Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
РАССМОТРЕНО Протокол от « » 201 г. № | | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ______________М.И. Иванова приказ от «___»______201_ г. №____ |
Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников
Составитель:
Ямщикова Т.А.
г. Нефтеюганск, 2022
Паспорт программы
Наименование программы | Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников « » |
Основания для разработки | Федеральный закон от 24.11. 1995 №181-ФЗ (ред. От 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; -Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г.; Трудовой кодекс Российской Федерации; -Приказ Минтруда России №515 о т 04.08.2014 года «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» с изменениями. |
Заказчик программы | Администрация школы-интерната |
Разработчик программы | Педагог – психолог Ямщикова Т.А. |
Основные исполнители программы | Педагогический коллектив, обучающиеся, специалисты, родители, социальные партнеры. |
Социальные партнеры: | - Муниципальное автономное учреждение «Центр молодежных инициатив»; - Муниципальное бюджетное учреждение центр физической культуры и спорта «Жемчужина Югры»; - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»; - Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского округа Югры «Нижневартовский социально – гуманитарный колледж»; - МБУК Городская библиотека; - КУ Нефтеюганский центр занятости населения; - МГМУП «Универсал – сервис»; - ИП «Шкафы – купе от Федора» |
Сроки и этапы реализации программы | год (9, 11 класс) - подготовка выпускников к трудоустройству, самостоятельной жизни; год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников); - 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников) |
Цель программы | Поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся через прфессионально-трудовое обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. и потребностей рынка труда в специалистах |
Задачи программы | Расширить кругозор и осведомленность об основном содержании профессий, о современном «рынке профессий». Научить ориентироваться в мире профессий, проявлять готовность к самостоятельному выбору профессии. Сформировать у обучающихся, адекватные представления об индивидуальных особенностях (адекватно оценивать свои возможности, способности, результаты обучения и труда, уметь соотносить свои интересы, возможности и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией). Оказать помощь в получении профессии, трудоустройстве и адаптации выпускников в социальной среде. Осуществлять оказание консультационной помощи поддержки в вопросах бытового обустройства выпускников |
Основные направления работы | - профориентация обучающихся; - постшкольное сопровождение (помощь в трудоустройстве выпускников); - помощь при адаптации обучающихся в условиях трудовой деятельности |
Ожидаемый результат | Увеличение обучающихся, сдавших квалификационный экзамен и получивших рабочий разряд. Увеличение обучающихся, сделавших адекватный выбор при продолжении обучения и/или трудоустройстве. Увеличение выпускников школы, охваченных профессиональной подготовкой. Увеличение трудоустроенных выпускников |
Система контроля программы | текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией и педагогическим советом школы-интерната: административный контроль - 2 раза в год (сентябрь, февраль); - мониторинг трудоустройства выпускников (сентябрь, февраль), приложение 1 |
Тип программы | социальная |
Вид программы | бессрочная |
Срок реализации | с г. |
Социальная адаптация и профессиональная ориентация выпускников с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью, являются сложными неоднозначными процессами, требующими поиска педагогических путей своей реализации. Это связано с глубинным качественным своеобразием дефекта обучающихся коррекционной школы, особенностями их психофизического развития, а так же с состоянием обучения и воспитания. В КОУ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в 2021-2022 году 103 обучающихся с ОВЗ, 106 обучающихся имеющие статус ребенок – инвалид с ОВЗ.
Данная программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации обучающихся к рынку труда представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.
Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников коррекционных классов, которые испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, что обусловлено рядом причин:
− психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
− отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
− неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
− неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.
− низким уровнем социально-бытовых умений и навыков воспитанников специальных (коррекционных) школ вследствие имеющихся нарушений психофизического развития.
В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуальные психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Последовательность действий:
год - профориентация, подготовка выпускников к трудоустройству;
год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников);
- 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников).
Направления деятельности
Этап | Класс | Цель этапа | Мероприятия | Ответственные |
1 год - профориентация, подготовка выпускников к трудоустройству | 9 - 12 | Формирование готовности к самостоятельной трудовой деятельности | Анкеты «Кто я?», «Какой я?», «Как ты готовишься к выбранной профессии?» Беседы: «В мире профессий», «Мой профессиональный выбор», «Интересы и склонности в выборе профессий», «Подготовка к экзаменам и дальнейшее трудоустройство» Классный час «В наших руках, наше будущее», «Выбор профессии – дело ответственное» Индивидуальные беседы с родителями: «Права и обязанности родителей», «Дорога в будущее» Беседа с родителями о подготовке к экзаменам и дальнейшему трудоустройству Анкета мотивация выбора профессии Занятия по профориентации Беседа со специалистами ЦМИ, ЦЗН Родительское собрание «Учебные заведения округа» Дворники Рабочий зеленого хозяйства Портной Столяр – строительный Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий Младший обслуживающий персонал Столярное дело Швейное дело Дворник Экскурсии: в ЦМИ, ЦЗН; МГМУП «Универсал – сервис»; ИП «Шкафы – купе от Федора» | Классные руководители Педагог – психолог Учителя – предметники |
2 год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников) | 1 год после выпуска | Помощь в трудоустройстве, дальнейшем обучении выпускников | Оказание помощи в трудоустройстве, профессиональном обучении, консультации родителей | Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители |
3 - 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников) | 3 – 4 год после выпуска | Результативность трудоустройства, дальнейшего обучения | Мониторинг. Встречи с выпускниками, работодателями | Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители |
Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами являются:
• создание в школе – интернате системы профориентации, мотивирующей обучающихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда;
• изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди обучающихся школы;
• овладение основами трудовых профессий.
Показатели эффективности реализации программы
Показателями эффективности реализации программы являются:
− количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями;
− количество учащихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки, ориентирующих на получение рабочих профессий и специальностей;
− количество трудоустроенных выпускников.
Учебный год
№ | Планируемый результат | Фактический результат |
1. | Увеличение доли учащихся, сдавших квалификационный экзамен и получивших рабочий разряд | |
2. | Увеличение доли учащихся, сделавших адекватный выбор при продолжении обучения и/или трудоустройстве | |
3. | Увеличение доли выпускников школы, охваченных профессиональной подготовкой | |
4. | Увеличение доли трудоустройстроенных выпускников, не являющихся инвалидами | |
Мониторинг постшкольного и постдипломного сопровождения и адаптации выпускников КОУ «Нефтеюганская школа - интернат для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья»
Численность выпускников 9 класса | Сведения о трудоустройстве | Причины, по которым не трудоустроены | Сведения о получении образования следующего уровня | Причины неполучения образования следующего уровня | Комплекс мер постшкольного сопровождения выпускников, являющихся лицами с ОВЗ | ||||||
С ОВЗ и дети - инвалиды | Дети- инвалиды | Трудоустроено | Не трудоустроено | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
| | | | | | | |
Численность выпускников 12 класса | Сведения о трудоустройстве | Причины, по которым не трудоустроены | Сведения о получении образования следующего уровня | Причины неполучения образования следующего уровня | Комплекс мер постшкольного сопровождения выпускников, являющихся лицами с ОВЗ | ||
С ОВЗ и дети - инвалиды | Дети- инвалиды | Трудоустроено | Не трудоустроено | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | | | | |
Список использованной литературы:
1. Информационно-методический материал к профориентационному курсу «Путь в профессию» (для учащихся 7- 9 классов образовательных школ).
2. Истратова О. Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2006.
3. Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ/ Н.Х. Элмурзаева, Х.Б. Ганиева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 545-548.
4. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. – М., 2006.
5. Прощицкая Е.А. Выбирайте профессию. – М., «Просвещение», 2011г.
6. Твоя профессиональная карьера. 8-9кл./ под ред. К.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М: Просвещение, 2018.
7. Труд как фактор социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями/ Н. Н. Иванова // Молодой ученый. — 2014.— №1. — С. 531-532.
8. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А. Блинкова, С.А. Игнатьева, Н.К. Горшунова. - М., 2012. – 304с.
Интернет-ресурсы:
− http://www.find-job.ru/
− http://som.fio.ru
− http://www.metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur
− http://www.proforientator.ru/mirpr/prof_world.html
− http://www.labirint.ru/books/201428/
− http://www.moeobrazovanie.ru/professions_oficiant.html
− http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/khochu-mogu-nado.html
− http://pedsovet.su/load/48-1-0-25339
− http://psylesson.ru/node/68
− http://altermed.by/index.php?item=test&pst=mpi
− http://altermed.by/index.php?item=test&pst=ddo
− http://onlinetestpad.com/ru
− http://festival.1september.ru/articles/310778/