Программа тематической профильной смены «Химическое лето в "Соколе"» (7–11 классы)
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики крым
«детский оздоровительный центр «сокол»
ул. Ленина, 40, с. Соколиное, Бахчисарайского р-н, Республика Крым, 298475 тел. (06554) 6-42-42, факс (06554) 6-42-42
Программа тематической смены
естественнонаучной направленности
«Химическое лето»
с 01 июня по 21 июня 2019 г.
Утверждаю
Директор ГБОУ ДО РК «ДОЦ «Сокол» ____________Матвеева В.А Приказ № __ от «___» ______ 2019Информационная карта
Полное название программы | Тематическая смена «Химическое лето в «Соколе» |
Название организации | Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «ДОЦ «Сокол» |
ФИО руководителя организации | Матвеева Валентина Анатольевна |
Адрес организации | 298475, Республика Крым Бахчисарайский район с. Соколиное ул. Ленина 40 |
Направление программы | естественнонаучное |
Основания для разработки | Конвенция ООН о правах ребенка; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Национальный стандарт «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» ГОСТ Р52887-2018 Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей в части создания авторских программ работы педагогических кадров (Письмо Минобрнауки №09-260 от 26.10.2012) Методические рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей (Письмо Минобрнауки №09-613 от 01.04.2014) (Опыт работы ВДЦ «Орленок» и «Океан») |
Партнеры реализации программы | Министерство экологии Республики Крым |
Адресат программы | Дети Республики Крым, занимающиеся в детских объединениях естественнонаучного направления |
Цель программы | Создание благоприятных условий для организации досуга и укрепления здоровья учащихся, включая их в социально значимую, творческую деятельность; |
Задачи программы | формирование исследовательских навыков и умений; воспитание экологической культуры и расширение представления о многогранности окружающей природы; профориентация детей |
Сроки реализации программы | Смена 21 день |
Краткое содержание программы | Лагерь- Научная лаборатория Отряд – Химические формулы Воспитанники – Химические элементы Вожатые –Лаборанты Собираем мономеры для создания Полимера, который в повседневной жизни широко используется в различных сферах жизнедеятельности человека. Мономеры можно получить, участвуя в разных мероприятиях смены и выполняя дополнительные задания организаторов. |
Ожидаемый результат | 1. Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, коммуникативные и организаторские навыки 2. Раскрытие творческого потенциала и навыков работы в группе через КТД. 3. Ориентация на ЗОЖ, сознательное отношение к здоровью через проведение спортивно – оздоровительных мероприятий. 4. Социальная активность, уверенность в своих силах и действиях через участие в мероприятиях. 5. Получение положительного эмоционального заряда в целом от летнего отдыха. |
Финансирование программы (источник, объем) | Средства бюджета Республики Крым. |
Телефон, электронный адрес, сайт организации | +7 (36554) 6-44-35 приемная sokolpriemnaya@yandex.ru Sokol.com.ru |
Пояснительная записка
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, обучения и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение краткосрочной лагерной смены.
Лето – это время открытий и приключений, время игры, событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.
Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: с помощью, каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились в поле зрения взрослых. Важно также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения условий конкретного образовательного учреждения.
Краткая характеристика участников программы
В целом, программа универсальна, может использоваться для работы с детьми из разных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Предполагаемый средний возраст участников программы –13-18
География участников: Дети республики Крым
Условия участия: Дети, занимающиеся в детских объединениях естественнонаучного направления
Целевой блок программы
Цель
создание благоприятных условий для организации досуга и укрепления здоровья учащихся, включая их в социально значимую, творческую деятельность;
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья.
Задачи программы
формирование исследовательских навыков и умений;
— воспитание экологической культуры и расширение представления о многогранности окружающей природы
-профориентация детей
формировать умения выполнять исследования и эксперименты в природе;
продолжить воспитание ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по её охране;
создать экологический уголок и ландшафтную фотозону на территории лагеря.
Обучить:
- умению работать в команде
- углублению и расширению теоретических знаний по химии, биологии и экологии
- организации работы по определения экологического состояния местности
- мерам безопасности при обращении с растениями и насекомыми, определение ядовитых и занесенных в Красную книгу
- системе оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей, укреплению здоровья, закаливанию организма
- навыкам выживания в природных условиях
- особенностям животного и растительного мира на территории лагеря
- оказанию доврачебной помощи, приобретение опыта спасательных работ
- природным, археологическим, краеведческим особенностям на территории пребывания и Республике Крым в целом
Развить:
- пробуждение интересов к здоровью и его сохранению, мотивацию к здоровому образу жизни
- и совершенствовать химические знания, умение применять их на практике
- экологические знания, полученных во время обучения и пребывания в лагере
- экологическое сознание и правила пребывания на природе и бережное отношение к ней
- экологическую культуру, приобщение к культуре края, понимание общей судьбы природы и человека
- интерес воспитанников к естественным наукам, к исследовательской деятельности природы, выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии
- навыки экспериментальной работы и научных умений
- творческий потенциал ребёнка, включать его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность
- умения работы с объектами в естественных и лабораторных условиях
- географический кругозор, ознакомить воспитанников с природно-климатическими особенностями местности
Воспитать:
- нормы и навыки полноценного развивающегося общения
- интеллигентность и порядочность, культуру и привитие навыков экологического поведения к природоохранительной деятельности
- активное и ответственное отношение к окружающей среде;
- экологическое мировоззрение и поведение детей
- активную жизненную позицию, чувства личной ответственности за состояние природы родного края, мотивации распространения этого мировоззрения среди друзей, одноклассников и родителей
- умение грамотно устранять последствия своего пребывания в природе
Ожидаемые результатыПроанализировав личный опыт, изучив педагогические технологии других лагерей, имеющих схожую специфику, была разработана программа «Химическое лето в Соколе» (сюжетно-ролевая игра).
Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, коммуникативные и организаторские навыки.
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
Качественная организация отдыха;
Повышение уровня биологических и химических знаний и их применение;
Сформированность исследовательских компетенций;
Получение знаний об окружающей их природе и понимания ее ценности;
Создание экологического уголка и химической фотозоны в лагере.
Улучшение соматического и физического здоровья детей.
Обеспечение потребностей личности в творческой самореализации.
Содействие интеллектуальному, духовному и физическому развитию воспитанников.
Подготовка к активной профессиональной и общественной деятельности.
Создание условий для социальной защиты и организации содержательного досуга в соответствии со способностями, одаренностью и состоянием здоровья.
Развитие творческих и экологических знаний, расширение интеллектуального кругозора воспитанников лагеря – умение оценивать и использовать полученные знания в области эколого-биологических проектов и профессий в своих научных и исследовательских работах.
Использование участниками лагеря необходимых природоохранных навыков: свободно взаимодействовать с другими детьми, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, ориентироваться на местности, знать растительный и животный мир и бережно относиться к природному фонду.
Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – выполнение заданий, создание проектов и т.п.
Профессиональное самоопределение через знакомство и творческие работы.
Формирование разносторонне развитой личности в эколого-биологической деятельности.
Четко сформированное представление о мире профессий, их специфике.
Ранняя профессиональная ориентация, получение опыта профессиональных действий через проведение и участие в мастер-классах, кружках, тренингах, онлайн встречах
Раскрытие творческого потенциала и навыков работы в группе через КТД.
Ориентация на ЗОЖ, сознательное отношение к здоровью через проведение спортивно –оздоровительных мероприятий.
Социальная активность, уверенность в своих силах и действиях через участие в мероприятиях.
Получение положительного эмоционального заряда в целом от летнего отдыха.
Рефлексия с родителями, как важными субъектами выбора будущей профессии детей.
Результат для ребенка:
благополучие ребенка, укрепление его физического здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни;
приобретение ребенком опыта взаимодействия на основе сотрудничества, развитие культуры общения;
расширение кругозора;
проба ребенком новых социальных ролей, обогащение социального опыта;
формирование потребности в активном образе жизни, социально полезной деятельности, развитие у детей навыков самостоятельной организации жизнедеятельности, организаторских, лидерских качеств;
приобретение практических навыков прикладного и декоративного искусства;
Результат для педагога:
реализация личностного потенциала, интереса по профилю, обогащение собственного педагогического опыта;
научиться работать, исходя из педагогической ситуации (подбирать средства, формы, технологии);
отработка разнообразных способов подготовки и реализации отрядных, общелагерных дел, форм детского соуправления;
формирование вожатского отряда, педагогического коллектива
По окончании смены у ребенка будет:
создана мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
развита индивидуальная, внутренняя духовная культура, приобщение к экологически важной и творческой жизни;
развит навык работы в коллективе, с учетом развития коммуникативных, познавательных и эколого-биологических знаний;
создана мотивация к активной жизненной позиции в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
расширен кругозор, сформирован интерес к экологии и защите окружающей среды;
развит и повышен уровень знаний в области экологии и биологии, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка за счет насыщенной программы и культурно-массовых мероприятий
Схема управления программой
Министерство образования и науки РК Крым | |
ГБОУ ДО РК «ДОЦ «Сокол» | ГБОУ ДО РК «ЭБЦ» г.Симферополь |
Руководитель смены – директор ГБОУ ДО РКДОЦ «Сокол» Координатор реализации программы – начальник отдела дополнительного образования и организации отдыха детей и молодежи | |
Педагоги дополнительного образования | |
Воспитатели и вожатые | |
Участники смены |
Ресурсы:
Организационные:
- заключение договора с эколого-биологическим центром
- с лесниками
- согласование природных троп с Роспотребнадзором
Информационные:
- разработка концепции рекламы
- изучение и использование групп в интернете, сайты
- создание промороликов и статей
- материалы Красной книги
- фильмы о природе и экологии
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа реализуется на базе ГБОУ ДО РК «ДОЦ «Сокол», Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, д.40
В реализации программы участвуют:
Директор лагеря;
Начальник отдела дополнительного образования и организации отдыха детей и молодежи;
педагоги-организатор;
воспитатели и вожатые;
инструктора по физкультуре;
медицинская сестра;
старший воспитатель;
педагоги дополнительного образования;
работники пищеблока;
технический персонал.
специалисты ГБОУ ДО РК «ЭБЦ»
специалисты Министерства экологии Республики Крым
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией лагеря и ГБОУ ДО РК «ЭБЦ». Все участники воспитательного процесса проводят работу с воспитанниками по общелагерному плану на смену. Все участники воспитательного процесса несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана работы, организацию детей для проведения лагерных мероприятий. Вожатые занимаются организацией, подготовкой мероприятий.
Материально- техническое обеспечение программы
Что необходимо | Для чего | Источник |
Летняя площадка, эстрада с экраном и проектором Костровая Стадион Актовый зал с мультимедийным оборудованием | Для организации общих сборов, познавательных, обучающих, развлекательных мероприятий | ГБОУ ДО РК ДОЦ «Сокол» |
Лекционные аудитории , помещения, библиотека биологическая переносная лаборатория - лейки, горшки - семена и саженцы | Для проведения обучающих занятий, мастер классов | ГБОУ ДО РК ДОЦ «Сокол» |
Отрядные места | Для подготовки к общим и отрядным делам, проведение отрядных огоньков | ГБОУ ДО РК ДОЦ «Сокол» |
Стадион. Спортивные площадки для игры в футбол, волейбол и баскетбол. | Для проведения спортивных мероприятий |
Критерии и способы оценки качества реализации программы
Уровень достижения заявляемых в программе результатов.
Уровень удовлетворенности детей, родителей.
