Программа дополнительного образования «Песочная фантазия»
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад комбинированного вида № 20 «Лумикелло»
(МДОУ «Детский сад № 20»)
| |
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий
МДОУ «Детский сад № 20 «Лумикелло»
_______________ Н.В. Накрошаева
приказ от________№___________
Рабочая программа «Песочная фантазия»
к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической программе «Дошколенок»
Составитель:
Зернова Н.В. педагог-психолог
Петрозаводск
2020
Содержание
Пояснительная записка | |
Учебный план | |
Учебно-тематический план программы | |
Календарно- тематическое планирование | |
Организационно-педагогические и материально-технические условия реализации программы | |
Список литературы | |
Пояснительная записка
Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.
Благодаря своей неструктурированности, песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Песок является своего рода негласным символом детства, счастья, безмятежности.
Особенно ребенку свойства песка позволяют справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу. Наблюдая за игрой в песок, Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Песочная терапия имеет еще параллельное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, эмоционального интеллекта, а значит и интеллекта в целом.
К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга.
Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого. Оказывается, мы, взрослые, можем помешать гармонично развиваться ребенку, если подходить к нему со взрослыми мерками. Как же сохранить связь между нашими мирами; предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы чувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.
С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом, они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!, «Я так старалась», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу…!» . Переносят в песочницу модель Вашей семьи, отношений в ней. Ведь они повторяют все за взрослыми. Это – отражение нашего, взрослого, Мира глазами ребенка.
С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Песочная игротерапия - прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит. Рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При это, мы еще раз врачуем и собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка. Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Таким образом, преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет ребенку, да и взрослому, воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способность достижения ее, увидеть модели новых отношений – все это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов.
Несколько слов о том, что происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок. Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный «Лист» ландшафт своего внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться ребенком).
Некоторое время он активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему восприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществляется своего рода круговорот. Сначала внутренняя реальность (конфликты, страхи и т.д.) переносится вовне – в песочницу, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка.
Цель программы: не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку быть нужным, общительным.
Задачи программы:
Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.
Развивать фантазию и образное мышление
Развивать творческие способности дошкольников.
Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.
Развивать коммуникативные навыки.
Повышать самооценку детей.
Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.
Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Ожидаемые результаты:
- устойчивое эмоциональное состояние детей;
- расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.
- благополучное, доброжелательное эмоциональное общение со сверстниками и взрослыми;
- стабильное проявление гуманных чувств детей.
-освоение конструктивных способов поведения.
-снижение эмоционального напряжения
Основные принципы организации игр с песком:
1. Принцип природосообразности.
Подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. Принцип развивающего обучения.
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. «Песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы. В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.
4. Запрет на интерпретацию манипуляций ребёнка с песком (в рамках правил). Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.
Учебный план рабочей программы «Развивайка»
| Наименование раздела, тем | Количество часов |
1 | Раздел I. Знакомство с песком | 5 |
1.1 | Тема 1. Здравствуй песок! | 1 |
