Программа трудового лагеря с дневным пребыванием «Развитие социального интеллекта»

2
0
Материал опубликован 30 May 2023 в группе












ПРОГРАММА

лагеря с дневным пребыванием

«Развитие социального интеллекта»








Продолжительность освоения: трудовая смена (21 день)

Возрастной диапазон 12-16 лет



Авторы программы:

Седлецкая Лидия Андреевна
























г.Челябинск

Комплексно-целевая программа

оздоровления, отдыха и занятости обучающихся МБОУ в летний период

«Развитие социального интеллекта»

Законодательная база программы

Конвенция о правах ребёнка.

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Приказ Минобразования России от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».


Пояснительная записка

Современное общество требует активного, целеустремлённого, разносторонне-развитого человека, умеющего адаптироваться к постоянно изменяющемуся миру. Одним из важных качеств современного человека является развитость социального интеллекта.

Под социальным интеллектом, мы понимаем способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам.

Способность понимать людей и общаться с ними является очень важной для успешной жизни взрослого человека в современном обществе, и ведёт к более эффективному взаимодействию в процессе трудовой деятельности, поэтому целью нашей программы является: развитие социального интеллекта в условиях летнего трудового лагеря.

Наша программа делится на два правления (психологическое и практическое), которые дополняют друг друга.

В силу выше сказанного можно выделить следующие задачи:

Практическое направление.

Благоустройство пришкольного участка;

Ремонт школьной мебели;

Уборка в здании школы и на пришкольном участке.

Психологическое направление.

Развитие гибкости к адаптации в новых условиях;

Развитие самоконтроля и лидерских качеств;

Развитие коммуникативных навыков.

Особенностью программы является развитие социального интеллекта в процессе трудовой деятельности на пришкольном участке.

Разнообразие видов деятельности на пришкольном участке предлагает постоянное взаимодействие участников трудового процесса. Летний лагерь посещают дети с 12 до 16 лет в количестве 15 человек.

Основными видами деятельности является:

Уход за растениями на пришкольном участке;

Ремонт мебели;

Уборка территории;

Сроки реализации программы: 1.08.14 – 29.08.14 (3 смена)


При организации оздоровительно-образовательного процесса учитываются следующие принципы:

принцип активности подразумевает участие каждого члена группы (отряда) в совместной деятельности, активное усвоение обучающимися новых знаний, в том числе и в области здоровья, самопознания, и принятие ими ответственности за реализацию этой возможности; признание активной роли самого обучающегося в сохранении собственного здоровья, умении выстраивать свои отношения с окружающими;

принцип деятельности подразумевает создание многоплановой деятельности, организацию совместной деятельности обучающихся с педагогами (воспитателями) и сверстниками; при этом педагог-воспитатель является не оценивателем, транслятором умений и навыков, а сам занимается вместе с обучающимися значимой деятельностью;

принцип коллективности подразумевает создание группы (отряда) высокого уровня развития - коллектива, в котором формируются благоприятные условия для становления общечеловеческих ценностных ориентаций личности;

принцип личностного подхода: согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся (воспитанников) лагеря (внимание, развитость тех или иных способностей, сформированность навыков общения, конфликтность и т.п.), то есть выяснять, чем конкретный обучающийся отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует выстраивать воспитательную работу с ним; опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка;

принцип поощрения: создаётся ситуация успеха для обучающихся, участвующих в отрядных и общих мероприятиях смены; обязательное поощрение (словесное и материальное), любое достижение воспитанника лагеря должно быть замечено и одобрено, подчёркнута значимость и ценность каждого члена отряда;

принцип системного подхода: взаимодействие в процессе деятельности различных специалистов разных уровней (администрации, социального педагога, медицинского персонала, педагогов дополнительного образования, деятелей учреждений культуры и т.п.);

принцип комплексного подхода: использование целого ряда приёмов и методик по организации и осуществлению здоровьесберегающей и профилактической деятельности;

принцип открытости: информирование о деятельности лагеря (в том числе родителей, обучающихся);

В рамках программы осуществляется социально-педагогическое сопровождение реализации мероприятий коррекционно-профилактической программы: индивидуальные коррекционно-профилактические беседы, конструктивное разрешение возникающих конфликтных, проблемных ситуаций, трудоустройство на базе ОУ и обеспечение занятости в летний период детей, находящихся в социально-опасном положении.