Уровень удовлетворенности организаторов программы
1. Уровень достижения заявляемых в программе результатов. | |||
Показатели | Методы | Методики | |
Личностная самооценка | Анкетирование, беседа, наблюдение, анализ результатов стартовой / итоговой диагностики | Тест в модификации Л.П. Пономаренко «Какова ваша самооценка» | |
Мотивация и активность | Индивидуальный рейтинг воспитанника, наблюдение за обсуждением итогов дня | Методика Е.Н. Степанова «Личностный рост» | |
Сформированность коммуникативных качеств (тип сотрудничества) | Деловые игры, дискуссионные методы, анкетирование, наблюдение | Тесты на контактность тест-игра «Расскажи мне обо мне»; тест «Знаете ли вы себя» | |
Сформированность детского коллектива | Коллективные дела, рейтинг группы в общелагерных мероприятиях | Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», «Мой отряд» (рисунок, сочинение и др.) | |
2. Уровень удовлетворенности детей, родителей. | |||
Удовлетворенность качеством программы | социологический метод анкетного опроса | ||
Удовлетворенность материально-техническим обеспечением программы | социологический метод анкетного опроса. | ||
Профессиональное мастерство организаторов программы(персонала) | социологический метод анкетного опроса | ||
Качество информационного сопровождения программы | социологический метод анкетного опроса | ||
3. Уровень удовлетворенности организаторов программы | |||
Трудовые отношения | Анкетирование | ||
Удовлетворение от работы | Анкетирование | ||
Эффективность работы | Анкетирование | ||
Руководство учреждения | Анкетирование | ||
Качество организации труда | Анкетирование |
Диагностика программы и смены в целом:
сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);
промежуточная диагностика позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации ("Мой отряд и природа едины" (рисунок, сочинение и др.))
итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы (опрос, анкеты)
видео-фильм.
Содержание и средства реализации программы
Этапы программы
I этап – подготовительный (февраль – май):
- Написание плана деятельности, подготовка документов.
- Разработка и утверждение практического блока реализации программы.
- Подбор педагогических кадров, создание совета по подготовке, организации и проведении профильной смены.
- Методическая подготовка педагогического состава, по ведению образовательных и практических блоков.
- Проведение вводных инструктажей, инструктажа по технике безопасности.
- Формирование предварительных списков участников лагерной смены.
- Подготовка материально-технической базы для реализации программы;
- Разработка культурно-массовых, игровых, спортивных мероприятий.
II этап – основной (июнь)
Реализация смены «Химическое лето в «Соколе»
III этап - заключительный (август)
Анализ, подведение итогов смены, написание отчетов.
Освещение лагерной смены в СМИ, на официальном сайте организации, в социальных сетях.
Игровая легенда смены | Программа предлагает через проведение системы скоординированных действий и мероприятий, «погрузить» ребенка в процесс осознания своего места в мире, выбора профессии, привить интерес к естественнонаучным дисциплинам (более подробно говорим о химии, так как 150 лет таблице Менделеева) |
Логика развития смены | |
Информационно-ознакомительный блок. Организационный период (1, 2, 3-й дни) | Основной деятельностью этого этапа является: проведение разведки интересных дел (Хроника событий смены); знакомство друг с другом, воспитательным составом, окружающей местностью; проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; запуск игровой модели; формирование органов самоуправления, распределение ролей и обязанностей; знакомство с законами и правилами жизнедеятельности лагеря (пресс-конференция с организаторами смены, открытые заседания клуба «Здоровье» |
Ключевые системообразующие дела | Профориентационное тестирование. Знакомство: «Большое рукопожатие; фестиваль «Важное дело»; спор клуб «Я или мы» |
Основной период смены (4–17-й дни) | На данном этапе осуществляется организация жизнедеятельности детей по программе: реализация основной идеи программы: работа детей и подростков в различных видах коллективно-творческих дел; организация деятельности органов самоуправления; организация работы детей в кружках, запуск проекта «Экология и я» реализация программы по профориентационной работе-встречи со специалистами – представителей различных профессий участие в мастер классах работа по укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников лагеря работа клуба «Здоровье» вовлечение детей в подготовку и проведение интеллектуальных и художественно-творческих мероприятий |
Общелагерные дела (события смены) | веревочный курс «По тропинкам лагеря»; Ток шоу «Жить, гореть и не угасать!»; Игровая программа «Тайна времени»; Конкурс плакатов «Чистая планета»; |
Итоговый период смены (18, 19, 20, 21-й дни) | Основной идеей этого этапа является подведение итогов смены: отрядная минутка «Письмо для друга…» подведение итогов работы смены; Фото – тайм «10 любимых кадров» самодиагностика, рефлексия каждого участника в области личностного продвижения, формирования коммуникативных умений; проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены; составление итоговой диагностики по аналитическому материалу |
Общелагерные дела (события смены) | Фестиваль фото инсталляций «Таблица Менделеева» «Юсуповский квест»; Защита Ландшафтного проекта «Химическая поляна» Театрализованный вечер «Один день из жизни сахара» «Бал химических элементов» |
Образовательный блок программы
Направления деятельности Учреждения в сфере дополнительного образования интегрируются в каждую планируемую смену.
Механизм их реализации через систему работы по данным направлениям.
Художественное направление | Творческая экология |
Естественно-научное | Удивительный микромир |
Социально-педагогическое | Психологический театр общения |
Физкультурно-спортивное | Шашки и шахматы |
Туристко-краеведческое | Спортивный туризм |
Спортивно-оздоровительный блок: организация занятий спортом, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни; вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность.(работа клуба «Здоровье», спортивно -массовые мероприятия )
Информационно-методическое обеспечение,
система анализа реализации программы
Оценка реализации программы происходит основе анализа результатов мониторинга
качества организации жизнедеятельности детей в лагере, при котором каждому обеспечивается возможность целесообразной самореализации в различных видах деятельности и проявления ценностно-значимых качеств личности
эффективности педагогической деятельности
удовлетворенность родителей программой смены в детском оздоровительном лагере.
Объект мониторинга – воспитательное взаимодействие детей и взрослых в период краткосрочного пребывания детей в оздоровительном лагере.
Критерии эффективности работы | Показатели | Методы сбора информации | Периодичность | Индикатор/ результат |
Социальные компетенции | -дети берут на себя ответственность за принятие решений; - дети используют конструктивные способы выхода их конфликтных ситуаций; - дети принимают участие в работе органов самоуправления; - дети планируют совместную деятельность, распределяют полномочия; - соблюдение правил личной гигиены. - освоение ребенком новых социальных ролей, обогащение, социального опыта; - самостоятельно организуют свою жизнедеятельность (самоорганизация, самообслуживание) | Наблюдение Рефлексия в процессе огонька как формы отрядной деятельности Опросник «Готовность к саморазвитию» (Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М.: «ВАКО»,2004,27 2 с.) | Начало и конец смены | Не менее 70 – 75% детей демонстрируют освоение компетенции в различных видах деятельности По результатам «Социометрии» коэффициент удовлетворенности коллективом должен составлять не менее 50 – 65%; |
Коммуника-тивные компетенции | дети имеют представления об общечеловеческой морали (доброте, взаимопонимании, толерантности, милосердии), о морально-этических категориях; - имеют представление об общемировых процессах развития общества, исторических проблемах | Наблюдение Рефлексия в процессе «огонька» как формы отрядной деятельности | В начале и конце смены | Не менее 70 – 75% детей демонстрируют освоение компетенции в различных видах деятельности |
Гражданские компетенции | дети знают свои права и обязанности как члена общества, - поведение детей не выходит за рамки административных и иных норм российского государства, - дети знают символику, гимн РФ, президента РФ, - дети проявляют инициативу в планировании и осуществлении социально – полезной деятельности | Наблюдение, Рефлексия в процессе «огонька» как формы отрядной деятельности | В течение всей смены | Не менее 70 – 75% детей демонстрируют освоение компетенции в различных видах деятельности |
Межкультурная компетенция, толерантность | дети проявляют толерантность к другим членам временного коллектива, - дети уважают людей других национальностей, вероисповеданий, | Наблюдение, Рефлексия в процессе «огонька» как формы отрядной деятельности | В течение всей смены |
Принципы деятельности лагеря.
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Механизмы и условия реализации программы.
1. Мотивационные условия.
Любая деятельность в смене должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
2. Кадровые условия.
— Воспитатели — организуют работу смены;
— Медицинские работники — обеспечивают оздоровительную работу с детьми,
— Повар столовой – обеспечивает питание,
— Технический персонал – обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и прилежащей территории.
3. Педагогические условия.
Соответствие направления и формирования работы целям и задачам профильной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в мероприятиях дополнительного образования по интересам;
— отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
— Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
— Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
4. Методические условия предусматривают:
— наличие необходимой документации, программы, плана;
— проведение инструктажа с участниками смены;
— наличие сети Интернет для теоретической подготовки;
— наличие методической литературы.
Формы и методы реализации программы
Данная программа реализуется через использование групповых и индивидуальных познавательно-игровых форм работы.
В программе использованы методы работы:
- стимулирующие детей к постоянному пополнению знаний (викторины, игры, тренинги, беседы, подготовка устных журналов, просмотры фильмов, лабораторные работы, лекции),
- развивающие творческую и физическую активность (мастер-класс, игры, и соревнования),
- формирующие творческие и интеллектуальные способности (конкурсы, инсценировки, постановки, творческие и практические занятия, проекты на экологическую тематику и по ландшафтному дизайну и др.).
-формирующие воспитание бережного отношения к природе
Все формы и методы имеют практическую направленность.
Сюжет смены
Лагерь- Научная лаборатория
Отряд – Химические формулы
Воспитанники – Химические элементы
Вожатые –Лаборанты
Собираем мономеры для создания Полимера, который в повседневной жизни широко используется в различных сферах жизнедеятельности человека.
Система стимулированияЗа каждое большое тематическое мероприятие отряд получает мономер (звено)часть полимера. В результате смены должен быть собран полимер.
Чем больше успехов, тем интереснее получится полимер.
В конце смены отряд, получивший наибольшее количество дополнительных материалов, награждается почётной грамотой (дипломом или подарком, лентой желаний, сувениром) за активное участие в жизни лагеря.
Список литературы, использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее реализации
Байбородова, Л.В. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании : учебное пособие / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова;
Добренко А.Ю. Мечтаем, учимся, играем: рекомендации по организации тематических и профильных смен в ДОЦ. – Соликамск, 2002г.
под общ. ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. – 345 с.
Дворцова, Н.Б. Инновационные идеи в моделировании воспитательной системы образовательного учреждения : учебно-методическое пособие /Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. – Саратов : Научная книга, 2005. – 32 с.
Копытина, О.И. Организация работы в оздоровительном лагере: теория и методика : учеб.-метод. пособие / О.И. Копытина, М.Л. Самойлова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Курганский гос. ун-т. – Курган : КГУ, 2011. – 116 с.
Лаврентьева.З.И. Международное сотрудничество лагерей / З.И. Лаврентьева // Народное образование. – 2014. – № 2. – С. 51–54
Попова И.Н. Развивающий детский отдых:методики и технологии организации: методическое пособие для работников сферы управления системой отдыха и оздоровления детей.ю педагогов-воспитателей, вожатых/И.Н. Попова
Степанов. Е.Н. Программирование деятельности по созданию воспитательной системы класса / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2012. –№ 1.
Электронный ресурс
http//vlager.edu.ru/
https://fcdtk.ru/https://soiro.ru/sites/default/files/doly_proektirovanie_programm_maket.pdf
Приложения
План сетка смены
Режим дня
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой ГБОУ ДО РК «ДОЦ «Сокол»
Анализ удовлетворенности образовательными услугами
Фото и видео материалы в альбомах группы https://vk.com/sokol_camp
Приложение 1 Утверждаю Директор ГБОУ ДО РК «ДОЦ «Сокол» Матвеева В.А. _____________________ Приказ № __ от «___» ________ 2019 г.
