12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зернова Наталья Владимировна74
Педагог-психолог
Россия, Карелия респ.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Детский сад комбинированного вида № 20 «Лумикелло»

(МДОУ «Детский сад № 20»)


«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий

МДОУ «Детский сад № 20 «Лумикелло»

_______________ Н.В. Накрошаева

приказ от________№___________








Рабочая программа «Песочная фантазия»

к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической программе «Дошколенок»


 

 

 

 

Составитель:

Зернова Н.В. педагог-психолог











Петрозаводск

2020


Содержание



Пояснительная записка


Учебный план


Учебно-тематический план программы


Календарно- тематическое планирование


Организационно-педагогические и материально-технические условия реализации программы


Список литературы
































Пояснительная записка

Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.

Благодаря своей неструктурированности, песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Песок является своего рода негласным символом детства, счастья, безмятежности.

Особенно ребенку свойства песка позволяют справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу. Наблюдая за игрой в песок, Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Песочная терапия имеет еще параллельное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, эмоционального интеллекта, а значит и интеллекта в целом.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого. Оказывается, мы, взрослые, можем помешать гармонично развиваться ребенку, если подходить к нему со взрослыми мерками. Как же сохранить связь между нашими мирами; предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы чувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.

С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом, они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!, «Я так старалась», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу…!» . Переносят в песочницу модель Вашей семьи, отношений в ней. Ведь они повторяют все за взрослыми. Это – отражение нашего, взрослого, Мира глазами ребенка.

С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная игротерапия - прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит. Рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При это, мы еще раз врачуем и собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка. Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Таким образом, преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет ребенку, да и взрослому, воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способность достижения ее, увидеть модели новых отношений – все это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов.

Несколько слов о том, что происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок. Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный «Лист» ландшафт своего внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться ребенком).

Некоторое время он активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему восприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществляется своего рода круговорот. Сначала внутренняя реальность (конфликты, страхи и т.д.) переносится вовне – в песочницу, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка.

Цель программы: не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку быть нужным, общительным.

Задачи программы:

Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

Развивать фантазию и образное мышление

Развивать творческие способности дошкольников.

Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.

Развивать коммуникативные навыки.

Повышать самооценку детей.

Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.

Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Ожидаемые результаты:

- устойчивое эмоциональное состояние детей;

- расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.

- благополучное, доброжелательное эмоциональное общение со сверстниками и взрослыми;

- стабильное проявление гуманных чувств детей.

-освоение конструктивных способов поведения.

-снижение эмоционального напряжения

Основные принципы организации игр с песком:

1. Принцип природосообразности.

Подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2. Принцип развивающего обучения.

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. «Песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы. В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.

4. Запрет на интерпретацию манипуляций ребёнка с песком (в рамках правил). Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.


Учебный план рабочей программы «Развивайка»


Наименование раздела, тем

Количество часов

1

Раздел I. Знакомство с песком

5

1.1

Тема 1. Здравствуй песок!

1

1.2

Тема 2. Моя безопасность в играх с песком

1

1.3

Тема 3. Знакомство с песочным человечком

1

1.4

Тема 4. Песочная лаборатория

1

1.5

Тема 5. Чувствительные ладошки

1

2.

Раздел II Настроение песка

7

2.1.

Тема 6. Песчаная буря

1

2.2

Тема 7. Наше настроение

1

2.3

Тема 8. Злой волшебник

1

2.4

Тема 9. Радость песчаного человечка

1

2.5

Тема 10. Грусть песчаного человечка

1

2.6

Тема 11. Страх мышат

1

2.7

Тема 12. Волшебник по имени интерес

1

3

Раздел III. Фантазии из песка

10

3.1

Тема 13. Мы играем

1

3.2

Тема 14. Песочный дождь

1

3.3

Тема 15. Чудеса на песке

1

3.4

Тема 16. Доброе превращения и чудесное спасение

1

3.5

Тема 17. Солнечная сказка на песке

1

3.6

Тема 18. Чей это след?

1

3.7

Тема 19. Секретики

1

3.8

Тема 20. Вслед за радугой

1

3.9

Тема 21. Наше творчество

1

3.10

Тема 22. Спасение принцессы

1

4.

