Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС курса «Школа экспериментов» (1-4 классы)
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.»
Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС курса «Школа экспериментов»
Направление: общеинтеллектуальное.
Форма организации внеурочной деятельности: поисковые и научные исследования.
Класс: 1-4 классы.
Срок реализации программы: 4 года
Cоставитель: воспитатель
ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия
«Синяя птица»
им. Иштриковой Т.В.
Смирнова А.Р.
Йошкар-Ола, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Школа экспериментов» разработана для занятий с учениками 1-4 классов в группе продлённого дня. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.
Главным преимуществом при организации внеурочной деятельности в школе является представление учащимся возможности широкого спектра занятий, которые направлены на развитие учеников и осуществление взаимосвязи общего и дополнительного воспитания и образования, для выявления индивидуальности личности ребёнка.
Комплексный подход к решению различных проблем на основании интеграции особенно нужен в современном обществе. Решение проблем науки и жизни требует изучения природных явлений и процессов с различных сторон, исследования каждого отдельного явления с привлечением методов различных наук, то есть видения явлений целостно. Поэтому и возникает в обучении необходимость повышения уровня естественнонаучного образования учащихся.
В школе обучающиеся получают тот объем знаний, который определен рамками образовательной программы, той или иной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальности учащихся могут помочь занятия в системе внеурочной работы.
Огромное значение при изучении дисциплин естественнонаучного цикла имеют экспериментальные умения и навыки, которые могут быть сформированы при проведении практических и лабораторных работ. Применение игровых методик для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получить более глубокие знания естественнонаучного цикла, демонстрировать их сверстникам, другим обучающимся, взрослым.
В процессе разработки программы внеурочной деятельности главной стала цель гармоничного развития личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитанию у них интереса к активному познанию мира.
Программа позволяет обеспечить создание условий для развития способностей, формирования ценностей, формирования универсальных учебных действий.
Основная цель данной программы – формирование и развитие познавательного интереса у обучающихся через организацию исследовательской и экспериментальной деятельности.
Задачами курса являются:
Обучающие задачи:
- познакомить учеников с основами организации экспериментальной и исследовательской деятельности, основными этапами и методами организации опыта, эксперимента и наблюдения, характерными для дисциплин естественнонаучного цикла;
- сформировать навыки экспериментальной деятельности;
- сформировать умения и навыки организовывать свою деятельность: планировать деятельность и осуществлять на практике эксперименты и опыты, осуществлять анализ полученных в ходе их проведения результатов, сопоставляя их с первоначально выдвинутыми гипотезами;
-сформировать у учащихся представления об объектах окружающего их мира, о свойствах объектов окружающего мира и их отношениях, о физических явлениях;
Развивающие задачи:
- развивать у учащихся умение видеть проблемы, искать и находить пути их решения, выдвигать предположения, классифицировать и систематизировать информацию, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие различных психических процессов: внимание, мышление, память, воображение;
- развивать речь, расширение словарного запаса;
- развивать последовательность, аккуратность, ответственность;
Воспитательные:
- сформировать интерес к естественным наукам, познавательную активность, любознательность;
- сформировать позитивное отношение к достижениям человечества в области науки и техники;
- усвоение принятых в обществе норм и правил взаимодействия со окружающими;
- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, активности.
Особенностью данной программы внеурочной деятельности является интеграция естественных наук, организация всевозможных игр, наблюдений, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности, а также организация познавательного и развивающего общения обучающихся.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Методы обучения.
Основными методами обучения в данной программе являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский анализ информации, постановка гипотезы, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Формы организации занятий.
Формами организации занятий в рамках курса «Школа экспериментов» являются беседа, рассказ, объяснение, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами являются:
- нравственно-этическая ориентация;
- воспитание позитивного отношения к общению, овладение навыками позитивного взаимодействия с окружающим миром;
-приобретение умения ставить познавательные цели перед собой, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Предметными результатами являются:
- овладение всеми видами учебных действий при реализации опытно-экспериментальной деятельности;
- формирование универсальных способов действий в различных жизненных ситуациях;
- видеть проблему, анализировать сделанное (почему получилось – почему не получилось), видеть ошибки, трудности;
- ставить цели, составлять план собственной деятельности;
- представлять способ действия в виде модели, схемы, выделяя существенный и главный моменты;
- проявлять инициативу при поиске различных способов решения задач;
- взаимодействовать с окружающими при решении поставленной задачи, отстаивать свою точку зрения, принимать или отклонять точки зрения других.
Метапредметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира;
- освоение основ безопасного существования;
- освоение доступных способов изучения окружающего мира ( наблюдения, опыты, эксперименты, сравнения, эксперименты);
- развитие умения выявлять и устанавливать причинно-следственные связи;
- формирование у учащихся умения проводить простые опыты и эксперименты, соблюдая технику безопасности, фиксировать результаты и делать выводы по результатам исследования.
Способы определения результативности
Степень соответствия ожидаемых полученных результатов устанавливается на основании систематического контроля и сбора информации:
- педагогическое наблюдение
- тестирование
- беседа
- рассказы детей
- «Книга опытов и экспериментов» (созданная в течение года с рисунками, описаниями опытов, выводами детей)
Формы подведения итогов реализации программы и достижений обучающихся, осваивающих программу, следующие:
- «Книга опытов и экспериментов»;
ЛитератураБыков И.П. Исследовательские лабораторные работы по физиологии растений. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001.
Бажева А., Обоскалова Е. Опыты. Издательство «Буква-ленд»,2017.
Добротин Д. Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек. - М.: Интеллект-Центр, 2009.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Лаврова С. А. Занимательная химия для малышей. - М.:Белый город, 2009 Мойе Стивен У.; Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми вещами. - АСТ, 2007
Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. - М.: Детская литература, 2002.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
СорокинаМ., Собенина Д. Цветные опыты. Издательство «Буква-ленд»,2019.
СорокинаМ., Собенина Д. Опыты на кухне. Издательство «Буква-ленд»,2019.
Тематическое планирование 1 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ заня тия | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Методы обучения | Формы организации познавательной деятельности | Система контроля | |
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1 | Вводное занятие. Опыты с водой | 1 | Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке в новом учебном году. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила ТБ. Техника безопасности. Формирование знаний о свойствах воды «Вода». | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
2-4 | Опыты с водой | 3 | Формирование представлений о свойствах предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование знаний о температуре 1.Опыт с водой. Шарики. Формирование представлений о физическом явлении. Рыбка. 2.Формирование представлений об окружающем мире. Почему собака дразнится? Опыт с водой. Остынь. 3.Опыт с водой. Фокус «Сухая салфетка». | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
ОКТЯБРЬ | |||||||
5-8 | Опыты с водой | 4 | Формирование представлений о свойствах предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование знаний о температуре 1. Опыт. Пузырьки в воде. 2.Опыт с водой. Лотос. 3.Опыт с водой. Фокус «Цветная вода». 4.Опыт с водой. Фокус. Исчезающая монетка. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
НОЯБРЬ | |||||||
9-10 | Опыты с водой | 2 | Формирование представлений о свойствах воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование о физических явлениях 1.Опыт с водой. Оптический обман. 2.Опыт с водой. Фокус «Звезда». | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
11 | Опыты с воздухом. | 1 | Формирование представлений о свойствах воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях Опыт с воздухом. Вентилятор. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
ДЕКАБРЬ | |||||||
12-13 | Опыты с воздухом. | 2 | Формирование представлений о свойствах воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях 1.Опыт с воздухом. Волшебный волчок. 2.Опыт с воздухом. Соломинка с сюрпризом. Опыт с воздухом. Острая соломинка. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
14-15 | Удивительные свойства. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях 1. Эксперимент. Светящиеся глаза | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
ЯНВАРЬ | |||||||
16-17 | Удивительные свойства. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях 1.Опыт с магнитом. Магнетизм. 2.Опыт с воздухом. Парашютист. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
18-19 | Удивительные свойства | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях 1. Эксперимент. Упрямая воронка. 2.Эксперимент. Бумажный мост | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
ФЕВРАЛЬ | |||||||
20 | Удивительные свойства | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях 1.Опыт с водой. Поплавок. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
21-22 | Мыльные чудеса. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях 1.Опыт. Мыльный пузырь. Опыт. Сплющенный пузырь. Эксперимент. Мыльный двигатель. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
МАРТ | |||||||
23-24 | Опыты с соломинкой. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях 1.Опыт. Соломинка-пипетка. Опыт. Музыкальная соломинка. 1.Эксперимент. Живая рыбка | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
25-26 | Обман зрения. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях 1.Эксперимент. Белое и черное. 2.Эксперимент. Из круга в шестиугольник. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
АПРЕЛЬ | |||||||
27-28 | Обман зрения. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях 1.Эксперимент. Обманчивый контраст. 2.Эксперимент. Из черно-белого в цветной. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
29-30 | Опыты с воронкой | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях 1.Опыт. Сухая воронка 2.Эксперимент. Шарик в воронке. Эксперимент. Шарик в воронке или почему самолет не падает. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само-контроль, Учительский | |
МАЙ | |||||||
31-32 | Удивительные вещи | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях. 1.Опыт. Может ли "кипеть" холодная вода? 2.Эксперимент. Тяжёлая газета. Эксперимент. Пирамида из бумаги. | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |
33 | Послушные вещи | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях 1.Эксперимент. Рукам своим не верю. Плавающий картофель. | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, Учительский | |
34 | Заключительное занятие. Создание «Книги опытов и экспериментов» | 1 | Создание коллективной работы «Книга опытов и экспериментов» | | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, учительский | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
