Программа пришкольного оздоровительного лагеря
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рождественская средняя общеобразовательная школа
Казачинского района Красноярского края
«Согласовано»
Заместитель главы
администрации района по
социальной политике,
начальник Отдела образования
администрации Казачинского района
Л.А.Федоненко __________________
«Утверждаю»
Директор_________ /О.А.Кириллова/
Приказ № _____________
«___» ________________ 2025г.
Программа
детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
«Орленок-турист, спортсмен, эколог»
для детей от 7 до 18 лет
Срок реализации: 21 день
Автор: Ерошкина Оксана Григорьевна,
учитель
МБОУ Рождественская СОШ
Программа принята на
педагогическом совете №__
от «____» _________ 2025г.
с.Рождественское, 2025
Содержание программы
Визитная карточка_______________________________________________________ 3
Пояснительная записка__________________________________________________4-5
Введение_______________________________________________________________6
Целевой блок профильной смены__________________________________________7
Понятийный аппарат_____________________________________________________8
Игровая модель смены____________________________________________________9
Система мотивации и стимулирования детей________________________________10
Содержание смены по периодам________________________________________10-11
Система детского самоуправления_________________________________________11
Организация коллективной творческой деятельности_________________________12
Планирование программы смены_______________________________________13-16
Режим дня_____________________________________________________________17
План – сетка смены_____________________________________________________18
Система диагностики результатов______________________________________19-23
Информационно – методическое обеспечение программы_____________________23
Работа с пед.коллективом________________________________________________23
Список источников и литературы_________________________________________24
1 | Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ Рождественская СОШ «Орлёнок-турист, спортсмен, эколог» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления обучающихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | Оздоровительные, творческие, досуговые мероприятия, приоритетным направлением является патриотическое воспитание. В программе предусмотрены как теоретические, так и практические занятия. В центре всех мероприятий ребенок, его интересы, здоровье и безопасность |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 | Разработчик программы | Ерошкина Оксана Григорьевна |
6 | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Рождественская средняя общеобразовательная школа |
7 | Адрес, телефон | 663106, Россия, Красноярский край, Казачинский район, село Рождественское ул. Пушкина, 36 8 (39196) 74 – 1 - 47 |
8 | Место реализации | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе МБОУ Рождественская СОШ |
9 | Количество, возраст учащихся | 35 обучающихся с 7 до 18 лет |
10 | Сроки проведения, количество смен | По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены - июнь 2025 г. (смена – 21 день) |
Пояснительная записка
«Если хочешь добраться быстро, - иди один.
Если хочешь добраться далеко, - идите вместе.»
© Африканская пословица
Туризм в переводе с французского языка означает прогулку, поездку, путешествие – один из видов активного отдыха. Это увлекательная и познавательная деятельность, которая позволяет им путешествовать, открывать новые места и наслаждаться красотой природы. Именно эти принципы мы взяли за основу этой смены.
Классификация туристической деятельности достаточно обширна, но в условиях смены мы выбрали два основных вида туризма: спортивный туризм и экологический туризм.
Программа «Орленок- турист, спортсмен, эколог» является комплексной и охватывает различные аспекты развития личности младших школьников. Она направлена на формирование ценностей здоровья, познания, природы, Родины и командного духа через активный отдых и заботу об окружающем мире.
В ходе смены дети будут участвовать в разнообразных спортивных состязаниях и играх, которые помогут им развивать физические навыки, выносливость и командный дух. Они будут путешествовать по прекрасным местам Малой Родины и получат возможность познакомиться с ее историей, культурой и природными достопримечательностями.
Данная программа не только о спорте и путешествиях, она так же имеет экологическую составляющую. Дети будут учиться сохранять и беречь окружающую среду, изучать животный мир и растительный мир.
Такая комплексная программа поможет детям стать настоящими туристами, спортсменами и экологами, развить в себе любовь к адаптивному образу жизни, бережное отношение к природе и окружающему миру в целом. Ребята смогут применять свои навыки и знания в реальной жизни. Ведь туризм – это не только способ получить новые впечатления, но и возможность обрести и развить навыки самостоятельности, отвагу, командный дух, любовь к своей Родине , уважение и умение защищать окружающий нас мир.
Общение с ребятами, взаимодействие с опытными и заботливыми педагогами создадут благоприятную атмосферу для развития лидерских навыков лидерства, социальной активности, коммуникации, творческого мышления и самостоятельности каждого ребенка.
