Программа "Ракетомоделирование"

0
0
Материал опубликован 28 December 2024



t1735409989aa.jpg

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 Учебный план

2.2 Содержание учебного плана

2.3 Планируемые результаты

2.4 Календарный учебный график

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОПИТАНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

3

6

6

7

8

10

14

15

16

17

20





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Техническое творчество - эффективное средство в подготовке обучающихся к жизни, так как разносторонние знания и широкий кругозор позволяют гибко и осознанно ориентироваться в быстро меняющихся современных условиях. Для развития творческой активности детей, их творческого потенциала, интереса и потребности к изобретательству была разработана программа объединения «Ракетомоделирование».

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022)

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»

Распоряжение Минпросвещения России от 21 июня 2021 г. № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Устав МБУ ДО СЮТ

Программа «Ракетомоделирование» имеет техническую направленность. В процессе ее реализации происходит формирование и развитие познавательного интереса обучающихся к современной ракетной технике, ракетомодельному спорту, к профессиям, занятым в этой области деятельности.

Актуальность данной программы определяется потребностью детей заниматься техническим творчеством, интересом обучающихся к современной ракетной технике, ракетомодельному спорту. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Ракетомоделирование» способствует решению этой актуальной задачи.

Отличительная особенность программы объединения «Ракетомоделирование» заключается в том, что проектирование и конструирование модельной техники осуществляется совместно со спортивной деятельностью. Обучающиеся готовят модели ракет и участвуют в ракетомодельных соревнованиях, что способствует разностороннему развитию способностей обучающихся.

Новизна программы заключается в том, что ее разработка проводилась с учетом современных требований, изменений, изучением новых достижений в космонавтике, ракетомоделизме. При изготовлении моделей проводятся эксперименты с новыми материалами. Весь процесс обучения по данной программе организован на принципах личностно-ориентированного подхода, что предусматривает учет возрастных, психологических, индивидуальных особенностей обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы заключается в необходимости раннего развития творческих способностей детей. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память.

Образовательная программа объединения «Ракетомоделирование» направлена на

формирование у обучающихся ценностей научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности;

определение путей перехода от вербальных форм работы к деятельностным, позволяющим развить у обучающихся необходимые для научно-технического творчества способности и компетенции.

Форма реализации программы «Ракетомоделирование» традиционная, предусматривающая использование дистанционных технологий.

Режим занятий

Программа реализуется в рамках разновозрастного творческого объединения с разным уровнем подготовленности обучающихся, В объединение «Ракетомоделирование» принимаются все желающие заниматься техническим творчеством.

Количество обучающихся в группе 12-15 человек. Программа рассчитана на один год обучения – 72 часа.

Форма обучения – очная.

Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность одного занятия -1 час 30 минут.

Формы и тип занятий:

При организации занятий сочетаются все формы работы с обучающимися: коллективные, индивидуальные, групповые. В зависимости от темы занятие может быть теоретическим, практическим, комбинированным, тренировочным, контрольным, диагностическим.

Методы обучения на занятиях в объединении используются словесные (объяснение понятий, принципов, технологий), наглядные (показ готовых моделей, образцов, макетов; просмотр видео- и фотоматериалов), практические (непосредственная работа над изготовлением моделей, макетов).

В начале реализации программы используется репродуктивный вид деятельности обучающихся, но по мере обучения используется поисковый и исследовательский методы.

Программа ставит перед собой основную педагогическую цель — личностный рост каждого обучающегося, расширение кругозора, развитие пространственного мышления.

Цель программы: формирование и развитие интереса к техническому творчеству и ракетомодельному спорту.

Задачи программы:

Обучающие:

познакомить с историей развития отечественной и мировой ракетно-космической техники, с ее создателями;

обучать работе с литературой и другой информацией;

способствовать приобретению навыков работы с инструментом, измерительными приборами, материалами, применяемыми в моделизме;

научить самостоятельному выполнению эскизов, шаблонов и простых чертежей модели;

обучить приемам и технологии изготовления моделей, макетов космической техники.

Развивающие:

способствовать формированию мотивации к творческому поиску;

развивать у обучающихся техническое мышление, изобретательность, образное и пространственное мышление;

способствовать развитию воли, терпения, самоконтроля;

способствовать развитию любознательности и интереса к моделированию.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, патриотизм, морально-эстетические нормы поведения, культуры общения;

формировать коллективные навыки работы;

способствовать стремлению к результату, к победе.





















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1Учебный план

Таблица 1

№№ п\п

Тема

Количество часов

Форма контроля, аттестации



всего

теория

практика


Раздел 1

1

Вводное занятие.

2

2

-


Раздел 2

2

Понятие о материалах и инструментах, применяемых в моделировании и конструировании.

14

2

12

Тестирование, выставка

Раздел 3

4

Конструкторско-технологические понятия.

8

2

6

Наблюдение, выставка

Раздел 4

5

Конструирование космической модели «Луноход».

12

3

9

Наблюдение, промежуточное тестирование, выставка

Раздел 5

\

Фантастические модели.

10

2

8

Наблюдение, выставка

Раздел 6

8

Системы спасения для моделей ракет. Ленты, парашюты.

6

1

5

Соревнования

Раздел 7

9

Простейшие модели ракет, запуски.

18

1

17

Соревнования, итоговое тестирование

Раздел 10


Заключительное занятие.

2

2

-



ВСЕГО

72

15

57






Содержание учебного плана

1. Вводное занятие (2 часа).

Теория (2 часа). Знакомство с работой объединения. Видео показы моделей ракет, просмотр видео с запусками спортивных моделей. Экскурсия в выставочный зал. Викторина-игра.

Инструктаж по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности.

2. Понятия о материалах и инструментах, применяемых в моделировании и конструировании (14 часов).

Теория (2 часа). Беседа об особенностях производства бумаги, картона, пластика, пенопласта, дерева. Их виды, свойства и использование в моделировании (демонстрация образцов). Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы (линейка, ножницы, шило, нож, карандаш, лобзик и т.д.). Правила работы с инструментами.

Практика (12 часов). Опыты с бумагой и картоном для определения их свойств. Изготовление ракеты из бумаги, ракетоплана из пенопласта.

3. Конструкторско-технологические понятия (8 часов).

Теория (2 часа). Беседа, показ видео презентаций. Рассказы о конструкторах, общее представление о процессе изготовления изделия. Конструкторско-технологические решения при изготовлении моделей ракет - обсуждение процесса изготовления макетов и моделей. Знакомство с названиями элементов космической техники.

Практика (6 часов). Изготовление ракеты-носителя «Старт-1» Освоение приёмов работы с готовыми развертками. Изготовление модели из бумаги.

4. Конструирование космической модели «Луноход» (12 часов).

Теория (3 часа). История первых луноходов, история первых полетов на Луну. Просмотр видео, показ слайдов, изучение литературы. Краткие самостоятельные доклады.

Практика (9 часов). Изготовление модели лунохода по выбору, с различной сложностью и деталировкой. Вырезка деталей, сборка модели, оформление.

5. Фантастические модели (10 часов).

Теория (2 часа). Фантастика и ее роль в изобретательстве. Предварительные беседы, просмотр видео и фото материалов.

Практика (8 часов). Мини-проект. Изготовление фантастической модели космического летательного аппарата по выбранному эскизу.

6. Системы спасения для моделей ракет. Ленты, парашюты (6 часов).

Теория (1 час). Системы спасения. Ленты, парашюты. Материал для лент, парашютов. Обсуждение процесса изготовления, беседа о важности системы спасения для летательной модели.

Практика (5 часов). Изготовление простейшей модели парашюта, знакомство с названиями элементов парашюта. Складывание парашюта, укладка в модель ракеты. Запуски парашютов, проверка раскрываемости, эксперименты.

7. Простейшие модели ракет, запуски (18 часов).

Теория (1 часа). Условия полета модели. Просмотр видео. Техника безопасности при запусках. Запуски бумажных ракет при помощи арбалета, воздушного шарика, катапульты. При наличии ракетных двигателей - показательные запуски готовых ракет при помощи зарядов.

Практика (17 часов). Изготовление ракет и запуски с использованием доступных пусковых устройств.

10. Заключительное занятие (2 часа).

Подведение итогов учебного года. Перспективы последующей деятельности обучающихся.