План-сетка программытематической сменыэколого-биологической направленности «Химическое лето в Соколе»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Заезд, знакомство с территорией лагеря Игры на знакомство (в отряде) 17.00 Знакомство «Химический экспресс» 20.00 «Мелодии дружбы» | Оформление отрядных уголков Инструктажи Игры на выявление лидера (в отряде) 16.30 Занятия в кружках и секциях 20.00 Вечер знакомств «А вы то, кто?» | Анкетирование Выборы актива отряда Занятия в кружках и секциях 17.00 Репетиция вечернего мероприятия 20.00 Открытие смены«Химическое лето» | Смотр отрядных уголков Занятия в кружках и секциях Игры на сплочение отряда 17.30 Открытие МОИ 20.00 Спортивная программа «Навстречу здоровью» | Отрядные соревнования по Классикам Занятия в кружках и секциях 17.00 Работа над проектом «Эко-проекты будущего» 20.00 командный конкурс «Время опытов» | Туристический поход Занятия в кружках и секциях 17.00 Инстаграм-конкурс «Я к вам пишу…» 20.00 Литературный марафон «Там на неведомых дорожках» (по творчеству А.С.Пушкина) | Туристический поход Общелагерные соревнования по классикам Занятия в кружках и секциях Экологическая тропа 20.00 – презентация проектов «Эко-проекты будущего» |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Туристический поход Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» Занятия в кружках и секциях Конкурс скороговорок в отряде 20.00 игровая программа «Активный как натрий» | Отрядный турнир по прыжкам на скакалке Занятия в кружках и секциях 20.00 Театрализованный вечер «Один день из жизни сахара» | Анкетирование Занятия в кружках и секциях 17.00 работа над ландшафтным проектом фотозоны «Химическая поляна» будущего» 20.00 Интеллектуальная игра «Наука для знатоков» | День самоуправления Занятия в кружках и секциях 10.00 Защита Ландшафтного проекта «Химическая поляна» Чемпионат по настольным играм 20.00 Конкурсная программа «Моя планета-мой дом» | День России Тематическая линейка Флешмоб «Три цвета-один путь» Занятия в кружках и секциях Книжная выставка «История Государства Российского» информационно-познавательный час (в библиотеке) «Я люблю тебя,Россия!» «Символы России» (беседа в отряде) 17.00 Выставка творческих работ 20.00 Концертная программа «Мы -будущее России» | Туристический поход Минутка здоровья «Берегите глаза» Занятия в кружках и секциях Игра «Тайный друг» 20.00 Танцевальный батл Вожатые &дети | Туристический поход Экологическая тропа Занятия в кружках и секциях Общелагерный турнир по double dutch 17.00 Репетиция вечернего мероприятия 20.00 Минута славы |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки» Занятия в кружках и секциях 17.30 Химический фотоквест 20.00 Видео-памятка «Вода-это жизнь» | Туристический поход Занятия в кружках и секциях Репетиция вечернего мероприятия 20.00 Песенный конкурс «Формула любви» | Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес». Занятия в кружках и секциях Экологическая тропа 20.00 игра-эстафета «Нахимичим вместе» | Туристический поход Занятия в кружках и секциях Фотоальбом «Жизнь химических элементов в лагере» 20.00 Вечер «Формула хороших дел» | Анкетирование финальное Занятия в кружках и секциях 20.00 Закрытие МОИ Спортивное мероприятие | 10.00 «Элемент Ладошки» 16.30 Репетиция вечернего мероприятия 20.00 «Бал химических элементов» Закрытие смены Награждение Прощальный костер | Акция «Чистая планета» Отъезд |
Приложение 2
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ ДО РК
ДОЦ «Сокол»
________Матвеева В.А.
РЕЖИМ ДНЯ В ЛАГЕРЕ
КОГДА? | ЧТО? |
8.00 | Подъем детей |
8.30 | Зарядка |
8.45 | Утренний развод (старт дня) |
9.00 | Завтрак |
9.30-13.30 | Занятия в кружках и секциях, тематические площадки, мастер-классы, спортивные соревнования |
13.30 | Обед |
14.30-16.00 | Дневной отдых |
16.15 | Полдник |
16.30 | Занятия в кружках и секциях, игры на свежем воздухе, спорт, подготовка к вечерним мероприятиям и мероприятия |
19.00 | Ужин |
20.00 | Вечернее мероприятие |
21.00 | Второй ужин |
21.15 | Дискотека/кино |
22.00 | Вечерняя свечка |
22.30 | Отбой |
Приложение 3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дополнительной общеобразовательной программы в рамках летней оздоровительной смены
«Химическое лето в Соколе»
№ | Изучаемая тема | Кол-во часов всего | Теорет. | Практ. |
1 | Основные химические понятия | 2 | 1 | 1 |
2 | Строение атома. Периодическийзакон периодическая система элементов Д.И. Менделеева | 2 | 1 | 1 |
3 | Химическая связьи строение вещества | 2 | 1 | 1 |
4 | Общие закономерности течения химических реакций | 2 | 1 | 1 |
5 | Основныеклассы неорганических веществ | 2 | 1 | 1 |
6 | Основные классы органических соединений | 2 | 1 | 1 |
7 | Растворы и расплавы. | 2 | 1 | 1 |
8 | Лабораторный практикум. | 2 | --- | 2 |
9 | Олимпиада «Химия вокруг» | 2 | --- | 2 |
ИТОГО: | 18 | 14 | 4 |
Приложение 4
Анализ удовлетворённости предоставляемыми образовательными услугами
В анкетировании приняли участие 170 детей тематической смены «Химическое лето в Соколе».
В анкете обучающимся было предложено ответить на ряд вопросов:
1. Ф.И.О. , отряд, смена
2. Указать объединения, в которых Ты занимаешься
3. Самое запоминающееся занятие
4. Как ты оцениваешь проведённые занятия
5. Хотел (а) бы продолжить обучение по данным программам и почему
6. Чем бы ты дополнил (а) занятия
7. Пожелания педагогам (каждому из руководителей детских объединений)
8. Какие мероприятия понравились (по направлениям: литературная гостиная, художественное, творческое, спортивное, подбор кинофильмов)
9. Удовлетворённость деятельностью вожатых
10. Оценка деятельности учреждения ( от 1 до 10)
11. Хотел (а) ли бы Ты вернуться в лагерь?
Ребята смены «Химическое лето в Соколе» практически всем составом посещали все предложенные занятия детских объединений:
Самыми запоминающимися были обозначены занятия детских объединений «Творческая экология», «Удивительный микромир», «Спортивный туризм», «Психологический театр общения».
При анализе оценивания проведённых занятий, были выявлены только положительные ответы, таки как: «10\10», «хорошо», «отлично», «понравилось», «5», «очень хорошо», «на 5 баллов», «мне понравилось». Так же занятия были оценены комментариями детей: «По разному, но в основном мне все нравится»; «Я с удовольствием ходила на занятия», «Занятия были проведены на отлично», «Было очень интересно и поучительно», «Занятия, в целом, неплохие, однако их весьма немного», «По разному, но в основном мне все нравится», «Хорошо много узнал нового», «Выше среднего».
86% опрошенных указали, что хотели бы продолжить обучение по данным программам.
В 42% анкет причиной желания продолжить обучение по дополнительным общеразвивающим программам было обозначено: «потому что это интересно». Были так же оставлены такие ответы: «Да. Так как преподаётся интересный материал»; «Да вполне хотел бы, так как уроки ведутся интересно, занимательно и ведутся в игровой форме»; «Конечно. Новые знания — это всегда хорошо, особенно от хороших преподавателей»; «Я бы хотел продолжить, потому что мне было приятно общаться с педагогами»; «Хотел бы, потому что я узнал много нового и хочу ещё больше знать».
На вопрос «Чем бы Ты дополнил (а) занятие?» 87 респондентов ответили «Ничем», 16 - «Больше времени на занятия», 8 – «Всё устраивает», 32 - «Всё нравится». Остальные обучающие оставили подобные ответы: «Я считаю, что все занятия грамотно распределены и дополнять не требуется», «Занятия были подготовлены хорошо, поэтому я бы не стал ничего менять», «Думаю, занятия самодостаточны и ничего добавлять не следует», «Занятия достаточно сбалансированы, их нечем дополнить».
Так же было оставлено большое количество положительных отзывов и пожеланий педагогам дополнительного образования.
Как понравившиеся в 96% анкет были отмечены спортивные мероприятия, в 94% - творческие и художественные, в 92% - подбор кинофильмов; в 89% - литературные гостиные.
Преимущественное большинство отметили высокий уровень вожатского мастерства и их деятельности.
В целом деятельность Учреждения так же была оценена на высоком уровне.
На вопрос «Хотели ли бы Вы вернуться в лагерь?» 161 обучающийся ответил «Да», и 9 обучающихся – «Нет»
Анализ анкет обучающихся свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости предоставляемыми образовательными услугами; компетентности педагогов, их способности заинтересовать детей и подавать материал в доступном и интересном формате. Работа вожатых оценивается детьми на высоком уровне; проведённые мероприятия соответствуют интересам детей и их возрастным особенностям. Деятельность учреждения в целом оценивается на высоком уровне. Одним из показателей успешности проведённой оздоровительной смены «Химическое лето в Соколе» является желание у преимущественного большинства обучающихся вновь вернуться в лагерь.