Мы приглашаем детей, отправиться вместе с нами в увлекательное путешествие по миру спорта, природы и познания! Профильная смена «Орлёнок – турист, спортсмен, эколог» станет незабываемым и полезным опытом для каждого участника.
В современной России воспитание подрастающего поколения находится в зоне особого внимания государства. Формирование поколения, разделяющего духовно-нравственные ценности российского общества, является стратегической задачей на современном этапе, что отражено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996- р).
В младшем школьном возрасте ребенок не только осваивает новые социальные роли и виды деятельности – это благоприятный период для усвоения знаний о духовных и культурных традициях народов родной страны, традиционных ценностей, правил, норм поведения, принятых в обществе. «Знание младшим школьником социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение... поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений»
Формирование социально-активной личности младшего школьника в рамках данной программы основывается на духовно-нравственных ценностях, значимых для его личностного развития и доступных для понимания: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Смена в детском лагере является логическим завершением участия младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной активности «Орлёнок- турист, спортсмен, эколог» и реализуется в период летних каникул. Данная программа рассчитана на 1 лагерную смену продолжительностью 21 день.
Смена в пришкольном лагере для каждого класса, участвующего в семи треках программы «Орлята России», становится своеобразным итогом учебного года, праздником лета. В рамках смены дети закрепляют полученный в течение учебного года опыт совместной деятельности.
Содержание данной смены может быть реализовано как в одном конкретно взятом классе-отряде, так и во всех отрядах, находящихся в пришкольном лагере. Поскольку ребята, уже являются или готовятся стать участниками программы «Орлята России», предполагается, что они стремятся жить по законам и традициям содружества «орлят», исполняют «Орлятские» песни и стремятся к проявлению качеств настоящего «Орлёнка». Опыт, полученный участниками программы «Орлёнок- турист, спортсмен, эколог»», также может быть использован как пример для участников лагеря, которые еще не принимали участие в данной программе. Лично приобретенные навыки будут способствовать скорейшему ознакомлению и послужат отличным примером для подражания «будущих орлят».
Смена в пришкольном лагере основывается на игровой модели «Туристическое ассорти». Данная игровая модель обусловлена возрастной категорией детей-участников смены — 7 - 18 лет — и временными рамками (дети находятся в лагере неполный день). Для каждого дня придумывается целостный игровой сюжет, в соответствии, с которым в каждом дне определены два ключевых дела — одно на уровне отряда и одно на уровне лагеря. Всё остальное время расписано с учётом режима, обязательно включает в себя утреннюю зарядку, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе. При наличии свободного времени в программу включены экскурсии, посещение Точки роста, школьного музея, библиотек, творческих студий в ДК с. Рождественское, районных парков, а также мероприятия, связанные с региональными компонентами и тематикой дня.
Ключевыми памятными датами, взятыми за основу смены в 2025 году, являются: Год Защитников Отечества, 125 лет со дня рождения Сергея Ожегова, советского лингвиста, языковеда, лексикографа, празднование 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, – Десятилетие детства в Российской Федерации, Пушкинский день.
Целевой блок профильной смены.
Цель профильной смены -развитие социальной активности школьников средствами коллективной творческой деятельности в сфере туризма, спорта и экологии. Задачи профильной смены: -Обучающая: содействовать расширению знаний, познавательного интереса и практических умений в туристической, спортивно-оздоровительной и экологической деятельности. -Развивающая: формировать навыки сотрудничества в коммуникации и совместной деятельности. -Воспитательная: формировать ценностное отношение и понимание важности сохранения своего здоровья, защиты окружающей среды.
Предполагаемые результаты программы: Личностные: 1)Ребенок понимает значимость ведения активного образа жизни, принимает ценность здорового. 2)Ребенок учится принимать инициативу и брать ответственность за порученное дело. Метапредметные: - Ребенок учится договариваться, слушать и слышать окружающих; -Ребенок учиться работать в команде, оказывать поддержку, взаимопомощь и выручку; -Ребенок развивает свое креативное мышление; -Ребенок учится анализировать деятельность, действия, поступки. Предметные: - Ребенок учится наблюдать за окружающим миром, исследовать его, любоваться красотой природы; -Ребенок получает практические навыки туристической деятельности.
Понятийный аппарат
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации, обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Социальная активность младшего школьника – способность ребёнка включаться в специфические для его возраста виды деятельности, которые способствовали бы получению результатов, значимых для других и для себя (в плане становления социально значимых черт личности). В содержательном плане она проявляется в исполнительности и элементах инициативы, когда ребёнок включается в решение тех или иных задач, которые могут быть оценены с точки зрения ценности для общества
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом.
Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит личностно-развивающая, целе- и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребёнка, их событие.
Коллективное творческое воспитание – это система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей.
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений.
Игра – важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию.
Игровая модель смены
Предыстория смены. В далекие времена , когда еще большая часть нашей планеты была заселена дикими растениями и животными, в одной деревушке жил маленький мальчик по имени Мишка. Этот веселый, конопатый малыш был настоящим любителем приключений и никогда не уступал возможности исследовать новые места со своим лучшим другом Петькой. У них была особая связь, и вместе они покоряли вершины гор, рассматривали звезды на ночном небе и изучали таинственные потайные тропы в лесу. Однажды случилось несчастье : Мишка оказался в беде, а Петька не заметил его просьбы о помощи. Это сильно задело маленького мишку, и обиде не было конца. Его сердце заполнилось обидой, и весь мир окутался густым мраком. С годами эта обида стала камнем не душе мальчишки, и его недовольство проникло каждого, кто хотел с ним общаться. Улыбки и смех стали редкими гостями. Даже когда Мишка стал уже совсем взрослым , его сердце все еще могло простить Петьку и расчистить путь к доброте. В один прекрасный день , когда мир казался погруженным в серость , прекрасная команда дружелюбных и радостных ребят встретилась на пути Петьки. Они искрились энергией, весельем и любовью к приключениям, всплесками радостного смеха и непреодолимым духом дружбы. Петька , снова чувствуя внутри себя потаенное желание изменить прошлое, предложил ребятам устроить испытания, чтобы проверить их великолепную дружбу. Они были сильнее, чем когда – либо, Поэтому, полные решимости, были готовы принять вызов. И так началось великое испытание дружбы и доброты. Ребята предстали пред Мишкой, готовые переубедить его раскрыть свое сердце, чтобы весь мир снова ощущал радость, снова жил в мире и счастье. Игровой сюжет смены. Ребята – орлята становятся участниками Слета Содружества орлят России «Туристическое ассорти»,где, проходя испытания, она смогут показать силу настоящей дружбы и командной работы. Каждый день Слета – это новое открытие, приключение и проверка команды на дружбу, доверие, смелость, находчивость и любознательность. Показав себя истинной командой , они не раз смогут убедить мишку и Петьку, что настоящая дружба еще существует, и их дух открытий и приключений все также привлекает ребят, как и раньше. Игровая цель смены- то, к чему должны прийти. В результате Слета и прохождения испытаний дети осознают, что такое истинная дружба, командный дух, что такое Родина, и что каждый человек способен на многое при постановке правильной задачи.
Система мотивации и стимулирования детей
В течение слета ребята могут получить некоторые бонусы, позволяющие увидеть собственные достижения и достижения команды. По итогам успешного прохождения Курса юного туриста каждый ребенок получает удостоверение начинающего туриста. На протяжении всего Слета ребята зарабатывают отличительные знаки - в зависимости от того, в какой сфере деятельности они себя проявили. Собрав максимальное количество отличительных знаков одного направления деятельности, ребенок может получить звание и итоговый отличительный знак в конкретном направлении, собрав отличительные знаки различных направлений деятельности, ребенок может получить звание «Настоящий спортсмен», «Настоящий турист», « Настоящий эколог». Также можно распечатать грамоты, дипломы , сертификаты и вручить их на итоговом событии Слета.
Содержание программы смены по периодам
Содержание программы предполагает описание ключевых дел смены. Обязательным условием является неведение участников относительно ожидающих их событий: каждое утро, открывая новые страницы волшебной книги, ребята вместе со своим вожатым/учителем находят новые задания, подсказки и приглашение к продолжению путешествия в следующий тематический день.
Организационный период (1-2 дни смены) – орлята собираются вместе после учебного года, чтобы познакомиться и интересно и познавательно провести время.
Задачи организационного периода:
адаптация участников смены, знакомство с правилами лагеря, распорядком дня;
знакомство с территорией, историей и инфраструктурой лагеря;
знакомство со всеми участниками смены в форме творческих визиток отрядов;
знакомство с содержанием программы смены (ввод в игровой сюжет, информирование детей об их возможностях в смене).
Основной период (3-10 дни смены) – орлята отправляются в путешествие по неизвестной стране, открывать которую им помогают невидимые жители.
Задачи основного периода:
знакомство с культурными традициями и национальными ценностями российского народа, изучение богатств нашей Родины;
поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата;
создание условий для проявления каждым ребёнком индивидуальности, его творческого и нравственного потенциала, активности и инициативы;
приобщение детей к здоровому образу жизни;
формирование норм взаимоотношений внутри коллектива.
Итоговый период (10-21 дни смены) – орлята возвращаются из путешествия по неизвестной стране и попадают в страну где встречают Мишку и Петьку.
Задачи итогового периода:
реализация ключевого события смены по программе «Орленок – турист , спортсмен, эколог»
поднятие самооценки каждого участника и значимости для него жизни в коллективе с помощью общественного признания его индивидуальных заслуг;
награждение детей/отрядов за активное участие в программе лагеря, вручение благодарственных писем родителям и педагогам детей;
подготовка детей к завершению смены, усиление контроля за жизнью и здоровьем детей.
Система детского самоуправления
Все участники Слета в начале смены формируются в отряды. Представителями отряда могут стать ребята из одного класса или ребята из нескольких классов. Совместно определив название и девиз, выбрав отрядную песню и создав эмблему, отряд становится командой – на Сборе рождения команды». Именно на этом сборе у команды появляется имя. Данный сбор также предполагает структурное оформление команды: выборы капитана и создание групп по направлениям деятельности. Капитанами могут стать как те ребята, которые проявят инициативу самостоятельно, так и те ребята, кандидатуру которых выдвинет коллектив. В случае большого количества кандидатов на роль капитана в команде проводятся выборы с предварительным выступлением ребят, поясняющим , почему захотели стать капитанами. Тем ребятам , которым не удалось пройти на роль капитана может быть предложена роль помощника капитана в том или ином направлении деятельности. Тем самым они могут руководить группой по своему направлению. В течение смены капитану предстоит принимать решения на общих сборах капитанов, предварительно советуясь со своим коллективом , представлять интересы своего коллектива, помогать педагогу создавать настоящую команду и мотивировать ребят на прохождение Испытаний дружбы. Для того , чтобы грамотно распределить силы команды, капитан ежедневно собирается на обсуждение вместе со своими помощниками, представляющими то или иное направление. Роль помощников заключается в том, чтобы как можно лучше узнать возможности и сильные стороны ребят своей группы – кто что умеет, кто, в чем силен, кто с каким заданием может справляться. Группы по направлениям могут быть различными:
- хранители карты
-исследователи
-команда сильных, ловких и смелых.
В случае получения заданий конкретной группой, помощник капитана распределяет поручения внутри группы, самостоятельно руководя и поддерживая выполнения задания.
Организация коллективной творческой деятельности.
Методика коллективной творческой деятельности И.П. Иванова является базовой не только в течение учебного года в рамках реализации внеурочной деятельности, но и является основной в организации лагерной смены. Она включает в себя 6 последовательных этапов, через которые проходит весь коллектив- дети и взрослые:
предварительная работа (поиск идей и полезных дел)
коллективное планирование (создание плана по реализации идеи и распределение поручений)
совместная подготовка (непосредственное выполнение группами своих поручений)
реализация дела/ события( проведение подготовленного дела)
коллективное подведение итогов
работа на последействие
проводя Слет содружества Орлят, педагог при помощи коллективной творческой деятельности реализует следующие дела и события смены: Сбор-рождение команды, создание карты местности, подготовка и прохождение испытаний, подведение итогов Слета. Также любое задание , которое получат команда, проходит все 6 стадий коллективного творческого дела. Тем самым ребята учатся вырабатывать идеи и предлагать варианты решения различных задач, определять шаги по достижению цели, распределять внутри команды поручения и брать за них определенную ответственность, договариваться, взаимодействовать для выполнения задания, а так же анализировать деятельность команды и свою в этой команде.
Дни | Тематика дня | Содержание | |
1-й день | Ура каникулы. Игровой час «Флешмоб на асфальте» | Игры на знакомство и командообразование, инструктаж по ТБ, правилами лагеря | |
2-й день | Открытие смены. Тематический час «Открывая карту..» Творческая встреча орлят «Знакомьтесь, это – мы!» | Торжественная линейка открытия смены (вынос флага, исполнение Гимна) Творческая визитка команды (название, девиз, эмблема отряда) Квест «Найди карту» | |
3-й день | «Национальные спортивные игры и забавы» Время отрядного творчества «Мы – Орлята. Мы спортсмены» Игровая спортивная программа «Вместе мы сила!» | Знакомство с русскими народными играми и забавами. Игровая программа с представлением игр от отрядов, Флешмоб с элементами русского народного танца. | |
4-й день | «Устное народное творчество» Конкурс знатоков «Ларец народной мудрости», Словарь Ожегова «Найди слово» | Викторина по сказкам.
Конкурс рисунков на асфальте Акция «Говори правильно» | |
5-й день | «Природный лекарь» Экскурсия «В поисках лекарства» Конкурс знатоков природы « Юные экологи» | День безопасности. Инструктаж о правилах безопасности на природе в летний период. Тематический час «Лекарственные растения наши помощники» Создание альбома с растениями. | |
6-й день | Пушкинский день. Познавательное мероприятие « В гостях у сказки»
| Знакомство со сказками А.С. Пушкина. Викторины. Киночас Творческая мастерская « Любимая сказка» | |
7-й день | «Великие изобретения и открытия» Научно- познавательная лекция «Экология вокруг нас» Командная игра « Я эколог» | Экскурсия в ЦОС «Точка роста» Соревнование команд по решению интересных кейсов. | |
8-й день | «Природное богатство и полезные ископаемые» Экскурсия в музей Экологический час «Создание экологического стенда» | Встреча с географом, изучение полезных ископаемых на территории России Изучение экологии на территории с. Рождественское | |
9-й день | Составление маршрутных карт Игровая программа «Берегись автомобиля» Отрядные дела «ПДД для детей и взрослых» | День безопасности Игровая программа по правилам ПДД (правила движения на транспорте и пешим ходом, медицина) Создание социального видеоролика по ПДД | |
10-й день | «Открытые тайны великой страны» «Открываем Россию» Спортивно- развлекательная программа «Кто, если не мы?» | Тематический час о символах и традициях России. Спортивно-танцевальные состязания. | |
11-й день | «Национальная кухня» Знакомство с пришкольным огородом. Игра « Свари Борщ» | Конкурсно - игровая программа «Сибирские разносолы» дети делятся рецептами блюд своей семьи. Мастер-класс по приготовлению еды для детей. Игра «Энциклопедия вкусов» изучение истории знакомства России с продуктами других стран. | |
12-й день | Начало новых приключений. «Туристическое ассорти» формирование команд. знакомство с планом квеста «Собери карту» карта №1 | Игровая программа Мастер-классы (музей школы) знакомство с прикладным ремеслом. В ходе мастер класса отряды делятся на микрогруппы, задача каждой такой группы найти обрывок карты выполнив определенные задания. | |
13-й день | «Новые приключения начинаются» Экологическое путешествие по России . Карта №2 | Путешествие по России начинаем с родного села. Выявляем проблему экологии. Составляем план борьбы с загрязнениями. Применяем план на практике. | |
14-й день | Спортивно-туристические состязания. «Вместе мы всё победим» Карта №3 | Тематический час «Спорт и туризм». Знакомство детей с традиционными русскими видами спорта. Приобщать детей к активному и здоровому образу жизни. | |
15-й день | Карта №4 Курс начинающего туриста. «Открой свое тур агентство» | Игра « Я турагент» каждая команда открывает свое тур - агентство. Рекламирует свой тур. | |
16-й день | Карта №5 «Туризм и спорт» Развлекательная программа «Калейдоскоп стран» | Приурочено к празднованию дня мореплавателя или речного плавания. Игра «морской бой» Изучение достижений русских мореплавателей. | |
17-й день | Карта №6 «Спорт, туризм и экология» «Спасаем экологию села» | Создание небольшого подарка своими руками для родных и близких. Подарок из бросового материала. | |
18-й день | Карта №7 «Рисунок на асфальте» посвящен дню скорби в войне с нацизмом . | Вахта памяти, возложение цветов на мемориале, конкурс чтецов. Знакомство детей с историей величайших битв в истории России. Флешмоб на асфальте. | |
19-й день | Карта №8 День путешествий по странам, граничащим с Россией | Игровая программа «Национальности России» Презентация костюмов, песен, танцев народностей в России. | |
20-й день | Карта №9 Финальный день лагеря . Разбор карты. Финальное задание «Найти клад» | Подготовка и проведение праздника по итогам путешествия по стране. Ребята выступают одновременно в роли участников и организаторов данного события. Собирают всю карту в целое и находят клад. (приз) | |
21-й день | Карта№10 Прощание с лагерем. Чаепитие. Песни у костра | Проведение праздника по итогам путешествия по теперь уже известной стране. Ребята выступают одновременно в роли участников и организаторов данного события. Рефлексия | |
| | |
ПРИМЕЧАНИЕ: План работы дорабатывается в лагере, совместно с детьми.
Режим дня
08.30-09.00 – Сбор детей, зарядка | Выполнение традиционного комплекса физических упражнений, танцевальная разминка и разучивание флешмоба «Содружество Орлят России» |
09.00-09.15 – Утренняя линейка | Перекличка отрядов, инструктаж, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ, разучивание орлятских песен. |
09.15-10.00 – Завтрак | Начинается с творческой презентации меню, которая включает информацию о пользе продуктов. |
10.00-12.00 – Работа по программе лагеря, по плану отрядов, общественно- полезный труд | Деятельность (занятия) разделена на 45 минут и 60 минут с перерывом между ними в 15 минут. С обязательным чередованием спокойного и активного видов деятельности. |
12.00-13.00 – Оздоровительные процедуры | Подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, принятие солнечных ванн. |
13.00-14.00 – Обед | Знакомство отрядов с меню, представленным на обед. |
14.00-14.30 – Свободное время | В это время дети могут поиграть в спокойные настольные игры, почитать книги, порисовать. Кроме того, педагог может использовать это время для подведения с детьми итогов дня, проведения анализа |
14.30 – Уход домой | - |
1 день (2.06) | 2 день (3.06) | 3 день (4.06) | 4 день (5.06) | 5 день(6.06) | 6 день(7.06) | 7 день(9.06) |
Здравствуй лето Формирование отрядов Игровой час «Играю я – играют друзья» Общий сбор участников «Здравствуй, лагерь» | Открытие смены Тематический час «Открывая страницы интересной книги» Творческая встреча орлят «Знакомьтесь, это – мы!» | «Национальны е игры и забавы» Время отрядного творчества «Мы Орлята!» Игровая программа «Мы Одна команда!» | «Устное народное творчество» Конкурс знатоков «Ларец народной мудрости» «Пушкинская гостиная: Там на неведомых дорожках" | «Природны й лекарь» Экскурсия «В поисках лекарства» Конкурс рисунков «Юные художники» | «Национальны е и народные танцы» Танцевальный час «В ритмах детства» Танцевальная программа «Танцуем вместе!» | «Великие изобретения и открытия» Научно- познавательны е встречи «Мир науки вокруг меня» Конкурсная программа «Эврика!» |
8 день(10.06) | 9 день(11.06) | 10 день(13.06) | 11 день(14.06) | 12 день(16.06) | 13 день(17.06) | 14 день(18.06) |
«Природное богатство и полезные ископаемые» Экскурсия «Кладовая | Изобретаем колесо Игровая программа «Берегись автомобиля» | «Открытые тайны великой страны» «Открываем Россию» Телемост
| «Национальная кухня» Настольная игра «Экспедиция вкусов» | Начало новых приключений. «Туристическое ассорти» формирование команд, знакомство с планом квеста «Собери карту» карта №1 | «Новые приключения начинаются» Экологическое путешествие по России . Карта №2 | Спортивные состязания. «Вместе мы всё победим» Карта №3 |
15 день (19.06) | 16день ( 20.06) | 17 день (21.06) | 18день (23.06) | 19 день (24.06) | 20день(25.06) | 21 день(26.06) |
Карта №4 Курс начинающего туриста. «Открой свое турагентство» | Карта №5 «Туризм и спорт» Развлекательная программа «Калейдоскоп стран» | Карта №6 «Спорт, туризм и экология» «Спасаем экологию села» | Карта №7 «Рисунок на асфальте» посвящен дню скорби в войне с нацизмом . | Карта №8 День путешествий по странам, граничащим с Россией | Карта №9 Финальный день лагеря . Разбор карты , финальное задание «Найти клад» | Карта№10 Прощание с лагерем. Чаепитие. Песни у костра. |
Система диагностики результатов
Система диагностики результатов программы состоит из мнения педагогов, непосредственно реализующих программу, детей-участников программы и мнения независимых взрослых.
Индикаторами диагностики программы являются:
проявление ценностного отношения к Родине и Государственным символам РФ, семье, команде, природе, познанию, здоровью;
проявление ребёнком интереса к предлагаемой деятельности;
приобретение ребёнком знаний и социального опыта;
положительное эмоциональное состояние детей;
позитивное взаимодействие в команде, коллективе.
Рекомендации для оценки программы со стороны детей:
методы игровой диагностики, так как они наиболее соответствуют особенностям развития детей младшего школьного возраста и показывают максимально точный результат – полученные ребёнком знания и опыт, их мнение, эмоции, реакцию и отношение к конкретной ситуации.
Представленные ниже примеры методов игровой диагностики
Индикатор | Название и описание Методов игровой диагностики |
Проявление социально значимых качеств ребёнка и его ценностное отношение к Родине и Государственным символам РФ, семье, команде, природе, познанию, здоровью. | «Персонаж» Детям предлагается выбрать себе персонажа из сказки/былины/песни и др. на кого он похож сейчас, и на кого он хотел бы равняться, и пояснить свой выбор (чем отличаются персонажи, что понравилось в персонаже, на которого хочется равняться) «Цветик - семицветик» Ребятам предлагается нарисовать цветик- семицветик и написать на нём 7 своих пожеланий (предварительно пронумеровав каждый лепесток). В зависимости от того, что ребёнок написал, педагог может классифицировать пожелания детей: для |
| себя, для родных и близких, для своих друзей/одноклассников/отряда, для малой Родины, для страны, для всего народа, мира. Анализируя перечень пожеланий, можно определить направленность личности ребёнка. «Одна картинка – два ответа» Детям предлагаются различные картинки с ситуациями (представленные на экране или распечатанные), отражающие качества человека или какие-либо ценности, и варианты ответов: «согласен», «не согласен». После того, как ребята выбрали ответ, педагог просить пояснить, почему они выбрали ту или иную позицию. |
Проявление ребёнком интереса к предлагаемой деятельности. | «Если бы я был волшебником» Детям предлагается сыграть в игру «Если бы я был волшебником», и подумать, какой день или какие события смены они бы хотели прожить ещё раз (вернуться назад и узнать больше). «Интересный вагон» Из бумажных/картонных вагончиков педагог составляет своеобразный поезд. Детям предлагается выбрать персонажа/человечка и прикрепить его к определенному вагончику (как бы поместить его туда). Вагончики подписаны: здесь могут быть спортивные игры и соревнования, изготовление поделок и сувениров, танцевальные мастер-классы, интеллектуальные игры и другие яркие, эмоциональные или содержательные события смены. Таким образом ребята смогут увидеть, у кого из отряда такие же интересы, как и у них, а педагог может зафиксировать наиболее результативные дела как на |
| уровне отряда, так и на уровне лагеря. «Живая анкета» Детям предлагается ряд вопросов/утверждений (они могут быть как серьёзные, так и шуточные, с подвохом), на которые можно будет ответить по разному: 1 вариант: все, кто согласен, хлопают, кто не согласен – топают; 2 вариант: встают несколько ребят, и каждый из них представляет какой-то определенный ответ на вопрос. Их задача – сосчитать, сколько раз им хлопнули по ладошке. Задача ребят в зале – подбежать и «дать пять» тому человеку, с ответом которого он согласен. |
Полученные ребёнком знания и социальный опыт. | «Кидаем кубик» Детям предлагается бросить кубик и рассказать, что он запомнил после того или иного дела, используя то число слов/фраз, какое выпало на кубике. «Сто к одному» Дети разбиваются на небольшие команды или играют каждый за себя, если в отряде небольшое количество человек. Педагог задает вопросы по всему пройденному во время смены материалу: правилам, информации, мероприятиям, играм, конкретным ситуациям, творческим делам. Задача участников – как можно точнее вспомнить событие и ответить на вопросы. |
Эмоциональное состояние детей | «Живая картина» Детям предлагается создать «живую картину» под музыку. Каждый ребёнок пробует изобразить мелодию, как он её чувствует – начинает один, остальные произвольно присоединяются. В итоге получается единый движущийся сюжет, где |