Планируемые результаты

Предметные результаты:

умеют самостоятельно выполнять простые эскизы модели;

владеют навыками изготовления моделей и макетов космической техники;

знгакомы с историей развития ракетомоделирования и космической техники;

усвоят понятия о материалах и инструментах, применяемых в моделировании и конструировании;

научатся изготавливать простейшие спасательные системы (ленты, парашюты) для моделей простейших ракет;

получат первый опыт запуска модели ракеты.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

формируются основы гражданской идентичности, чувство гордости за свою страну;

формируются установки на здоровый образ жизни;

формируется мотивация к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные:

регулятивные

формируются умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

умеют самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в деятельности, самостоятельно развивают мотивы и интересы своей деятельности.

коммуникативные:

формируется готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих;

готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

познавательные:

активно используют речевые средства и информационные средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

используют различные способы поиска, сбора и анализа информации.



2.4 Календарный учебный график


Таблица 2

п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Время занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

всего


теория

практика

I


Вводное занятие

2

2






1


Техническое творчество ракетомоделистов. Беседа-игра.


2



групповая


наблюдение

II


Понятие о материалах и инструментах, применяемых в моделировании и конструировании

14

2

12





2


Мониторинг знаний, умений и навыков.


1

1


индивидуальная


тестирование

3


Свойства материалов. Бумага, картон, пластик. Экспериментальная практическая работа.


1

1


групповая


текущий опрос

4


Работа с бумагой. Летающие модели.



2


групповая


наблюдение

5


Работа с картоном. Изготовление модели ракеты.



2


групповая


наблюдение

6


Работа с пенопластом. Вырезка модели ракетоплана по шаблонам. Обработка деталей.



2


групповая


наблюдение

7


Склеивание деталей ракетоплана. Оформление модели.



2


групповая,


наблюдение

8


Подготовка модели к выставке. Выставка.



2


групповая


выставка

III


Конструкторско-технологические понятия.

8

2

6





9


Рассказы о конструкторах. Общее представление о процессе изготовления изделия. Знакомство с моделью ракеты-носителя «Старт».


2



групповая


текущий опрос

10


Изготовление корпуса, стабилизаторов, головного обтекателя.



2


групповая


наблюдение

11


Склеивание, покраска деталей модели ракеты. Сборка.



2


индивидуальная, групповая


наблюдение

12


Подготовка модели к выставке. Выставка.



2


групповая


выставка

IV


Конструирование космической модели «Луноход».

12

3

9





13


История первых луноходов. Полеты на Луну. Интересные факты.


2



групповая


опрос

14


Разметка деталей модели лунохода при помощи шаблонов.



2


групповая


наблюдение

15


Вырезка основных деталей модели. Склеивание.



2


индивидуальная


наблюдение

16


Мониторинг знаний, умений и навыков.


1

1


индивидуальная


тестирование

17


Сборка модели. Доработка. Оформление.



2


индивидуальная, групповая


наблюдение

18


Подготовка модели к выставке. Выставка.



2


групповая


выставка

V


Фантастические модели.

10

2

8





19


Транспорт будущего. Космолет. Беседа, просмотр презентации, иллюстраций, видео фрагментов.


2



индивидуальная, групповая


опрос, наблюдение

20


Подбор шаблонов для корпуса, крыльев и других деталей модели. Разметка, вырезка.



2


индивидуальная


наблюдение

21


Склеивание деталей, сборка.



2


индивидуальная, групповая


наблюдение

22


Оформление модели.



2


индивидуальная


наблюдение

23


Подготовка к выставке. Выставка.



2


групповая


опрос, наблюдение

VI


Системы спасения для моделей ракет. Ленты, парашюты.

6

1

5





24


Ленты и парашюты. Знакомство с образцами спасательных систем. Просмотр видео.


1

1


групповая


опрос

25


Парашют, его основные части. Изготовление простейшей модели парашюта.



2


групповая


наблюдение

26


Пуски и соревнования с парашютами.



2


групповая


наблюдение

VII


Простейшие модели. Запуски.

18

1

17




.

27


Изготовление ракеты из бумаги. Маркировка модели. Запуски ракеты из арбалета.



2


индивидуальная


наблюдение

28


Изготовление ракеты. Запуски при помощи пружины.



2


индивидуальная, групповая


соревнования

29



Изготовление карандашной бумажной ракеты. Запуски бумажной ракеты при помощи воздуха.



2


Индивидуальная, групповая


наблюдение

30


Изготовление из синтетических материалов. Пусковая установка – воздушный насос. Соревнования.



2


индивидуальная, групповая


наблюдение

31


Ракета из бумаги. Двигатель - воздушный шар.



2


индивидуальная, групповая


наблюдение

32


Ракета из пенопласта. Двигатель – пружина.



2


групповая


наблюдение

33


Соревнования с ракетами на высоту полета.



2


групповая


соревнования

34


Соревнования с ракетами на дальность полета.



2


групповая


соревнования

35


Мониторинг знаний, умений и навыков.


1

1


индивидуальная


тестирование

VIII


Заключительное занятие.

2

2






36


Подведение итогов работы.


2



групповая



ИТОГО

72

15

57











МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При реализации данной программы используются методы и приемы обучения, обеспечивающие усвоение обучающимися заложенных в программе знаний, умений, навыков. Выбор метода или приема обучения осуществляется в зависимости от содержания занятия. Теоретический материал (беседа, рассказ-показ, объяснение, сообщение), как правило, подкрепляется дидактическим материалом (шаблоны, чертежи), выставочными материалами, фотодокументами, специальной тематической литературой, наглядными пособиями.

Основной метод проведения занятий — практическая работа, как важнейшее средство связи теории с практикой в обучении. На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления и запуска несложных летающих моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются одновременно всем обучающимся. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков. Репродуктивный метод направлен на овладение обучающимися умений и навыков через выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности.

Взаимосвязь этих методов дает обучающимся возможность овладеть техническими навыками и проявить свои творческие способности.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание «ситуации успеха», радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала при выполнении творческих работ.

Работа с разновозрастными группами дает возможность подключать более опытных и умелых обучающихся к процессу обучения не обладающих выраженными способностями детей. Это формирует у детей такие черты характера, как взаимопонимание, умение сочетать индивидуальное творчество с коллективным сотрудничеством. Кроме того, такой метод облегчает дифференцированный подход к обучению с учетом способностей ребенка, не ущемляя при этом достоинства менее способных обучающихся и в то же время позволяя более полно раскрыть творческий потенциал талантливых детей.

Как показывает опыт, теоретические знания и практические навыки, приобретенные в процессе обучения, оказываются более широкими, чем предусмотрено программой.










УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Помещение: лаборатория, оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы и полки для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Инструменты и приспособления: ножницы, лобзики с пилками, тиски, плоскогубцы, кусачки, отвертки разные, линейки, угольники, ножи канцелярские, циркули, карандаши.

Расходный материал:

древесина, пенопласт, бальза, фанера, двигатели, нейлоновая ткань, нитки, лавсан, клей («Момент», «Dragon», ПВА, краска аэрозольная, резина авиамодельная, скотч цветной и прозрачный, булавки, ножи канцелярские, бумага, наждачная бумага, ватман, картон, бумага белая, бумага цветная, кисточки клеевые, кисточки для краски.

Дидактическое обеспечение программы

Для качественного освоения образовательной программы используется дидактический материал:

чертежи моделей ракет, планеров, самолётов;

шаблоны деталей;

развертки моделей

техническая и справочная литература;

наглядные пособия;

иллюстративный материал. 






















ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Формы и методы контроля

В течение учебного года проводятся: мониторинг знаний, умений и навыков с целью выявления уровня освоения образовательной программы (Приложение 1):

вводный мониторинг для определения первоначального уровня знаний, умений и навыков;

промежуточный мониторинг проводится с целью определения уровня полученных по программе знаний, умений и навыков за первое полугодие;

итоговый мониторинг проводится в конце учебного года для выявления уровня освоения программы.

Также ведется постоянное отслеживание теоретических знаний по основным разделам тематического плана программы в форме устного опроса и наблюдения за качеством выполнения работы, которое позволяет отследить уровень следующих показателей, предусмотренных программой:

практические умения и навыки;

соблюдение в процессе деятельности правил безопасности;

умение аккуратно выполнять работу.

Также в рамках программы проводится тестирования для диагностики таких показателей, как (Приложение2):

творческие способности;

умение выступать перед аудиторией, коммуникативные умения;

познавательная активность;

воспитанность.

Результаты данных диагностик позволяют рационально планировать работу в объединении, правильно распределять работу в группах, эффективно использовать потенциальные возможности каждого обучающегося.

О результативности работы по данной программе можно судить также по следующим критериям:

участие в мероприятиях различного уровня;

наполняемость и сохранность группы в течение учебного года;

повышение качества исполнения и сложности моделей, выполняемых обучающимися.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В основе воспитательной программы объединения «Ракетомоделирование» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления обучающихся.

Каждый обучающийся объединения, да и всего учреждения дополнительного образования Станции юных техников должен иметь возможность проявить свои способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

Данная программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста. Основная цель программы: – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Основные задачи программы:

развивать познавательные, творческие и другие способности обучающихся;

формировать системы ценностных установок у обучающихся как основы их воспитанности путем вовлечения в разнообразные виды коллективной творческой деятельности;

воспитывать у обучающихся адекватное отношение к жизни, умение находить в ней радость и желания творить добро;

формировать нравственное отношения к человеку, труду, природе;

формировать гражданско-патриотическое и духовно-нравственное сознание на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение обучающихся к изучению истории родного края, родной страны;

воспитывать учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Программа осуществляется:

через систему традиционных мероприятий учреждения и объединения;

в ходе непосредственных занятий.

Формы работы:

беседа, обсуждение, консультации, презентации, занятия;

конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия;

встречи с интересными людьми;

коллективно-творческая деятельность;

интеллектуально-познавательная деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

историко-патриотическая деятельность;

работа с семьёй.

Предполагаемые результаты

высокий уровень сплоченности коллектива;

активность в творческой деятельности коллектива;

способность обучающихся соблюдать правила, усвоение социальных норм, правил здорового образа жизни;

повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);

активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности; увеличение уровня личностных достижений, учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях);

адекватная самооценка учащихся.

Ожидаемый результат развития, обучающегося как личности:

мотивирован к познавательной и творческой деятельности, стремится к улучшению её результатов;

способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной деятельности;

проявляет инициативу и творческий подход к деятельности;

стремится к сотрудничеству;

умеет выразить свою гражданскую позицию, социализирован в коллективе и обществе.

План работы

Таблица 3

п/п

Мероприятия

Дата

Форма работы

1

«День творчества и знаний»


сентябрь


Посещение выставки, индивидуальные беседы, знакомство с родителями

2

«День знакомств»

сентябрь

Занятие, беседа, тестирование

3

Выставка декоративно-прикладного творчества «Мой край родной – Донская сторон»

сентябрь

Конкурс творческих работ

4

Городской конкурс сувениров «Поздравим Вас, учителя, в осенний день календаря»


сентябрь- октябрь

Конкурс творческих работ, поздравления учителей

5

Творческий конкурс, посвященный Дню матери

ноябрь

Конкурс творческих работ, поздравительная программа для мам

6

Дни здоровья

ноябрь

Беседы, соревнования

7

Акция «Забота о пернатых»

декабрь

Беседа, практическое занятие, коллективная деятельность

8

Конкурс «Мастер – золотые руки»

декабрь

Коллективные творческие работы

9

Праздник «Скоро-скоро Новый год»

декабрь

Игры, викторины, конкурсы

10

Экскурсии по теме «Российская космонавтика»

январь-февраль

Презентации, беседы, интеллектуально-познавательная деятельность

11

«Рождественские праздники»

январь

Конкурс поделок, выставка

12

Месячник героико-патриотического воспитания. Викторина «Знаю историю своей Отчизны», конкурс моделей военной техники

февраль

Конкурс, беседа – диспут, викторина

13

Праздник 8 марта

март

Конкурс поделок, игры, конкурсы, поздравления бабушек и мам

14

Подготовка к городскому смотру технического творчества

март

Совместные творческие коллективные работы

15

Праздник «День космонавтики»

апрель

Игры, презентации, конкурсы

16

Праздник 1 мая. Конкурс рисунков на асфальте

май

Совместная творческая коллективная работа

17

Праздник «День Победы»

май

Беседа, презентация, интеллектуально-познавательная деятельность

18

Выставка сувениров «Мы памяти верны» посвященная 80-летию Победы в Великой отечественной войне


3-9 мая

Конкурс поделок, творческая коллективная работа

19



Подведение итогов учебного года «Мои достижения»

май

Диагностика, беседы, итоговые выставки










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

Гаевский О.К. Авиамоделирование. — М.: ДОСААФ,1990.

Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. — М.: Просвещение, 1984.

Качурин М.Б. Модельные двигатели. — М.: Просвещение, 1973.

Келдыш М.В. Авиация в России: Справочник. — М.: Машиностроение,1988.

Колотилов В.В. Техническое моделирование и конструирование. — М.: Просвещение, 1983.

Костенко В.И. Мир моделей. — М.: ДОСААФ, 1989.

Костенко И. К., Демин С. И. Советские самолеты. — М.: ДОСААФ, 1973.

Кротов И.В.Модели ракет. - Мю: ДОСААФ, 1979

Мовсисян Г.В. Справочник по клеям. - Ленинград: Химия, 1980.

Рожков В.С. Космодром на столе. - М.: Машиностроение, 1999

Смирнов Э.П. Как сконструировать и построить летающую модель — М.: ДОСААФ,1973.

Шахат А.М. Резиномоторная модель. — М.: ДОСААФ, 1977.

Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество – М.: Просвещение,1995.

Программа комплексная. Обучение детей разного возраста в лаборатории авиационно-спортивного моделизма. - http://ermo. smr.ru/ InIzSl / doci /zelKP. Html.

Журнал «Дополнительное образование и воспитание»

Сайты и страницы на русском языке:

http://rocket.h16.ru/index.php?id=1 - сайт Termostat

http://www.frms.ru/forum/ - Форум Федерации ракетомодельного спорта России

http://serge77.rocketworkshop.net/ - Моя ракетная мастерская

http://raketoff.ru/?page_id=2 - Сайт энтузиастов ракетолюбителей и ракетомоделистов

http://lioxa.rocketworkshop.net/ -Ракетомоделизм

http://massaraksh.rocketworkshop.net/ -Экспериментальное ракетостроение


Для обучающихся:

Голубев Ю.А. Юному авиамоделисту. - М.: «Просвещение», 1979.

Заворотов В.А. От идеи до модели. — М.: «Просвещение», 1988.

Павлов А.П. Твоя первая модель. — М.: ДОСААФ, 1979.

Пантюхин С. Воздушные змеи. — М.: ДОСААФ, 1984.

Турьян А. Простейшие авиационные модели. — М.: ДОСААФ, 1982.

Минаков В.И. «Спортивные модели-копии ракет».

Журналы онлайн. Авиация и космонавтика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.top-journals.com/2014/03/aviaciya-kosmonavtika-

Журналы «Моделист конструктор», «Мир техники»

Сайты и страницы на русском языке:

http://odessa.rocketworkshop.net/ -Ракетная мастерская

http://www.runaway.nm.ru/

http://creater-92.okis.ru/

http://svobrad.narod.ru/ - Моя первая ракета "ADELFEI"

http://land-air-land.narod.ru/ - Двигатель для моделей ракет своими руками

http://www.korio.org/rocket/index.php?PHPSESSID=b9a27..& - форум Болгарский - Экспериментальный ракетомоделизм

http://waterrocket.ru/forums/phpBB3/index.php?sid=5a8.. - форум Водяных ракет - Водяные ракеты и не только

Для родителей:

Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ. Астрель; ВКТ, 2011. 238 с.

Гиппенрейтер, Ю. Б. Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы/Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 352 с.

Каздин, А. Зачем, за что и как хвалить ребенка. Неожиданные результаты воспитания похвалой/ А. Каздин, К. Ротелла. – М: Издательство «Э», 2016. – 240с.

Литвак, М. 5 методов воспитания детей/ М. Литвак. – Москва, 2015. – 288 с.

Маховская, О. 100 ошибок воспитания, которых легко избежать/ О. Маховская. – Москва: Издательство «Э», 2015. - 288 с.: ил.

Рахматшаева В. Грамматика общения. — М.: Семья и школа, 1995.

Марунич Е. Взаимоотношения старшеклассников с родителями/ Е.

Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков/ Н. Н. Савина // Воспитание школьников. - 2017. - №: 8. - С. 28-33.

