духовной, нравственной и культурной ценности любого народа;
воспитание таких личностных качеств, как открытость, терпимость (толерантность) и готовность к диалогу с представителями иных социокультурных сообществ;
повышение общей языковой культуры учащихся;
выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
развитие интереса к иностранному языку как учебному предмету;
общее языковое развитие всех четырёх видов деятельности;
развитие желания повысить свой образовательный уровень;
развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности;
совершенствование коммуникативных способностей;
развитие интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Место курса в учебном плане:
Данный курс рассчитан на 3 года обучения (102 часа) из расчёта 1 час в неделю на 34 рабочие недели в году.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
К окончанию курса «Осмысленное чтение» обучающиеся должны знать/ понимать:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
пересказывать текст кратко и близко к тексту;
определять основную мысль, главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
знать основные стратегии работы с текстом;
понимать основные средства выразительности;
знать основные сведения по стилистике английского языка;
знать орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные и второстепенные элементы);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им, выражать свое отношение к прочитанному;
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
выразительно читать тексты;
распознавать типы текстов;
ориентироваться в тексте на английском языке; прогнозировать его содержание по заголовку; выделять в тексте опорные слова; читать аутентичные тексты разных уровней языковой сложности и стилей с полным и точным пониманием;
понимать основное содержание учебных аутентичных текстов; уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
ориентироваться в методах конспектирования и правильно выбирать их в соответствии с поставленной задачей и типом текста;
владеть навыками составления плана по прочитанному тексту;
свободно излагать свои мысли с опорой на свои записи и без, не теряя логического смысла повествования;
12) редактировать тексты;
13) находить в тексте, различать средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности; сочинять на основе данного сюжета, картинок, используя средства выразительности;
14) определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами;
15) использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
16) использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе текста.
Личностные планируемые результаты освоения курса:
У обучающихся будут сформировано/ы:
ценностные ориентиры в области языкознания;
развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
умение пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки; способность предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы занятия;
формирование духовных и эстетических потребностей;
воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
навыки самостоятельной и групповой работы;
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
умение осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
умение соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
умение осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений иноязычной литературы;
умение проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;
способность замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;
умение понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов;
способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);
способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения; умение строить морально-этическое суждение;
умение переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные планируемые результаты освоения курса:
Регулятивные УУД
сохранять учебную задачу занятия;
планировать свои действия на отдельных этапах занятия, восстанавливать
содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по
алгоритму, данному учителем;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом занятия в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы занятия;
оценивать результаты собственных учебных действий и работы сверстников по совместно выработанным критериям или по алгоритму, заданному учителем;
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно
(Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой
установкой занятия (Что я узнал? Что я хочу узнать по данной теме?)
читать в соответствии с целью чтения;
коллективно и индивидуально составлять план текста, продумывать возможные этапы изучения текста;
фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой по ходу и в конце занятия.
Познавательные УУД
понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и
звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и
творческого воображения;
сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и
различное в них (художественные и научно-познавательные тексты);
анализировать поведение и мотивы поведения литературного героя, его поступки;
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации; считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;
пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении литературных и научно-познавательных текстов;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения,
толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования;
сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения);
сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование,
описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик,
лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение,
эпитет и т. д.), фреймы текстов, жанры текстов, схемы анализа литературного произведения.
Коммуникативные УУД
спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное
обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении
высказываться под руководством учителя;
формулировать вопросы к собеседнику;
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения;
строить связное высказывание по предложенной теме;
слушать партнёра по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
осознавать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
интегрироваться в группу сверстников, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;
выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и
оценивании событий.
Предметные планируемые результаты освоения курса:
6 класс
читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи (объём текста/-ов для чтения — 250—300 слов);
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием и собственным интересом
к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения;
под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор –читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения;
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать
художественный текст соблюдая орфоэпические и интонационные нормы, фразовое ударение; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
осмыслять нравственное содержание произведения и соотносить его нравственный смысл с изучаемыми произведениями на родном языке и реалиями жизни;
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни,
лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки,
находить в тексте доказательства различия и сходства;
составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;
использовать знания о рифме, особенностях жанров;
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование/сообщение) с вербальными и/или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объём монологического высказывания — 7—8 фраз);
излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и/или зрительными опорами (объём —6-7фраз);
использовать при чтении языковую догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;
участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на английском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет;
кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объём — до 8 фраз);
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме;
фиксировать свои читательские успехи в «Дневнике по осмысленному чтению».
