Программа летнего детского лагеря с дневным пребыванием (ЛДП) «Муравьишка»
ПРОГРАММА
летнего детского лагеря с дневным пребыванием (ЛДП)
«Муравьишка»
Автор программы: Кучевасова
Ирина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Копалинская ООШ»
Наступает лето, заканчиваются занятия в школе, и перед родителями встает непростой вопрос: как решить проблему летней занятости детей? Школа не просто создает условия для летнего отдыха ребёнка, а старается помочь ему реализовать его потребности отдыхать с пользой для себя и социума. Именно нетрадиционный, творческий подход к решению самых обычных задач помогает детям преодолевать возникающие трудности, справляться с ними, обучаться новому, расширять свой кругозор. Для ребят это возможность создать свой интеллектуальный продукт с последующим представлением его на мероприятиях различного уровня.
Для снятия физической и психологической нагрузки, накопившейся в течение года, программа предусматривает экскурсии, туристические походы, соревнования на свежем воздухе, исследования в области краеведения и экологии, участие в различных игровых и познавательных программах.
Актуальность использования природных объектов как ведущего педагогического средства объясняется как экологическими проблемами, так и интересом школьников к природе и истории родного края.
Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств. А.Е. Ферсман писал: «Познайте свою страну, свой край, свою горушку, свой колхоз, свою речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!».
Интерес ребёнка к природе и истории родного края не следует замыкать рамками школы. Воспитание любви к Родине должно основываться не на отвлечённых понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволит сложить воедино общую картину образа малой Родины. Изучая природу родного края и её преобразование, дети становятся очевидцами его проблем.В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи изменения ландшафтов местности в результате деятельности человека. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Педагогическая проблема заключается в поиске новых способов организации отдыха ребёнка, испытывающего потребность отдыхать с пользой для себя и социума, в поиске механизмов, позволяющих реализовать данную потребность. Основанием для постановки проблемы является сложившаяся ситуация в основной школьной педагогической деятельности, которая не позволяет ребёнку проявить свои индивидуальные особенности в полном объёме. Краеведческий и экологический аспект реализуется в школьной программе через систему поэлементного изучения своей области. Это не создает условий комплексного и практического изучения местности, формирующее в последствии у учащихся целостное представление о природе своей малой родины. Поэтому очень важно индивидуализировать работу, изменить форму общения педагога и участника смены, помочь ребятам реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в области экологии и краеведения, используя необычные и нестандартные методы.
Концептуальные подходы к содержанию и организации смены основаны на теории развивающего обучения и идеях инновационной педагогики. В основу концепции педагогической модели лагеря положено представление о воспитательном пространстве интеллектуальной смены, обеспечивающем непрерывный процесс развития личности ребёнка. В этом случае результатом педагогической деятельности будут не только ЗУНы, но и новые жизненные замыслы, ведущие к самостоятельным свободным и ответственным действиям.
Цели программы: создание условий для интеллектуально-творческого роста, позитивного личностного становления, самореализации личности детей и подростков.
Задачи программы:
организовать разумный отдых детей и расширить кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;
реализовать умения и навыки, полученные в школе, в практической деятельности и получить углубленные знания в области экологии и краеведения;
обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;
создать условия, способствующие нравственному и эколого-патриотическому воспитанию детей.
Основные принципы работы лагеря:
принцип деятельности;
безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
ценность саморазвития, готовность корректировать свои представления в результате анализа проблемной ситуации и новых форм деятельности;
приоритет личностного развития и самореализация ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
вариативность видов деятельности и их реализации.
Ожидаемые результаты:
Реализация детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области экологии и краеведения:
Повышение экологической активности детей, причем не зрительской, а деятельностной, сопровождающейся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).
Формирование компетентности и приобретение навыков в сфере эколого-краеведческой деятельности.
Создание условий, способствующих выявлению и развитию интеллектуально-творческой одарённости и направленности каждого участника, предоставление им возможности максимально проявить своё дарование.
Организация разумного отдыха детей и расширение кругозора через развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Укрепление физического здоровья.
Содержание деятельности.
ЛДП является лагерем с дневным 6-ти часовым пребыванием для учащихся 1 – 4 классов на территории школы и пришкольного участка. Время работы: 01.06. – 22.06.2013 (с 8:00 до 14:00).
Здесь создаются условия для обучения, отдыха и развлечений, планируется культурно-оздоровительная и экскурсионная деятельность. Работа на ЛДП организуется по разделам:
- экологическая деятельность (группа «Юные экологи»);
- краеведение (группа «Юные краеведы»);
- здоровьесбережение (группа «Юные доктора»).
Механизмы реализации.
Подготовительный этап включает:
Разработка документации и создание программы ЛДП «Муравьишка»;
подбор кадров;
комплектование смены.
Организационный этап:
включение всех участников в активную работу, учитывая способности каждого ученика, принимая во внимание возрастные особенности учащихся;
проведение и реализация программ направленных на сплочение коллектива;
обеспечение полноценного питания и режима работы;
привлечение медицинского работника для обследования детей (необходимые прививки);
обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом.
Основной этап:
дети познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
укрепляют свое здоровье.
Заключительный этап:
рефлексия участников лагеря (пожелания, советы);
педагогический анализ результатов.
Кадровое обеспечение.
Начальник летней оздоровительной кампании |
|
Воспитатель ЛДП |
|
Зав.столовой |
|
Повар |
|
Работник по комплексному обслуживанию здания |
Материально-техническое обеспечение:
кабинеты начальных классов;
столовая;
спортзал;
стадион;
школьная библиотека;
актовый зал.
Нормативно-правовое обеспечение.
Закон РФ «Об образовании».
Постановление РФ « Об организации отдыха, оздоровлении и занятости детей и молодежи в летнее время».
Приказом управления образования «Об организации летнего отдыха».
Конвенцией о правах ребёнка.
Режим дня.
8:00 – 8:30 сбор детей, линейка
8:30 – 9:00 зарядка
9:00 – 9:30 завтрак
9:30 – 10:30 мероприятия
10:30 – 11:00 трудовой десант
11:00 – 12:00 работа кружков и секций
12:00 – 13:00 подвижные игры
13:00 – 13:30 обед
13:30 – 14:00 итоговая линейка, уход домой
План мероприятий.
1 июня Открытие лагеря. Игровая программа «Радуга планеты детства». |
|||||
3 июня Театрализованная спортивная эстафета «Зебра на каникулах». |
4 июня Василиска – соловьиный день. КВН «Птицы – наши друзья». |
5 июня Всемирный день охраны окружающей среды. День эколога. Экологический суд «Модный приговор». |
6 июня Пушкинский день России. Игровая программа «Что за прелесть эти сказки!». |
7 июня Игра для лагеря «Сыщики». |
8 июня Всемирный день океанов. Экологический праздник-акция «Спасите речку!». |
10 июня Спортивно-игровая программа «Школа олимпийских рекордов». |
11 июня Конкурс рисунков на асфальте, посвященный Дню России. |
13 июня Театрализованный конкурс «Люблю свою малую родину!» |
14 июня Игровая программа «Колючий бум». |
15 июня Праздник «Березка- именинница». |
|
17 июня Веселые спортивные состязания «Корпорация монстров». |
18 июня Игра для летнего лагеря «Последний герой». |
19 июня Реалити-шоу «Зоо-остров». |
20 июня День медицинского работника. Игровая программа «Айболит спешит на помощь». |
21 июня Тематический день «Красная книга Прикамья». |
22 июня День памяти и скорби. Закрытие лагеря. Мини-мюзикл «Поем о том, как в лагере живем». |