Программа психологической коррекции социально-коммуникативной и эмоциональной сферы детей (подростков) с интеллектуальными нарушениями «Здравствуй, это — я!»

0
0
Материал опубликован 31 January

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа психологической коррекции социально-коммуникативной и эмоциональной сферы детей (подростков) с интеллектуальными нарушениями «Здравствуй, это – я!»

 

 

 

 

 

Педагог-психолог ГБСУСОССЗН СДДИ

Гайнутдинова Р.У.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Серафимовский 2024 г.

 

 

Пояснительная записка

 

Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.

Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена, в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны.

Основное направление работы психолога с воспитанниками детского дома - интерната для умственно отсталых детей определяется как развитие у ребенка потребности и способности усваивать представления о себе, об окружающем мире, неотъемлемой частью которого он является. То, что ребенок с нормально развитым интеллектом усваивает сам как само собой разумеющееся, умственно отсталый может освоить с большим трудом на специальных занятиях, организованных как целенаправленное и систематическое коррекционно-развивающее воздействие. Медленно, шаг за шагом, начиная с осознания своего настроения, чувств, эмоций, с понимания материальных аспектов, составляющих окружающую среду, ребенок продвигается к возможности осознания своих потребностей и способов их удовлетворения в социально приемлемой форме.

 

Актуальность программы для данной категории детей

 

Умственная отсталость проявляется, прежде всего, в неравномерном развитии у ребенка различных сторон психической деятельности. Это проявляется в нарушении ориентировки в пространстве и времени, пассивном внимании, непроизвольном и малом объеме запоминаемого материала, недостаточной сформированности мыслительных операций. Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловлена спецификой развития его потребностей, интеллекта и проявляется в ряде особенностей его чувств.

В чувствах и эмоциях человек выражает личное отношение к предметам, явлениям, к процессу и содержанию познания. Как известно эмоции и чувства взаимосвязаны.

Незрелость личности «особого» ребенка проявляется также в большом влиянии на оценочные суждения эгоцентрических эмоций. Поэтому наиболее высоко ребенок оценивает то, что ему приятно. Говоря о развитии чувств умственно отсталого ребенка Л.С. Выготский отмечал, что на начальных ступенях развития интеллекта обнаруживается более или менее непосредственная зависимость его от аффекта. Но по мере развития личности эти отношения меняются. Переход ребенка от низших форм эмоциональной жизни к высшим непосредственно связан с изменением отношения между интеллектом и аффектом. Умственно отсталые дети не регулируют с помощью интеллекта свои чувства соответственно конкретной ситуации. Это выражается например в том, что они не могут побороть чувство обиды на кого-либо даже тогда, когда понимают что его обидеть не хотели.

Все это говорит о необходимости проведения коррекционной работы с умственно отсталыми детьми с целью развития эмоциональной сферы и формирования коммуникативных умений у умственно отсталых подростков. Данная программа поможет детям, имеющим интеллектуальные нарушения, научиться лучше распознавать эмоции других людей и свои собственные, выражать эмоции социально приемлемым способом.

Новизна программы: Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Новизна программы в том, что ее результатом является  -  успешная социальная адаптация в дальнейшем.

 Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью, повышение самостоятельности  и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Задачи:

коррекция образа «Я» ребенка;

расширение социальных возможностей, объяснение в доступной для детей форме представлений о социальной компетентности, успешности, активности, о возможных мотивах поведения людей в разных ситуациях;

развитие игровой деятельности и коррекция взаимоотношений между детьми в игровом сообществе через социально опосредованные мотивы взаимодействия, стимуляция конструктивного поведения воспитанников и воспитателей;

развитие потребности и способности оценивать поведение как нравственное или безнравственное;

создание ситуаций общения с окружающими взрослыми и детьми, в которых ребенок может осознать свои потребности и на этой основе выделять собственные мотивы поведения, определять, насколько он социально активен, как соотносятся мотивы его поведения с его активностью;

стимуляция осознания ребенком самого себя как «положительной», социально направленной личности;

расширение представлений ребенка о поведении человека как конструктивном и одобряемом людьми, о деструктивном как не одобряемом, о социальной роли человека на разных возрастных этапах его развития;

стимуляция отождествления ребенком себя с соответствующей его возрасту и полу социальной ролью;

формирование качеств социально-активной личности;

психологическая адаптация в учебно-профессиональной деятельности.


 

Продолжительность: Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30-45 минут. Оптимальное количество детей в группе до 5 человек.

Тема занятия

Цель занятия

Дата

План.

Факт.

1

Психологическое обследование;

Диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы детей;

Выявление особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы

Cентябрь

I неделя

 

2

Здравствуй, это – я!

Формирование представления о себе, о сверстниках; элементарных правил поведения и культуры общения со сверстниками и взрослыми;

Сентябрь

II неделя

 

2

Я – ты - группа

Создание атмосферы психологической безопасности

Сентябрь

II неделя

 

3

Совместная прогулка с детьми «Золотая осень»

Стимулирование положительного эмоционального отклика в процессе общения с взрослым

Сентябрь

III неделя

 

3

Совместное рисование «Краски осени»

Привлечение детей к совместной деятельности с педагогом;
стимулирование подражания положительному взрослому.

Сентябрь

III неделя

 

4

«Создаем сказку»

Создание заинтересованности к совместной деятельности с педагогом. Побуждение двигательной и речевой активности детей. Формирование умения выражать чувства и эмоции

Сентябрь

IV неделя

 

 

5

«Осеннее настроение»

Выявление показателей социально-эмоциональной депривации

Октябрь

I неделя

 

6

«Поделка в произвольной форме»

Выявление показателей коммуникативной дезадаптации.

Октябрь

I неделя

 

7

«Наша дружная семья»

 

Развитие представлений о семье, формирование умения называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице, знакомить с профессиями, воспитывать доброжелательное отношение к близким людям, любовь к своей семье.

Октябрь

II неделя

 

8

«Разноцветный мир»

Формирование цветовых эталонов. Обучение детей адекватному выражению чувств и настроения

Октябрь

III неделя

IV неделя

 

 

 

«Дом, в котором мы живем»

Формирование коммуникативных навыков, Гармонизация отношений в группе воспитанников.

Ноябрь

I неделя

 

 

 

9

«Мальчики и девочки»

Обратить внимание на гендерные различия между мальчиками и девочками.

Ноябрь

II неделя

 

10

«Учимся общаться»

Налаживание взаимодействия в группе, формирование группового доверия.

Ноябрь

III неделя

 

 

«Мои друзья»

Создание атмосферы психологической безопасности в группе; получению нового эмоционального опыта связанного с проживанием отношений; знакомство с понятиями «границы» и «свобода» в отношениях

Ноябрь

IV неделя

V неделя

 

12

«Декоративно-прикладное искусство. Орнамент «Зимушка-зима», «Мартиничка, кукла из ниток».

Воспитание у детей любви к народному творчеству

Декабрь

I неделя

 

13

«Мое тело, мое здоровье»

Обратить внимание на значимость своего тела, о необходимости относиться с заботой и вниманием к своему телу. Осознать телесные проблемы и ресурсы своего тела

Декабрь

II неделя

 

 

«Мои привычки»

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Декабрь

III неделя

 

 

«Зимняя прогулка»

 

Формирование способности устанавливать связи между сезонными изменениями в природе.

Декабрь

IV неделя

 

 

«Новогодняя сказка»

Создание праздничного настроения, формирование умений доставлять близким радость, благодарить за новогодние подарки и сюрпризы.

Декабрь

Vнеделя

 

14

«Музыка - язык чувств».

Преодоление детьми барьеров в общении

Январь

II неделя

 

15

«Красивые коврики»

Формирование мотивации к коллективной деятельности

Январь

III неделя

 

16

Драматизация (сказкотерапия)

 

Развития навыков общения и раскрепощения детей

Январь

IV неделя

 

 

«Мой мир»

Формирование элементарных представлений об окружающем мире

Февраль

I неделя

 

 

«В мире профессий»

Знакомить детей с трудом взрослых, с разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью ля достижения цели

Февраль

II неделя

 

 

«Мое тело, мое здоровье»

Формирование здоровьесберегающих привычек и правил личной гигиены

Февраль

III неделя

 

 

Я – взрослый?

Формирование представлений о мире взрослых людей.

Февраль

IV неделя

 

 

«Наши сильные чувства»

Создание условий для обращения к собственному миру чувств.

Март

I-II неделя

 

 

«Вместе - мы сила»

Повышения уровня открытости, доверия, сплоченности в группе.

Март III неделя

 

 

«Мир за окном: весна пришла»

Расширение знаний об окружающем мире. Наблюдение за изменениями в природе.

Март IV-V неделя

 

 

«Птица счастья»

Расширение знаний об окружающем мире, через познание чувств, формирование эмпатии и позитивного отношения к окружающему.

Апрель I

 

 

«Салют солнцу»

Обогащать представления детей о Солнце, его проявления и эффекты; развитие способности понимать свои эмоциональные состояния; преодоление эмоционального напряжения.

