Рабочая программа специального учебного курса по математике для 10 класса «Систематизация материала по разделам математики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
специального учебного курса по математике для 10 класса
«Систематизация материала по разделам математики»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс является предметно ориентированным для выпускников общеобразовательной школы по подготовке к ЕГЭ по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
При составлении настоящего специального курса использовались материалы сети Интернет, курс ориентирован на учащихся 10 класса и рассчитан на 32ч.
Цели курса:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики;
- познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса:
- развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач.
Структура курса представляет собой 9 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий – практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на занятиях учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть – дома самостоятельно.
Формы и методы контроля: тестирование по каждой теме
Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень развития математического мышления тестируемого
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций;
- применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций.
Учебно- тематический план
Тема занятий |
Количество часов |
Решение текстовых задач |
8 |
Элементарные графики и статистическая обработка информации |
2 |
Планиметрия |
5 |
Числовые и алгебраические выражения |
3 |
Уравнения и системы уравнений |
5 |
Неравенства |
2 |
Математический анализ |
3 |
Геометрия. Стереометрия |
4 |
Итого |
32 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Рассматриваемый материал курса разбит на блоки, в которых приводятся задания и упражнения для закрепления, более полного усвоения материала и для самоконтроля. В начале каждой темы блока приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач, уравнений, систем уравнений и неравенств. В конце блока предлагаются задания на отработку приведённых способов решения. Для проверки усвоения материала проводятся тесты с задачами различной трудности.
1.Решение текстовых задач -8ч Общие подходы к решению текстовых задач. Логика текстовых задач: задачи на движение, на проценты и на сложные проценты, на десятичную форму записи числа, на смеси и сплавы, практикоориентированные задачи.
2.Элементарные графики и статистическая обработка информации-2ч. Работа с графиками, схемами, таблицами
3. Планиметрия -5ч. Треугольник. Решение треугольников. Четырехугольники и их свойства. Правильные многоугольники. Площади многоугольников. Вписанные окружности. Описанные окружности. Подобие фигур. Геометрические конфигурации, наиболее часто встречающиеся в задачах школьного курса: касающиеся окружности, пересекающиеся окружности, вписанные и описанные окружности. Способы нахождения различных элементов геометрических фигур – медиан, высот, биссектрис треугольника, радиусов вписанных и описанных окружностей.
4.Числовые и алгебраические выражения -3ч. Виды числовых и алгебраических выражений. Значение числового и алгебраического выражения. Способы упрощения числовых и алгебраических выражений. Тригонометрические выражения.
5.Уравнения и системы уравнений -5ч Линейные и квадратные уравнения. Дробно-рациональные уравнения. Тригонометрические уравнения. Уравнения с модулем
6.Неравенства -2ч. Рациональные неравенства. Иррациональные неравенства. Тригонометрические неравенства. Комбинированные неравенства. Неравенства с модулем
7.Математический анализ -3ч. Область определения и множество значений функции. Периодичность, возрастание (убывание), экстремумы функции. Наибольшее (наименьшее) значение функции. Ограниченность, сохранение знака функции. Связь между свойствами функции и её графиком. Значения функции. Применение производной для исследования функций.
8.Стереометрия -4ч. Расстояние от точки до прямой; от точки до плоскости; между прямыми; между прямой и плоскостью; между плоскостями. Сечение многогранников. Объёмы тел.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Тема занятия
|
дата |
|
план |
факт |
||
1 |
Решение текстовых задач на движение |
16.09 |
|
2 |
Решение текстовых задач на движение. |
23.09 |
|
3 |
Решение задач на проценты |
30.09 |
|
4 |
Решение задач на проценты |
7.10 |
|
5 |
Решение задач на смеси и сплавы |
14.10 |
|
6 |
Решение задач на смеси и сплавы |
21.10 |
|
7 |
Решение задач на работу |
28.10 |
|
8 |
Решение задач на работу |
11.11 |
|
9 |
Работа с графиками |
18.11 |
|
10 |
Работа со схемами и таблицами |
25.11 |
|
11 |
Треугольник. Решение треугольников |
2.12 |
|
12 |
Четырехугольники и их свойства |
9.12 |
|
13 |
Правильные многоугольники |
16.12 |
|
14 |
Площади многоугольников |
23.12 |
|
15 |
Вписанные окружности и описанные окружности |
13.01 |
|
16 |
Виды числовых и алгебраических выражений |
20.01 |
|
17 |
Способы упрощения числовых и алгебраических выражений |
27.01 |
|
18 |
Тригонометрические выражения |
3.02 |
|
19 |
Линейные и квадратные уравнения и их системы |
10.02 |
|
20 |
Дробно-рациональные уравнения и их системы |
17.02 |
|
21 |
Тригонометрические уравнения |
24.02 |
|
22 |
Тригонометрические уравнения и их системы |
3.03 |
|
23 |
Уравнения с модулем |
10.03 |
|
24 |
Тригонометрические неравенства |
17.03 |
|
25 |
Неравенства с модулем |
7.04 |
|
26 |
Периодичность, возрастание (убывание), экстремумы функции |
14.04 |
|
27 |
Связь между свойствами функции и её графиком |
21.04 |
|
28 |
Применение производной для исследования функций |
28.04 |
|
29 |
Задачи на нахождение расстояний между прямой и плоскостью |
5.05 |
|
30 |
Задачи на нахождение угла между прямыми и плоскостями |
12.05 |
|
31 |
Площади сечений |
19.05 |
|
32 |
Объемы тел |
26.05 |
Литература
ЕГЭ -2011.Пособие/Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. С. Ю. Кулабухова. — Ростов- на-Дону: Легион 2011г
ЕГЭ -2012.Пособие/Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. С. Ю. Кулабухова. — Ростов- на-Дону: Легион 2012г
ЕГЭ -2013.Пособие/Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. С. Ю. Кулабухова. — Ростов- на-Дону: Легион 2013г
ЕГЭ -2014.Пособие/Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. С. Ю. Кулабухова. — Ростов- на-Дону: Легион 2014г
Глазков Ю. А., Корешкова Т. А., Мирошин В. В., Шевелева Н. В. Математика. ЕГЭ. Сборник заданий. 11 класс: Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2009.