Ведущей идеей коррекционно-профилактической работы в детском оздоровительном (трудовом) лагере является идея «Пойми себя и другого».

План мероприятий программы составляется с учётом интересов, склонностей и запросов детей, возрастных особенностей, реализуемых школьных образовательных программ дополнительного образования и представляет собой ряд событий, которые позволяют ребёнку «погрузиться» в различные сферы человеческой жизни: искусство, безопасность жизни, сохранение здоровья, экология, бизнес, общение, творчество, право, трудовая деятельность; прожить роль гражданина своей страны через участие в социально значимой деятельности (благоустройство территории школы, митинг памяти и скорби, систематические психологические тренинги , реализация проектов «ключевых дел» и др.).

Реализация программы направлена и на развитие у обучающихся навыков самоуправления и самоорганизации в группе сверстников. Воспитатели, организуя жизнедеятельность отряда, используют следующие педагогические методы: приучения – организации планомерного и регулярного выполнения детьми определённых действий, приводящих к переменам привычных форм поведения; воспитывающих ситуаций, акцентирования внимания детей на положительных примерах в деятельности их сверстников; методов организации: КТД, мозговой штурм, беседа, тренинг, игра, самодеятельность, трудовой десант и др;

Организация жизнедеятельности в лагере основана на сотрудничестве и сотворчестве всех участников смены. Ожидаемый результат работы в данном направлении - сформированный коллектив группы (отряда), характеризующийся взаимным доверием, активным участием его членов в жизнедеятельности отряда и лагеря, ответственностью за выбранное или порученное дело, умением общаться и работать, сотрудничать друг с другом, отсутствием выраженных конфликтов.

Индикаторы сплочённости коллектива отряда:

группа регулирует сама себя;

лидеры оказывают позитивное влияние на группу;

ожидания от участия в смене лагеря оправдались;

членам группы (отряда) нравится жизнь в лагере.


Ключевыми идеями организации деятельности трудового отряда стали следующие:

в ходе трудовой деятельности подросток становится адаптированным человеком с развитыми умениями и навыками, которые могут в дальнейшем применить в своей жизни;

через труд формируются такие качества личности, как воля, креативность, дисциплинированность, личностная ответственность;

работа трудового отряда способствует приобретению и развитию навыков самоорганизации и самоуправления; формирует ценностное отношение к Труду, Школе, малой родине, развивает адаптивные возможности учащихся, способствует социализации и развитию коммуникативных навыков.

На основе выдвинутых принципов и основополагающих идей, учитывая тематику 3 смены «Культурный город» был разработан план мероприятий.

План-метка мероприятий 3 смены «Культурный город» (Приложение1)





Психологический блок


Мероприятия программы «Развитие социального интеллекта» (Приложение2)


п/п

Мероприятие

Дата

проведения

Место

проведения

Ответственный

1

Мозговой штурм: «Придумываем девиз, название!»


01.08

МБОУ

руководитель трудового отряда

2

Тренинг коммуникативных умений

«Я среди людей», Занятие 1 «Установление контакта»

(Приложение2)


04.08

МБОУ

педагог-психолог

3

Викторина «Правила дорожного движения»

05.08

МБОУ

руководитель трудового отряда

4

Беседа на тему

«Правила поведения в общественном транспорте»

Экскурсия»Современный Челябинск (Приложение1)

06.08

МБОУ

руководитель трудового отряда

5

Тренинг коммуникативных умений

«Я среди людей», Занятие 2 «Эмпатия»

Приложение3

07.08

МБОУ

педагог-психолог

6

Интеллектуальная игра «Челябинск»

08.08

МБОУ

руководитель трудового отряда

7

Спортивный праздник «День физкультурника»

09.08

легкоатлетический комплекс им. Елены Елесиной


8

Тренинг коммуникативных умений

«Я среди людей», Занятие 3 «Я и другие вокруг меня» (Приложение4)

11.08

МБОУ

педагог-психолог

9

Запечатлеем прекрасные моменты или «Искусство фотографии» (Приложение7)

12.08

МБОУ

руководитель трудового отряда

10

Эстафета

13.08

МБОУ

руководитель трудового отряда

11

«Возвращение в Танкоград» (просмотр фильма об истории Челябинска)

14.08

МБОУ

педагог-психолог

12

КТД «Культура питания»

15.08

МБОУ

руководитель трудового отряда

13

Тренинг коммуникативных умений

«Я среди людей», Занятие 4 «Мой психологический портрет» (Приложение5)

18.08

МБОУ

педагог-психолог

14

КТД «Путешествие по Челябинску»

19.08

ЮУРГУ, Кировка, Театр Оперы и Балета

педагог-психолог

15

Игра «Цветик- семицветик»

20.08

МБОУ

руководитель трудового отряда

16

«МЫ ВМЕСТЕ» (Самый лучший район)

21.08

Площадка советского района, Доватора 34

руководитель трудового отряда

17

Спортивные игры

22.08

МБОУ

18

Тренинг коммуникативных умений

«Я среди людей», Занятие 5 «Познание себя-познание других» (Приложение6)

25.08

МБОУ

педагог-психолог

19

Оформление дневника отряда


26.08

МБОУ

руководитель трудового отряда

20

КТД «Культура труда»


27.08

МБОУ

руководитель трудового отряда

21

Рефлексия «Огонёк»


28.08

МБОУ

руководитель трудового отряда,

педагог-психолог


Практический блок

Содержание деятельности трудовых отрядов ЛТО, планируемый объём работы

Направление

Содержание работы

Количество часов(всего за смену)

1. Трудовая деятельность

-озеленение и облагораживание территории ОУ, прилегающей к школе территории: оформление цветочных клумб; уборка территории от мусора; очистка от сорняков уличных бордюров; прополка и полив цветников;

-подготовка учебных кабинетов к новому учебному году: ремонт школьной мебели, уборка классов, столовой, актового зала;

-оформление по темам плакатов и наглядных пособий для проведения внеурочных мероприятий;

-пересадка комнатных растений;

-закрепление трудовых навыков, полученных в ходе обучения;

-ремонт книг, обеспечение порядка в книгохранилище.


60

2.Физическое и психологическое оздоровление личности подростка в трудовом отряде лагеря:


-утренняя зарядка;

-участие в профилактических и развивающих мероприятиях лагерной смены;

-работа в малых группах на основе бригадного подряда;

-представление (ежедневное) результатов личной работы и работы бригады.



10

3.Досуговая деятельность подростков в трудовом отряде лагеря:


-теннисные, волейбольные «пятнадцатиминутки»;

-участие в досуговых мероприятиях лагерной смены;


2


4. Развитие навыков самоуправления и самоорганизации:

-работа в малых группах на основе бригадного подряда;

-представление (ежедневное) результатов личной работы и работы бригады.



Основные направления работы педагога


Функции управления

Содержание деятельности

Информационно-аналитическая

Изучение передового опыта, новых исследований, нормативно-правовой базы в области организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей

Мотивационно-целевая

Определение цели и задач деятельности коллектива по реализации программы на каждом её этапе. Разработка системы стимулирования участников программы.

Планово-прогностическая

Планирование и организация работы по выбранным направлениям реализации программы, прогнозирование результатов деятельности коллектива.

Организационно-исполнительская

Организация выполнения программы

Контрольно-оценочная

Осуществление оценки состояния реализации всех направлений программы

Регулятивно-коррекционная

Обеспечение поддержки позитивных эффектов программы и устранение нежелательных отклонений в работе


Система организации контроля за исполнением программы

С целью своевременного решения возникающих проблем в лагере проводятся планёрные совещания для педагогических работников, опросы детей и их родителей.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты для обучающихся:

закреплены обучающимися навыки поведения в экстремальной ситуации, закрепление знаний в области профилактики ДТП, поведения на дорогах, ПДД.

закреплены коммуникативные навыки, навыки коллективно-творческой деятельности;

закреплены навыки работы в малых и больших группах;

более 60% воспитанников лагеря признают личностно значимыми ценностями Здоровье, Здоровый Образ Жизни;

более 80% обучающихся считают программные мероприятия личностно значимыми, интересными, познавательными, позволяющими раскрыть и реализовать себя;

более 90% обучающихся чувствовали себя комфортно в лагере;

более 90% обучающихся трудового отряда лично заинтересованы в выполнении намеченного объёма работ;

приобретены и закреплены трудовые навыки (цветоводство, ремонт мебели, замков, работа в столовой и библиотеке, работы по благоустройству территории и др.)


Диагностическое обеспечение реализации программы

Основным средством диагностики результатов и контроля выполнения программы является комплексное социологическое исследование целевой группы обучающихся, по нескольким тематическим блокам диагностической карты контроля реализации программы.

В качестве форм социологического исследования используются наблюдение, анкетирование, изучение документальных материалов. Результаты представляются в форме табличных вариантов анкетных данных, информационно-аналитические справки.

Диагностическая карта контроля реализации программы

п/п

Тематический блок

Целевая группа

Средства контроля и диагностики

Форма предоставления аналитических материалов

1.

Нормативно-правовое, документальное обеспечение деятельности лагеря

Педагоги

Изучение и анализ материалов

Данные включаются в итоговую информационно-аналитическую справку

3.

Уровень сплочённости коллектива воспитанников отряда

Индикаторы:

-группа регулирует сама себя;

-лидеры оказывают позитивное влияние на группу;

-ожидания от участия в смене лагеря оправдались;

-членам группы (отряда) нравится жизнь в лагере;

-комфортность пребывания в отряде, лагере;

-личная значимость мероприятий, степень заинтересованности в их реализации

Обучающиеся 5-9 классов

Наблюдение

Анкетирование

Данные включаются в итоговый табличный вариант анализа (раздела информационно-аналитической справки)

4.

Комфортность пребывания в лагере

Обучающиеся 5-9 классов,

Анкетирование

Данные включаются в итоговый табличный вариант анализа (раздела информационно-аналитической справки)










































Приложение 1

Материалы к экскурсии по памятникам Челябинска

В том, что Челябинск — это город памятников можно убедиться, прогулявшись по центральным стрелам-улицам, заглянув в парки и скверы, покружившись на центральной площади и пешеходном проспекте. Каждый из монументов имеет свою неповторимую историю и по-особенному дорог горожанам.

"Южно-Уральский государственный университет"

Крупнейшее образовательное учреждение России, один из центров развития образования, науки и культуры.  Университет объединяет головной вуз (ЮУрГУ) и 13 филиалов в 8 городах России.
В рейтинге Министерства образования среди университетов России ЮУрГУ традиционно занимает 6–7 места

"Кировка" (Челябинский арбат)

Челябинский Арбат можно уподобить галерее скульптур. При входе, горожан и гостей Челябинска встречает чугунный городовой. Около Законодательного собрания области стоит изваяние "ходока во власть". Есть на челябинском Арбате и "модница", любующаяся своим отражением, и "нищий", просящий милостыню. Неподалёку разместилась скульптурная композиция, в которую вошло изображение символа города и области верблюда.

Театр Оперы и Балета

Один из самых популярных театров города Челябинска. Был построен в 1955 году по проекту архитектора Н.Куренного. Перед театром разбит небольшой сквер, который всилу близости к улице "Кировка" и центру города стал одним из любимейших мест отдыха жителей Челябинска и гостей города. 


Приложение 2

Тренинг коммуникативных умений

«Я среди людей».

Это коммуникативный тренинг, цель которого – формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию. Подростковый возраст – это важнейший этап в развитии самосознания. Для развития самооценки и формирования полного и точного представления о себе как индивидуальности крайне важно научиться жить среди других людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы лучше понять людей и себя.

К коммуникативным умениям относятся:

Описание поведения, т. е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов. Такая обратная связь,. основанная на наблюдениях, вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание изменить поведение.

Коммуникация чувств — ясное сообщение о своем внутреннемсостоянии, понимание и принятие своих и чужих чувств. Чувства выражаются телодвижениями, словами, поэтому легко ошибиться относительно эмоционального состояния другого человека. Мы часто передаем чувства в неявной форме или в форме оценки. Например: «Ты всегда всех задеваешь» — оценка человека. «Я чувствую себя оби­женной, когда ты так говоришь» — выражение чувства. Чтобы тебя правильно поняли, лучше использовать при об­щении прямые определения: «Я чувствую смущение, огорче­ние, сожаление и т. п.».

Активное слушание — умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.

Эмпатия— адекватное восприятие того, что происходит во внутреннем мире другого человека.

Конфронтация — действия, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение. В конфронтации заложены большие возможности пользы и вреда. Продуктивная конфронтация предполагает положительные отношения с человеком.

Помимо описанных коммуникативных умений, подросткам в их дальнейшей самостоятельной жизни будут необходимы навыки делового общения, такие, как:

установление контакта;

ориентация в проблеме;

аргументациясвоей точки зрения, отстаивание своих инте­ресов;

навыкипринятия решений, нахождение компромисса.

Тренинг состоит из двух частей:

1.Специальные упражнения, направленные на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения.

