12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ямщикова Татьяна Александровна26

ХантыМансийского автономного округаЮгры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)




РАССМОТРЕНО



Протокол от « » 201 г. №



УТВЕРЖДАЮ

Директор

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

______________М.И. Иванова

приказ от «___»______201_ г. №____



























Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников













Составитель:

Ямщикова Т.А.







г. Нефтеюганск, 2022

Паспорт программы

Наименование программы

Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников « »

Основания для разработки

Федеральный закон от 24.11. 1995 №181-ФЗ (ред. От 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

-Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г.;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

-Приказ Минтруда России №515 о т 04.08.2014 года «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» с изменениями.

Заказчик программы

Администрация школы-интерната

Разработчик

программы


Педагог – психолог Ямщикова Т.А.

Основные

исполнители

программы

Педагогический коллектив, обучающиеся, специалисты, родители, социальные партнеры.


Социальные

партнеры:


- Муниципальное автономное учреждение «Центр молодежных инициатив»;

- Муниципальное бюджетное учреждение центр физической культуры и спорта «Жемчужина Югры»;

- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»;

- Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского округа Югры «Нижневартовский социально – гуманитарный колледж»;

- МБУК Городская библиотека;

- КУ Нефтеюганский центр занятости населения;

- МГМУП «Универсал – сервис»;

- ИП «Шкафы – купе от Федора»

Сроки и этапы реализации программы

год (9, 11 класс) - подготовка выпускников к трудоустройству, самостоятельной жизни;

год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников);

- 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников)

Цель программы

Поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся через прфессионально-трудовое обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. и потребностей рынка труда в специалистах

Задачи программы

Расширить кругозор и осведомленность об основном содержании профессий, о современном «рынке профессий».

Научить ориентироваться в мире профессий, проявлять готовность к самостоятельному выбору профессии.

Сформировать у обучающихся, адекватные представления об индивидуальных особенностях (адекватно оценивать свои возможности, способности, результаты обучения и труда, уметь соотносить свои интересы, возможности и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией).

Оказать помощь в получении профессии, трудоустройстве и адаптации выпускников в социальной среде.

Осуществлять оказание консультационной помощи поддержки в вопросах бытового обустройства выпускников

Основные направления работы

- профориентация обучающихся;

- постшкольное сопровождение (помощь в трудоустройстве выпускников);

- помощь при адаптации обучающихся в условиях трудовой деятельности

Ожидаемый результат

Увеличение обучающихся, сдавших квалификационный экзамен и получивших рабочий разряд.

Увеличение обучающихся, сделавших адекватный выбор при продолжении обучения и/или трудоустройстве.

Увеличение выпускников школы, охваченных профессиональной подготовкой.

Увеличение трудоустроенных выпускников

Система контроля программы

текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией и педагогическим советом школы-интерната:

административный контроль - 2 раза в год (сентябрь, февраль);

- мониторинг трудоустройства выпускников (сентябрь, февраль), приложение 1

Тип программы

социальная

Вид программы

бессрочная

Срок реализации

с г.



Социальная адаптация и профессиональная ориентация выпускников с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью, являются сложными неоднозначными процессами, требующими поиска педагогических путей своей реализации. Это связано с глубинным качественным своеобразием дефекта обучающихся коррекционной школы, особенностями их психофизического развития, а так же с состоянием обучения и воспитания. В КОУ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в 2021-2022 году 103 обучающихся с ОВЗ, 106 обучающихся имеющие статус ребенок – инвалид с ОВЗ.

Данная программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации обучающихся к рынку труда представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.

Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников коррекционных классов, которые испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, что обусловлено рядом причин:

психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.

низким уровнем социально-бытовых умений и навыков воспитанников специальных (коррекционных) школ вследствие имеющихся нарушений психофизического развития.

В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуальные психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Последовательность действий:

год - профориентация, подготовка выпускников к трудоустройству;

год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников);

- 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников).