7 класс
читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи (объём текста/-ов для чтения до 350 слов);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений фразового ударения и интонационного контура, без нарушения произносительных норм, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять
данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться разнообразными приёмами анализа текста по изученным схемам;
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию
главной мысли; соотносить главную мысль произведения с позицией автора; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы к фактической информации текста, раскрывающие его логический и эмоционально-оценочно-волевой планы, авторскую позицию по прочитанному произведению; находить на них ответы в тексте для ответа на сам вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, пересказывать содержание произведения выборочно, сжато, подробно, опираясь на составленный план; излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и/или зрительными опорами (объём – 7-8 фраз);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование/сообщение) с вербальными и/или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объём монологического высказывания — 7-8 фраз);
сочинять свои произведения в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой с использованием разнообразных средств художественной выразительности;
писать пьесы на основе интерпретации своего произведения литературного жанра и разыгрывать их; излагать результаты и давать оценку выполненной работы (объём — до 8 фраз);
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме;
прогнозировать и оценивать свои читательские результаты.
8 класс
читать вслух текст бегло, осознанно, правильно, выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста в темпе не менее 150 слов за 2 минуты; выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
читать про себя и понимать учебные и научные тексты, произведения различных литературных жанров, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи (объём текста/-ов для чтения 350 - 500 слов);
находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение,
эпитет; метафоры и сравнения;
пересказывать тексты в соответствии с глубиной проникновения в смысл произведения;
формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст,
опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и с учётом специфики структуры научно-популярного, учебного и художественного текстов, языковой выраженности (объём монологического высказывания — 9 - 10 фраз);
пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя,
обстановки) или рассуждения с применением косвенной речи;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к
чтению) литературного произведения по заданному образцу.
устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст; воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение; определять парадигму развития героя по его поступкам;
самостоятельно описывать предмет по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному
желанию;
осознавать свой читательский профиль, как фактор влияющий на понимание текста.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа состоит из 25 тем рассчитанных на 3 года (102 учебных часа), каждая из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
6 класс
Тема 1. Что мы знаем о чтении (2 ч.)
Цели чтения. Беседа о важности определения цели чтения книги, параграфа учебника, статьи. Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели. Прогнозирование содержания предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Научная и художественная литература. Определение типа и предмет книги по названию и титульному листу.
Тема 2. Основная мысль текста. Общие правила чтения книг (2 ч.)
Задания на передачу целостной сути текста в рамках краткого абзаца. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте.
Тема 3. Ознакомительное чтение (2 ч.)
Приёмы ознакомительного чтения. Выходные данные книги. Оглавление и аннотация. Предисловие и заключение книги. Рисунки, чертежи, иллюстрации, схемы, опоры.
Стратегии предтекстовой деятельности. Изучение книги способом перелистывания, рассматривания рисунков, чтения заголовков, оглавления, отдельных фрагментов текста, осмысливание названия книги.
Тема 4. Круглый стол чтения (5 ч.)
Управляемое чтение вслух. Чтение «в кружочек». Попеременное чтение с вопросами. Чтение с остановками. «Театр у микрофона». Организация чтения дома. Стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал».
Тема 5. Структура повествовательного текста (4 ч.)
Понятие о структуре текста и её функции. Предисловие и оглавление как выразители сути произведения. Оглавление – карта для путешествий по книге. Значение глав и подпунктов, выделенных автором, в структуре текста.
Задания на перечисление и определение логики порядка расположения частей. Работа с заголовками и предисловием по определению сути, структуры, проблемы изучаемого текста. Составление целостной картины по наброскам по основным частям текста.
Тема 6. Установление причинно – следственных связей (3 ч.)