2.Упржнения, в которых активизируются все умения.

Занятие 1 «Установление контакта»

Цель - способствовать сплочению группы, формирование навыков установления контакта.

Приветствие. Представление ведущего. Знакомство с целями занятий, форма проведения ( что такое « тренинг», особенности формы общения в группе, в кругу).

Если работаем с новой группой, где участники не знакомы между собой проводим упражнение «Знакомство». По кругу называем свое имя и черту характера на первую букву своего имени.

Обсуждение правил. «Сегодня мы должны обсудить и принять правила, которым будем следовать работая в группе.»

Правила групповой работы:

1. Не опаздывать.

2. Не говорить друг о друге плохо, не «комментировать»

3. Не перебивать и слушать друг друга.

4. Подводить итоги после каждого занятия.

5. Не выносить сор из избы ( обсуждаем только что происходит здесь и сейчас)

6. Быть откровенными в выражении чувств.( я чувствую, я думаю)

7. Быть активными в работе.

8. Поддерживать друг друга. ( хорошее слово каждому участнику)

Озвучиваем правила, принимаем те, за которые проголосовало большинство участников.


Теоретическая часть. Для того чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие, интерес к себе. Для этогоу нас есть невербальные и вербальные средства. Невербальные - поза, улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция). Вербальные — комплименты, «ритуальные» фразы (какая хорошая погода...), открытые вопросы, дающие возможность собеседнику ответить более полно.

«Золоте правило» общения гласит: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» По сути, оно конечно очень простое, однако следовать ему может только тот, кто знает, почему он хочет того или иного отношения, тот, кто имеет опыт самопознания.

В результате наших занятий вы должны постараться овладеть навыками установления контакта и эффективного общения, научиться слушать себя и других, но и усвоить, что только благодаря тому, что мы умеем видеть в другом человеке равного себе, мы и существуем как общество.

Упражнение «Невербальный контакт». Один из участников (доброволец) выходит из комнаты. Когда он вернется, то должен определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом все участники будут пользоваться только невербальными средствами. Группа в отсутствие водящего должна выбрать участника, который будет демонстрировать готовность вступить в контакт, остальные должны будут показывать нежелание этого делать.

Затем выбираются другие добровольцы. При этом количество участников. Желающих вступить в контакт, можно увеличивать – двое, трое и или все.

Опрос. «Легко ли было устанавливать контакт? Что помогло определить желающего общаться? Что вы чувствовали, когда понимали, что в общении с вами не заинтересованы?» При обсуждении упражнения следует обратить внимание на признаки, которые помогали определить готовность к вступлению в контакт.

Это упражнение позволяет отметить чувствительность, доброжелательность участников, средства невербального контакта.

Упражнение «Пустой стул» . Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый-второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник стоит за спинкой свободного стула. Его задача – пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего нельзя. Все те, кто сидят на стульях, очень стараются выйти из-под контроля того, кто стоит за их спиной, и попасть на свободный стул. Задача тех. Кто стоит за спинками стульев – удержать своих «подопечных» - для этого надо успеть взять за плечи в тот момент, когда он собирается пересесть, но все время руки над ним держать нельзя.

Опрос. «Как вы приглашали кого-то на свой стул? Как понимали, что вас пригласили на стул? Что больше понравилось- стоять за стулом или сидеть на стуле?

Упражнение «Фигуры» ( отработка навыка передавать и получать информацию, уточнять, задавать вопросы, пояснять). По очереди в парах один участник объясняет, что нужно рисовать, другой получает информацию, уточняет и рисует.

Опрос. « Что было легче - объяснять или рисовать? Какие трудности возникали, как справлялись?»

Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.

Приложение 3

Занятие 2 «Эмпатия»

Цель – познакомить учащихся с понятием эмпатия, определить эмпатическую чувствительность и через активное выполнение упражнений развить эту способность.

1.Упражнение «Комплимент». «Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и , главное найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом. – вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.»В кругу каждый участник смотрит на своего соседа слева и думает, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравиться и как об этом сказать ему, т.е. сделать комплимент. Начинает любой, кто готов сказать приятные слова своему соседу. Все остальные внимательно слушают. Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить в ответ, а затем сам сделать свой комплимент своему соседу слева. И так по кругу, пока все участники не скажут что-либо приятное соседу.

Необходимо настроить участников на тактичное отношение друг у другу, на развитие умения слушать и слышать говорящего, обращая внимание на его манеру устанавливать контакт ( как приветствовал своего соседа или забыл это сделать, смотрит в глаза или в сторону, как держит руки, как говорит и т.д)

«Итак, мы поприветствовали друг друга, настроились на продуктивную работу.»

Теоретическая часть. « Цель нашего занятия сегодня – познакомиться с понятием «эмпатия». Эмпатия - это адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т.п. В какой мере эти способности развиты у вас? Давайте сегодня мы это узнаем.»



Упражнение «Ассоциации» Один из участников (доброволец) выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, и его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того чтобы отгадать, водящий задает участникам вопросы :«Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т.п.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например , «это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.В этой игре важно следить, чтобы все или многие участники группы могли попробовать себя в роли водящего или в роли загаданного участника.

Опрос. «Трудно ли было подобрать ассоциацию? Трудно ли было угадывать? Кому удавалось угадать, что помогло? Чьи ассоциации показались наиболее удачными?»

Упражнение «Таможенники и контрабандисты» Эта игра поможет сосредоточиться на проявлениях чувства тревоги, которые обычно трудно заметить: изменение голоса, дрожание, неуверенность движений, принужденная улыбка, общая напряженность.Один человек играет роль контрабандиста, он выходит из комнаты и почти сразу же возвращается к остальным участникам (таможенникам). Всего он выходит из комнаты 5 раз и при одном возвращении (каком- он выбирает сам) у него под одеждой должен быть прикреплен конверт, содержащий небольшой предмет. Таможенники не имеют права обыскивать контрабандиста, они могут только задавать ему различные вопросы, Задача таможенников – догадаться, в какой из приходов у контрабандиста был спрятан конверт. Свои соображения таможенник записывает, при этом каждый может указать только два прихода, показавшиеся наиболее вероятными. Роль контрабандиста по очереди играют несколько участников. По записям в таблицах легко выявить лучшего контрабандиста и таможенника.

Опрос. Лучший контрабандист и таможенник должны поделиться своими «тайнами»

Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.



Приложение4

Занятие 3 «Я и другие вокруг меня»

Цель – способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, развитию умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.

Упражнение «Нетрадиционное приветствие»

«Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить

Энергию для творчества и раздумий о смысле жизни. Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное. Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сделать? Прошу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

Ладонями, но только их тыльной стороной; стопами ног; коленями; плечами (правое плечо легонько касается левого плеча соседа, а затем наоборот); лбами (но очень осторожно)

Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать.»

После окончания участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.


Упражнение «Грани сходства» «Давайте подумаем над тем, что же нас объединяет в этом мире. Таких разных, часто непонятных для других. Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв при этом чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходство» и поставьте двоеточие.

Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он не похож на вас. Другой характер, рост, цвет волос или глаз – очень много различий. И это естественно, ведь он Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем сходство? Ведь оно есть. Только об этом нельзя спрашивать партнера. В течение 4-5 минут будем молча работать, заполняя листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом.

При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые могут вас объединять. Что это может быть?

Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?

Именно этот стиль рекомендуется для записей: мы оба добрые; тактичные; любим слушать музыку и т.д.

После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись. Тем самым давая понять, что партнер ошибся. После взаимного анализа можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.»

Во время выполнения работы можно включить легкую музыку. После выполнения упражнения следует провести обсуждение результатов и ощущений участников, давая возможность высказаться всем.


Упражнение «Великий мастер» Упражнение помогает участникам осознать сильные стороны своей личности.

«У каждого есть что-то, что он делает действительно хорошо, в чем он чувствует себя мастером, и это является его ресурсом в решении проблем. Каждый по кругу начинает со слов: «Я великий мастер…» - например, пеших прогулок, приготовления, заплетания косичек и т.п. , причем надо убедить в этом остальных участников. Ведущий спрашивает: «А есть ли в группе кто-нибудь, кто делает это лучше?» Следует дать каждому возможность найти в себе такие умения, чтобы вся группа согласилась, что человек в этом деле действительно великий мастер.


Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.


Приложение 5

Занятие 4. «Мой психологический портрет»

Цель – продолжить работу по самоанализу, способствовать углублению процессов самораскрытия.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» Можно начать занятие «Приветствую тех, кто…( называем признак, по которому меняются местами большинство участников) Убираем один стул, водящий в кругу называет признак и когда все меняются местами он должен занять любой свободный стул. Тот кому не досталось места становится новым водящим.

Упражнение «Откровенно говоря» «Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем пооткровенничать друг с другом. Пред вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу. Начало которой написано на ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным» Карточки с текстом приведены в приложении, нужно распечатать и разрезать.

Упражнение «Психологический портрет» « у каждого из нас свое восприятие различных предметов или явлений. Например, один, услышав слово «море», представляет себе пароход, а другой - пляж. Это явление получило название ассоциативного восприятия. Оно зависит от опыта, от характера, от интересов каждого человека. Запишите слова, которым вам нужно будет дать ассоциативное толкование в виде рисунка. На каждый рисунок отводится одна минута. Вот эти слова: дом, возмездие, работа, дружба, ужас, абракадабра, семья. Постарайтесь в рисунках выразить, какой смысл заключается для вас в каждом из этих слов» .

После того как рисунки закончены, ведущий дает участникам следующую инструкцию «Поменяйтесь рисунками с соседом. Посмотрите их, сравните со своими. У похожих людей и рисунки похожи. Постарайтесь догадаться , в чем их «похожесть». Это очень трудное упражнение, но я вам помогу и немного подскажу.

Учтите, что если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у их автора натура практичная, надежная, основательная, но без фантазии.

Если рисунки скорее напоминают математические символы, но конкретные и ясные по смыслу, то тот, кто их рисовал, логичен, умеет управлять собой, но может быть несколько суховат.

Если в рисунках много фантазии и оригинальности, это говорит о творческих способностях, но и о трудностях в обыденной жизни. Вы ведь знаете, как трудно жить фантазерам.

Готово?

Сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс на лучший психологический портрет. Каждый из вас попробует по рисунку составить психологический портрет соседа, а тот по десятибалльной шкале будет оценивать истинность описания. 10 баллов- 100% совпадений» «Подведем итоги упражнения, кто победитель?»

Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.


Приложение 6

Занятие 5 « Познание себя – познание других»


Цель занятия – способствовать осознанию себя ( своей личности), и учиться понимать других людей; завершить работу тренинговой группы, ответить на все вопросы, оказать необходимую психологическую поддержку и настроить на будущее.

Настроимся на работу: « Я прошу вас каждого сказать о своем настроении сегодня. Это может быть какая-то ассоциация ( например «Мое настроение похоже на ..»)Или как прогноз погоды… Итак, каждый по кругу. Спасибо.»

« Сегодня я предлагаю выполнить завершающее упражнение для развития способности к эмпатии, а также развить способности к самопознанию, самоанализу и пониманию других людей.

Каждый день вы встречаетесь и общаетесь с очень большим количеством разных людей. Скажите каждый по кругу, какие ваши личные качества вам помогают в общении, понимать других людей, устанавливать контакт, вести беседу. Старайтесь не повторяться… Знаете, если еще добавит наблюдательность, умение слушать, сопереживать, понимать проблемы и интересы других людей, то вы практически описали профессиональные качества психолога. И сегодня я хочу предложить вам попробовать себя в этой профессии.

На листочках напишите свое имя, фамилию и ответы на вопросы:

1.Какие 3 предмета я взял бы с собой на необитаемый остров?

2.Если бы колдун превратил меня в животное, то в какое?

3. Моя любимая пословица или поговорка –

4. Когда меня хвалят я ….

Ответы собираем, нумеруем, зачитываем. Каждый участник отмечает номер листка и свое мнение о том, чей это ответ. Когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших.

Обсуждение ( каждый по кругу)

«Попробуйте проанализировать себя, выскажитесь желающие, ответив на вопросы:

Всех ли ты угадал? Сколько совпадений? С чем связана успешность (степень знакомства или способность чувствовать другого человека)?

Когда отвечал на вопросы какое было желание - стремление закрыться, ответить сухо и коротко или было желание выразить себя, свой внутренний мир, ощущения?»

Опрос. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе и о других участниках.



Позитивное окончание занятий. Упражнение «Подарки». «У вас есть возможность подарить или пожелать своему соседу справа все что хотите, нет никаких ограничений, подумайте минутку и подарите свой подарок или пожелание соседу справа, по очереди по кругу».

«Спасибо за занятия, мне было приятно с вами общаться!»








Список литературы

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: « Питер», 2003.

Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: «Речь»,2008.

Малкина –Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: «Эксмо», 2004.

Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: «Новая школа», 1996.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.