Рабочая программа по дисциплине «Социальная адаптация обучающихся»

2
0
Материал опубликован 3 April 2020 в группе

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  «Бийский техникум лесного хозяйства»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины «Социальная адаптация обучающихся»



специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

специальность 35.02.03 Технология деревообработки


















г. Бийск




СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины


стр.



3

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины


5

3. условия реализации учебной дисциплины

9

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


10























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»


1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Социальная адаптация обучающихся относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения  дисциплины:

Цель:

Формирование адаптивной развитой личности в условиях профессионального образования.

Задачи:

- рассмотреть теоретические представления  о личности человека, ее взаимодействии с социумом.

 - проводить диагностику обучающихся для выявления актуальных проблем.

- обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и  переживаний без конфликтов и насилия.

- развивать социальную восприимчивость, доверие, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

- показать методы развития собственной личности.

- развивать  у обучающихся собственные позитивные личностные установки.

- формировать в процессе проведения коллективных мероприятий умение эффективно и гармонично взаимодействовать с социумом.

-формировать повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в процессе развития собственной личности.

- позитивно взаимодействовать с окружающим социумом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- необходимые для понимания себя и других теоретические представления  о личности человека.

- собственные личностные особенности.

-снижение конфликтности посредством проигрывания конфликтных ситуаций с последующим конструктивным решением

- пути позитивного развития собственной личности.

- понятие социума, окружающей социальной реальности.

- коммуникативные навыки, укрепляющие и гармонизирующие  социальные связи

- способы гармоничного взаимодействия с окружающей социальной реальностью.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 14 часов

- практическая работа 18 часов.








































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЩИХСЯ »


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

32

Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия

18

Итоговая аттестация                                                                Зачет



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация обучающихся»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Блок 1. Информационный


6


Тема 1.1.Личные психологические зоны риска подростка


Обсуждение специфических особенностей подростка: социальную активность, ценности и способы поведения мира взрослых,  эмоциональная неустойчивость.


2

1

Тема 1.2 .Возрастные особенности как факторы риска

 Обсуждение возрастных особенностей, подростков.

2

1

Тема 1.3. Психологические признаки опасности

 Рассмотрение собственных факторов риска.

2

1

Блок 2. Тренинг нестандартных решений в трудных жизненных ситуациях

 

18


Практическая № 1 Самопрезентация и организация группы

  Работа в группах

2




 Практическая № 2

Вопросы и ответы

 Работа в группах

2


Практическая № 3

Ассоциация в парах

Работа в группах

2


Практическая № 4

 Мои проблемы

Обсуждение жизненных трудностей подростков

2


Практическая № 5

 Я могу  уверенно ответить

Работа в группах

2


Практическая № 6

 Я не такой как все, и все мы разные

Работа в парах

2


Практическая № 7

 Стоп! Подумай! Действуй

Обсуждение жизненных ситуаций

2


Практическая № 8

 Тренинг нестандартных поступков и преодоление страха

Работа в группах

2


Практическая № 9

 Основы саморегуляции

Работа в группах

2


Блок  3. Развитие рефлексии, временной  перспективы и способности к целеполаганию


8


Тема 3.1. Главные цели и определение временных границ

Обсуждение развитие временной перспективы, как основной задачи для формирования соответствующей мотивации

2




3

Тема 3.2. Оценка  ресурсов и препятствий

Обсуждение ресурсов и препятствий

2

3

Тема 3.3. Личные стратегии в трудных жизненных ситуациях

Обсуждение личных стратегий успеха в трудных  жизненных ситуациях

2

3

Тема 3.4. Как преодолеть тревогу

Обсуждение преодоления тревоги

2

3


Максимальная нагрузка

32






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:


  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

не предусмотрено.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий и дополнительной литературы.

Основная литература

Учебные пособия:

1. Под редакцией к.хим.н., профессора  Ю.Н. Денисова «Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании « [Текст]: методическое пособие. Составители:         Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В. - Барнаул, 2014.- 184 с.

Дополнительная литература.

1. Абрамова О.А. Социально-психологический тренинг в школе – Н.: НГПУ, 2012. – 205 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры – М.: Форум, 2010. – 410 с.

3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия - С-Пб.: Аста, 2008. – 137 с.

4. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Питер, 2010. – 368с.

5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.

6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими – М.: Вестник,  2011г,

7. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей - СПб.: Кнорусс, 2010. – 78 с.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в процессе развития собственной личности.

- позитивно взаимодействовать с окружающим социумом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- необходимые для понимания себя и других теоретические представления  о личности человека.

- собственные личностные особенности.

- пути позитивного развития собственной личности.

- понятие социума, окружающей социальной реальности.

- коммуникативные навыки, укрепляющие и гармонизирующие  социальные связи

- способы гармоничного взаимодействия с окружающей социальной реальностью.


Формы контроля обучения:

- практические задания по работе с собственными диагностическими результатами;

- подготовка индивидуальных заданий проектного характера.

Формы оценки результативности обучения:

- традиционная система отметок в баллах за каждое выполненное задание или работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

Методы контроля направлены на проверку умения обучающихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления как личностного, так и социального характера;

- выполнять задания с представлением собственной личностной позиции;

- делать осознанный выбор  собственных способов действий;

- осуществлять коррекцию   сделанных ошибок в развитии собственной личности;

-  проектировать собственную личностную позицию через взаимодействие с коллективом.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста личностной активности и навыков гармоничного взаимодействия с социумом.

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.

13


Разработчики:


КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства»

(место работы)


преподаватель

(занимаемая должность)

А.Н. Ботвинкина (инициалы, фамилия)

____________________

(место работы)


____________________

(занимаемая должность)


_____________________

(инициалы, фамилия)












 





Комментарии
Комментариев пока нет.