1.2 | Тема 2. Моя безопасность в играх с песком | 1 |
1.3 | Тема 3. Знакомство с песочным человечком | 1 |
1.4 | Тема 4. Песочная лаборатория | 1 |
1.5 | Тема 5. Чувствительные ладошки | 1 |
2. | Раздел II Настроение песка | 7 |
2.1. | Тема 6. Песчаная буря | 1 |
2.2 | Тема 7. Наше настроение | 1 |
2.3 | Тема 8. Злой волшебник | 1 |
2.4 | Тема 9. Радость песчаного человечка | 1 |
2.5 | Тема 10. Грусть песчаного человечка | 1 |
2.6 | Тема 11. Страх мышат | 1 |
2.7 | Тема 12. Волшебник по имени интерес | 1 |
3 | Раздел III. Фантазии из песка | 10 |
3.1 | Тема 13. Мы играем | 1 |
3.2 | Тема 14. Песочный дождь | 1 |
3.3 | Тема 15. Чудеса на песке | 1 |
3.4 | Тема 16. Доброе превращения и чудесное спасение | 1 |
3.5 | Тема 17. Солнечная сказка на песке | 1 |
3.6 | Тема 18. Чей это след? | 1 |
3.7 | Тема 19. Секретики | 1 |
3.8 | Тема 20. Вслед за радугой | 1 |
3.9 | Тема 21. Наше творчество | 1 |
3.10 | Тема 22. Спасение принцессы | 1 |
4. | Раздел IV. Мир из песка | 12 |
4.1 | Тема 23. Песочный мир | 1 |
4.2 | Тема 24. Моя вообразилия | 1 |
4.3 | Тема 25. Путешествие в сказочный город | 1 |
4.4 | Тема 26. Царство песчаных человечков | 1 |
4.5 | Тема 27. Затерянный город | 1 |
4.6 | Тема 28. В поисках клада | 1 |
4.7 | Тема 29. Игрушки | 1 |
4.8 | Тема 30. Мы исследователи | 1 |
4.9 | Тема 31. Времена года | 1 |
4.10 | Тема 32. Весна | 1 |
4.11 | Тема 33. Лето | 1 |
4.12 | Тема 34. Путешествие по песочной стране | 1 |
| ИТОГО | 34 |
| | | Перспективное планирование занятий | ||
№ | Тема | Количество часов | Программное содержание | Дидактические игры, упражнения. | |
Раздел I. Знакомство с песком | 5 | | | ||
1 | Здравствуй песок! | 1 | Цель: знакомство детей с песком, его свойствами Задачи: - способствовать созданию доверительной обстановки; - развивать навыки общения детей; - стимулировать интерес и желание работать с песком - развивать сплоченность детей | - ритуал начала занятия - игра «Интервью» - упражнение « Здравствуй, песок» - упражнение «Ладошки» - ритуал окончания занятия - рефлексия. | |
2 | Моя безопасность в играх с песком | 1 | Цель: знакомство детей с правилами поведения в песочнице Задачи: - развивать умение работать с песком - развивать наблюдательность детей - развивать коммуникативные навыки детей | - ритуал начала занятия - рассказ о правилах работы с песком - «сказка о том, как мы подружились с пеком» - упражнение «Чуткие руки» - ритуал окончания занятия - рефлексия. | |
3 | Знакомство с песочным человечком | 1 | Цель: сформировать навыки целенаправленной деятельности Задачи: - развитие сплоченности детей - развитие зрительного и тактильного восприятия - развитие тактильной чувствительности, воображения | - ритуал начала занятия -упражнение «Настроение» -расказ и рисунок «Песчаный человек» - игра «Подари улыбку» -ритуал окончания занятия - рефлексия. | |
4 | Песочная лаборатория | 1 | Цель: научить детей работать с песком в группе Задачи: - развивать доброжелательность детей - учить детей снимать напряженность - учить детей говорить приятное друг другу | - ритуал начала занятия - упражнение «Подуй» - упражнение «Песочный ветер» - игра «Дракон кусает свой хвост» - ритуал окончания занятия - рефлексия. | |
5 | Чувствительные ладошки | 1 | Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук Задачи: - учить детей устанавливать тактильный контакт - развивать тактильную чувствительность - сформировать представление об изменчивости формы песка | - ритуал начала занятия - вопросы к детям (по восприятию песка) - упражнение «Отпечатки» - этап вербализации: «Песочный круг» (использование техники активного воображения) - ритуал окончания занятия - рефлексия. | |
Раздел II. Настроение песка | 7 | | | ||
6 | Песчаная буря | 1 | Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях. Задачи: - Формировать знания у детей об эмоции стыда - Учить выражать свои эмоции в безобидной форме - Закреплять знания о сенсорных эталонах | - ритуал начала занятия - сказака «жил-был в домике волшебный песчаный человечек….» - рисунки на песке по сказке - игра «Буря затихай» - работа с песочными формами «Рассели жителей в свои домики» - этап вербализации «почему песчаной буре стало стыдно» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
7 | Наше настроение | 1 | Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие Задачи: - развивать фантазию - учить детей устанавливать тактильный контакт - развить тактильную чувствительность - сформировать представление об изменчивости формы песка -учить детей позитивному отношению друг к другу | - ритуал начала занятия - упражнение «Победитель злости» - упражнение «Азбука настроения» - игра «Комплименты» - ритуал окончания занятия - рефлексия. | |
8 | Злой волшебник | 1 | Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях. Задачи: - знакомство с чувством злость и как его преодолевать - формировать знания у детей об эмоциях злости - способствовать коррекции негативных проявлений (агрессий, злости) развивать гуманные чувства | - ритуал начала занятия - сказка «проделки злого волшебника» - упражнение «песочные часы» - индивидуальная работа «восстановим сказочную страну» - задание «найди сказочных героев» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
9 | Радость песчаного человечка | 1 | Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях. Задачи: - создание позитивного настроения детей - учить детей адекватно выражать свои эмоции - побуждать эмоционально откликаться на происходящее, проявлять активность и самостоятельность | - ритуал начала занятия - упражнение «краски моего настроения» - упражнение «веселый человечек» (рисунок эмоции радости) - вопросы к детям(о настроении песчаного человечка) - индивидуальная работа «сундучок с сюрпризом» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
10 | Грусть песчаного человечка | 1 | Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях. Задачи: - Формировать знания у детей об эмоциональном состоянии грусти - Развивать наблюдательность, чувство эипатии, желание прийти на помощь к другим. - Развивать мелкую момторику рук. | - ритуал начала занятия -упражнение «рисование грустного человечка» - упражнение «помоги песчаному человечку найти пропажу» - этап вербализации «Сказка о том почему песчаный человечек грустил» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
11 | Страх мышат | 1 | Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях. Задачи: - Формировать знания у детей об эмоциях страха - Способствовать снижению уровня тревожности. - Закреплять знания о сенсорных эталонах. | - ритуал начала занятия - упражнение «Дорожки широкие и узкие» - упражнение «Большие и маленькие следы и шаги» - этюд «Страх мышат» - этап вербализации «Сказка о том как мышата испугались» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
12 | Волшебник по имени интерес | 1 | Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях. Задачи: - Формировать знания у детей об эмоции интерес - Создание положительного эмоционального фона - Развитие коммуникативных навыков, творческого воображения, позновательного интереса. | - ритуал начала занятия - упражнение «Волны на песке» - упражнение «Кораблик по волнам» - индивидуальная работа «Сказочный друг» - этап вербализации «сказка о волшебники по имени Интерес» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
Раздел III. Фантазии из песка | 10 | | | ||
13 | Мы играем | 1 | Цель: научить детей проявлять свои чувства Задачи: - развивать у детей воображение, логическое мышление, фантазию, усидчивость - развивать пространственные представления, учить ориентироваться - развивать тактильное восприятие, мышление,фантазию | - ритуал начала занятия - упражнение «Игра с игрушками» - упражнение «Мы играем» - игра « Найди пару» - упражнение «Спрячь игрушки» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
14 | Песочный дождь | 1 | Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Задачи: - регуляция мышечного напряжения, расслабления - развивать мелкую моторику рук - развивать тактильную чувствительность | - ритуал начала занятия - упражнение «Ласковый дождик» - упражнение «Радуга» - индивидуальная работа с «бросовым» материалом (камешки, пуговица, бусинки и т.д.) - ритуал окончания занятия - рефлексия. | |
15 | Чудеса на песке | 1 | Цель: научить детей быть внимательными друг к другу Задачи: - развивать тактильную чувствительность, слуховую память - учить детей быть уверенными в себе, не бояться страхов - учить детей говорить друг другу приятное | - ритуал начала занятия - упражнение «Лесные жители» - игра «Кораблик» - упражнение «Снежный ком» - упражнение «Спрячь игрушки» - игра «Найди свою пару» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
16 | Доброе превращения и чудесное спасение | 1 | Цель: научить детей эффективным способам общения Задачи: - развивать наблюдательность детей - учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях - развивать представление об изменчивости формы песка - развивать мелкую моторику рук, внимание | - ритуал начала занятия - упражнение «Забавные отпечатки» - игра « Попроси игрушку» - упражнение «Песочное царство» - игра «Два барана» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
17 | Солнечная сказка на песке | 1 | Цель: гармонизация психоэмоционального состояния детей Задачи: - учить детей снимать внутреннее напряжение - учить создавать позитивное настроение детей - развитие чувства доверия друг к другу | - ритуал начала занятия - упражнение «Дорожки из песка» - игра «Представь себя» - упражнение «ласковое имя» - упражнение «Хлоп и шлеп» -ритуал окончания занятия - рефлексия. | |
18 | Чей это след? | 1 | Цель: развить наблюдательность у детей Задачи: - учить детей сравнивать - развивать самосознание детей - развивать воображение, логическое мышление, фантазию | - ритуал начала занятия - упражнение «Веселые науки» - игра «Я радуюсь, когда…» - упражнение «Детские секретики» - упражнение «Чей это след?» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
19 | Секретики | 1 | Цель: научить детей быть наблюдательными Задачи: - развить тактильную чувствительность, учить детей расслабляться - учить познавать внутренний мир ребенка, тактильную стимуляцию - развить наблюдательность, коммуникативные навыки детей | - ритуал начала занятия - упражнения « Секретные задания кротов» - упражнение «Мир из песка» - игра «Разведчики» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
20 | Вслед за радугой | 1 | Цель: формирование социальных навыков Задачи: - Создавать условия положительного эмоционального фона - Развивать творческое воображение - Упражнять детей в умении отражать в речи свои чувства эмоции | - ритуал начала занятия - коллективная работа «Полянка для сказочных друзей» - упражнение «игры волшебника» (по желанию детей) - этап вербализации «Нарисованная сказка» (метод преобразования) - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
21 | Наше творчество | 1 | Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость Задачи: - учить выражать свои эмоции в безобидной форме - закрепить знания о сенсорных эталонах - развить внимание, память, наблюдательность - учить детей проявлять свои чувства | - ритуал начала занятия - упражнение «Аппликация на песке» - упражнение «Моделирование» - игра « Маленькое приведение» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
22 | Спасение принцессы | 1 | Цель: развивать коммуникативные навыки, межличностные отношения Задачи: - развивать у детей воображение, логическое мышление, фантазию, усидчивость - развивать пространственные представления, учить ориентироваться - развивать тактильное восприятие. | - ритуал начала занятия - упражнение «Две принцессы» - упражнение «Кто к нам приходил?» - игра «Спасение принцессы» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
Раздел IV. Мир из песка | 12 | | | ||
23 | Песочный мир | 1 | Цель: научить детей создавать позитивное настроение Задачи: - развивать умение замечать положительные качества в людях - развивать эмпатию - учить говорить друг другу приятное - развивать воображение ,логическое мышление, фантазию - учить детей снимать психомышечное напряжение | - ритуал начала занятия - игра «Комплимент» - упражнение «По тропинкам, по дорожкам» - упражнение «Игра с игрушками» - игра «Дружная семья» - упражнение «Песочная аппликация» - сказка «Мир из песка» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
24 | Моя вообразилия | 1 | Цель: развивать зрительно- моторную координацию, воображение Задачи: - учить детей создавать картинки, рисунки на песке - развивать умение работать с песком - развивать фантазию - развивать коммуникативные навыки детей | - ритуал начала занятия - упражнение «Узоры на песке» - упражнение «Узоры из камешков» - игра «Друзья» - ритуал окончания занятия - рефлексия. | |
25 | Путешествие в сказочный город | 1 | Цель: расширить представление детей об окружающем мире Задачи: - развивать воображение и фантазию детей - развивать самосознание детей - учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию | - ритуал начала занятия - упражнение «Мы создаем город» - упражнение «Город и его жители» - упражнение «Узоры на песке» - упражнение «Узоры из камешков» - игра «Друзья» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
26 | Царство песчаных человечков | 1 | Цель: развитие эмоциональной сферы Задачи: - способствовать снижению эмоционального напряжения - формирование личностных установок - формирование навыков целенаправленной деятельности | - ритуал начала занятия - упражнение «Карлики и великаны» - упражнение «Собери грибы для песчаного человека» - этап вербализации «Сказка о песчаных человечках» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
27 | Затерянный город | 1 | Цель: научить находить предмет и определять его на ощупь Задачи: - способствовать развитию мелкой моторики - способствовать развитию зрительного и тактильного восприятия - развивать навыки взаимодействия и сотрудничества | - ритуал начала занятия - упражнение «Мы исследователи» - упражнение «Археология» - игра «Гусеница» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
28 | В поисках клада | 1 | Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества Задачи: - учить детей быть терпимее друг к другу - учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека - развивать наблюдательность детей | - ритуал начала занятия - упражнение «Мой клад» - игра «Чего не стало» - упражнение «Спрячь игрушки» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
29 | Игрушки | 1 | Цель: развивать доброжелательное отношение детей друг к другу Задачи: - способствовать коррекции негативных проявлений - развить тактильное восприятие, мышление, фантазию - учить детей экспериментировать с мокрым песком | - ритуал начала занятия - упражнение «Спрячь игрушки» - упражнение «Забавы» - игра « Игрушки» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
30 | Мы исследователи | 1 | Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия Задачи - учить находить предмет и определять его на ощупь - развать навыки взаимодействия и сотрудничества - развать доброжелательность детей - учить детей снимать напряженность | - ритуал начала занятия - упражнение «Раскопайте мину» - упражнение «Археология» - игра «Гусеница» - ритуал окончания занятия - рефлексия. | |
31 | Времена года | 1 | Цель: научить детей изображать на песке природные явления. Задачи: - развивать тактильную чувствительность, слуховую память - учить регулировать мышечное напряжение - учить детей управлять вдохом и выдохом - развивать выдержку, самосознание | - ритуал начала занятия - упражнение «Песочный дождик» - упражнение « Песочный ветер» - игра «Дождь» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
32 | Весна | 1 | Цель: развить у детей воображение. Задачи: - способствовать развитию мелкой моторики - способствовать развитию зрительного восприятия - развить навыки взаимодействия и сотрудничества | - ритуал начала занятия - упражнение «Бусы для весны» - упражнение «Почки березы» - игра «Волшебный сад» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
33 | Лето | 1 | Цель: дать представление детям о лете на песке Задачи: - развить мелкую моторику рук, фантазию - развить тактильную чувствительность - учить детей снимать мышечное напряжение | - ритуал начала занятия - упражнение «Бусы для лето» - упражнение «Листья березы» - игра «Волшебный сад» - ритуал окончания занятия - рефлексия | |
34 | Путешествие по песочной стране | 1 | Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества Задачи: - учить детей быть терпимее друг к другу - учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека - развивать у детей мелкую моторику рук, речь, усидчивость | - ритуал начала занятия - упражнение «Страна чудес» - упражнение «Фантазия» - игра «Радость» - ритуал окончания занятия - рефлексия |
Календарно- тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема раздела | Тематика занятий | Количество часов |
Сентябрь | 3-я неделя | Раздел I. Знакомство с песком | Тема 1. Здравствуй песок! | 1 |
4-я неделя | Тема 2. Моя безопасность в играх с песком | 1 | ||
Октябрь | 1-я неделя | Тема 3. Знакомство с песочным человечком | 1 | |
2-я неделя | Тема 4. Песочная лаборатория | 1 | ||
3-я неделя | Тема 5. Чувствительные ладошки | 1 | ||
4-я неделя | Раздел II. Настроение из песка | Тема 6. Песчаная буря | 1 | |
5-я неделя | Тема 7. Наше настроение | 1 | ||
Ноябрь | 1-я неделя | Тема 8. Злой волшебник | 1 | |
2-я неделя | Тема 9. Радость песчаного человечка | 1 | ||
3-я неделя | Тема 10. Грусть песчаного человечка | 1 | ||
4-я неделя | Тема 11. Страх мышат | 1 | ||
Декабрь | 1-я неделя | Тема 12. Волшебник по имени интерес | 1 | |
2-я неделя | Раздел III. Фантазии из песка | Тема 13. Мы играем | | |
3-я неделя | Тема 14. Песочный дождь | 1 | ||
4-я неделя | Тема 15. Чудеса на песке | 1 | ||
Январь | 2-я неделя | Тема 16. Доброе превращения и чудесное спасение | 1 | |
3-я неделя | Тема 17. Солнечная сказка на песке | 1 | ||
4-я неделя | Тема 18. Чей это след? | 1 | ||
Февраль | 1-я неделя | Тема 19. Секретики | 1 | |
2-я неделя | Тема 20. Вслед за радугой | 1 | ||
3-я неделя | Тема 21. Наше творчество | 1 | ||
4-я неделя | Тема 22. Спасение принцессы | 1 | ||
Март | 1-я неделя | Раздел IV. Мир из песка | Тема 23. Песочный мир | 1 |
2-я неделя | Тема 24. Моя вообразилия | 1 | ||
3-я неделя | Тема 25. Путешествие в сказочный город | 1 | ||
4-я неделя | Тема 26. Царство песчаных человечков | 1 | ||
Апрель | 1-я неделя | Тема 27. Затерянный город | 1 | |
2-я неделя | Тема 28. В поисках клада | 1 | ||
3-я неделя | Тема 29. Игрушки | 1 | ||
4-я неделя | Тема 30. Мы исследователи | 1 | ||
5-я неделя | Тема 31. Времена года | 1 | ||
Май | 1-я неделя | Тема 32. Весна | 1 | |
2-я неделя | Тема 33. Лето | 1 | ||
3-я неделя | Тема 34. Путешествие по песочной стране | 1 |
Организационно-педагогические и материально-технические условия реализации программы
Сроки реализации программы: Курс программы рассчитан на 1 год.
Программа включает в себя 34 занятия, занятия проводятся 1 раз в неделю в подгрупповой или индивидуальной форме. Наполняемость группы зависит от особенностей развития детей. Длительность занятий определяется возрастом и желанием детей. Особенностью данной программы является комплексный характер коррекционно-развивающей работы, занятия построены таким образом, что происходит стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а подобранные игры и упражнения влияют на несколько анализаторов. Игры и упражнения подобранны, исходя из основной цели коррекционной работы и особенностей детей с различными формами психического развития.
Перед проведением занятий необходимо проводить инструктаж по технике безопасности и правилам действия детей с песком.
Этапы организации игрового образовательного процесса:
Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, которая определяется последовательностью этапов.
Подготовительный (ориентировочный) этап.
- снижение психоэмоционального напряжения;
- раскрепощение участников;
- сплочение группы.
Основной (коррекционный) этап.
- знакомство с основными эмоциями человека;
- понимание собственных эмоциональных реакций и окружающих;
- формирование самостоятельности и способности выражать эмоции и чувства;
- ослабление негативных состояний детей, усиление положительных эмоций, восстановление душевног равновесия;
- развитие творческих способностей, воображения, чувственного восприятия;
- совершенствование познавательных и психомоторных функций.
Заключительный этап
- подведение итого (получение обратной связи);
- закрепление полученных знаний;
- завершение занятия, ритуал выхода.
Формы, методы и приемы, применяемые в реализации программы.
Теоретические:
- анализ психологической и педагогической литературы;
Биографические:
- сбор и анализ анамнестических данных;
- изучение медико-псилого-педагогической документации;
Эмпирические:
- беседы;
-наблюдения за детьми на занятиях, в процессе игровой деятельности;
Исследовательские:
- подборка и адаптация диагностических методик;
- проведение констатирующего м контрольного этапов диагностической работы направленной на изучение особенностей эмоционального развития детей;
Практические:
- развивающие игры;
- чтение и анализ художественной литературы;
- свободное и тематическое рисование на песке;
- анализ рисунков;
- комментирование и импровизации рисунков;
- этюды;
- оценка достигнутых результатов;
Аналитические:
- качественно-количественная обработка полученных данных;
Методические ресурсы:
- конспекты коррекционно-развивающих занятий;
- консультативный материал для родителей;
При проведение психодиагностического обследования (как входящей диагностики та и итоговой), используется следующий диагностический инструментарий:
- методика изучения эмоциональной сферы ребенка (В.М.Минаева) Цель: исследование восприятия детьми графических изображений эмоций (Приложение №1);
- цветовой тест (М.Люшер) Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности (Приложение №2);
- изучение уровня мотивации по отношению к занятиям, интерес к предлагаемой деятельности (Приложение №3);
- анкетирование родителей, наблюдения за особенностями эмоциональных проявлений у ребенка (Приложение №4).
Список используемой литературы:
1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/ ; СПб., 2010 г.
2. Грабенко Т., Зинкевич - Евстигнеевой Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/ Т. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой. СПб., 2007 г.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
4. Княжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей/Княжева Н.Л. ; Ярославль., 1996 г.
5. Коваль С.Н., Хомин Ю.В. Песочная свирель/ С.Н. Коваль, Ю.В. Хомин ; М., 2001 г.
6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников/О.А.Новиковская. СПб., 2006 г.
7.Л. Штейнград Юнгинская песочная терапии/Л.Штейнград ; СПб., 2001 г.
Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – с. 56
8. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу?/Н.К.Панфилова //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39
9. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста/Н.Ф.Бережная. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
10. Жителева С. Песочная терапия/С.Жителева. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65
11. Баринова Н. Песок – вода – ладошки/Н.Баринова Н. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2
Кияйкина Наталья Федоровна