| задействованы все ребята. «Наш отрядный рецепт» Ребятам предлагается создать воображаемое блюдо и каждому внести собственный ингредиент, соответствующий своему эмоциональному состоянию. Ингредиенты могут быть представлены в виде различных картинок, чтобы наглядно продемонстрировать полученный «рецепт дня» (это может быть что-то сладкое, горькое, солёное, острое, приятное и т.д.). «Цветной сундук» Детям выдается большой лист бумаги с изображением сундука и предлагается его раскрасить. Каждый выбирает для раскраски какой-то элемент изображения и цвет в зависимости от самочувствия. Оранжевый – если они хорошо себя чувствуют, нашли друзей и готовы принимать участие в событиях; голубой – если всё хорошо, но есть что-то, что им не совсем нравится; фиолетовый – если им скучно и хочется домой. |
Взаимодействие в команде, коллективе | «Золотая коллекция» Детям предлагают каждому взять по три разных медали и вручить их: тому, кому хочется сказать спасибо за сегодняшний день; тому, кто стал твоим другом и поддержит тебя в любой момент. «Кругосветное путешествие» Детям предлагается каждому лично на листочке написать, кого бы из ребят он взял с собой в кругосветное путешествие, зачем бы они туда поехали и какие предметы им бы там пригодились. «Я и моя команда» Детям предлагается на общей картине |
| расположить человечка со своим именем, там, где он считает нужным (с кем-то рядом, в центре событий, или отдельно от всех). Затем ребята могут поделиться своим выбором места. Метод классической социометрии |
Оценка реализации программы со стороны внеотрядных педагогов/родителей осуществляется следующим образом:
обратная связь о смене в форме анкеты со стороны родителей (законных представителей) детей
Методические рекомендации программы смен «Орленок – турист, эколог, спортсмен» для проведения в детских лагерях Российской Федерации;
Наличие программы деятельности детского оздоровительного лагеря, плана проведения мероприятий смены.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
педагогические советы: знакомство с программой лагерной смены, с направлениями Российского движения школьников, педсовет в основной период «Организация действенного самоуправления», итоговый педсовет «Итоги работы смены»;
ежедневные планерки в течение всей смены;
инструктажи по ТБ:
по профилактике негативных ситуаций на улице, в местах общего пользования;
по пожарной и электро - безопасности для детей пришкольного лагеря;
по обеспечению безопасности перевозок организованных групп автомобильным транспортом;
программа вводного инструктажа для детей и подростков в детском оздоровительном лагере.
Работа с вожатыми:
контроль за оформлением и информационным обновлением отрядных уголков;
методические указания и контроль при работе с отрядами в подготовительный период мероприятия;
контроль за соблюдением режимных моментов и распределения нагрузки детей с учетов сложности задания, временных периодов нагрузки и соответствие единой концепции тематики дня.
Список использованных источников и литературы
Аракелян Ю.А. «Смена маленького роста»: сборник информационно- методических материалов в помощь воспитателю детского лагеря, работающему с детьми 6-11 лет / Ю.А. Аракелян, А.А. Зарипова, С.И.
Багапова Л.Д. «Мгновения отличного настроения»: методический сборник игр и упражнений для отрядного педагога / Л.Д. Багапова, А.А. Сайфина, Н.А. Сакович. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 40 с.
Беляков Ю.Д. «Методика организации коллективных творческих дел и игр»: методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 80 с.
Зубахин А.А. «Откроет целый мир вожатый»: книга отрядного вожатого «Орлёнка» / А.А. Зубахин, А.В. Яблокова. ФГБОУ ВДЦ
«Орлёнок», 2015. – 336 с.
Ковалёва А.Г. «Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.
Можейко О.В. «Сто незаданных вопросов»: сборник информационно- методических материалов в помощь отрядному воспитателю
«Орлёнка». Издание 2-е, переработанное. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2018. –108 с.
Столярова В.В. «Развитие детской активности и инициативы»: методическое пособие. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2015. – 80 с.
Чукина М.В. «Сказки-подсказки»: методическое пособие / М.В. Чукина, Ю.С. Шатрова. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 64 с.
Шмаков С.А. «Летний лагерь: вчера и сегодня»: метод. пособие. Липецк: Инфол, 2002. – 384 с.
2