Программа воспитательной работы «Территория развития и Новых возможностей»
ПРОГРАММА
МБОУ «Борковская ООШ»
«Территория развития и Новых возможностей».
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
3. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ 8
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 10
5. КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 16
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 18
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9. ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Пояснительная записка
Программа воспитательной работы «Территория развития и Новых возможностей» разработана на основании:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ
«О молодежной политике в Российской Федерации»;
Федерального закона от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи»;
Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809
«Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 358
«О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»;
Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы (утв. Президентом Российской Федерации от 28.12.2018 г. ПР-2665);
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Устава МБОУ «Борковская ООШ».
Данная программа является основным документом, определяющим деятельность территорий по реализации задач в области воспитания, защиты и обеспечения интересов детей и молодежи во всех сферах жизнедеятельности с целью формирования гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, а также противодействию распространению идеологий экстремизма и терроризма.
Ценностно-смысловое содержание Программы отвечает требованиям государственных стратегических ориентиров по формированию детского и молодежного движения как общественно-государственного института воспитания детей и молодежи с учетом действующего законодательства в сфере образования и молодежной политики.
Программа «Территория развития и Новых возможностей» в общеобразовательной организации основана на государственных стратегических ориентирах, единстве ценностно-смысловых, методологических, базовых научно-педагогических подходов. Состоит из подпрограмм, направления, которые регламентирует РДШ «Движение Первых».
Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Программа «Территория развития и Новых возможностей»:
– учитывает традиции народов России, достижения российской и мировой культуры;
– предусматривает приобщение подрастающего поколения к этнокультурным ценностям многонационального российского государства;
– обеспечивает организацию противодействия распространению идеологий терроризма и экстремизма среди детей и молодежи.
Программа выступает основным документом для организации воспитательной работы в первичном отделении «Движения Первых» МБОУ «Борковская ООШ».
2. Общие положения
Консолидация общественно-государственных усилий по укреплению традиционных российских основ, рост внимания к детству как важнейшей ценности определили приоритет государственной политики содействия воспитанию детей и молодежи в Российской Федерации.
Развитие и поддержка общественной активности, гражданских и патриотических инициатив детей и молодежи являются ключевыми условиями сохранения единства, национальной безопасности, стабильности и процветания нашей великой Родины.
Миссия программы «Территория развития и Новых возможностей» состоит в предоставлении подрастающему поколению граждан страны возможностей реализовать собственную инициативу, самостоятельность и ответственность в коллективной общественно значимой деятельности.
Данная программа предоставляет всем детям без исключения открытый доступ к участию в социально значимой деятельности школы, района, республики, России.
Программа «Территория развития и Новых возможностей» выступает преемником детского движения ХХ века, созидателем нового исторического этапа его развития как особой формы воспитания детей и молодежи в социально-педагогических реалиях ХХI века.
Данная программа является совместной коллективной деятельностью участников – детей, родителей и педагогов (наставников), актуальной для самореализации человека и социально значимой для общества и государства. Общественно полезная деятельность участников разворачивается в сфере просоциальной активности за рамками образовательного процесса, с участием общественности, родителей (законных представителей), в сферах образования, молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты, детского отдыха и иных. Программа выступает как программа для взрослых и детей; это программа действий внутри воспитательного пространства, которая адресована участникам-наставникам и несовершеннолетним участникам МБОУ «Борковская ООШ».
Программа «Территория развития и Новых возможностей» включает следующие разделы: общие положения, цели программы, содержание программы и механизмы ее реализации, кадровый потенциал, ожидаемые результаты, заключение, приложение.
3. Цели программы
Цель Программы – содействие воспитанию, профессиональной ориентации, подготовке к полноценной жизни в обществе детей и молодежи, включая формирование их мировоззрения, а также содействие подрастающему поколению в реализации инициативы, самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной деятельности, защите интересов Отечества, самореализации и гражданскому становлению детей и молодежи на основе традиционных российских духовно- нравственных ценностей.
Задачи:
1. Развитие личности как субъекта активной социальной деятельности в
коллективе.
2. Развитие самосознания как основы индивидуальной системы ценностей и мировоззрения; формирование гражданской идентичности, деятельностного патриотизма.
3. Формирование внутренней ценностной позиции личности по отношению к себе, собственному жизненному пути, окружающим людям, предметному миру – культурному наследию России и человечества.
4. Развитие навыков, направленных на оказание помощи другим людям, а также навыков сотрудничества с ними и уважения к ним.
5. Развитие Программы как института социального воспитания инициативы, самостоятельности и ответственности подрастающего поколения.