Направления деятельности

п/п

Участники программы

Направление профориентационной деятельности


Администрация школы - интерната

- координирует профориентационную работу в школе по направлению:

- поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся;

- организует работу педагогов по подготовке выпускников к сдаче квалификационного экзамена (подбор заданий по всем предметам на основе экзаменационных материалов);

- осуществляет анализ и коррекцию плана деятельности педагогического коллектива по данному направлению;

- контролирует организацию встречи учащихся с выпускниками школы, средних профессиональных учебных заведений


Классный руководитель

проводит индивидуальные и групповые занятия,
беседы, диспуты, классные часы
профориентационной направленности;

организует тематические и комплексные экскурсии
обучающихся на предприятия;

оказывает помощь школьному психологу в
проведении анкетирования, учащихся и их родителей
по проблеме самоопределения;

проводит родительские собрания по проблеме
формирования готовности учащихся к
профессиональному самоопределению;

организует встречи учащихся с выпускниками
школы, средних профессиональных учебных
заведений;

- проводит анализ уровня трудоустройства
выпускников.


Учителя – предметники

способствуют развитию познавательного интереса,
творческой направленности личности школьников,
используя разнообразные методы и средства:
проектную деятельность, деловые игры, круглые
столы, предметные недели, факультативы;

обеспечивают профориентационную
направленность уроков, формируют у учащихся
общетрудовые, профессионально важные навыки
(учителя трудового обучения);

способствуют формированию у школьников
адекватной самооценки в выборе профессии;

проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

- готовят к сдаче квалификационного экзамена: подбор заданий по всем предметам на основе экзаменационных материалов


Библиотекарь

регулярно подбирает литературу в помощь
учителям и обучающимся (выбор профессии;
профориентационная работа);

изучает читательские интересы выпускников и
рекомендует им литературу, помогающую в выборе
профессии;

- организует мероприятия, выставки книг о
профессиях и читательские диспуты на темы выбора
профессии


Социальный педагог

планирует работу педагогического коллектива по
профориентационным мероприятиям;

оказывает педагогическую поддержку детям с ОВЗ
в процессе их профессионального и жизненного
самоопределения;

консультирует обучающихся и родителей по
вопросам выбора профессии и учебного заведения;

оказывает помощь классному руководителю в
анализе и оценке социальных факторов,
затрудняющих процесс самоопределения школьника;

организует встречи учащихся с выпускниками
школы, средних профессиональных учебных
заведений;

- организует и проводит индивидуальные и
групповые занятия, беседы, диспуты по теме выбора
профессии (совместно с классным руководителем);

- оказывает выпускникам помощь в постановке на
учет и консультирование в ЦЗН;

- совместно с классным руководителем проводит мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет


Педагог - психолог

изучает профессиональный интерес и склонности
учащихся;

проводит занятия по программе профориентации
обучающихся;

проводит психолого-педагогическое
консультирование по вопросам адекватного выбора
профессии;

осуществляет мониторинг готовности учащегося к
профессиональному самоопределению через
анкетирование обучающихся и их родителей;

- оказывает помощь классному руководителю,
родителям в анализе и оценке интересов и
склонностей обучающихся;

способствует формированию у школьников с ОВЗ
адекватной самооценки;

проводит диагностику и консультирование на этапе
трудоустройства (по запросу и необходимости);

- проводит диагностику и консультации на этапе
профессиональной адаптации в трудовом коллективе
(по запросу и необходимости)


Родители

- участвуют в родительских собраниях, мероприятиях, экскурсиях, беседах, консультациях;

- участвуют в опросах (профориентационная направленность)


Обучающиеся, выпускники

- участвуют в профориентационных мероприятиях, экскурсиях, анкетированиях, кружках, занятиях


Социальные партнеры

участвуют в профориентационных мероприятиях, экскурсиях, родительских собраниях;

оказывают помощь в постановке на первичный учет, проводят консультирование в ЦЗН, ЦМИ; предоставление вакансий











Этап

Класс

Цель этапа

Мероприятия

Ответственные

1 год - профориентация, подготовка выпускников к трудоустройству

9 - 12

Формирование готовности к самостоятельной трудовой деятельности

Анкеты «Кто я?», «Какой я?», «Как ты готовишься к выбранной профессии?»

Беседы: «В мире профессий», «Мой профессиональный выбор», «Интересы и склонности в выборе профессий», «Подготовка к экзаменам и дальнейшее трудоустройство»

Классный час «В наших руках, наше будущее», «Выбор профессии – дело ответственное»

Индивидуальные беседы с родителями: «Права и обязанности родителей», «Дорога в будущее»

Беседа с родителями о подготовке к экзаменам и дальнейшему трудоустройству

Анкета мотивация выбора профессии

Занятия по профориентации

Беседа со специалистами ЦМИ, ЦЗН

Родительское собрание «Учебные заведения округа»

Дворники

Рабочий зеленого хозяйства

Портной

Столяр – строительный

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

Младший обслуживающий персонал

Столярное дело

Швейное дело

Дворник

Экскурсии: в ЦМИ, ЦЗН; МГМУП «Универсал – сервис»; ИП «Шкафы – купе от Федора»

Классные руководители
















Педагог – психолог





Учителя – предметники

2 год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников)

1 год после выпуска

Помощь в трудоустройстве, дальнейшем обучении выпускников

Оказание помощи в трудоустройстве, профессиональном обучении, консультации родителей


Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители

3 - 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников)

3 – 4 год после выпуска

Результативность трудоустройства, дальнейшего обучения

Мониторинг.

Встречи с выпускниками, работодателями

Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители



















Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами являются:

создание в школе – интернате системы профориентации, мотивирующей обучающихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда;

изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди обучающихся школы;

овладение основами трудовых профессий.


Показатели эффективности реализации программы

Показателями эффективности реализации программы являются:

количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями;

количество учащихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки, ориентирующих на получение рабочих профессий и специальностей;

количество трудоустроенных выпускников.


Учебный год

Планируемый результат

Фактический результат

1.

Увеличение доли учащихся, сдавших квалификационный экзамен и получивших рабочий разряд


2.

Увеличение доли учащихся, сделавших адекватный выбор при продолжении обучения и/или трудоустройстве


3.

Увеличение доли выпускников школы, охваченных профессиональной подготовкой


4.

Увеличение доли трудоустройстроенных выпускников, не являющихся инвалидами











Мониторинг постшкольного и постдипломного сопровождения и адаптации выпускников КОУ «Нефтеюганская школа - интернат для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья»

Численность выпускников

9 класса

Сведения о трудоустройстве

Причины, по которым не трудоустроены

Сведения о получении образования

следующего уровня

Причины

неполучения

образования

следующего

уровня

Комплекс мер постшкольного сопровождения выпускников, являющихся лицами с ОВЗ

С ОВЗ и

дети - инвалиды

Дети-

инвалиды

Трудоустроено

Не

трудоустроено

1

2

3

4

5

6

7

8













Численность выпускников

12 класса

Сведения о трудоустройстве

Причины, по которым не трудоустроены

Сведения о получении образования следующего уровня

Причины

неполучения

образования

следующего

уровня

Комплекс мер постшкольного сопровождения выпускников, являющихся лицами с ОВЗ

С ОВЗ и

дети - инвалиды

Дети-

инвалиды

Трудоустроено

Не

трудоустроено

1

2

3

4

5

6

7

8













Список использованной литературы:

1. Информационно-методический материал к профориентационному курсу «Путь в профессию» (для учащихся 7- 9 классов образовательных школ).

2. Истратова О. Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2006.

3. Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ/ Н.Х. Элмурзаева, Х.Б. Ганиева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 545-548.

4. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. – М., 2006.

5. Прощицкая Е.А. Выбирайте профессию. – М., «Просвещение», 2011г.

6. Твоя профессиональная карьера. 8-9кл./ под ред. К.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М: Просвещение, 2018.

7. Труд как фактор социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями/ Н. Н. Иванова // Молодой ученый. — 2014.— №1. — С. 531-532.

8. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А. Блинкова, С.А. Игнатьева, Н.К. Горшунова. - М., 2012. – 304с.

Интернет-ресурсы:

http://www.find-job.ru /

http://som.fio.ru

http://www.metodkabi.net.ru/index.php ?id=sam_5#ur

http://www.proforientator.ru/mirpr/prof_world.html

http://www.labirint.ru/books/201428 /

http://www.moeobrazovanie.ru/professions_oficiant.html

http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/khochu-mogu-nado.html

http://pedsovet.su/load/48-1-0-25339

http://psylesson.ru/node/68

http://altermed.by/index.php ?item=test&pst=mpi

http://altermed.by/index.php ?item=test&pst=ddo

http://onlinetestpad.com/ru

http://festival.1september.ru/articles/310778 /





























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.