Работа над определением понятий «причина» и «следствие». Установление взаимосвязи между понятиями. Определение причины следствий и прогнозирование следствий в различных явлениях.
Вопросы на выявление причинно-следственных связей. Прогнозирование последствий существования описанного явления. Задание на установление последовательности в предложении и в тексте.
Тема 7. Уровни понимания текста (4 ч.)
Соотнесение глубины проникновения в смысл с целью чтения. Приёмы поиска точного места ответа на вопрос в тексте. Стратегия «Соотношение между вопросом и ответом». Смысловые вопросы. «Море вопросов». Вопросы высокого порядка. Вопросы к автору.
Тема 8. Ключевые понятия и их роль в тексте (2 ч.)
Понятие и его определение. Ключевые понятия и термины в научных и художественных текстах. Способы выделения автором ключевых слов. Многозначность слова. Интерпретации понятий. Словари, энциклопедии, справочная литература: типы, виды, критерии выбора. Стратегия чтения «Ключевые слова – смысловые ряды». Практикум по нахождению ключевых слов и определению их точного значения в словаре и именно в данном контексте.
Представление понятий в виде дерева понятий, «скелетной» карты понятий, денотантного графа, логико-смысловых моделей структурирования понятий, кластеров.
Моделирование понятий с помощью графических и образных средств.
Тема 9. Ключевые предложения и ключевые абзацы (3 ч.)
Выделение ключевых предложений в тексте через определения утверждений, которые они содержат. Аргумент как способ выделения ключевых абзацев. Функция первого и последнего абзацев текста, начальных предложений абзацев. Практикум по нахождению ключевых предложений. Нахождение аргументов в тексте и приведение собственных. Тренинг «Разложите текст на смысловые ряды».
Тема 10. Поисково-просмотровое чтение (3 ч.)
Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали», чтение «слалом», чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». Интегральный и дифференциальный алгоритм чтения. Тренинг просмотрового чтения.
Анализ текстов на основе интегрального и дифференциального алгоритма чтения.
Тема 11. Изучающее чтение (4 ч.)
Характерные особенности изучающего чтения. Приёмы изучающего чтения. Анализ и интерпретация текста. Понимание текста. Ступени понимания. Приёмы понимания и запоминания текста. Рассказ о собственном опыте, приведение примеров, связанных с утверждением автора. Задание «Мысли мудрых». Нахождение в тексте абзацев, содержащих выводы, подтверждения авторской мысли, явных и скрытых вопросов.
7 класс
Тема 1. Учебный и научный текст как объект чтения и понимания (6 ч.)
Виды информации в научном и учебном тексте. Сплошные и несплошные тексты. Интерпретация. Графические организаторы информации. Инфографика. Типы графических изображений. Представление нового содержания текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. Практика работы с несплошными текстами. Выбор стратегии чтения в зависимости от характеристик текста: «Пирамида фактов», «Пузыри», «Матрица семантически характеристик», «Модель Фрейера», «Матрица».
Тема 2. Интерпретация научного и учебного текста (6 ч.)
Создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказа, плана, конспекта, тезисов, аннотации, отзыва, рецензии и т.д.). Написание различных текстов. Переформулирование определения, правила, вывода.
Тема 3. Стратегии компрессии текста (6 ч.)
Смысловое сжатие, перекодирование, преобразование информации. Свёртывание и развёртывание информации. «Аннотация – краткий пересказ – пересказ», «З – Х – У», «Графы схемы «Кольца Венна»». Тренинг по сжатию информации. Работа с таблицами.
Тема 4. Базовые правила конспектирования и подготовки сообщений (6 ч.)
Виды и формы конспектов. Основные принципы составления опорного конспекта по В. Ф. Шаталову. Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные). Формы написания конспектов. Схема-конспект, логико-смысловая схема, структурно-логические схемы. Выписки из текста. Подготовка конспекта статьи. Подготовка мини-сообщений по заданной теме.
Тема 5. Методы конспектирования (8 ч.)
Метод интеллект-карт. Метод таблиц. Схематический метод. Метод боксов. Метод индексов. Метод нумерации. Метод Корнелла. Метод Билла Гейтса. Метод предложений. Метод течения.
Тема 6. Правила оформления конспекта (2 ч.)
