Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бийский техникум лесного хозяйства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Социальная адаптация обучающихся»
специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
специальность 35.02.03 Технология деревообработки
г. Бийск
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины | стр. 3 |
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины | 5 |
3. условия реализации учебной дисциплины | 9 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Социальная адаптация обучающихся относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование адаптивной развитой личности в условиях профессионального образования.
Задачи:
- рассмотреть теоретические представления о личности человека, ее взаимодействии с социумом.
- проводить диагностику обучающихся для выявления актуальных проблем.
- обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.
- развивать социальную восприимчивость, доверие, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
- показать методы развития собственной личности.
- развивать у обучающихся собственные позитивные личностные установки.
- формировать в процессе проведения коллективных мероприятий умение эффективно и гармонично взаимодействовать с социумом.
-формировать повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в процессе развития собственной личности.
- позитивно взаимодействовать с окружающим социумом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- необходимые для понимания себя и других теоретические представления о личности человека.
- собственные личностные особенности.
-снижение конфликтности посредством проигрывания конфликтных ситуаций с последующим конструктивным решением
- пути позитивного развития собственной личности.
- понятие социума, окружающей социальной реальности.
- коммуникативные навыки, укрепляющие и гармонизирующие социальные связи
- способы гармоничного взаимодействия с окружающей социальной реальностью.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 14 часов
- практическая работа 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЩИХСЯ »
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 32 |
Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
Итоговая аттестация Зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация обучающихся» | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Блок 1. Информационный | 6 | ||
Тема 1.1.Личные психологические зоны риска подростка | Обсуждение специфических особенностей подростка: социальную активность, ценности и способы поведения мира взрослых, эмоциональная неустойчивость. | 2 | 1 |
Тема 1.2 .Возрастные особенности как факторы риска | Обсуждение возрастных особенностей, подростков. | 2 | 1 |
Тема 1.3. Психологические признаки опасности | Рассмотрение собственных факторов риска. | 2 | 1 |
Блок 2. Тренинг нестандартных решений в трудных жизненных ситуациях |
| 18 | |
Практическая № 1 Самопрезентация и организация группы | Работа в группах | 2 | |
Практическая № 2 Вопросы и ответы | Работа в группах | 2 | |
Практическая № 3 Ассоциация в парах | Работа в группах | 2 | |
Практическая № 4 Мои проблемы | Обсуждение жизненных трудностей подростков | 2 | |
Практическая № 5 Я могу уверенно ответить | Работа в группах | 2 | |
Практическая № 6 Я не такой как все, и все мы разные | Работа в парах | 2 | |
Практическая № 7 Стоп! Подумай! Действуй | Обсуждение жизненных ситуаций | 2 | |
Практическая № 8 Тренинг нестандартных поступков и преодоление страха | Работа в группах | 2 | |
Практическая № 9 Основы саморегуляции | Работа в группах | 2 | |
Блок 3. Развитие рефлексии, временной перспективы и способности к целеполаганию | 8 | ||
Тема 3.1. Главные цели и определение временных границ | Обсуждение развитие временной перспективы, как основной задачи для формирования соответствующей мотивации | 2 | 3 |
Тема 3.2. Оценка ресурсов и препятствий | Обсуждение ресурсов и препятствий | 2 | 3 |
Тема 3.3. Личные стратегии в трудных жизненных ситуациях | Обсуждение личных стратегий успеха в трудных жизненных ситуациях | 2 | 3 |
Тема 3.4. Как преодолеть тревогу | Обсуждение преодоления тревоги | 2 | 3 |
Максимальная нагрузка | 32 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий и дополнительной литературы.
Основная литература
Учебные пособия:
1. Под редакцией к.хим.н., профессора Ю.Н. Денисова «Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании « [Текст]: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В. - Барнаул, 2014.- 184 с.
Дополнительная литература.
1. Абрамова О.А. Социально-психологический тренинг в школе – Н.: НГПУ, 2012. – 205 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры – М.: Форум, 2010. – 410 с.
3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия - С-Пб.: Аста, 2008. – 137 с.
4. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Питер, 2010. – 368с.
5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими – М.: Вестник, 2011г,
7. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей - СПб.: Кнорусс, 2010. – 78 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в процессе развития собственной личности. - позитивно взаимодействовать с окружающим социумом. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - необходимые для понимания себя и других теоретические представления о личности человека. - собственные личностные особенности. - пути позитивного развития собственной личности. - понятие социума, окружающей социальной реальности. - коммуникативные навыки, укрепляющие и гармонизирующие социальные связи - способы гармоничного взаимодействия с окружающей социальной реальностью. | Формы контроля обучения: - практические задания по работе с собственными диагностическими результатами; - подготовка индивидуальных заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждое выполненное задание или работу, на основе которых выставляется итоговая отметка Методы контроля направлены на проверку умения обучающихся: - отбирать и оценивать факты, процессы, явления как личностного, так и социального характера; - выполнять задания с представлением собственной личностной позиции; - делать осознанный выбор собственных способов действий; - осуществлять коррекцию сделанных ошибок в развитии собственной личности; - проектировать собственную личностную позицию через взаимодействие с коллективом. Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста личностной активности и навыков гармоничного взаимодействия с социумом. - формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
13 |
Разработчики:
КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства» (место работы) | преподаватель (занимаемая должность) | А.Н. Ботвинкина (инициалы, фамилия) |
____________________ (место работы) | ____________________ (занимаемая должность) | _____________________ (инициалы, фамилия) |