№ заня тия | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Методы обучения | Формы организации познавательной деятельности | Система контроля |
СЕНТЯБРЬ | ||||||
1 | Вводное занятие. Воздух | 1 | Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке в новом учебном году. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила ТБ. Техника безопасности. Формирование представлений о свойствах предметов, формирование представлений о газах (воздухе), формирование представлений о физических явлениях. 1.Опыт с водой. Где же воздух? | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский |
2-3 | Воздух | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, формирование представлений о газах (воздухе), формирование представлений о физических явлениях. 1.Эксперимент. Воздух поднимает предметы. 2.Эксперимент. Рисуем воздухом. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский |
4 | Волшебство или чудеса науки | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление физических явлениях, дать понятие конвекция, температура, объем. 1.Опыт. Волшебный шарик. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
ОКТЯБРЬ | ||||||
5-8 | Волшебство или чудеса науки | 4 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление физических явлениях, дать понятие конвекция, температура, объем. 1.Эксперимент. Волшебное конфетти. 2.Лимон надувает воздушный шар. 3.Опыт. Вода и воздух. Эксперимент. Кольцо, поднимающееся по наклонной плоскости. 4.Опыт. Наэлектризованный стакан. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
НОЯБРЬ | ||||||
9-11 | Волшебник - лимон. | 3 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Сохраним яблоко. 2.Опыт. Секретные письмена. 3.Опыт. Разноцветная вода. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский |
ДЕКАБРЬ | ||||||
12-15 | Чудо-вода | 3 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Полет бабочки. 2.Опыт. Весёлый шарик. 3.Опыт. Воздушная подушка. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский |
16 | Опыты с бумагой | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Волшебный стакан | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский |
ЯНВАРЬ | ||||||
17-19 | Опыты с бумагой | 3 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Как падает бумага? 2.Опыт. Пирамида из бумаги. 3.Эксперимент. Письмена на бумаге. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский |
20 | Волшебство воды | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Лимон запускает ракету в космос. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский |
ФЕВРАЛЬ | ||||||
21-22 | Волшебство воды | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Разбегающиеся зубочистки. 2.Опыт. Музыкальные бутылки. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский |
23-24 | Фокусы. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Эксперимент. Сквозь листок. 2.Опыт. Мыльные пузыри в руках. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский |
МАРТ | ||||||
25-28 | Фокусы. | 4 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Лавовая лампа. 2.Опыт. Танцы изюма и кукурузы 3.Опыт. Волшебная салфетка. 4.Опыт. Волны в бутылке. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский |
АПРЕЛЬ | ||||||
29-31 | Волшебная вода. | 3 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Опыт. Горячее и холодное. 2.Опыт. Фонтан. 3.Опыт. Шарик с водой | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский |
32 | Механизмы. | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Коробка катается | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само-контроль, учительский |
МАЙ | ||||||
33-34 | Механизмы. | 2 | формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Ветряная лебедка. 2.Эксперимент. Пирамида из бумаги. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само-контроль, учительский |
35 | Заключительное занятие. Создание «Книги опытов и экспериментов» | 1 | Создание коллективной работы «Книга опытов и экспериментов» | | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, учительский |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
№ заня тия | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Методы обучения | Формы организации познавательной деятельности | Система контроля | |||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||||||
1-3 | Вводное занятие. Волшебство или чудеса науки. | 3 | Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке в новом учебном году. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила ТБ. Техника безопасности. формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Движения в молоке. 2.Эксперимент. Сортировка. 3.Опыт. Кристаллы. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
4 | Послушные вещи | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях 1.Эксперимент. Почему плавает подводная лодка? | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, Учительский | | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||||||||
5-7 | Удивительные открытия | 3 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление об инерции, формирование представлений о физических явлениях. 1.Эксперимент. Почему не разбивается кружка? 2.Эксперимент. Дырявый пакет. 3.Опыт. Разноцветное молоко. | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, учительский | | ||||
8 | Опыты со стаканчиками. | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Непромокаемая бумага. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
НОЯБРЬ | |||||||||||
9-10 | Опыты со стаканчиками. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Непроницаемая ткань 2.Опыт. Прилипчивый стаканчик | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
11 | Эксперименты | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Опыт. Превращаем жидкость в шар. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский | |||||
ДЕКАБРЬ | |||||||||||
12-13 | Эксперименты | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз. 2.Опыт. Эффект моря. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский | |||||
14-15 | Опыты с водой | 2 | Формирование представлений о свойствах воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование о физических явлениях 1. Опыт с водой. Почему плавает железо? 2.Опыт с водой. Продолжение. Как утопить железо, которое не тонет? | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | | ||||
ЯНВАРЬ | |||||||||||
16-17 | Опыты с водой | 2 | Формирование представлений о свойствах воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование о физических явлениях 1.Опыт с водой. Из воды в воду. 2.Опыт с водой. Перегруз. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | | ||||
18-19 | Волшебник-магнит. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Знакомство с магнитом. 2.Эксперимент. Сила магнита. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||||
20 | Волшебник-магнит. | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Эксперимент. Магнитное поле | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
21-22 | Волшебник-магнит или магнитные игры. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Эксперимент. Магнитное поле. Танцоры. 2.Эксперимент. Магнитное поле. Сокровища. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
23 | Послушные вещи | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях. 1.Опыт. Плавающие яйца. Опыт. Послушное яйцо. | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, Учительский | | ||||
МАРТ | |||||||||||
24 | Волшебник-магнит или магнитные игры. | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Эксперимент. Магнитное поле. Бабочка. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
25-27 | Я - экспериментатор | 3 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Разноцветные шарики. . 2.Эксперимент. Зеркала. 3.Опыт. Стаканчики с водой | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
АПРЕЛЬ | |||||||||||
28-31 | Вода. | 4 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Почему лимон не тонет? 2.Эксперимент. Как управлять водой? 3.Опыт. Волшебная банка. 4.Опыт. Увеличительное стекло из воды. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
МАЙ | |||||||||||
32 | Послушные вещи | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях. 1.Опыт. Послушные зубочистки. Опыт. Сырое или варёное яйцо? | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, Учительский | | ||||
33-34 | Волшебная палочка. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Эксперимент. Торнадо. 2.Опыт. Шипы. | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
35 | Заключительное занятие. Создание «Книги опытов и экспериментов» | 1 | Создание коллективной работы «Книга опытов и экспериментов» | | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, учительский |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
№ заня тия | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Методы обучения | Формы организации познавательной деятельности | Система контроля | |||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||||||
1 | Вводное занятие. Опыты с водой | 1 | Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке в новом учебном году. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила ТБ. Техника безопасности. Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Скорость растворения. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
2-4 | Вода. | 3 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Эксперимент. Смешивание. 2.Опыт. Масло и вода. 3. Водяное облако | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
ОКТЯБРЬ | |||||||||||
5-7 | Фокусы. | 3 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Волшебная палочка. 2.Эксперимент. Разбегающиеся перчинки. 3.Опыт. Ловушка для шарика. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само-контроль, учительский | |||||
8 | Шарик. | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Опыт. Шарик | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
НОЯБРЬ | |||||||||||
9-10 | Шарик. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Эксперимент. Шарик и хлопья. 2.Опыт. Шарик и монетка. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
11 | Агент 007. | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Шифровка. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
ДЕКАБРЬ | |||||||||||
12-13 | Агент 007. | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Эксперимент. «Разъярённое чудовище» 2.Опыт. Отпечаток пальца. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
14-15 | Йод | 2 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Опыт. Куда делся мел? 2.Эксперимент. Волшебный ключик. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
ЯНВАРЬ | |||||||||||
16 | Йод | 1 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Опыт. Синий йод. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
17-19 | Фокусы | 3 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях 1.Рыбалка 2.Внутри лед цветной 3.Величина заряда | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само- контроль, учительский | |||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||||
20-23 | Послушные вещи | 4 | Формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях 1.Эксперимент. Можно ли склеить бумагу водой? 2. Яйцо в бутылке 3. Твердая жидкость 4. Зависший лед | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, Учительский | | ||||
МАРТ | |||||||||||
24-27 | В мире цвета | 4 | Формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях 1.Черный цвет, да не черный 2. Слияние цветов 3. Нечеткая граница 4..Красим растения | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, Учительский | |||||
АПРЕЛЬ | |||||||||||
28-31 | Послушные вещи | 4 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Эксперимент.Извивающая змея 2.Резиновое яйцо 3.Красочная салфетка 4 Сладкий опыт | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, Учительский | |||||
МАЙ | |||||||||||
32-34 | Сахар. | 3 | Формирование представлений о свойствах предметов, сформировать представление химических и физических явлениях. 1.Опыт. Пена 2.Опыт. Что в стакане? 3.Опыт. Волны. | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, Учительский | |||||
35 | Заключительное занятие. Создание «Книги опытов и экспериментов» | 1 | Создание коллективной работы «Книга опытов и экспериментов» | | Коллективная, индивидуальная | Само-контроль, учительский |