Раздел IV. Мир из песка

12

4.1

Тема 23. Песочный мир

1

4.2

Тема 24. Моя вообразилия

1

4.3

Тема 25. Путешествие в сказочный город

1

4.4

Тема 26. Царство песчаных человечков

1

4.5

Тема 27. Затерянный город

1

4.6

Тема 28. В поисках клада

1

4.7

Тема 29. Игрушки

1

4.8

Тема 30. Мы исследователи

1

4.9

Тема 31. Времена года

1

4.10

Тема 32. Весна

1

4.11

Тема 33. Лето

1

4.12

Тема 34. Путешествие по песочной стране

1


ИТОГО

34





Перспективное планирование занятий


Тема

Количество часов


Программное содержание

Дидактические игры,

упражнения.

Раздел I. Знакомство с песком

5



1

Здравствуй песок!


1

Цель: знакомство детей с песком, его свойствами

Задачи:

- способствовать созданию доверительной обстановки;

- развивать навыки общения детей;

- стимулировать интерес и желание работать с песком

- развивать сплоченность детей


- ритуал начала занятия

- игра «Интервью»

- упражнение « Здравствуй, песок»

- упражнение «Ладошки»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия.

2

Моя безопасность в играх с песком


1

Цель: знакомство детей с правилами поведения в песочнице

Задачи:

- развивать умение работать с песком

- развивать наблюдательность детей

- развивать коммуникативные навыки детей



- ритуал начала занятия

- рассказ о правилах работы с песком

- «сказка о том, как мы подружились с пеком»

- упражнение «Чуткие руки»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия.

3

Знакомство с песочным человечком

1

Цель: сформировать навыки целенаправленной деятельности

Задачи:

- развитие сплоченности детей

- развитие зрительного и тактильного восприятия

- развитие тактильной чувствительности, воображения

- ритуал начала занятия

-упражнение «Настроение»

-расказ и рисунок «Песчаный человек»

- игра «Подари улыбку»

-ритуал окончания занятия

- рефлексия.

4

Песочная лаборатория


1

Цель: научить детей работать с песком в группе

Задачи:

- развивать доброжелательность детей

- учить детей снимать напряженность

- учить детей говорить приятное друг другу

- ритуал начала занятия

- упражнение «Подуй»

- упражнение «Песочный ветер»

- игра «Дракон кусает свой хвост»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия.

5

Чувствительные ладошки

1

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук

Задачи:

- учить детей устанавливать тактильный контакт

- развивать тактильную чувствительность

- сформировать представление  об изменчивости формы песка


- ритуал начала занятия

- вопросы к детям (по восприятию песка)

- упражнение «Отпечатки»

- этап вербализации: «Песочный круг» (использование техники активного воображения)

- ритуал окончания занятия

- рефлексия.

Раздел II. Настроение песка

7



6

Песчаная буря

1

Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях.

Задачи:

- Формировать знания у детей об эмоции стыда

- Учить выражать свои эмоции в безобидной форме

- Закреплять знания о сенсорных эталонах

- ритуал начала занятия

- сказака «жил-был в домике волшебный песчаный человечек….»

- рисунки на песке по сказке

- игра «Буря затихай»

- работа с песочными формами «Рассели жителей в свои домики»

- этап вербализации «почему песчаной буре стало стыдно»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

7

Наше настроение


1

Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие

Задачи:

- развивать фантазию

- учить детей устанавливать тактильный контакт

- развить тактильную чувствительность

- сформировать представление  об изменчивости формы песка

-учить детей позитивному отношению друг к другу

- ритуал начала занятия

- упражнение «Победитель злости»

- упражнение «Азбука настроения»

- игра «Комплименты»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия.

8

Злой волшебник

1

Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях.

Задачи:

- знакомство с чувством злость и как его преодолевать

- формировать знания у детей об эмоциях злости

- способствовать коррекции негативных проявлений (агрессий, злости) развивать гуманные чувства

- ритуал начала занятия

- сказка «проделки злого волшебника»

- упражнение «песочные часы»

- индивидуальная работа «восстановим сказочную страну»

- задание «найди сказочных героев»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

9

Радость песчаного человечка

1

Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях.

Задачи:

- создание позитивного настроения детей

- учить детей адекватно выражать свои эмоции

- побуждать эмоционально откликаться на происходящее, проявлять активность и самостоятельность



- ритуал начала занятия

- упражнение «краски моего настроения»

- упражнение «веселый человечек» (рисунок эмоции радости)

- вопросы к детям(о настроении песчаного человечка)

- индивидуальная работа «сундучок с сюрпризом»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

10

Грусть песчаного человечка

1

Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях.

Задачи:

- Формировать знания у детей об эмоциональном состоянии грусти

- Развивать наблюдательность, чувство эипатии, желание прийти на помощь к другим.

- Развивать мелкую момторику рук.

- ритуал начала занятия

-упражнение «рисование грустного человечка»

- упражнение «помоги песчаному человечку найти пропажу»

- этап вербализации «Сказка о том почему песчаный человечек грустил»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

11

Страх мышат

1

Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях.

Задачи:

- Формировать знания у детей об эмоциях страха

- Способствовать снижению уровня тревожности.

- Закреплять знания о сенсорных эталонах.


- ритуал начала занятия

- упражнение «Дорожки широкие и узкие»

- упражнение «Большие и маленькие следы и шаги»

- этюд «Страх мышат»

- этап вербализации «Сказка о том как мышата испугались»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

12

Волшебник по имени интерес

1

Цель: расширять представление детей об эмоциях и их состояниях.

Задачи:

- Формировать знания у детей об эмоции интерес

- Создание положительного эмоционального фона

- Развитие коммуникативных навыков, творческого воображения, позновательного интереса.


- ритуал начала занятия

- упражнение «Волны на песке»

- упражнение «Кораблик по волнам»

- индивидуальная работа «Сказочный друг»

- этап вербализации «сказка о волшебники по имени Интерес»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия


Раздел III. Фантазии из песка

10



13

Мы играем

1

Цель: научить детей проявлять свои чувства

Задачи:

- развивать у детей воображение, логическое мышление, фантазию, усидчивость

- развивать пространственные представления, учить ориентироваться

- развивать тактильное восприятие, мышление,фантазию

- ритуал начала занятия

- упражнение «Игра с игрушками»

- упражнение «Мы играем»

- игра « Найди пару»

- упражнение «Спрячь игрушки»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

14

Песочный дождь

1

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:

- регуляция мышечного напряжения, расслабления

- развивать мелкую моторику рук

- развивать тактильную чувствительность


- ритуал начала занятия

- упражнение «Ласковый дождик»

- упражнение «Радуга»

- индивидуальная работа с «бросовым» материалом (камешки, пуговица, бусинки и т.д.)

- ритуал окончания занятия

- рефлексия.

15

Чудеса на песке

1

Цель: научить детей быть внимательными друг к другу

Задачи:

- развивать тактильную чувствительность, слуховую память

- учить детей быть уверенными в себе, не бояться страхов

- учить детей говорить друг другу приятное

- ритуал начала занятия

- упражнение «Лесные жители»

- игра «Кораблик»

- упражнение «Снежный ком»

- упражнение «Спрячь игрушки»

- игра «Найди свою пару»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

16

Доброе превращения и чудесное спасение

1

Цель: научить детей эффективным способам общения

Задачи:

- развивать наблюдательность детей

- учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях

- развивать представление об изменчивости формы песка

- развивать мелкую моторику рук, внимание

- ритуал начала занятия

- упражнение «Забавные отпечатки»

- игра « Попроси игрушку»

- упражнение «Песочное царство»

- игра «Два барана»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

17

Солнечная сказка на песке

1

Цель: гармонизация психоэмоционального состояния детей

Задачи:

- учить детей снимать внутреннее напряжение

- учить создавать позитивное настроение детей

- развитие чувства доверия друг к другу

- ритуал начала занятия

- упражнение «Дорожки из песка»

- игра «Представь себя»

- упражнение «ласковое имя»

- упражнение «Хлоп и шлеп»

-ритуал окончания занятия

- рефлексия.

18

Чей это след?