6. Формирование у детей и молодежи стойкого неприятия идеологий экстремизма, терроризма, неонацизма, а также содействие воспитанию в подрастающем поколении межнационального, межэтнического (межконфессионального) согласия и его дальнейшего укрепления, уважения к закону и правопорядку.
7. Укрепление детско-родительских отношений, как ведущую отрасль воспитания института семьи.
Данная программа разворачивается в школе, а также за границами образовательного учреждения, в коллективной, разновозрастной, общественно значимой совместной деятельности детей и взрослых (наставников, педагогов, родителей, законных представителей).
Тематическое содержание направлений деятельности Программы обусловлено социально значимыми видами деятельности, которые регламентирует «Движение Первых».
Каждое направление Движения Первых - это отдельная «Территория развития и Новых возможностей»:
- направление «Образование и знания» - Территория «Учись и познавай»; (Приложение 1).
- направление «Труд, профессия и своё дело» - Территория «Найди призвание»; (Приложение 2).
- направление «Культура и искусство» - Территория «Создавай и вдохновляй»; (Приложение 3).
- направление «Волонтёрство и добровольчество» - Территория «Благо твори»; (Приложение 4).
- направление «Патриотизм и историческая память» - Территория «Служи Отечеству»; (Приложение 5).
- направление «Спорт» - Территория «Достигай и побеждай»; (Приложение 6).
- направление «Здоровый образ жизни» - Территория «Будь здоров»; (Приложение 7).
- направление «Медиа и коммуникация» - Территория «Расскажи о главном»; (Приложение 8).
- направление «Дипломатия и международные отношения» - Территория «Умей дружить»; (Приложение 9).
- направление «Экология и охрана природы» - Территория «Береги планету». (Приложение 10).
Данные территории включают и учитывают традиции народов России, достижения российской и мировой культуры; они ориентированы на развитие у детей и молодежи общественно значимой и творческой активности, нравственных качеств, сформированных на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
4. Содержание программы и механизмы ее реализации
Реализация Программы базируется на идеях, ценностных учащихся, родителей и педагогов МБОУ «Борковская ООШ», а также основаниях воспитания детей и молодежи в Российской Федерации.
Специфическими принципами формирования содержания воспитательной работы программы «Территория развития и Новых возможностей» являются:
патриотическая направленность воспитательной работы, обеспечивающая духовно-нравственное становление детей и молодежи как граждан своего Отечества;
целостность содержания воспитательной работы, создаваемой комплексом видов деятельности и кооперации различных социальных институтов воспитания, обеспечивающих сохранение и воспроизводство традиций отечественной культуры, содержательное единство социального опыта;
вариативность – гибкое сочетание разнообразных элементов социального опыта, многообразия алгоритмов и способов освоения социально значимой деятельности;
гуманистическая направленность содержания воспитания, обеспечивающая приоритет ценности человека, свободного развития личности, нацеленность процесса воспитания на приоритет интересов служения Родине.
Принципы формирования содержания воспитательной работы реализуются с учетом следующих педагогических условий:
опоры на личностный опыт участников данной программы (учащихся, родителей, педагогов), расширяющий представление о возможностях приобретения социального опыта;
Каждая «Территория» имеет свой цвет, логотип и атрибут - галстук определенного цвета со своим логотипом.
Каждая территория разрабатывает свою план-карту «Маршрут Территории», включая в неё мероприятия по своему направлению.
Каждая территория работает в своём направлении, в котором прослеживалась взаимосвязь наставничества: Учитель - Ученик – Родитель.
Руководители каждой территории, совместно с ребенком, по итогам проведенного мероприятия раздают учащимся жетоны определенного цвета - цвета своей территории, тем самым мотивируя ребенка на досрочное окончание учебного года.
Наставник заполняет протокол и заносил тех учащихся, которые приняли участие в мероприятии.
За 18 дней до окончания учебного года руководители территории, подсчитываю количество жетонов, которые набрали учащиеся. Заполненный протокол демонстрируется на главном стенде школы, где наглядно прослеживается участие каждого ребенка и его результат.
Учащимся, набравшим максимальное количество жетонов, на Фестивале итогов года вручается сертификат на досрочное окончание учебного года.
1 день – 10 жетонов.
2 дня – 20 жетонов.
3 дня – 30 жетонов и.т.д.
По итогам набранных жетонов в старших классах определяются
«Ученик и Ученица года», в младших классах «Орлёнок года», которые награждаются переходящими кубками и денежными сертификатами (за счет спонсорских средств).
Одна из ключевых воспитательных задач нашей школы – привлечь к активной, творческой, яркой жизни всех учащихся. Увидеть в каждом ребёнке положительное зерно и создать все условия, чтобы оно проросло.
Если сам педагог увлечён работой, которую он реализует, он вовлекает безо всякого труда и детей, и родителей.
Механизмом реализации воспитательной работы является взаимодействие взрослых и детей в сети взаимосвязанных воспитательных событий, которое способствует гуманизации отношений в разновозрастных сообществах. Детско-взрослые сообщества выступают важным средством формирования ценностно-смысловой основы Программы, способствуют развитию наставничества, передаче богатого личного опыта старших и более опытных молодых людей растущему человеку, сопровождению его развития и оказанию ему помощи.
Наставничество – двусторонний процесс, который включает, с одной стороны, деятельность значимого взрослого – наставника, а с другой — деятельность подопечного. Этот процесс носит взаимовлияющий характер,
выступает разновидностью педагогического взаимодействия, в результате которого ожидается личностный рост каждого.
Действия участников-наставников Программы призваны вызвать соответствующие действия детей и взрослых, стимулирующие их самовоспитание и коллективную общественно полезную деятельность.
Программа рассматривает родителей (законных представителей) и семью как приоритетного партнера в решении задач воспитания. К данной программе может присоединиться любой активный родитель. Родители (законные представители) – значимые взрослые, готовые оказывать поддержку участникам Программы.
Отвечая на вызовы времени, Программа активно действует в виртуальной сфере, применяет современные информационные и инновационные технологии. Отечественные социальные сети рассматриваются в качестве доминирующего способа коммуникации в интернет-пространстве.
5. Кадровый потенциал
Программа «Территория развития и Новых возможностей» реализуется наставниками, педагогическими и иными работниками организаций, родителями (законными представителями), учащимися школы, выпускниками.
Наставниками Программы становятся также лидеры различных профессиональных сфер, известные люди, достигшие значительных высот в своей деятельности.
Данную программу в рамках своей профессиональной деятельности реализуют педагогические работники различных должностей: учитель, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель ГПД.
6. Ожидаемые результаты
Реализация Программы обеспечит:
– раскрытие потенциала детей и молодежи, их подготовку к выбору профессии как главному социальному выбору;
– сформированность социально значимых личностных качеств детей и молодежи: социальной активности, инициативности, деятельностного патриотизма, самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной деятельности в интересах Отечества;
– самореализацию и гражданское становление детей и молодежи;
– зрелость внутренней позиции личности как ценностного отношения человека к себе, собственному жизненному пути, окружающим людям, культурному наследию России и человечества;
– сформированность мировоззрения, присвоение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, гражданской идентичности; стремление к самореализации в России, работе в интересах развития российского общества и государства;
– развитость личности как субъекта активной социальной деятельности в коллективе, сформированность потребности в осознании и желании выполнять общественно значимую деятельность, готовность к социально значимой деятельности в интересах общества и государства;
– сформированность навыков просоциального поведения, направленных на способы оказания помощи другим людям, содействия и сотрудничества ради общего блага;
– сформированность у детей и молодежи стойкого неприятия идеологий
экстремизма, терроризма, неонацизма, межнационального, межэтнического (межконфессионального) согласия, уважения к закону и правопорядку;
– увеличение вовлеченности детей и молодежи в деятельность Движения Первых;
– увеличение информированности и узнаваемости Программы как организации, предоставляющей широкие возможности для развития общественной активности детей и молодежи.
- Укрепление детско-родительских отношений по средствам вовлечения их в совместный воспитательный процесс школы.
7. Заключение
Реализация Программы «Территория развития и Новых возможностей», способствующая развитию системы воспитания подрастающего поколения, открывает большой потенциал возможностей для учащихся, координации и консолидации усилий семьи, общественных и гражданских институтов, образующих единство воспитательного пространства, а также содействует педагогическому и родительскому сообществам в раскрытии личностного потенциала ребенка, молодого человека, его подготовки к личностному и социальному самоопределению, выбору профессии и дальнейшего жизненного пути.
8. Список литературы
1. «РДШ» в школе. Методическое пособие (Авторы-составители: Белорыбкина Е.А., Головин Б.Н., Горбенко И.А., Гусев А.А., Долина Н.Н., Епов Д.В., Леванова Е.А., Петрина З.И., Пушкарева Т.В., Прутченков А.С., Родионова Е.Г., Телушкин М.В., Фришман И.И., Москва: ООГДЮО «Российское движение школьников», 2018 г.).
2. Информационно-медийное направление Российского движения школьников. Учебно-методическое пособие. (Владимирова Т.Н., Мажура А.В., Михеев И.А., Курганкина Н.С., Покровский Д.Е., Шестов А.М., Толкачев А.А., Авдеенко Е.Р.; под общей редакцией А.А. Крюковой; ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», 2018 г.).
3. Методические рекомендации по направлению деятельности «Личностное развитие. Популяризация здорового образа жизни»: методическое пособие (Леванова Е.А., Лопатина И.А., Морозюк С.Н., Сахарова Т.Н., Попова-Смолик С.Ю., Пушкарева Т.В., Уманская Е.Г., Толкачев А.А.; под ред. Е.А. Левановой ; Общерос. обществ.-гос.детско-юношеская организация «Российское движение школьников», 2018 г.).
4. Организация работы педагога по направлению деятельности Российского движения школьников «Личностное развитие». Методическое пособие. (Червоная И.В., Покровский Д.Е., Савельев Г.Н., Савенко В.Г., Ревин И.А., Ревина Е.В; ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», 2018 г.).
5. Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская активность» (Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, Т.Н.Арсеньева, Х.Т. Загладина, А.В. Коршунов, В.Е. Менников, Москва, 2016г.)
6. Методические рекомендации для педагогов по направлению деятельности Российского движения школьников «Экология». Методическое пособие (Гаврилина Ю.А., Маслова Д.Д, Покровский Д.Е., Шестов А.М., Баженова А.К., Коренюгина Т.Ю., Ревина Е.В.; ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», 2018 г.).
7. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения. Методическое пособие. (Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Т.Н. Арсеньева, В.А. Зотова, Д.Д. Маслова, Д.Е. Покровский, А.С. Федорова).
8. Вовлечение родителей в деятельность Российского движения школьников. Методическое пособие. (Червоная И.В., Толкачев А.А., Парамонова М.Ю., Толкачева Д.Г., Авдулова Т.П., Зверева О.Л., Кротова Т.В., Духавнева А.В., Ревина Е.В.; ФГБУ «Российский детскоюношеский центр», 2018 г.).
Приложение 1.
«Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе - не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает уже большую радость»
Сенека Младший
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
Название: | Территория «Благо Твори» |
Наставник | Карманова И.С. |
Ученик | Мысовских Милана |
Родитель | Третьякова Анастасия |
Сроки реализации программы: | 2024-2025учебные гг. |
Учреждение: | МБОУ «Борковская ООШ» |
Цель: | Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность, возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. |
Задачи: | воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся (милосердия, состородания); формирование здорового образа жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере; формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров. |
Направления деятельности: | поддержка ветеранов педагогического труда, тружеников тыла, детей войны нашего посёлка; пропаганда здорового образа жизни; забота о пожилых людях, проживающих на территории нашего поселка, а также в Борковской участковой больнице; сотрудничество с воспитанниками детского сада «Березка». сотрудничество с КЦСОН г. Сарапула; сотрудничество с Русфонд «Добро», материальная помощь тяжелобольным детям. |
Ожидаемый результат: | формирование здорового жизненного стиля, активной гражданской позиции и правовой грамотности успешной личности человека через привлечение к благотворительности самих подростков, родителей, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности; формирование устойчивых установок, как у самих волонтеров, так и у тех ребят с кем они занимаются; подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе. |
Маршрут территории «Благо Твори»
№ | Мероприятие | Форма проведения | Сроки |
1. | Акция «Собери ребенка в школу». | Акция | Август |
2 | «Осенняя мозаика» творческая гостиная мастер классов для воспитанников детского дома «Березка». | Творческая гостиная | Сентябрь |
3 | Праздник ко Дню пожилого человека | Праздник | Октябрь |
4 | Флешмоб «Мы одна страна – Россия». | Флешмоб | Ноябрь |
5 | Акция «Теплые ладошки» КЦСОН г. Сарапула | Акция | Декабрь |
6 | Благотворительная ярмарка. Русфонд «Добро». | Благотворительная ярмарка | Январь |
7 | Акция «Письмо Солдату». Письма выпускникам и жителям, которые находятся в зоне СВО | Акция | Февраль |
8 | Агитпоезд «Теплота детских сердец». Борковская участковая больница | Агитпоезд | Март |
9 | Участие в социально- значимых мероприятиях на онлайн платформе «Добро». | Онлайн платформа «Добро» | В течение года |
10 | Операция «Открытка». Операция «Помощь». | Операции | Май |
12 | Распространение информации о работе территории. | Оформление страницы на школьном сайте | В течение года |