Статья «Опыт организации психолого-педагогического просвещения родителей с участием социальных и ресурсных партнёров»
«На старт! Внимание! Школа…
Опыт организации психолого-педагогического просвещения родителей с участием социальных и ресурсных партнёров»
Игольникова А.В., педагог-психолог МКДОУ ЦРР-д/с № 501,
высшей квалификационной категории
Коренные преобразования, происходящие в российском обществе, привнесли серьезные изменения в систему образования1. Образовательные учреждения, включившись в инновационные процессы, активно ведут поиск новых форм работы по разным направлениям своей деятельности: в управлении, в повышении качества образования; вносят существенные изменения в содержание образования. Происходят серьезные изменения в технологическом, методическом, дидактическом обеспечении образовательного процесса. По-новому организации выстраивают свои отношения с семьями обучающихся.
Детские сады, школы имеют разнообразный успешный опыт взаимодействия с родителями (законными представителями). Однако опыта преемственности и сотрудничества в этом вопросе крайне недостаточно. Образовательные организации действуют преимущественно автономно, в то время как объединенные усилия должны привести к более продуктивным результатам.
Так, например, переход дошкольников на следующую ступень образования диктует необходимость объединения усилий ДОО и школы в вопросах психолого-педагогического просвещения родителей.
Традиционными направлениями просвещения родителей будущих первоклассников является - создание благоприятных условий в семье для формирования компонентов школьной зрелости и профилактика дезадаптации при поступлении ребенка в школу.
Принципиально новая система педагогической поддержки, культуры взаимодействия и сотрудничества с родителями строится на деятельностном подходе, когда родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками любого мероприятия.
Одним из таких мероприятий в нашем опыте стала акция «Письмо родителю будущего первоклассника». Именно с такой просьбой - написать письмо-обращение к родителям, чьи дети на будущий год пойдут в школу мы обратились к родителям детей уже посещающих первый класс. Идея акции заключалась в обращении к опыту родителей, прошедших этот путь - подготовки и сборов ребенка в школу. Нам было важно понять, что волнует родителей, каким образом они осмысливают свой опыт, какие делают из него выводы, и что транслируют в качестве советов и напутствий.
Изучив содержание родительских посланий педагогическое сообщество отметило, что при организации просветительской работы с родителями до школы совсем не затрагивается вопрос выбора и покупки школьных принадлежностей. В то время как большинство родителей считают это важной составляющей при подготовке ребёнка к школе. Мысль об актуальности данной темы продолжили и учителя. В рамках круглого стола они поделились собственными наблюдениями о том, как некачественные школьные принадлежности или канцелярские товары, не отвечающие особенностям психического развития младших школьников, препятствуют успешной адаптации детей к школьному обучению. Учителя утверждали, что некоторые школьные атрибуты способствуют возникновению трудностей у ребенка влекущих за собой возникновение отрицательных переживаний, связанных с ситуациями обучения, снижение мотивации, самооценки, и успеваемости в целом.
Так родилась идея организовать практико-ориентированную встречу с родителями будущих первоклассников для обсуждения темы: «Психологические и здоровьесберегающие аспекты выбора школьных принадлежностей для первоклассников».
Для организации встречи были привлечены в качестве социальных партнеров – учителя начальных классов школы, расположенной по соседству с детским садом, а в качестве ресурсных партнеров – менеджеры торговой фирмы, которая является одной из крупнейших оптово-розничных компаний в Сибирском регионе. Привлеченная компания успешно работает на рынке канцелярских товаров и книжной продукции более 25 лет и является официальным партнером ведущих поставщиков и производителей, что позволяет предлагать покупателям оптимальный уровень цен и широкий ассортимент канцелярских товаров и книжной продукции.
Началась встреча с чтения писем-посланий и осмысления их содержания. Совместно с родителями мы сгруппировали советы, содержащиеся в письмах в несколько категорий: укрепление здоровья, воспитание самостоятельности, оказание психологической поддержки, формирование психологической готовности к школе, организация рабочего места первоклассника и приобретение необходимой школьной атрибутики (мебель, форма, канцелярские товары).
Для создания подходящего настроя провели с родителями игру «Собери портфель». Игра представляла собой эстафету с игровой задачей: положить в портфель необходимые канцелярские принадлежности для первоклассника. Выигрывала та команда, которая справилась с задачей быстрее и качественнее.
Подводя итоги игры (рассматривая содержимое портфелей) резюмировали, что примерно так и выглядит результат посещения «Школьных ярмарок» и «Школьных базаров». Подобно тому, как во время игры в портфеле оказались дневники для старших классов, три пары ножниц, и ручки с разноцветными чернилами, в корзинах мам и пап покупателей оказываются канцелярские принадлежности, которые могут не только оказаться ненужными и бесполезными, но и даже принести вред.
Далее родителям было предложено оказаться в роли взыскательных покупателей и не торопясь, имея возможность тщательно осмотреть широкий ассортимент товаров сделать выбор в пользу таких канцелярских принадлежностей, которые будут помощниками ребенку в учебной деятельности.
Родителей разделили на четыре подгруппы и перед каждой поставили цель осуществить и объяснить выбор:
- письменных принадлежностей (ручки, простые карандаши, ластики, линейки)
- товаров для творчества (альбомы для рисования, краски, гуаши, кисти, цветная бумага, ножницы, клей)
- печатной продукции (тетради, дневники)
- органайзеры (ранец, пенал, мешок для обуви, папка для тетрадей и т.п.).
Благодаря ресурсным партнерам удалось организовать «широкий фронт работы» для родителей, поскольку ассортимент представленных канцелярских товаров был схож с ассортиментом канцелярского магазина. Так, например, цветная бумага была представлена в десяти позициях (6,2, 24, 42 цвета; форматы А4, А5; одно-двусторонняя; ламинированная, матовая). То же самое касалось всех остальных товаров, они были представлены в разных технических и дизайнерских решениях, различной ценовой категории, вариациях производителей.
Родители с увлечением принялись за дело, они рассматривали каждую позицию товара, представленную на их столе, дискутировали между собой, формулировали аргументы для обоснования того или иного выбора. При этом сложилась уникальная атмосфера доверительного общения, где родители вторых и третьих детей передавали собственный опыт родителям, которые впервые будут собирать ребенка в школу. Завязался продуктивный, осмысленный диалог с ресурсными и социальными партнерами.
Очень органично и ненавязчиво звучали мнения экспертов. Присутствующие учителя рассказывали о своем опыте и своих наблюдениях, на которых основываются их требования к пишущим предметам, размеру пенала, качеству цветной бумаги и т.п. В том случае, когда педагоги не просто озвучивают свое требование, а подкрепляют это требование примерами из практики своей работы, красноречиво описывая, как может мешать ребенку на уроке, например, пенал состоящий из трех ярусов, со светодиодной подсветкой и магнитными заклепками, и формируется доверие. Родители видят искреннюю заинтересованность учителя в том, чтобы у ребенка сформировалось то или иное учебное действие, а не некую прихоть, продиктованную неизвестными мотивами. Возьмем к примеру, тот же пенал – да, он вместительный – там и 12 цветов карандашей помещается и ластики, и точилки и ручка «паркер» статусная, дорогая, приятная, как у папы. Но оказывается в первом классе 12 цветов вовсе не нужны, а только 6 цветов основного спектра (на первых порах и вовсе три – синий, красный и зеленый). А ручка для маленькой руки ребенка – тяжелая, из влажных от волнения рук выскальзывает (т.к. имеет гладкий металлический корпус), автоматическая кнопка все время манит извлекать из нее приятный щелчок – все это причиняет ребенку дополнительные неудобства при освоении и без того сложно-координированного навыка письма.
С большим интересом родители и даже педагоги познакомились с мнением менеджеров по продажам канцелярских принадлежностей. Привлеченные ресурсные партнеры, не только ориентировали присутствующих в ценовой категории товаров, но и рассказывали об ассортименте, наиболее востребованных покупателями позициях, отличиях одной и той же позиции у разных производителей, весомых преимуществах и недостатках, наиболее удобном времени посещения магазина, вариантах осуществления покупок, системе предоставления скидок.
Наиболее важной и существенной покупкой к школе считается – школьный ранец. Об основных критериях подбора ранца родители узнали из продемонстрированного видеофрагмента передачи «Жить здорово» с Еленой Малышевой. В видеоматериале ведущая программы совместно с врачом неврологом и хирургом-ортопедом наглядно демонстрировали ошибки выбора, а также их негативные последствия для опорно-двигательного аппарата первоклассника.
Благодаря привлечению ресурсных партнеров родители не только имели возможность услышать мнения врачей и увидеть с экрана возможные ошибки, но и подержать в руках несколько видов современных ранцев, сравнить их вес, оценить функциональность имеющихся отделений и узнать их предназначение, задуманное производителями.
Теперь каждый присутствующий на встрече родитель знает – выбирать ранец нужно только с ребенком! И не только потому, что ребенок должен высказать свое предпочтение по дизайну, а потому, что ранец подбирается с учётом роста и веса первоклассника.
Во время этой встречи решалось много задач, и передача конкретных знаний отнюдь не являлась первостепенной. Важнее на наш взгляд было организовать общение родительского и учительского сообщества, свободное обсуждение, атмосфера доверия и искренней заинтересованности в достижении результата способствовало зарождению продуктивного диалога, что в конечном итоге положительно скажется на старте детской школьной жизни.
Список информационных источников и литературы
Нормативные документы:
Национальный проект «Образование» по направлениям стратегического развития (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» в ред. от 19.07.2018 г.)
Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576)
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р «План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.»
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р)
Федеральный закон РФ от 29декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2020 г.)
Литературные источники:
- Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу с радостью. Практическая психология для учителя.- Минск, 2000.
- Лазарева Л.А. Психофизиологические аспекты успешного обучения учащихся школы первой ступени образования // Завуч начальной школы.-2001. № 6.
- Лопатина Д.А., Крылов А.С. Советы школьного администратора родителям первоклассника // Директор школы. 2005. - № 2.
Интернет-ресурсы:
- Статья «Готовимся к школе: лучшие наборы первоклассника», сайт «Я нашла», https://yanashla.com/
1 Федеральный закон РФ от 29декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2020 г.);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576)
Потамошнева Наталья Алексеевна
Патракова Валентина Николаевна