Главные ошибки при составлении конспекта: Отсутствие плана записей и структуры. Потеря особенностей текста и чрезмерная краткость. Дословное повторение тезисов. Бессвязность и незаконченность основных тезисов. Как красиво оформить конспект – основные техники.
Выработка собственных систем сокращений и цветовых схем. Расставление приоритетов. Использование интернет ресурсов. Общие требования к оформлению.
8 класс
Тема 1. Критическое (оценочное) чтение (5 ч.)
Понятие критического чтения. Условия критического чтения. Приёмы расширения границ понимания текста за счёт других книг об авторе: биографии, критики, комментарий к тексту, справочников, первоисточников. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Сопоставление двух или нескольких книг одного разных авторов на одну тему, написанных с разных точек зрения. Методики «Фишбон», «Синквейн». Нахождение доказательств в тексте, приведение аргументов. Практика чтения с пометками, вопросами, обсуждением.
Тема 2. Способы читательского творчества (5 ч.)
Рецензия. Отзыв. Виды читательских отзывов: отзыв-воспоминание, отзыв-ассоциация, отзыв-деталь, отзыв—рекомендация, отзыв-рефлексия, отзыв-вопрос, отзыв-исповедь, отзыв-отклик и т.д. Практикум по составлению разных видов читательских отзывов.
Тема 3. Обучение анализу качества чтения (5 ч.)
Деление чтецов на группы по индивидуальным параметрам. Диагностика качества чтения. Уровни читательской грамотности. Стратегии самодиагностики качества чтения: «Закладка – подсказка», «Рюкзак – помощник». Аутентичное оценивание. Технологии «Дневник чтения» и «Портфолио». Методики регистрации прочитанного «Информационные карточки», «Экран чтения».
Тема 4. Изучение слова и стратегии развития словаря (4 ч.)
Стратегии развития словаря. Словарные слова. Основное и контекстное значение слова. Смысловая догадка. Организация словаря. «Словарное дерево». Стратегии «Обзор словаря», «Аналогия». Стратегии расширения словарного запаса. Составление тезауруса. Различные приёмы запоминания. «Семантическая карта».
Тема 5. Стратегии работы с объёмными текстами (книгами) (5 ч.)
Обучение анализу частей объёмного текста «Путешествие по главе (отрывку) книги». Анализ характеристик основных персонажей «Следуйте за персонажем». Карта осмысления и запоминания событий. Заполнение таблиц черт характера героя. Ролевая игра «Тайм – аут». Стратегии презентации книги. Доклад по книге. Рецензия.
Тема 6. Роль информации в жизни человека (3 ч.)
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом – мастерства его исполнения. Нахождение недостоверности получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации. Использование полученного опыта восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Тема 6. Полный лингвистический анализ текста (3 ч.)
Обобщение всех этапов работы. Переход от собственно языкового анализа структурных уровней к теме, проблематике, авторской позиции, эмоциональной тональности. Схема лингвистического анализа текста. Обучение контролю качества самоанализа.
Тема 7. Читательская конференция (4 ч.)
Вовлечение в совместную деятельность по обсуждению прочитанного. Групповая проектная работа: обсуждение одной книги/ нескольких книг одного автора/ нескольких книг нескольких авторов на одну тему («Тематическая читательская конференция»). Распределение ролей в группах: докладчик, знаток, опытный человек, ведущий, референт. Проведение процедуры: подготовка, выступление разных групп, обсуждение, оценка работы.