Апрель II неделя

 

 

«На улицах города» (ПДД)»

Расширение социального опыта, формирование элементарных представлений о правилах дорожного движения и поведения на улице.

Апрель IV неделя

 

 

«Сказочная шкатулка»

Формирование положительной «Я» - концепции, самопринятия, уверенности в себе, снятие тревожности, неуверенности в себе.

Май I-II неделя

 

 

«Это - Я!»

Формирование нравственных ценностей и правил поведения в обществе, воспитание социально одобряемых стереотипов поведения.

Май III-IV неделя

 

 

Итоговая диагностика эмоциональной сферы

 

 

 


 

Ориентировочная структура занятия

Разминка или ритуал приветствия – подготовка к психологической работе. С этой целью используются подвижные игры и упражнения, направленные на снятие напряжения, внутреннего дискомфорта, на сокращение эмоциональной дистанции, на развитие познавательных процессов. Начинается разминка с приветствия.

Основная частьэтот этап занятия направлен на развитие высших психических функций и на воспитание эмоционально волевой сферы.

Заключительная часть: подведение итогов, обратная связь, ритуал прощания.

Ожидаемый результат

- Умение понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих;

- Повышение самостоятельности детей с умственной отсталостью;

- Снижение тревожности;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми;

- Освоение навыков работы в коллективе.


 

Методы и средства оценки результативности программы:

- Методика «Определения эмоций по фотографии», адаптированный тест Люшера «Паровозик», анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.Н.Лаврентьева, Т.М.Титаренко).

 

Диагностика

Методика «Определение эмоций по фотографиям». Цель: определение эмоций. Стимульный материал: набор из 9 фотографий с изображением человека, на лице которого отражена та или иная эмоция, и список эмоций. Порядок проведения: демонстрируется 9 фотографий, ответы регистрируются на бланке ответов рядом с номером фотографии.

Обработка результатов и интерпретация: учитывается количество правильных ответов, по которым судят о сформированности умения определять эмоцию человека по выражению лица. 50% и менее правильных ответов свидетельствуют об очень низком уровне способности различать эмоции.

Адаптированный тест Люшера «Паровозик». Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.Н.Лаврентьева, Т.М.Титаренко).

Цель: выявить уровень агрессивности у ребенка. Инструкция: воспитателю предлагается ответить на вопросы анкеты («да», «нет») относительно конкретного ребенка.

Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

Он не прочь подразнить животных.

Переспорить его трудно.

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

Часто не по возрасту ворчлив.

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

Легко ссорится, вступает в драку.

Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

У него нередки приступы мрачной раздражительности.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Содержание курса

Курс включает в себя занятия с элементами арттерапии, игровых технологий, сказкотерапии и практических занятий с использованием методов мышечной релаксации, психогимнастики, кинезиологии, беседы, этюды.

Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей с легкой умственной отсталостью являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки. Арт - методы является одной из форм психологического сопровождения детей с умственной отсталостью. Арт – методы используются при групповой форме работы и индивидуальной, которые можно разделить на директивный (деятельность ребенка в процессе занятия определенным образом организуется и направляется специалистом) и недирективный варианты. Во многих занятиях данной программы используется сочетание директивного и недирективного подходов, с доминированием первого в связи с психофизическими особенностями развития детей с легкой умственной отсталостью. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.

Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.

Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Мышечная релаксация – Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствующее активизации мыслительной деятельности, развитию мелкой моторики, способностей; развитию памяти, внимания, речи; развитию мышления. 


 


 


 


 


 


 


 


 

Программа составлена с использованием:

«Программы психологического сопровождения детей с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей». МГПУ, г. Москва.

Программы психологической коррекции эмоциональной сферы подростков с интеллектуальными нарушениями «Планета эмоций».

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми «Шпаргалка для взрослых» Генезис, Москва, 2000 г., Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.

Разноцветное детство, Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / под ред. Е.В. Свистуновой, Редкая птица, Москва, 2019 г.

Тренинговые занятия с младшими подростками «Жизненные навыки», Генезис, Москва, 2012 г. Под ред. С.В. Кривцовой.

Тренинговой программы по формированию коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями «Солнце в ладошках».

Темная сенсорная комната — мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой.

Учебно-методическое пособие «Помощь депрессивным детям», Л.В. Пасечник, М., Аркти, 2012 г.

 

Лабиринт души: терапевтические сказки, О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев., М., АП, 2014 г.

 

Цветовой игротренинг, Н.М. Погосова, Речь, С-П, 2003г.


 


 


 


 


 


 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации