Программа развития школьного музея
Программа развития школьного музея
на 2023 – 2025 годы
Паспорт программы
Наименование программы | Программа развития школьного музея МБОУ «СОШ № ___» |
Заказчик | Администрация МБОУ «СОШ № ___» |
Разработчики программы | Руководитель школьного музея |
Нормативно – правовое обеспечение программы | -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (ред. от 02.07.2021 г.); -Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р; -Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; -Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.); -Федеральный закон от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ «О Музейном фонде» (ред. от 11.06.2021 г.); -Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №64-ФЗ «О культурных ценностях» (ред. от 11.06.2021 г.); -Методические рекомендации по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике от 10.06.2022 г.; -Положение о паспортизации школьных музеев Российской Федерации от 29 апреля 2021 г.; -Методические рекомендации о создании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами от 09 июля 2020 г.; -Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12 марта 2003 года № 28-51-18116 «О деятельности музеев образовательных учреждений»; -Рабочая программа воспитания МБОУ «СОШ № ___»; -Положение о школьном краеведческом музее филиала МБОУ «СОШ № ___»; -Положение о Совете музея филиала МБОУ «СОШ № ___»; -Положение об «Активе школьного музея МБОУ «СОШ № ___». |
Цель | Создание условий для модернизации и устойчивого функционирования музея, способствующих развитию, воспитанию, социализации и самореализации обучающихся |
Задачи | -совершенствовать навыки проектной, исследовательской работы обучающихся, развивать их творческую инициативу; -сохранять и расширять фонды музея; -модернизировать музейное пространство в соответствии с изменениями в системе образования; -координировать деятельность школы, семьи, социальных партнеров, жителей поселка в патриотическом воспитании детей. |
Сроки реализации проекта | 3 года: 2023-2025 гг. |
Этапы реализации программы | Подготовительный этап (январь 2023 – май 2023 г.) Его основной задачей является создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя: обсуждение с общественностью поселка, с педагогами, активно использующими потенциал музея в образовательном процессе, способов развития деятельности школьного музея, сбор идей и предложений; написание программы; обсуждение и утверждение её на Совете музея, решение организационных вопросов. Основной этап (сентябрь 2023 – май 2025 гг.) Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы по основным направлениям. Обобщающий этап (сентябрь – декабрь 2025 г.) Анализ деятельности по реализации программы, подведения итогов и постановки новых задач. |
Исполнители | Администрация филиала МБОУ «СОШ № ___», руководитель школьного музея, Совет музея, Актив школьного музея, педагоги школы. |
Результаты | • Разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей». • Увеличилось количество обучающихся, родителей, принимающих участие в деятельности музея, реализации его проектов. • Активизировалось взаимодействие школьного музея с музеями других образовательных организаций, общественными организациями, учреждениями культуры и другими организациями, чья деятельность направлена на патриотическое воспитание детей. • Улучшена материально-техническая база музея. • Осуществляется постепенное внедрение информационно – коммуникационных и инновационных технологии в музейно – педагогическую деятельность. • Школьный музей филиала МБОУ «СОШ № ___» включен в электронный «Реестр школьных музеев» на единой информационной платформе детского отдыха и туризма ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». |
Актуальность программы
Социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности музея при образовательном учреждении принадлежит важная роль в создании системы патриотического воспитания. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей и должна быть ориентирована на формирование эмоционально - нравственной сферы личности, посредством целостного восприятия историко-культурного наследия.
Нормативно – правовое обеспечение программы
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (ред. от 02.07.2021 г.);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
-Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.);
-Федеральный закон от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ «О Музейном фонде» (ред. от 11.06.2021 г.);
-Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №64-ФЗ «О культурных ценностях» (ред. от 11.06.2021 г.);
-Положение о паспортизации школьных музеев Российской Федерации от 29 апреля 2021 г.;
-Методические рекомендации о создании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами от 09 июля 2020 г.;
-Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12 марта 2003 года № 28-51-18116 «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
-Рабочая программа воспитания МБОУ «СОШ № ___»;
-Положение о школьном краеведческом музее филиала МБОУ «СОШ № ___»;
-Положение о Совете музея МБОУ «СОШ № ___»;
-Положение об Активе школьного музея МБОУ «СОШ № ___».