Тематическое планирование
№ | Тема и кол-во часов отводимых на изучение. | Предметное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся. | Электронные и цифровые учебно-методические материалы. | ||
6 класс | ||||||
1 | Что мы знаем о чтении. (2ч.) | Цели чтения. Беседа о важности определения цели чтения книги, параграфа учебника, статьи. Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели. Научная и художественная литература. | Определение типа и предмет книги по названию и титульному листу. Прогнозирование содержания предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Выбор книг для чтения. Индивидуальная, парная и работа в мини-группах. | https://elt.oup.com/learning_resources/subjects/gradedreading/?view=Standard&cc=ru&selLanguage=ru | ||
2 | Основная мысль текста. (2ч.) | Общие правила чтения книг. | Выполнение заданий на передачу целостной сути текста в рамках краткого абзаца. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. | | ||
3 | Ознакомительное чтение (2 ч.) | Приёмы ознакомительного чтения. Выходные данные книги. Оглавление и аннотация. Предисловие и заключение книги. Рисунки, чертежи, иллюстрации, схемы, опоры. | Изучение книги способом перелистывания, рассматривания рисунков, чтения заголовков, оглавления, отдельных фрагментов текста, осмысливание названия книги, эпиграфа. Заполнение инфо-карт. | https://learnenglishkids.britishcouncil.org/ | ||
4 | Круглый стол чтения (5 ч.) | Управляемое чтение вслух. Чтение «в кружочек». Попеременное чтение с вопросами. Чтение с остановками. «Театр у микрофона». Организация чтения дома. Стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал». | Поочерёдное чтение вслух, парная работа, чтение с остановками и постановка вопросов к содержанию текста, драматизация диалогов. Чтение от лица разных персонажей. Заполнение инфо-карты «Знаю – хочу узнать – узнал». | | ||
5 | Структура повествовательного текста (4 ч.) | Понятие о структуре текста и её функции. Предисловие и оглавление как выразители сути произведения. Оглавление – карта для путешествий по книге. Значение глав и подпунктов, выделенных автором, в структуре текста. | Выполнение заданий на перечисление и определение логики порядка расположения частей. Работа с заголовками и предисловием по определению сути, структуры, проблемы изучаемого текста. Составление целостной картины по наброскам по основным частям текста. | | ||
6 | Установление причинно – следственных связей (3 ч.) | Определение понятий «причина» и «следствие». Взаимосвязь между понятиями. Определение причины следствий и прогнозирование следствий в различных явлениях. Вопросы на выявление причинно-следственных связей. Прогнозирование последствий существования описанного явления. Установление последовательности в предложении и в тексте. | Работа над определением понятий «причина» и «следствие». Установление взаимосвязи между понятиями. Определение причины следствий и прогнозирование следствий в различных явлениях. Отработка вопросов на выявление причинно-следственных связей. Прогнозирование последствий существования описанного явления. Задание на установление последовательности в предложении и в тексте. | | ||
7 | Уровни понимания текста (4 ч.) | Соотнесение глубины проникновения в смысл с целью чтения. Приёмы поиска точного места ответа на вопрос в тексте. Стратегия «Соотношение между вопросом и ответом». Смысловые вопросы. «Море вопросов». Вопросы высокого порядка. Вопросы к автору. | Практика отработки грамматических вопросов. Практика отработки смысловых вопросов. Чтение с опорой на граф-схему «Море вопросов». Фронтальная и индивидуальная работа. | https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2287171/view | ||
8 | Ключевые понятия и их роль в тексте (3 ч.) | Понятие и его определение. Ключевые понятия и термины в научных и художественных текстах. Способы выделения автором ключевых слов. Многозначность слова. Интерпретации понятий. Словари, энциклопедии, справочная литература: типы, виды, критерии выбора. Стратегия чтения «Ключевые слова – смысловые ряды». Представление понятий в виде дерева понятий, «скелетной» карты понятий, денотантного графа, логико-смысловых моделей структурирования понятий, кластеров. Моделирование понятий с помощью графических и образных средств. | Практикум по нахождению ключевых слов и определению их точного значения в словаре и именно в данном контексте. Заполнение инфо-карт. Отработка разнообразных стратегий работы со словами. | | ||
9 | Ключевые предложения и ключевые абзацы (3 ч.) | Выделение ключевых предложений в тексте через определения утверждений, которые они содержат. Аргумент как способ выделения ключевых абзацев. Функция первого и последнего абзацев текста, начальных предложений абзацев. | Практикум по нахождению ключевых предложений. Нахождение аргументов в тексте и приведение собственных. Тренинг «Разложите текст на смысловые ряды». | | ||
10 | Поисково-просмотровое чтение (3 ч.) | Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали», чтение «слалом», чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». Интегральный и дифференциальный алгоритм чтения. | Тренинг просмотрового чтения. Анализ текстов на основе интегрального и дифференциального алгоритма чтения. Практика выполнения заданий в формате ВПР. | https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1308925/view | ||
11 | Изучающее чтение (4 ч.) | Характерные особенности изучающего чтения. Приёмы изучающего чтения. Анализ и интерпретация текста. Понимание текста. Ступени понимания. Приёмы понимания и запоминания текста. | Рассказ о собственном опыте, приведение примеров, связанных с утверждением автора. Задание «Мысли мудрых». Нахождение в тексте абзацев, содержащих выводы, подтверждения авторской мысли, явных и скрытых вопросов. | | ||
7 класс | ||||||
1 | Учебный и научный текст как объект чтения и понимания (6 ч.) | Виды информации в научном и учебном тексте. Сплошные и несплошные тексты. Интерпретация. Графические организаторы информации. Инфографика. Типы графических изображений. Представление нового содержания текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. | Практика работы с несплошными текстами. Выбор стратегии чтения в зависимости от характеристик текста: «Пирамида фактов», «Пузыри», «Матрица семантических характеристик», «Модель Фрейера». | https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2224167/view | ||
2 | Интерпретация научного и учебного текста (6 ч.) | Создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказа, плана, конспекта, тезисов, аннотации, отзыва, рецензии и т.д.). Переформулирование определения, правила, вывода. | Практика написания вторичных текстов. Переформулирование определения, правила, вывода. | https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2157278/viewhttps://edu.skysmart.ru/homework/new/1400 https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2080444/view | ||
3 | Стратегии компрессии текста (6 ч.) | Смысловое сжатие, перекодирование, преобразование информации. Свёртывание и развёртывание информации. «Аннотация – краткий пересказ – пересказ», «З – Х – У», «Графы схемы «Кольца Венна»». | Тренинг по сжатию информации. Работа с таблицами. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа. | | ||
4 | Базовые правила конспектирования и подготовки сообщений (6 ч.) | Виды и формы конспектов. Основные принципы составления опорного конспекта по В. Ф. Шаталову. Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные). Формы написания конспектов. Схема-конспект, логико-смысловая схема, структурно-логические схемы. | Выписки из текста. Подготовка конспекта статьи. Подготовка мини-сообщений по заданной теме. Фронтальная и индивидуальная работа. | | ||
5 | Методы конспектирования (8 ч.) | Метод интеллект-карт. Метод таблиц. Схематический метод. Метод боксов. Метод индексов. Метод нумерации. Метод Корнелла. Метод Билла Гейтса. Метод предложений. Метод течения. | Практика отработки методов конспектирования. Фронтальная и индивидуальная работа. | | ||
6 | Правила оформления конспекта (2 ч.) | Главные ошибки при составлении конспекта: Отсутствие плана записей и структуры. Потеря особенностей текста и чрезмерная краткость. Дословное повторение тезисов. Бессвязность и незаконченность основных тезисов. Как красиво оформить конспект – основные техники. Расставление приоритетов. Общие требования к оформлению. | Выработка собственных систем сокращений и цветовых схем. Использование интернет ресурсов. Отработка общих требований к оформлению. | | ||
8 класс | ||||||
1 | Критическое (оценочное) чтение (5 ч.) | Понятие критического чтения. Условия критического чтения. Приёмы расширения границ понимания текста за счёт других книг об авторе: биографии, критики, комментарий к тексту, справочников, первоисточников. | Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Фронтальная и индивидуальная работа. Просмотр видео с последующим обсуждением. Выполнение заданий на отработку приёмов оценочного чтения в формате PISA. | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1400 | ||
2 | Способы читательского творчества (5 ч.) | Рецензия. Отзыв. Виды читательских отзывов: отзыв-воспоминание, отзыв-ассоциация, отзыв-деталь, отзыв—рекомендация, отзыв-рефлексия, отзыв-вопрос, отзыв-исповедь, отзыв-отклик и т.д. | Практикум по составлению разных видов читательских отзывов. Фронтальная и индивидуальная работа. Работа в мини-группах. | | ||
3 | Обучение анализу качества чтения (5 ч.) | Деление чтецов на группы по индивидуальным параметрам. Диагностика качества чтения. Уровни читательской грамотности. Стратегии самодиагностики качества чтения: «Закладка – подсказка», «Рюкзак – помощник». Аутентичное оценивание. Технологии «Дневник чтения» и «Портфолио». Методики регистрации прочитанного «Информационные карточки», «Экран чтения». | Выполнение диагностики и самодиагностики качества чтения. Практикум чтения с оценочными листами. Практикум регистрации качества чтения. | | ||
4 | Изучение слова и стратегии развития словаря (4 ч.) | Стратегии развития словаря. Словарные слова. Основное и контекстное значение слова. Смысловая догадка. Организация словаря. «Словарное дерево». Стратегии «Обзор словаря», «Аналогия». Стратегии расширения словарного запаса. Различные приёмы запоминания. «Семантическая карта». Стратегии развития словаря «Обзор словаря», «Словарные игры». | Практикум различных приёмов запоминания. Практикум расширения словарного запаса. Составление тезауруса. Практикум составления «Дерева семьи слова». | | ||
5 | Стратегии работы с объёмными текстами (книгами) (5 ч.) | Обучение анализу частей объёмного текста «Путешествие по главе (отрывку) книги». Анализ характеристик основных персонажей «Следуйте за персонажем». Карта осмысления и запоминания событий. | Заполнение таблиц черт характера героя. Ролевая игра «Тайм – аут». Стратегии презентации книги. Доклад по книге. Практикум написания рецензий. | | ||
6 | Роль информации в жизни человека (3 ч.) | Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом – мастерства его исполнения. Нахождение недостоверности получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов. Выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации. Использование полученного опыта восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта. | Выполнение заданий на развитие оценочного суждения. Отработка стратегий отбора недостоверной и восполнения недостающей информации. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). | | ||
7 | Полный лингвистический анализ текста (3 ч.) | Обобщение всех этапов работы. Переход от собственно языкового анализа структурных уровней к теме, проблематике, авторской позиции, эмоциональной тональности. Схема лингвистического анализа текста. Обучение контролю качества самоанализа. | Практика полного лингвистического анализа. Практика контроля качества самоанализа. Практика написания эссе. | https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1753287/view | ||
8 | Читательская конференция (4 ч.) | Вовлечение в совместную деятельность по обсуждению прочитанного. Групповая проектная работа: обсуждение одной книги/ нескольких книг одного автора/ нескольких книг нескольких авторов на одну тему («Тематическая читательская конференция»). Распределение ролей в группах: докладчик, знаток, опытный человек, ведущий, референт. | Проведение процедуры: подготовка, выступление разных групп, обсуждение, оценка работы. Групповая работа. | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Методическая литература:
Н. Н. Сметанникова. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности) - М.: Школьная библиотека, 2005.
"Н. Н. Сметанникова Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М. : Баласс, 2013г.
Обучаем смысловому чтению: Методическое пособие / авт.-сост. Т.И. Фисенко. - Хабаровск: ХК ИРО, 2015.
Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. – М. : Неолит, 2017
Учебная литература:
Серия книг для чтения к учебнику «Английский в фокусе» 5 – 9 классы. М. : Просвещение, 2018г.
Книга для чтения «Полёт домой» - Рэбли Стивен. Л. : Пингвин-чтение, 2018г.
Интернет –библиотека классической литературы на английском языке. https://classic-literature.co.uk/
Открытая интернет-библиотека книг разных жанров современных авторов. https://openlibrary.org/
Интернет –библиотека детских книг на английском языке. https://fobook.ru/tag/детские-книги/
Интернет –библиотека публицистических и научно-популярных книг на английском языке. https://fobook.ru/tag/научные/
Рабочая тетрадь к программе курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». 5 класс /авт.-сост. В.И. Байсан, М.П. Баранова, Н.М. Журавлёва, Н.В. Литвинюк, Л.И. Петрова, Л.Ю. Тюкавкина, Т.Н. Шепелева. – Хабаровск: ХК ИРО, 2016.
Ютуб канал: Детские стихи и истории с Майклом Розеном. https://www.youtube.com/c/MichaelRosenOfficial
Материально-техническое обеспечение:
Программно аппаратный комплекс.
Персональный компьютер (ноутбук) с выходом в интернет.
Раздаточный материал на бумажном носителе и в электронном виде.