Программа «Сопровождение талантливых и одарённых детей в дошкольных группах»
МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А.С. Гостева»
Программа
“Сопровождение талантливых и
одаренных детей в дошкольных группах”.
Составила:
Старший воспитатель: Мажова С.А.
д. Анишино
2020 г.
Содержание:
Пояснительная записка.
Нормативно – правовая база программы.
Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми и одаренными детьми.
Методы диагностики в ходе реализации программы.
Планируемые результаты.
Основные направления реализации программы.
Основные этапы реализации программы.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.
Список литературы.
Приложения.
Приложение 1. Диагностические материалы.
Приложение 2. Карта одаренного ребенка.
Приложение 3. План работы с талантливыми и одаренными детьми на 2020 – 2021 учебный год.
1.Пояснительная записка.
Актуальность темы.
Таланты редки и их надо беречь
и сохранять, в них настоящая сила нации.
В.Вернандский
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.
Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.
Дошкольное образовательное учреждение не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.
Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:
- Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
- Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;
- Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
- Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития таланта и одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, общественность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития творческого, внутреннего потенциала личности.
Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда, музыкального руководителя), родителей.
Программа рассчитана на 2020 - 2021 учебный год.
Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи: - выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой и
психомоторной (спортивной) одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по
вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
2. Нормативно – правовая база программы:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Приказом Министерства образования Тульской области от 27.08.2015г.№1901 «О введении в образовательных организациях Тульской области, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»;
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.
3.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:
- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.
4.Методы диагностики в ходе реализации программы:
- наблюдения;
- беседы;
- педагогическая диагностика;
- изучение продуктов детского творчества;
- ведение индивидуальных карт развития.
5.Планируемые результаты:
- создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;
- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых и одаренных детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности (творческой, спортивной);
- высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;
- организация системы дополнительного образования;
- обогащение предметно – развивающей среды;
- повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
6.Работа с одаренными и талантливыми детьми:
Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам и маршрутам.
Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное от занятий время:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Работа с педагогами:
- педагогические советы;
- педагогическое проектирование;
- взаимопросмотры;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары – практикумы;
- консультации, рекомендации.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско – родительские проекты;
- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании предметно - развивающей среды.
Виды одаренности |
Составляющие |
Методики диагностики |
Кружковое направление |
Творческая одаренность |
Художественная одаренность |
Наблюдения, педагогическая диагностика, ведение индивидуальных карт развития, беседы с воспитанниками, родителями, изучение продуктов детского творчества. |
Секции «Волшебное тесто», «Работа с бумагой», «Волшебный мир оригами», «Пластилиновое чудо». |
Артистическая одаренность |
Наблюдения, педагогическая диагностика, ведение индивидуальных карт развития, беседы с воспитанниками, родителями. |
Кружок «Фиксики», |
|
Психомоторная одаренность |
Спортивная одаренность |
Наблюдения, педагогическая диагностика, ведение индивидуальных карт развития, беседы с воспитанниками, родителями. |
Секция «Крепыши» |
7.Основные этапы реализации программы:
I этап – диагностико – организационный.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в МОУ.
Задачи: - изучение нормативной базы;
- анализ материально – технических, педагогических условий реализации программы;
- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.
II этап – реализационный.
Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.
Задачи: - диагностика способностей воспитанников;
- разработка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;
- формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и одаренными детьми;
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми.
III этап – аналитический.
Цель: переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в режим функционирования.
Задачи: - анализ итогов реализации программы;
- осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ;
- обобщение результатов работы детского сада в реализации программ.
8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы:
Этапы реализации программы |
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Диагностико – организационный.
Реализационный
Аналитический |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. |
Создание творческой группы воспитателей по составлению программы «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ». Разработка программы «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ». Рассмотреть и изучить на заседании педагогического совета программу «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ». Работа по определению способностей талантливых и одаренных детей. Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности. Подбор и апробация комплекса диагностических методик. Первичная диагностика с целью выявления талантливых и одаренных детей. Составление банка данных детей, имеющих ярко выраженные способности. Составление плана работы с талантливыми и одаренными детьми, планов – программ по дополнительному образованию. Составление индивидуального маршрута развития талантливых и одаренных детей. Ознакомление родителей с планом работы.
Разработка методических рекомендаций, материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.
Проведение мероприятий с талантливыми и одаренными детьми, используя разнообразные формы и методы. Проектная деятельность (детско – родительская, групповая, презентации). Использование в образовательной деятельности различных современных средств информации.
Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, самостоятельную деятельность.
Функционирование кружков и секций.
Организация и проведение спортивных соревнований, эстафет, праздников, выставок среди талантливых и одаренных детей. Участие в районных, всероссийских и международных конкурсах. Поощрение талантливых и одаренных детей. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме. Проведение различных форм работы с педагогами и родителями по работе с талантливыми и одаренными детьми. Организация совместного творчества родителей и детей. Выставки детских работ.
Проведение промежуточной диагностики.
Итоговая диагностика воспитанников.
Обсуждение итогов развивающей работы с талантливыми и одаренными детьми, выявление проблем.
Корректировка данной программы в соответствии с выявленными проблемами. Создание методической базы ДОУ по работе с талантливыми и одаренными детьми. Распространение материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми в интернет источниках, размещение материалов на сайте МОУ «Анишинская СШ имени Героя Советского Союза А.С. Гостева".
Анализ исполнения программы. |
Сентябрь 2020 г.
Сентябрь 2020 г.
Октябрь 2020 г.
Октябрь 2020 г.
Октябрь 2020 г. Ноябрь 2020 г. Ноябрь 2020 г.
Ноябрь 2020 г.
ежегодно
Ноябрь 2020 г.
