Развивающее занятие для учащихся 1 классов «Страна знаний»
Развивающее занятие для учащихся 1-х классов «Страна знаний».
Цель: развитие учебно-важных качеств, повышение уровня целостного психо-речевого развития учащихся группы риска (категория дезадаптантов, по результатам психологического анализа процесса адаптации первоклассников).
Задачи:
формирование положительного отношения к школе, мотивов побуждающих к учению;
развитие коммуникативных умений
развитие активности, гибкости сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
развитие познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, их произвольность.
развитие координации движений, мелкой моторики, пространственной ориентировки;
развитие лексико-грамматической стороны речи, обогащение словарного запаса.
Приёмы: психогимнастические упражнения, беседа, работа с карточками-картинками, со словами, работа в парах,
Оборудование: учебный кабинет с партами, мяч, иллюстрации зверей рыб и птиц, карточки «Я» - «Хор», разрезные картинки (4 шт), 3-4 набора картинок для игры «Собери портфель школьника», иллюстрации геометрических фигур : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Количество учащихся: 6-8 человек.
Время: 30-40 мину.
Ход занятия.
Вступление. Разминка.
Педагог-психолог:
- Здравствуйте, ребята! Кто сегодня пришёл на наше занятие? (Маша, Оля, Коля, Миша…).
Я очень рада вас видеть. Интересно, а можно вас назвать как-нибудь по-другому? Кто вы ещё? (дети садятся в круг, передают друг другу мяч, называют себя по имени, родственным отношениям, полу, при необходимости психолог помогает наводящими вопросами):
- Мальчик или девочка?
- Для мамы ты кто? Вася тоже дочь?
- Папа – мужчина, а ты кто?
- Для бабушки, дедушки?
Вот как по-разному нас можно назвать. Вы - дети, внуки, племянники, а сколько вам лет?
- Того кто ходит в школу как мы называем? (ученики).
- Того кто ходит в первый класс? Во второй, пятый?
- Зачем ходят в школу? (получать знания, общаться, играть)
- Давайте с вами поиграем (дети встают со своих мест)
Психогимнастика «Путешествуем по морю»
Педагог-психолог говорит словами и показывает движения:
По морю бегут волны. Вот одна маленькая волна, Вот вторая маленькая волна (Правой рукой справа налево, а левой рукой слева направо изображают волны, бегущие навстречу друг другу попеременно.
А вот огромная волна. Высокая, высокая (тянутся, встают на цыпочки повыше изображаются большие волны).
По волнам плывут киты: дельфин - папа, дельфин – мама. Они ныряют и выныривают. (2-3 раза) Одновременно, а затем попеременно руками выпрямленными ладошками опускаются вниз рядом с туловищем. Медленно выпрямляя руки поднимают ладошки вверх, изображая ныряющих дельфинов.
За ними плывут дельфинята: сыночек и дочка. (2-3 раза) Ныряют, выныривают. (2-3 раза) Локти прижимают к туловищу и также изображают как плывут дильфинята.
Навстречу им плывут змейки. Встречаются, расходятся, (2-3 раза) В клубочек закручиваются, а потом распутываются. Пять пальчиков каждой руки собираются вместе и образуют воображаемые мордочки змеек. Движением рук изображаются плывущие змейки навстречу друг другу, в разные стороны и т.д.
Со дна морского поднимаются медузы и осьминоги. (Присев на корточки, сжимают сильно кулачки, чуть приподнимаясь и расслабляя ладошки.) (3-4 раза) Приседают, сжатые кулачки на уровне щиколоток ног. При одновременном медленном выпрямлении ног и поднимании рук резко раскрыть кулачки, имитируем подъём осьминога на поверхность воды. Ноги полностью выпрямляются через 3-4 сжимания и разжимания кулачков.
Показали осминожки все свои ножки. Они смеются, радуются, веселятся. Хаотичные движения пальчиков направленных вниз, затем подняли пальчики вверх (переворачивают ладошки).