Цель программы – создание условий для модернизации и устойчивого функционирования музея, способствующих развитию, воспитанию, социализации и самореализации обучающихся.
Задачи:
включать ребенка в многообразные формы деятельности: поиск и сбор материалов, организация экскурсионно-лекторской работы с разными категориями слушателей, создание экспозиций, участие во встречах с интересными людьми и др.
сохранять и расширять фонды музея;
модернизировать музейное пространство в соответствии с изменениями в системе образования;
координировать деятельность школы, семьи, социальных партнеров, жителей поселка в патриотическом воспитании детей.
Приоритетные направления развития музея
Экскурсионно-лекторское направление
Разработка содержания обзорных, тематических экскурсий по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, подготовка экскурсоводов и лекторов, проведение экскурсий и лекций.
Фондовое направление
Учет и хранение фондов школьного музея, прием материалов от дарителей, учреждений и организаций, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей в книгах поступлений, работа по шифровке материалов, обеспечение их сохранности и использования в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Выставочно-оформительское направление
Разработка тематического плана школьных выставок, отбор экспонатов, составление этикетажа, монтаж экспозиции, ее художественное оформление, демонтаж выставок.
Организационно-массовая работа
Составление плана встреч с интересными людьми, проведение опросов и интервьюирования, сбор, обработка и тиражирование материалов встреч, передача опыта работы в школьном музее младшим членам объединения.
Механизм реализации программы
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Совет музея. Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:
Подготовительный этап (январь 2023 – май 2023г.)
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя: обсуждение с общественностью поселка Аэропорт, с педагогами, активно использующими потенциал музея в образовательном процессе, способов развития деятельности школьного музея, сбор идей и предложений; написание программы; обсуждение и утверждение её на Совете музея, решение организационных вопросов.
Основной этап (сентябрь 2023 – май 2025 гг.)
Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы по основным направлениям.
Обобщающий этап (сентябрь – декабрь 2025 г.)
Анализ деятельности по реализации программы, подведения итогов и постановки новых задач.
Перспективный план развития школьного музея
№ | Мероприятия | Период исполнения | Ответственные |
I.Организационно - управленческая деятельность | |||
1. | Изучение документов по вопросам деятельности музеев образовательных организаций | январь 2023-декабрь 2025 гг. | руководитель школьного музея |
2. | Планирование деятельности школьного музея на 2023/2024, 2024/2025 учебные годы | август 2023 года, август 2024 года, август 2025 года | члены Совета музея |
3. | Издание и/или обновление локальных нормативных актов по вопросам функционирования школьного музея | январь 2023-декабрь 2025 гг. | заместитель директора по ВР |
4. | Создание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный музей» | август 2023 года | руководитель школьного музея |
5. | Заседания Совета музея | 1 раз в четверть | председатель Совета музея |
6. | Обучение Актива школьного музея по ДООП «Школьный музей» | 1 раз в неделю | руководитель музея |
7. | Оформление и ведение музейной документации | январь 2023-декабрь 2025 гг. | Руководитель музея |
8. | Регистрация школьного музея в электронном «Реестре школьных музеев» на единой информационной платформе детского отдыха и туризма ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» | в течение 2024 года | руководитель школьного музея |
9. | Своевременное пополнение школьной летописи | январь 2023-декабрь 2025 гг. | руководитель школьного музея |
II. Экскурсионно - лекторская деятельность | |||
1. | Обзорная экскурсия для обучающихся 1-х классов | сентябрь 2023, сентябрь 2024, сентябрь 2025 гг. | Руководитель музея, Актив музея |
2. | Экскурсия «История школы» для обучающихся 5 классов | ноябрь 2023, ноябрь 2024, ноябрь 2025гг. | Руководитель музея Актив музея |
3. | Организация экскурсий по запросу | январь 2023-декабрь 2025 гг. | Руководитель музея, Актив музея |
4. | Мини – лекции «День героев Танкограда» | октябрь 2023, 2024, 2025 гг. | Руководитель музея, Актив музея |
5. | Разработка мини-лекции на основе собранного материала по теме «Воины локальных конфликтов» | январь-май 2024 года | Руководитель музея, Актив музея |
6. | Разработка мини-лекции на основе собранного материала по теме «Выпускники – медалисты» | сентябрь - декабрь 2024 года | Руководитель музея, Актив музея |
III. Фондовая деятельность | |||
1. | Учет и хранение фондов школьного музея | январь 2023-декабрь 2025 гг. | Руководитель музея, Актив музея |
2. | Прием материалов от дарителей, учреждений и организаций | январь 2023-декабрь 2025 гг. | Руководитель музея, Актив музея |
3. | Учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей в книгах поступлений | январь 2023-декабрь 2025 гг. | Руководитель музея, Актив музея |
4. | Работа по шифровке материалов, обеспечение их сохранности и использования в рамках урочной и внеурочной деятельности | январь 2023-декабрь 2025 гг. | Руководитель музея, Актив музея |
IV.Выставочно-оформительская деятельность | |||
1. | Разработка тематического плана школьных выставок, отбор экспонатов, составление этикетажа, монтаж экспозиции, ее художественное оформление, демонтаж выставок | январь 2023-декабрь 2025 гг. | Руководитель музея, Актив музея |
V.Организационно-массовая деятельность | |||
1. | Классные часы, беседы, лекции, праздники на военно-патриотические темы. Встречи с интересными людьми. | в соответствии с планами воспитательной деятельности классных руководителей | Руководитель музея, Актив музея |
2. | Реализация занятий в рамках курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» | январь 2023-декабрь 2025 гг. | классные руководители |
3. | Освещение опыта работы музея на школьном сайте, в социальной сети в ВКонтакте | январь 2023-декабрь 2025 гг. | Руководитель музея, Актив музея |
4. | Организация школьных митингов, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне | май 2023, 2024, 2025 гг. | заместитель директора по ВР, руководитель музея |
5. | Организация школьной акции «Память» | май 2023, 2024, 2025 гг. | заместитель директора по ВР, руководитель музея |
6. | Брейн – ринг «Урал – опорный край державы» | январь 2023 года | заместитель директора по ВР, руководитель музея |
7. | Урок мужества. «Уральский подарок фронту» | март 2023 года | заместитель директора по ВР, руководитель музея |
8. | Просмотр и обсуждение документального фильма о боевом пути Уральского Добровольческого танкового корпуса «Подвигу лежит дорога в вечность» | март 2023 года | заместитель директора по ВР, руководитель музея |
9. | Конкурс плакатов о Великой Отечественной войне | май 2023 года | заместитель директора по ВР, руководитель музея |
10. | Мероприятия, посвященные 80 – летию Сталинградской битве | февраль 2023 года | заместитель директора по ВР, руководитель музея |
11. | Мероприятия, посвященные 80 – летию полного снятия блокады Ленинграда | январь 2024 года | заместитель директора по ВР, руководитель музея |
12. | Акция «Георгиевская ленточка» | апрель 2023, 2024, 2025 гг. | Руководитель музея, Актив музея |
13. | Мероприятия, посвященные 80-летию Победы в Великой Отечественной войне | февраль-май 2025 года | заместитель директора по ВР, руководитель музея |
VI. Улучшение материально-технической базы музея | |||
1. | Приобретение мультимедийной установки | 2023 год | председатель Совета музея |
2. | Приобретение экрана | 2023 год | председатель Совета музея |
3. | Приобретение ноутбука/компьютера | 2023 год | председатель Совета музея |
4. | Приобретение рулонных жалюзи | 2024 год | председатель Совета музея |
5. | Приобретение брошюратора | 2024 год | председатель Совета музея |
6. | Обеспечение посадочными местами (стулья, скамейки) | 2024 год | председатель Совета музея |
7. | Текущий ремонт музея | июль 2024 года | председатель Совета музея |
Ожидаемые результаты
Разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей».
Увеличилось количество обучающихся, родителей, принимающих участие в деятельности музея, реализации его проектов.
Активизировалось взаимодействие школьного музея с музеями других образовательных организаций, общественными организация, учреждениями культуры и другими организациями, чья деятельность направлена на патриотическое воспитание детей.
Улучшена материально-техническая база музея.
Осуществляется постепенное внедрение информационно – коммуникационных и инновационных технологии в музейно – педагогическую деятельность.
Школьный музей МБОУ «СОШ № ___» включен в электронный «Реестр школьных музеев» на единой информационной платформе детского отдыха и туризма ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения».