Частное дошкольное образовательное учреждение
«РЖД детский сад №4»
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
«Песочная студия»
Составитель:
Педагог психолог:
Литвиненко О.В.
2024-2025 уч. год
Москва
Содержание
Пояснительная записка.
Структура занятий.
Ожидаемые результаты.
Оборудование.
Календарно-тематическое планирование.
Анализ и оценка работ.
Диагностика. Форма подведения итогов.
Список литературы.
Приложение.
Пояснительная записка
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.
Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети младшего возраста особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
Необходимым условием повышения адаптационных возможностей детей является использование метода песочной терапии.
Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья.
Песочная терапия – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Использование песочной терапии благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, особенно в период адаптации. Развивается восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы детей младшего возраста и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.
Задачи:
1.Образовательные:
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого
предмета.
- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, и рыхлость, способность пропускать воду);
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;
- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
3. Воспитательные:
- вызвать интерес к рисованию песком на стекле;
-воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Форма занятий
Групповая, индивидуальная
Методы проведения занятий
Игры, упражнения, арт - терапия.
Режим занятий:
Индивидуальные занятия: 30 минут
Занятия проводятся 2 раз в неделю, время занятий – вторая половина дня
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраивать детей на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подводить итоги занятия, создать у каждого участника чувства принадлежности к группе и закреплять положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
Ожидаемые результаты программы/проекта
Дети легче адаптируются в коллективе, чувствуют себя более успешными
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
развитие мелкой моторики пальцев рук
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
Развитие инициативности
Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
Развитие креативности.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Способность к активному усвоению художественного опыта.
Развитие общей ручной умелости.
Нахождение выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Оборудование
1.Кварцевый песок.
2. Цветной песок.
3. Кинетический песок.
4. Стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой.
5. Подборка сюжетных картинок.
6. Сюрпризные моменты.
Календарно – тематический план занятий
Месяц | Тема |
Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Знакомство с песком (правила поведения и простейшие игры) |
Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Сенсорные игры Игры «Ныряние», «Дворник», «Отпечатки» Игры «Тесто», «Змейка и червячки», «Крабики» Игры «Человечки», «Дождик», «Щепоть» Игры «Горы» «Клад», «Следы-узоры» |
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Творческая деятельность Игра «Следы» Игра «Следы 2» Загадочные следы. Волшебные мячики Игра «Песочная фреска». Игра «Песочная фреска елочка» Волшебный скребок. Красивая картинка |
Январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя | Практические игры Игры с сухим песком. Игры с влажным песком Игры с сухим и влажным песком. Игра «Пекари» «Садовники». Рисование «Снежинка» |
Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Творческие игры Игра «Рисование из кулачка» Игра «Насыпашки» «Песочный театр» Волшебный камушек. Прятки с камнями Волшебные мячики. Загадочные следы |
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Исследовательские игры Игра «Песочная мельница». Игра «Магический песок» Игра «Песочные смеси» Игра «Рыбалка» Игра «Чья тень?» Игра «Больше-меньше» Игра «Бусы» |
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Обучающие игры Знакомство с «живым» песком. Здравствуй, песочек! Игра «Что это?» Песочные звезды Любимые загадки. «Живые цветы» Стишки на песочке. Рифма на песке |
Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Творческая деятельность «Песочная аппликация» «Песочная фреска Фантазия». «Поделка Баночки-насыпушки».«Поделка Океан» Песочные фантазии. Рисунки палочкой |
Оценка и анализ работ
Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.
Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать ему.
Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить коммуникабельные способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности умений общаться в группе, оказывать поддержку других детей, эмпатию.
Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке композиций, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.
Формы подведения итогов
оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ);
выступление на родительских собраниях
консультации для педагогов, родителей
мастер-классы, для педагогов ДОУ, города; родителей
предоставление опыта работы на разном уровне.
Список литературы.
1. А. Войнова «Песочное рисование», Ростов-на Дону, 2014г.
2. Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии», издательство «Речь», 2016г.
3. О.Ю. Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», С-Петербург, 2010г.
4. Н.В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста», Детство-пресс, 2015г.
5. Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной феи: организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста», С-Петербург, 2011г.
6. О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников», Сфера, 2014г.