Программа учебного курса "Математика и финансы" для 10 класса

0
0
Материал опубликован 12 September

Приложение к ООП СОО


Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение

Бутчинская средняя общеобразовательная школа








Рабочая программа учебного курса

«Математика и финансы»


10 класс
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Финансовая математика – это раздел прикладной математики, в рамках которой изучаются методы математических расчетов, применяемых в финансовых операциях. В настоящее время математика считается одним из важнейших методов анализа экономической действительности. Математика делает экономические понятия более четкими, позволяет понять количественные законы экономики, ускоряет процесс принятии управленческих (хозяйственных) решений. Успехи формализации экономических понятий при помощи математики стали возможны благодаря прогрессу в области прикладной математики и развитию науки (в частности, информационных технологий).

В государственную итоговую аттестацию обучающихся 11-х классов включено практико-ориентированное задание №17 стандартных вариантов ЕГЭ: текстовая задача с экономическим содержанием. Это задание можно условно разделить на 4 основных блока: 1) Проценты; 2) Вклады; 3) Кредиты; 4) Задачи на оптимальный выбор.

Начинать знакомить обучающихся с методами начисления процентов по вкладам «простые и сложные проценты» необходимо в рамках уроков математики начиная с 9 класса в рамках изучения по темы «Прогрессии» (Арифметическая прогрессия – простые проценты; Геометрическая прогрессия – сложные проценты).

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы, так как финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка, а значит, им необходимо понимать как делать математические расчеты, связанные с финансами. Если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, научим их делать простейшие математические расчеты своих действий, то завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере через математические расчеты, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Курс рассчитан на базовый уровень владения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики.

Срок реализации 34 часа - 10 класс.

Количество часов в неделю: 1 час.

Формы реализации программы:

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность обучающихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.


Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта обучающихся;

2. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

3. Игровые методы;

4. Методы диагностики и самодиагностики;

5. Технологии критического мышления;

6. Информационно-коммуникационные технологии;

7. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, обществознания, географии, литературы.












ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Воспитательный потенциал предмета «Математика и финансы» реализуется в соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности и в соответствии с Программой воспитания МКОУ Бутчинская СОШ.

Уроки курса призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала уроков физики предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности;

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного предмета «Математика и финансы» на уровне основного общего образования».







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.














































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Потребительская культура

Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления обучающихся. «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

Потребитель и закон

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?»Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Потребитель – король на рынке

Познавательная беседа «Что такое рынок?»Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».

Куда уходят деньги?

Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

Информация для потребителя

Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».

Искусство покупать

Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?»Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».

Потребительская культура в сфере услуг

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

Кто защищает права потребителей

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?»Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов обучающихся

Защита проектов














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы

1

Потребительская культура

3

https://resh.edu.ru/subject/51/

https://resh.edu.ru/subject/38/

2

Потребитель и закон

4

https://resh.edu.ru/subject/51/

https://resh.edu.ru/subject/38/

https://dni-fg.ru/

3

Потребитель – король на рынке

3

https://resh.edu.ru/subject/51/

https://resh.edu.ru/subject/38/

https://dni-fg.ru/

4

Куда уходят деньги?

4

https://resh.edu.ru/subject/51/

https://resh.edu.ru/subject/38/

https://dni-fg.ru/

5

Информация для потребителя

6

https://resh.edu.ru/subject/16/

https://resh.edu.ru/subject/38/

https://dni-fg.ru/

6

Искусство покупать

5

https://resh.edu.ru/subject/16/


https://resh.edu.ru/subject/38/

https://dni-fg.ru/

7

Потребительская культура в сфере услуг

2

https://resh.edu.ru/subject/38/

https://dni-fg.ru/

8

Кто защищает права потребителей

5

https://resh.edu.ru/subject/38/

https://dni-fg.ru/

9

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов обучающихся

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7078/start/257494/

10

Защита проектов

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7078/start/257494/

ВСЕГО ЧАСОВ

34





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.