1

Цель: развить наблюдательность у детей

Задачи:

- учить детей сравнивать

- развивать самосознание детей

- развивать воображение, логическое мышление, фантазию

- ритуал начала занятия

- упражнение «Веселые науки»

- игра «Я радуюсь, когда…»

- упражнение «Детские секретики»

- упражнение «Чей это след?»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

19

Секретики

1

Цель: научить детей быть наблюдательными

Задачи:

- развить тактильную чувствительность, учить детей расслабляться

- учить познавать внутренний мир ребенка, тактильную стимуляцию

- развить наблюдательность, коммуникативные навыки детей

- ритуал начала занятия

- упражнения « Секретные задания кротов»

- упражнение «Мир из песка»

- игра «Разведчики»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

20

Вслед за радугой

1

Цель: формирование социальных навыков

Задачи:

- Создавать условия положительного эмоционального фона

- Развивать творческое воображение

- Упражнять детей в умении отражать в речи свои чувства эмоции

- ритуал начала занятия

- коллективная работа «Полянка для сказочных друзей»

- упражнение «игры волшебника» (по желанию детей)

- этап вербализации «Нарисованная сказка» (метод преобразования)

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

21

Наше творчество

1

Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость


Задачи:

- учить выражать свои эмоции в безобидной форме

- закрепить знания о сенсорных эталонах

- развить внимание, память, наблюдательность

- учить детей проявлять свои чувства

- ритуал начала занятия

- упражнение «Аппликация на песке»

- упражнение «Моделирование»

- игра « Маленькое приведение»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

22

Спасение принцессы

1

Цель: развивать коммуникативные навыки, межличностные отношения

Задачи:

- развивать у детей воображение, логическое мышление, фантазию, усидчивость

- развивать пространственные представления, учить ориентироваться

- развивать тактильное восприятие.

- ритуал начала занятия

- упражнение «Две принцессы»

- упражнение «Кто к нам приходил?»

- игра «Спасение принцессы»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

Раздел IV.

Мир из песка

12



23

Песочный мир

1

Цель: научить детей создавать позитивное настроение

Задачи:

- развивать умение замечать положительные качества в людях

- развивать эмпатию

- учить говорить друг другу приятное

- развивать воображение ,логическое мышление, фантазию

- учить детей снимать психомышечное напряжение

- ритуал начала занятия

- игра «Комплимент»

- упражнение «По тропинкам, по дорожкам»

- упражнение «Игра с игрушками»

- игра «Дружная семья»

- упражнение «Песочная аппликация»

- сказка «Мир из песка»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

24

Моя вообразилия

1

Цель: развивать зрительно- моторную координацию, воображение

Задачи:

- учить детей создавать картинки, рисунки на песке

- развивать умение работать с песком

- развивать фантазию

- развивать коммуникативные навыки детей

- ритуал начала занятия

- упражнение «Узоры на песке»

- упражнение «Узоры из камешков»

- игра «Друзья»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия.

25

Путешествие в сказочный город

1

Цель: расширить представление детей об окружающем мире

Задачи:

- развивать воображение и фантазию детей

- развивать самосознание детей

- учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию

- ритуал начала занятия

- упражнение «Мы создаем город»

- упражнение «Город и его жители»

- упражнение «Узоры на песке»

- упражнение «Узоры из камешков»

- игра «Друзья»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

26

Царство песчаных человечков

1

Цель: развитие эмоциональной сферы

Задачи:

- способствовать снижению эмоционального напряжения

- формирование личностных установок

- формирование навыков целенаправленной деятельности

- ритуал начала занятия

- упражнение «Карлики и великаны»

- упражнение «Собери грибы для песчаного человека»

- этап вербализации «Сказка о песчаных человечках»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

27

Затерянный город

1

Цель: научить находить предмет и определять его на ощупь

Задачи:

- способствовать развитию мелкой моторики

- способствовать развитию зрительного и тактильного восприятия

- развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

- ритуал начала занятия

- упражнение «Мы исследователи»

- упражнение «Археология»

- игра «Гусеница»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

28

В поисках клада

1

Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

Задачи:

- учить детей быть терпимее друг к другу

- учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека

- развивать наблюдательность детей


- ритуал начала занятия

- упражнение «Мой клад»

- игра «Чего не стало»

- упражнение «Спрячь игрушки»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

29

Игрушки

1

Цель: развивать доброжелательное отношение детей друг к другу


Задачи:

- способствовать коррекции негативных проявлений

- развить тактильное восприятие, мышление, фантазию

- учить детей экспериментировать с мокрым песком

- ритуал начала занятия

- упражнение «Спрячь игрушки»

- упражнение «Забавы»

- игра « Игрушки»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

30

Мы исследователи

1

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия

Задачи

- учить находить предмет и определять его на ощупь

- развать навыки взаимодействия и сотрудничества

- развать доброжелательность детей

- учить детей снимать напряженность

- ритуал начала занятия

- упражнение «Раскопайте мину»

- упражнение «Археология»

- игра «Гусеница»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия.

31

Времена года

1

Цель: научить детей изображать на песке природные явления.

Задачи:

- развивать тактильную чувствительность, слуховую память

- учить регулировать мышечное напряжение

- учить детей управлять вдохом и выдохом

- развивать выдержку, самосознание

- ритуал начала занятия

- упражнение «Песочный дождик»

- упражнение « Песочный ветер»

- игра «Дождь»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

32

Весна

1

Цель: развить у детей воображение.

Задачи:

- способствовать развитию мелкой моторики

- способствовать развитию зрительного восприятия

- развить навыки взаимодействия и сотрудничества

- ритуал начала занятия

- упражнение «Бусы для весны»

- упражнение «Почки березы»

- игра «Волшебный сад»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

33

Лето

1

Цель: дать представление детям о лете на песке

Задачи:

- развить мелкую моторику рук, фантазию

- развить тактильную чувствительность

- учить детей снимать мышечное напряжение

- ритуал начала занятия

- упражнение «Бусы для лето»

- упражнение «Листья березы»

- игра «Волшебный сад»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия

34

Путешествие по песочной стране

1

Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

Задачи:

- учить детей быть терпимее друг к другу

- учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека

- развивать у детей мелкую моторику рук, речь, усидчивость

- ритуал начала занятия

- упражнение «Страна чудес»

- упражнение «Фантазия»

- игра «Радость»

- ритуал окончания занятия

- рефлексия














Календарно- тематическое планирование



Месяц

Неделя

Тема раздела

Тематика занятий

Количество часов

Сентябрь

3-я неделя

Раздел I. Знакомство с песком

Тема 1. Здравствуй песок!

1

4-я неделя

Тема 2. Моя безопасность в играх с песком

1

Октябрь

1-я неделя

Тема 3. Знакомство с песочным человечком

1

2-я неделя

Тема 4. Песочная лаборатория

1

3-я неделя

Тема 5. Чувствительные ладошки

1

4-я неделя

Раздел II. Настроение из песка

Тема 6. Песчаная буря

1

5-я неделя

Тема 7. Наше настроение

1

Ноябрь

1-я неделя

Тема 8. Злой волшебник

1

2-я неделя

Тема 9. Радость песчаного человечка

1

3-я неделя

Тема 10. Грусть песчаного человечка

1

4-я неделя

Тема 11. Страх мышат

1

Декабрь

1-я неделя

Тема 12. Волшебник по имени интерес

1

2-я неделя

Раздел III. Фантазии из песка

Тема 13. Мы играем


3-я неделя

Тема 14. Песочный дождь

1

4-я неделя

Тема 15. Чудеса на песке

1

Январь

2-я неделя

Тема 16. Доброе превращения и чудесное спасение

1

3-я неделя

Тема 17. Солнечная сказка на песке

1

4-я неделя

Тема 18. Чей это след?

1

Февраль

1-я неделя

Тема 19. Секретики

1

2-я неделя

Тема 20. Вслед за радугой

1

3-я неделя

Тема 21. Наше творчество

1

4-я неделя

Тема 22. Спасение принцессы

1

Март

1-я неделя

Раздел IV. Мир из песка

Тема 23. Песочный мир

1

2-я неделя

Тема 24. Моя вообразилия

1

3-я неделя

Тема 25. Путешествие в сказочный город

1

4-я неделя

Тема 26. Царство песчаных человечков

1

Апрель

1-я неделя

Тема 27. Затерянный город

1

2-я неделя

Тема 28. В поисках клада

1

3-я неделя

Тема 29. Игрушки

1

4-я неделя

Тема 30. Мы исследователи

1

5-я неделя

Тема 31. Времена года

1

Май

1-я неделя

Тема 32. Весна

1

2-я неделя

Тема 33. Лето

1

3-я неделя

Тема 34. Путешествие по песочной стране

1



















Организационно-педагогические и материально-технические условия реализации программы

Сроки реализации программы: Курс программы рассчитан на 1 год.

