ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «Песочная студия»

0
0
Материал опубликован 20 November в группе

Частное дошкольное образовательное учреждение

«РЖД детский сад №4»

















ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«Песочная студия»















Составитель:

Педагог психолог:

Литвиненко О.В.









2024-2025 уч. год

Москва

Содержание

Пояснительная записка.

Структура занятий.

Ожидаемые результаты.

Оборудование.

Календарно-тематическое планирование.

Анализ и оценка работ.

Диагностика. Форма подведения итогов.

Список литературы.

Приложение.





































Пояснительная записка

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К.Д. Ушинский


Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.

Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети младшего возраста особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Необходимым условием повышения адаптационных возможностей детей является использование метода песочной терапии.

Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья.

Песочная терапия – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Использование песочной терапии благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, особенно в период адаптации. Развивается восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

Цель: развитие эмоционально-личностной сферы детей младшего возраста и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.

Задачи:

1.Образовательные:

- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.

- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого

предмета.

- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, и рыхлость, способность пропускать воду);

2. Развивающие:

- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;

- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;

- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.

3. Воспитательные:

- вызвать интерес к рисованию песком на стекле;

-воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Форма занятий

Групповая, индивидуальная

Методы проведения занятий

Игры, упражнения, арт - терапия.

Режим занятий:

Индивидуальные занятия: 30 минут

Занятия проводятся 2 раз в неделю, время занятий – вторая половина дня

Структура занятия

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Часть 1. Вводная

Цель – настраивать детей на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.

Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка.

Основные процедурыпесочная терапиясказкотерапия.

Часть 3. Завершающая

Основные цели: подводить итоги занятия, создать у каждого участника чувства принадлежности к группе и закреплять положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.


Ожидаемые результаты программы/проекта

Дети легче адаптируются в коллективе, чувствуют себя более успешными

Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Расширение и обогащение художественного опыта.

Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

развитие мелкой моторики пальцев рук

Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.

Развитие инициативности

Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

Развитие креативности.

Индивидуальный «почерк» детской продукции.

Способность к активному усвоению художественного опыта.

Развитие общей ручной умелости.

Нахождение выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.

Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.

Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Оборудование

1.Кварцевый песок.

2. Цветной песок.

3. Кинетический песок.

4. Стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой.

5. Подборка сюжетных картинок.

6. Сюрпризные моменты.





Календарно – тематический план занятий

Месяц

Тема

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Знакомство с песком (правила поведения и простейшие игры)

Ноябрь

1 неделя


2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сенсорные игры

Игры «Ныряние»,

«Дворник», «Отпечатки»

Игры «Тесто», «Змейка и червячки», «Крабики»

Игры «Человечки», «Дождик», «Щепоть»

Игры «Горы» «Клад», «Следы-узоры»

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя


4 неделя

Творческая деятельность

Игра «Следы» Игра «Следы 2»

Загадочные следы. Волшебные мячики

Игра «Песочная фреска». Игра «Песочная фреска елочка»

Волшебный скребок. Красивая картинка

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Практические игры

Игры с сухим песком. Игры с влажным песком

Игры с сухим и влажным песком. Игра «Пекари»

«Садовники». Рисование «Снежинка»

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Творческие игры

Игра «Рисование из кулачка» Игра «Насыпашки»

«Песочный театр»

Волшебный камушек. Прятки с камнями

Волшебные мячики. Загадочные следы

Март

1 неделя


2 неделя

3 неделя

4 неделя

Исследовательские игры

Игра «Песочная мельница». Игра «Магический песок»

Игра «Песочные смеси» Игра «Рыбалка»

Игра «Чья тень?» Игра «Больше-меньше»

Игра «Бусы»

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Обучающие игры

Знакомство с «живым» песком. Здравствуй,

песочек!

Игра «Что это?» Песочные звезды

Любимые загадки. «Живые цветы»

Стишки на песочке. Рифма на песке


Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя


4 неделя

Творческая деятельность

«Песочная аппликация»

«Песочная фреска Фантазия».

«Поделка Баночки-насыпушки».«Поделка Океан»

Песочные фантазии. Рисунки палочкой


Оценка и анализ работ

Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.

Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать ему.



Диагностика

К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить коммуникабельные способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности умений общаться в группе, оказывать поддержку других детей, эмпатию.

Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке композиций, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.

Формы подведения итогов

оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ);

выступление на родительских собраниях

консультации для педагогов, родителей

мастер-классы, для педагогов ДОУ, города; родителей

предоставление опыта работы на разном уровне.











Список литературы.

1. А. Войнова «Песочное рисование», Ростов-на Дону, 2014г.

2. Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии», издательство «Речь», 2016г.

3. О.Ю. Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», С-Петербург, 2010г.

4. Н.В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста», Детство-пресс, 2015г.

5. Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной феи: организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста», С-Петербург, 2011г.

6. О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников», Сфера, 2014г.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.