По дну морскому ползают крабы. И щёлкают своими страшными клешнями. На указательный палец ведущей руки сверху накладывают средний паличик, на него – безымянный, на безымянный мизинчик. Вторая рука помогает пальчикам. Большой палец прижимают к конструкции из четырёх пальцев и отдаляют, имитируя щёлканье клешни краба.
Дети возвращаются на свои места.
Упражнение №1
Педагог-психолог:
- Посмотрите на доску, что вы видите? (На доске картинки зверей, рыб и птиц)
- На какие группы можно поделить этих животных? (Дети отвечают: рыбы, звери, птицы).
Распределите этих животных по группам. (Дети подходят к доске и объединяют животных в 3 группы).
А сейчас поиграем. Я буду кидать вам мяч и говорить одно из трёх слов: звери, птицы и рыбы. Если вы слышите слово звери – надо быстро назвать любое дикое или домашнее животное, рыбы – сказать название рыбы, птицы – назвать птицу.
Упражнение №2.
Педагог-психолог:
- Фантазируем. Если бы звери ходили тоже в школу, кто пошел бы: взрослые или дети?
- Давайте выясним, какие звери пойдут в школу? Я буду называть животное, а вам нужно назвать его детеныша. (Дети называют детенышей зверей.) Обратите внимание на карточку в моей руке. Если «Хор», то можно отвечать всем не поднимая руку, если «Я», тогда необходимо поднять руку и ответить после того , как я вас спрошу. (В работе используются карточка «Хор», «Я»).
Педагог-психолог:
- Если бы существовала школа зверей, то ученикам – зверятам нужно было бы собрать свои портфели. Давайте поможем им собрать портфели. Что в него можно положить? Что такое учебные принадлежности? (После каждого ответа на доску прикрепляется картинка с соответствующей школьной принадлежностью). (Дети отвечают).
- Я раздам вам кусочек картинки (раздаются разрезанные на несколько частей карточки-картинки с геометрическими фигурами). Найдите к ней вторую половинку. Сложите картинку. Отыщите вместе такую же картинку на одной из парт (на партах изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
-Вы разделились парами. (Так дети делятся на пары).
-Каждая пара будет собирать портфель ученика. (Каждой паре детей раздается набор картинок с учебными и не учебными предметами. Учащиеся должны выбрать только картинки с изображением учебных принадлежностей и сложить их в «портфель»). Портфели проверяются сравнением количества картинок оставшихся на столе.
Упражнение №3.
Педагог-психолог:
Встаньте парами.
Найдите на доске геометрическую фигуру, которая у вас нарисована на парте. Остальные я уберу. (На доске вывешены геометрические фигуры. Лишняя убирается. Обязательно, что бы учащиеся нашли свою картинку на доске: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).
- Что осталось на доске. Как это назвать одним словом? (вводится понятие «Геометрические фигуры»).
- Давайте с вами сейчас поиграем. Я буду называть фигуру, а вам всем вместе нужно будет ее встать в форме этой фигуры. Треугольник. Квадрат. Прямоугольник. Круг. (Дети показывают названную психологом фигуру)
- Встаньте парами. Один впереди, другой за ним. Нарисуйте пальчиком на спине у вашего напарника любую геометрическую фигуру, Он должен ее отгадать. Поменяйтесь местами.
Рефлексия «Паровозик».
На стене картина Паровозик с вагончиками:
1. МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ 2. МОЕ УЧАСТИЕ 3.МОЕ САМОЧУВСТВИЕ
4. ВАЖНОСТЬ ДЛЯ МЕНЯ
Педагог-психолог:
-Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Обратим внимание на паровозик и попробуем наполнить его вагончики. (Дети делятся впечатлениями, оценивают степень участия, свое самочувствие и важность занятия). Психолог обобщает полученные знания.
- Молодцы. Возьмемся все за руки и скажем дружно: До свидания!