Согласно плана работы МОУ с социумом В течение года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
ноябрь 2020 г. в течение года согласно плана работы в течение года
согласно плана работы согласно плана работы
в течение года
Март 2021г.
Май 2021 г.
Май 2021г. |
Старший воспитатель
Творческая группа педагогов
Воспитатели
Воспитатели
Творческая группа Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Старший воспитатель
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, старший воспитатель
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Старший воспитатель
Воспитатели, Старший воспитатель |
9. Список литературы.
1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
4. Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.С. 31-38.
5. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.
6. Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.
7. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991. - 112 с.
8. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.
9. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.
10. Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.
11.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.
12. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014.
13. Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.
14. Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.
15. Проблемы воспитания одаренного ребенка [Текст] // Дошкольное образование: изд. дом Первое сентября. - 2005. - №10. С.45-48.
16.Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
17. Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. С. 43-45.
18.Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001.
19. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.
20.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
21.Теплов, Б.М. Способность и одарённость [Текст] / Б.М. Теплов . — М: Просвещение, 1985. – 98 с.
22.Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен [Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-35.
10. Приложения.
Приложение 1.
Методики для выявления компонентов одаренности
в дошкольном возрасте
Название методики |
Предназначение методики |
Возрастные ограничения |
Анкета А. де Кафа -Г. Хаана
|
Определение компонента одаренности |
С дошкольного возраста |
Фигурный тест Е. Торренса |
Творческий компонент |
С 5 лет |
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко |
Творческий компонент |
С 3 лет |
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т. Г.) |
Творческий компонент |
С 4 лет |
Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.) |
Творческий компонент |
С 5 лет |
Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста (автор Казакова Т.Г.) |
Творческий компонент |
4-6 лет |
Тест «Назови картинку» |
Творческий компонент |
4-6 лет |
Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.) |
Творческий компонент |
С 5лет |
Глубина интереса (автор Блащук Л.П.); |
Творческий компонент |
С 5 лет |
Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С) |
Творческий компонент |
С 5 лет |
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
|
Творческий компонент |
С 5 лет |
Тест креативности Вильямса |
Творческий компонент |
С 5лет |
Тест №1. Методика определения статической координации. |
Психомоторный компонент |
С дошкольного возраста |
Тест №2 Методика определения динамической координации. |
Психомоторный компонент |
С дошкольного возраста |
Тест №3 Методика определения быстрого реагирования «Нажми кнопку». |
Психомоторный компонент |
С дошкольного возраста |
Тест №4 Методика определения ориентировки тела в пространстве. |
Психомоторный компонент |
С дошкольного возраста |
Тест №5 Методика определения способности восприятия и запоминания собственных движений «Пройди и запомни». |
Психомоторный компонент |
С дошкольного возраста |
Тест №6 Методика определения физической подготовленности. |
Психомоторный компонент |
С дошкольного возраста |
Приложение 2.
Карта одаренного ребенка
ФИО ребенка.
Возраст ребенка (год, месяц).
Медицинское заключение (группа здоровья).
Сведения о родителях.
Состав семьи.
Статус семьи.
Результаты педагогической диагностики.
Результаты социометрического исследования.
Область одаренности.
Признаки одаренности.
Диагностика одаренности.
Выводы и рекомендации.
Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
Приложение 3.
План работы с талантливыми и одарёнными детьми
на 2020 – 2021 учебный год.
Месяц |
Мероприятия |
Ответственный |
Сентябрь |
Анкетирование родителей с целью выявления талантливости и одарённости детей. Защита проектов по изодеятельности. Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети» Спортивные соревнования « На старт» |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Октябрь |
Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о творческих и одарённых детях». Театрализованное представление «Играем в театр» Тематический праздник «Вот и осень пришла» Рисование на ткани «Ковёр из осенних листьев» |
Воспитатели Воспитатели Муз. руководитель Воспитатели Воспитатели |
Ноябрь |
Деловая игра для педагогов «Детская одарённость» Детско-родительский проект «Мы здоровью скажем «Да!» Праздник «День Матери» Турнир по спортивным играм «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» |
Творческая группа Воспитатели
Муз. руководитель Воспитатели
|
Декабрь |
Рекомендации для родителей «Лучшие развивающие игры для творческих и одарённых детей» Конкурс рисунков на тему «Первые шаги зимы» Выставка семейных поделок на тему «Мастерская Деда Мороза» |
Воспитатели
Воспитатели Воспитатели |
Январь |
Консультация для педагогов «Проблема одарённости в современной педагогике» Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!» Спортивный праздник «Весёлые старты» Памятка для родителей «Как создать уголок творчества дома» |
Старший воспитатель Муз. руководитель Воспитатели Воспитатели Воспитатели
|
Февраль |
Родительское собрание: «Творческое и физическое развитие вашего ребёнка» Выставка поделок из бросового материала «Столовая для птиц» |
Воспитатели
Воспитатели |
Март |
Круглый стол для педагогов «Организация досуга для творческих и одаренных детей» Праздник «Для любимых мам» Выставка «Букет для мамы» Буклет для родителей «Как работать с талантливыми и одарёнными детьми» |
Творческая группа Муз. руководитель Воспитатели Воспитатели |
Апрель |
Коллективно-творческая игра для воспитателей «Модель творческого и одаренного ребенка» «День здоровья» Конкурс рисунков на тему «Весна пришла» Папка - передвижка «Одарённый ребёнок и как его воспитывать» |
Старший воспитатель Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Май |
Представление опыта работы с талантливыми и одарёнными детьми Акция «Открытка к 9 мая» Спортивный праздник «Дружба крепкая» |
Воспитатели
Воспитатели Воспитатели
|
Кияйкина Наталья Федоровна
Мажова Светлана Александровна