Программа кружка для 9 класса «Через призму науки»
Кружок для 9 класса «Сквозь призму науки»
(34 ч. в полугодие, 2ч. в неделю)
Пояснительная записка
В курсе биологии недостаточно внимания уделяется биологии как науке, ее истории, достижениям и перспективам. Эти вопросы разбросаны по разным темам, поэтому у учащихся не формируется полное представление о науке. Предлагаемый элективный курс позволит не только обогатить знания старшеклассников по биологии, а показать, что наука – это не просто отдельные факты и законы, но и результат трудов многих поколений ученых-исследователей. Современные открытия, великолепные перспективы делают биологию наукой XXI в. Биология глубоко проникла в мир профессий, поэтому данный курс интересен тем учащимся, которые собираются связать свою жизнь с медициной, сельским хозяйством, психологией, физкультурой и спортом.
Курс предназначен для учащихся естественнонаучного профиля обучения и рассчитан на 34 ч.
Цели курса: формирование знаний о биологии как о науке, рассмотрение основных направлений научной мысли на разных этапах развития биологии.
Задачи:
– ознакомить учащихся с системой биологических наук, достижениями и перспективами развития;
– развивать биологические и поликультурные знания на основе рассмотрения вопросов интеграции наук и внедрения биологии в мир профессий;
– формировать целостное научное мировоззрение, биологическое мышление, понимание значимости биологии в настоящее время;
– развивать устойчивый интерес к изучению живой природы, расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к учению.
При проведении курса реализуются информационные, групповые и проектные педагогические технологии, а также используются следующие формы и методы работы: лекция, семинар, конференция, экскурсия, практическая работа, работа с компьютером, презентация.
После прохождения курса учащиеся должны знать:
– основные направления в биологической науке;
– основные научные методы;
– основные этапы развития биологии;
– имена наиболее известных ученых-биологов, области их работ;
– важнейшие открытия в биологии, сделанные в ходе ее истории;
– основные достижения современной биологической науки;
– перспективы развития биологии;
– названия и содержание профессий, связанных с биологией.
Учащиеся должны уметь:
– ориентироваться в источниках научной, научно-популярной, публицистической информации по биологии;
– использовать отдельные научные методы;
– выполнять различные виды творческих работ;
– работать в группе;
– представлять результаты выполненной работы.
Литература
Занимательные факты и материалы по общей биологии в вопросах и ответах. 9–11-й класс/Авт. сост. М.М. Бондарчук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2005.
Макаревич В. Мифы: Энциклопедия. – М.: ООО «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2001.
Малая энциклопедия персоналий: 2000 великих людей. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2001.
Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. – М.: Издат-школа 1999, 2002.
Репетитор «Биология» 1С (электронное издание).
Рувимский А.О., Шумный В.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10–11 класс. – М.: Просвещение, 2001.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание).
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. История. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Я познаю мир: История древнего мира: Энциклопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ»
- http://www.anatomya.com/index.html
- http://www.biodan.narod.ru
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема занятия |
Биология – наука о живой природе |
||
1. |
Биология как наука. Система биологических наук. |
|
2. |
Предметы изучения биологии. Методы науки. Задачи биологии. |
|
История биологии |
||
3, 4. |
История развития биологии как науки. Первые представления о живой природе. Возникновение культурных растений и домашних животных. |
|
5, 6. |
Мир человека древности в мифах и легендах. |
|
7, 8. |
Развитие наук о природе в античном мире и в эпоху Средневековья. |
|
9. |
Иностранные языки для биологии. |
|
10. |
Живой организм в цифрах: что можно в живом организме сосчитать, взвесить, измерить |
|
Ученые-биологи |
||
11, 12. |
Ученые-биологи античности. |
|
13, 14. |
Ученые-биологи Средневековья и Возрожденья. |
|
15, 16. |
Русские и советские биологи. |
|
17, 18. |
Биологи СНГ. |
|
19, 20. |
Современные ученые и их достижения. Нобелевские лауреаты. |
|
21, 22. |
Важнейшие открытия в биологии. |
|
Достижения современной биологии |
||
23. |
Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие. Новейшая биотехнология: производство витаминов, антибиотиков и ферментов, генная инженерия (генетически модифицированные продукты), клонирование живых организмов. |
|
24. |
Достижения в медицине, генетике, селекции. |
|
25. |
Связь с другими науками. |
|
26, 27. |
Возникновение новых отраслей биологии: биофизика, бионика, биотехнология, генная и клеточная инженерия. |
|
Биология и ИКТ. |
||
28, 29. |
Интерактивные лабораторные работы по биологии. Электронное издание атласа по анатомии и физиологии человека. |
|
Биология и мир профессий |
||
30. |
Использование биологических знаний в различных сферах деятельности человека. |
|
31. |
Профессии, связанные с биологией. |
|
32. |
Перспективы развития биологии в XXI в. |
|
33, 34. |
Научные лаборатории, институты. Задачи науки в будущем. Экскурсия в СКГУ. |