Программа включает в себя 34 занятия, занятия проводятся 1 раз в неделю в подгрупповой или индивидуальной форме. Наполняемость группы зависит от особенностей развития детей. Длительность занятий определяется возрастом и желанием детей. Особенностью данной программы является комплексный характер коррекционно-развивающей работы, занятия построены таким образом, что происходит стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а подобранные игры и упражнения влияют на несколько анализаторов. Игры и упражнения подобранны, исходя из основной цели коррекционной работы и особенностей детей с различными формами психического развития.

Перед проведением занятий необходимо проводить инструктаж по технике безопасности и правилам действия детей с песком.

Этапы организации игрового образовательного процесса:

Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, которая определяется последовательностью этапов.

Подготовительный (ориентировочный) этап.

- снижение психоэмоционального напряжения;

- раскрепощение участников;

- сплочение группы.

Основной (коррекционный) этап.

- знакомство с основными эмоциями человека;

- понимание собственных эмоциональных реакций и окружающих;

- формирование самостоятельности и способности выражать эмоции и чувства;

- ослабление негативных состояний детей, усиление положительных эмоций, восстановление душевног равновесия;

- развитие творческих способностей, воображения, чувственного восприятия;

- совершенствование познавательных и психомоторных функций.

Заключительный этап

- подведение итого (получение обратной связи);

- закрепление полученных знаний;

- завершение занятия, ритуал выхода.


Формы, методы и приемы, применяемые в реализации программы.

Теоретические:

- анализ психологической и педагогической литературы;

Биографические:

- сбор и анализ анамнестических данных;

- изучение медико-псилого-педагогической документации;

Эмпирические:

- беседы;

-наблюдения за детьми на занятиях, в процессе игровой деятельности;

Исследовательские:

- подборка и адаптация диагностических методик;

- проведение констатирующего м контрольного этапов диагностической работы направленной на изучение особенностей эмоционального развития детей;

Практические:

- развивающие игры;

- чтение и анализ художественной литературы;

- свободное и тематическое рисование на песке;

- анализ рисунков;

- комментирование и импровизации рисунков;

- этюды;

- оценка достигнутых результатов;

Аналитические:

- качественно-количественная обработка полученных данных;


Методические ресурсы:

- конспекты коррекционно-развивающих занятий;

- консультативный материал для родителей;

При проведение психодиагностического обследования (как входящей диагностики та и итоговой), используется следующий диагностический инструментарий:

- методика изучения эмоциональной сферы ребенка (В.М.Минаева) Цель: исследование восприятия детьми графических изображений эмоций (Приложение №1);

- цветовой тест (М.Люшер) Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности (Приложение №2);

- изучение уровня мотивации по отношению к занятиям, интерес к предлагаемой деятельности (Приложение №3);

- анкетирование родителей, наблюдения за особенностями эмоциональных проявлений у ребенка (Приложение №4).

Список используемой литературы:

1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/ ; СПб., 2010 г.

2. Грабенко Т., Зинкевич - Евстигнеевой Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/ Т. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой. СПб., 2007 г.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

4. Княжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей/Княжева Н.Л. ; Ярославль., 1996 г.

5. Коваль С.Н., Хомин Ю.В. Песочная свирель/ С.Н. Коваль, Ю.В. Хомин ; М., 2001 г.

6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников/О.А.Новиковская. СПб., 2006 г.

7.Л. Штейнград Юнгинская песочная терапии/Л.Штейнград ; СПб., 2001 г.

Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – с. 56

8. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу?/Н.К.Панфилова //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39

9. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста/Н.Ф.Бережная. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50

10. Жителева С. Песочная терапия/С.Жителева. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65

11. Баринова Н. Песок – вода – ладошки/Н.Баринова Н. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2



Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 30.10.20 в 14:51 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.