Приложение № 1

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков

обучающихся объединения «Ракетомоделирование»



График мониторинга

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Вводный мониторинг

1 - 15 сентября

1 - 15 сентября

1 - 15 сентября

Текущий мониторинг по разделам программы

Октябрь, ноябрь, декабрь согласно программе

Октябрь, ноябрь, декабрь согласно программе

Октябрь, ноябрь, декабрь согласно программе

Промежуточный мониторинг

20 декабря- 20 января

20декабря -20 января

20декабря -20 января

Текущий мониторинг по разделам программы

Февраль, март, апрель, май согласно программе

Февраль, март, апрель, май согласно программе

Февраль, март, апрель, май согласно программе

Итоговый мониторинг

25- 31 мая

25-31 мая

25-31 мая

Анализ результатов мониторинга

По результатам мониторинга составляются итоговая таблица и диаграммы.

На основе результатов мониторинга планируется работа с обучающимися, как по каждой группе отдельно, так и по объединению в целом. Для отдельных обучающихся выстраивается индивидуальная траектория преодоления неуспешности в обучении. Для обучающихся, показавших высокий результат, также разрабатывается индивидуальный подход и индивидуальные занятия.

Оценка результатов мониторинга

Системой оценивания вводного, промежуточного и итогового мониторинга является бальная система.

правильный ответ - 2 балла,

частичный ответ - 1 балл,

неверный ответ - 0 баллов.

Общий результат суммируется и определяется уровень освоения:

высокий - 16-11 баллов,

средний - 10-5 баллов,

низкий – 4-0 баллов.

При оценке тестовых работ по разделам дополнительной общеобразовательной программы объединения также используется бальная система.

правильный ответ 1 балл,

неверный ответ 0 баллов.

Общий результат суммируется и определяется уровень освоения:

высокий- 4-5 баллов,

средний-2-3 баллов,

низкий- 0-1балл

Мониторинг имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов освоения программы состоит в выявлении уровня знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

Цель мониторинга: отслеживание результатов освоения программы объединения «Ракетомоделирование» для формирования устойчивых знаний, совершенствования навыков, развития способностей обучающихся.

Структура мониторинга

Мониторинг осуществляется во всех группах по всем разделам программы непрерывно в течение всего учебного года по мере прохождения обучающимися основных тематических блоков.

Мониторинг осуществляется в тестовой форме.


ТЕСТ - КАРТА
для проведения вводного мониторинга


п\п

Задание

Варианты ответов

Ответ

Оценка педагога

Теоретическая часть

1

Имя космонавта, совершившего первый полет в космос. Отметьте правильный ответ.

Ю.Гагарин



А.Леонов



2

Какие инструменты вы знаете? Отметьте в перечисленном списке их названия.

отвертка



пассатижи



наждачная бумага



нож канцелярский



шпаклевка



3

Для каких целей используется циркуль?

для вычерчивания окружности



для измерения отрезков



4

Как называется предварительный набросок?

эскиз



чертеж



5

Отметьте в перечисленном названия плоских геометрических фигур.

треугольник




параллелепипед




конус




Практические задания



6

Начертить окружность диаметром 5 сантиметров










7

Нt1735409989ab.jpg ачертить заданную геометрическую фигуру



8

Измерить стороны прямоугольника и записать результат



б

а




а=


б=


ИТОГО




ТЕСТ - КАРТА
для проведения промежуточного мониторинга

п\п

Задание

Варианты ответов

Ответ

Оценка педагога


Теоретическая часть


1

Отметьте виды летательных аппаратов, которые легче воздуха.

 парашют



дирижабль



воздушный шар



2

Отметьте виды летательных аппаратов, которые тяжелее воздуха.

ракета




стратостат




планер




3

Отметьте пункт, где перечислены все основные части модели ракеты.

корпус,

стабилизаторы,

парашютирующая система,

направляющие кольца,

головной обтекатель

двигатель




корпус,

стабилизаторы,

парашютирующая система,

направляющие кольца,

пусковая система



4

Модельные ракетные двигатели предназначены для …

создания движущей силы




создания движущей силы и раскрытия системы спасения моделей ракет



5

Аппарат «Метеор» предназначен для …

защиты атмосферы от попадания метеоритов



для работы сотовой связи



для прогнозирования метеообстановки



для защиты от солнечных ветров




Практическая часть


6

Начертить угол заданного градусного значения








7

Разделить окружность на 4 равных сектора


t1735409989ac.gif










8

Перевести детали ракеты по шаблону на картон. Собрать и склеить ракету.


ИТОГО




ТЕСТ - КАРТА

для проведения итогового мониторинга


п\п

Задание

Варианты ответов

Ответ

Оценка педагога


Теоретическая часть


1

Летательные космические аппараты – это …

астероиды, метеориты




ракета, искусственный спутник



2

Имя главного конструктора первого советского летательного аппарата.


Э.К Циолковский





С.П. Королев



3

Как правильно написать масштаб выполненного чертежа?

4X8




1:100




10 к 100




4

Чертеж отличается от эскиза …

точным соблюдением масштаба



отсутствием вида сверху




5

Конструкторская документация для изготовления макетов разрабатывается с целью…

точного определения стоимости макета




проверки принципов работы изделия или его составных частей на стадия эскизного проекта





Практические задания

6

Начертить с помощью транспортира угол 70◦



7

Начертить окружность радиусом 3 см и провести линию диаметра.



8

Вырезать, собрать и склеить модель ракеты.



ИТОГО




Приложение № 2

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ, ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методика изучения воспитанности школьников

«Хранилище человеческих качеств»

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.

Ход проведения: методика проводится в форме игры.

Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена». Детям предлагается разбиться на группы по 4-5 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых у них в избытке.

В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.

Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.

п/п

Ф.И. обучающегося

Положительные качества

Отрицательные качества

1.




2.




На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные проблемы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» ребенка, но и по степени их критичности к себе и друг к другу. В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств. В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закреплѐнные нравственные качества, которые, по их мнению, приобретены учащимися в группе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые ещё сохранились. В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год.

Заполняется следующая таблица:

п/п

Ф.И. учащегося

Закрепленные положительные качества

Отрицательные качества, которые еще существуют в группе













При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива. Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива. Чтобы удобнее было рефлексировать результаты «обмена», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где обучающиеся запишут качества отрицательные.


Анкета по выявлению уровня воспитанности обучающихся 6-8 лет

(методика Н.П. Капустина)


Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня

оценивает

учитель


Итоговые

оценки


1. Любознательность:

мне интересно учиться

я люблю мечтать

мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы

мне нравится выполнять домашние задания

я стремлюсь получить хорошие отметки





2. Трудолюбие:

я старателен в учебе

я внимателен

я помогаю другим в делах и сам обращаюсь

за помощью

мне нравится помогать родителям,

выполнять домашнюю работу

мне нравится дежурство в школе





3. Бережное отношение к природе:

к земле

к растениям

к животным

к природе





4. Мое отношение к школе:

я выполняю правила для учащихся

я добр в отношениях с людьми

я участвую в делах класса и школы





5. Красивое в моей жизни:

я аккуратен в делах

я опрятен в одежде

мне нравится все красивое вокруг меня

я вежлив в отношениях с людьми





6. Как я отношусь к себе:

я управляю собой

я соблюдаю санитарно-гигиенические

правила ухода за собой

у меня нет вредных привычек









Оценка результатов проводится по 5-балльной системе:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл 5 – 4,- высокий уровень

4,4 – 4 - хороший уровень

3,9 – 2,9 - средний уровень

2,8 – 2 - низкий уровень






Анкета по выявлению уровня воспитанности обучающихся

9-11 лет (методика Н.П. Капустина)

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Оценка результатов проводится по 5-балльной системе:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл, 5 – 4,5 - высокий уровень (в)

4,4 – 4 - хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 - средний уровень (с)

2,8 – 2 - низкий уровень (н)


Я оцениваю

себя вместе

с родителями


Меня

оценивает

учитель


Итоговые

оценки


1. Любознательность:

мне интересно учиться

я люблю мечтать

мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы

мне нравится выполнять домашние задания

я стремлюсь получить хорошие отметки





2. Прилежание:

я старателен в учебе

я внимателен

я самостоятелен

я помогаю другим и сам

обращаюсь за помощью





3. Отношение к природе:

я берегу землю

я берегу растения

я берегу животных

я берегу природу





4. Я и школа:

я выполняю правила для учащихся

я выполняю правила внутришкольной жизни

я участвую в делах класса и школы

я добр в отношениях с людьми

я справедлив в отношениях с

людьми





5. Прекрасное в моей жизни:

я аккуратен и опрятен

я соблюдаю культуру поведения

я забочусь о здоровье

я умею правильно распределять

время учебы и отдыха

у меня нет вредных привычек






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.