Программа работы с одарёнными обучающимися 1–4 классов в условиях реализации ФГОС HOO
Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное образование Октябрьский район
МКОУ « Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
628128, пос. Унъюган, ул. Тюменская,65, РКЦ пгт. Октябрьское, БИК 047164000, Р\с 40206810900000140032
ИНН 8614002269, Тел\факс (код 34672) (272) 48-122.
Адрес в Интернете: unyugan.school-1@ mail.ru
Программа
работы с одарёнными обучающимися
1-4 классов,
имеющими высокую познавательную мотивацию
в условиях реализации ФГОС HOO
Разработчик:
учитель начальных классов
МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
Федорова Елена Алексеевна
Унъюган
2021г.
Содержание:
Пояснительная записка 3
Модель работы с одарёнными детьми 7
Этапы реализации 9
План мероприятий по выполнению программы «Одарённые и способные дети» на 2021 – 2025 г. 9
План работы с одарёнными и способными детьми на 2021 – 2025 г. 10
Используемая литература 11 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 11 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 17
В каждом человеке заключается целый ряд способностей
и наклонностей, которые стоит лишь пробудить
и развить, чтобы они, при приложении к делу,
произвели самые превосходные результаты.
Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель
Пояснительная записка
В современных условиях возрастает потребность государства в успешных, грамотных, вовлечённых в социально – экономическую, социокультурную жизнь российского общества.. Выявление, отбор и поддержка талантливой молодежи – одно из важных направлений Государственной молодежной политики в рамках федерального закона от 30 декабря 2020года №489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Ффедерации».
Результаты обучения школьника часто зависят от его способностей, считая последние наследственными. Но человек заключает в себе не те или иные способности, а лишь способность к формированию этих способностей. Необходимо организовать активную и творческую деятельность ученика.
В процессе такой работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются таланты. Развитие мышления предполагает, прежде всего, переход к новому способу действия в процессе обучения. Лишь в тех случаях, когда перед человеком возникает необходимость в новом способе действия, появляются условия, вызывающие развитие. Именно это обстоятельство и объясняет тот факт, что специальным образом организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление учащихся, их способности и талант.
Одаренность, с точки зрения психологов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность деятельности в конкретных ситуациях.
Интеллектуальное воспитание – это форма организации учебно – воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание одаренному ученику индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.
Выделяют одарённость:
школьная одарённость (это дети с опережающим умственным развитием, быстрым схватыванием учебного материала);
творческая одарённость (это дети с нестандартным способом мышления, неровной успеваемостью, с неожиданными и необычными для учителя вопросами);
специальная умственная одарённость.
Исходя из важных направлений Государственной молодежной политики России по выявлению, отбору и поддержке талантливой молодежи разработана программа работы с одаренными детьми в начальных классах.
Цель программы:
создание системы условий для оптимального, развития талантливых, способных детей, развития компетентностей через сочетание начального школьного и внешкольного образования.
Задачи программы:
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности обучающегося, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие одарённых детей;
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
организация проектной деятельности;
забота о сохранении физического и психического здоровья обучающихся, сохранение высокой самооценки;
использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои способности;
формирование банка данных «Одарённые дети».
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренными обучающимися;
формирование положительной мотивации к учению у обучающихся;
творческая самореализация выпускника начальной школы;
обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;
совершенствование и повышение уровня обученности обучающихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;
высокие результаты в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
Результаты по формированию УУД
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, ценить родителей. 3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в парной работе. |
2 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценивать выполнение своего задания по следующим критериям: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего «незнания». 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
3 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; желание продолжать свою учебу. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценивать выполнение задания по заранее известным критериям. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению. 7. Понимать точку зрения другого. 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
4 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого. 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
Принципы работы учителя с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы обучающихся и учителя;
принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи;
принцип развивающей и воспитывающей среды;
принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
принцип научности;
принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;
принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;
Модель работы с одаренными детьми
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банка данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Направления деятельности:
-организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
-подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;
-обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
-внеурочная деятельность;
-конкурсы и конференции;
-интеллектуальный марафон;
-участие в олимпиадах;
-индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
-дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
-проектная деятельность;
-интеллектуальные игры, викторины.
Методы работы:
анкетирование, опрос;
собеседование;
тестирование;
творческие работы;
метод прогнозирования;
метод исследования проблемы.
Методическая работа педагога:
-самообразование;
-повышение профессионального мастерства;
-взаимопомощь;
-участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО;
-проведение открытых занятий;
-подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад.
Работа с родителями.
Диагностика
Цель: выявление индивидуальных способностей детей.
№ п/п | Вид диагностики | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания. | | | | |
2 | Диагностика интересов ребенка (самим ребенком) | | | | |
3 | Диагностика интересов ребенка (родителями) | | | | |
4 | Диагностика одаренности детей (родителями) | | | | |
5 | Диагностика общей одаренности (учитель) | | | | |
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания.
Тематические родительское собрание.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический | II этап. Деятельностный | III этап. Констатирующий. |
1. Создание - банка данных по одарённым детям; - банка творческих работ учащихся; - банка заданий повышенной сложности; - рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми. 2. Организация - элективные курсы, творческие мастерские; - творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций; - внеклассной и внеурочной работы по предмету. | - организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся; - активное использование в проектной деятельности. | - внедрение в практику рейтинга учащихся. |
План мероприятий по выполнению программы
«Одаренные дети»
№ | Мероприятия | Сроки |
| Диагностика одаренных детей | сентябрь - октябрь |
| Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год | август, ежегодно |
| Составление индивидуальной программы обучения: | постоянно |
| Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | в течение года |
| Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | постоянно |
| Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности. | в течение года |
| Составление индивидуальных карт на одаренных детей | в течение года |
| Организация и проведение школьных олимпиад. | ежегодно согласно графика |
| Участие в муниципальных, окружных, всероссийских олимпиадах | |
| Участие в онлайн- олимпиадах. | февраль |
| Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | май, |
| Распространение опыта работы с одаренными детьми | постоянно |
| Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | постоянно, по возможности. |
| Пополнение банка нестандартных заданийзаданий | |
| Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. | ежегодно |
План работы с одаренными детьми на 2020-2025учебный год
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | Изучение интересов и склонностей обучающихся. Индивидуальные беседы с родителями. Формирование списков обучающихся. (Анкетирование, собеседование.) Участие в онлайн- олимпиадах олимпиадах и конкурсах. |
Октябрь | Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. Участие в онлайн- олимпиадах олимпиадах и конкурсах. |
Ноябрь | Участие в олимпиаде муниципального уровня. Участие в онлайн- олимпиадах олимпиадах и конкурсах. |
Декабрь | Участие в онлайн- олимпиадах олимпиадах и конкурсах. |
Январь | Участие в онлайн- олимпиадах олимпиадах и конкурсах. |
Февраль | Участие в онлайн- олимпиадах олимпиадах и конкурсах. |
Март | Работа с портфолио. |
Апрель
| Результаты, достижения (мониторинг). Участие в онлайн- олимпиадах олимпиадах и конкурсах. |
Май | Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года. Составление плана. Работа с портфолио (итоги года). |
В течение года | Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы и на личных страничках. |
Дополнительные занятия с одаренными детьми. | |
Создание в учебном кабинете материальной базы. | |
Исследовательская деятельность по предметам, проведение тематических исследований. | |
Участие в онлайн- олимпиадах олимпиадах, конкурсах. |
Используемая литература
Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. / Текст/ Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. А. В. Обухов, Л. Ф. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2001. - №1. – С. 24 – 34.
Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова Учусь создавать проект:Методическое пособие длоя 2 класса/ Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова – М.: Издательство РОСТ, 2012.-119с
познавательной деятельности учащихся. Волгоград. Издательство «Учитель».
Цифровые образовательные ресурсы:
1. библиотека электронных наглядных пособий;
2. школьная геоинформационная система.
Приложение 1
Диагностика интересов ребенка
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов.
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
21) убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы (например,первый вопрос +, второй вопрос -, и т.д.
Дата__________ Фамилия, имя_______________
Матем. и техника | Гуманит. сфера | Худож. деятел. | Физ-ра и спорт | Коммун. интерес | Природа | Домашние обязан. |
1 (+) | 2(-) | 3(++) | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |