Программа внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Программа «Смак» имеет социальную направленность. Программа является адаптированной к условиям обучающихся 11 – 14 летнего возраста. Данная программа имеет гендерную особенность - она рассчитана на девочек.
Актуальность программы - обучение детей и подростков направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности. В результате реализации программы у обучающихся развивается познавательная активность, любознательность, формируются такие черты характера, как аккуратность, терпение.
Работа в данном направлении представляет большие возможности для профессиональной ориентации обучающихся, где они получают не только первые навыки мастерства, знакомство с профессиями – повар, кондитер, технолог, но и первое представление о современных технологиях продуктов питания. Современному обществу нужны люди таких профессий в сфере общественного питания, как кондитеры, повара, технологи мясной, молочной промышленности и хлебобулочных изделий.
Основная цель изучения программы- овладение обучающимися способами обработки пищевых продуктов с учетом требований сбалансированного питания.
Основные задачи программы:
- ознакомление с основами рационального питания, с приемами обработки и хранения продуктов, способствующими сохранению питательных веществ и вкусовых качеств приготовленных блюд,
- изучение свойств продуктов и способов их обработки в домашних условиях, влияния способов обработки на пищевую ценность продуктов, выбора продуктов для удовлетворения потребностей подросткового организма в белках, жирах, углеводов, витаминах;
- обучение умению определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах, санитарно-гигиенические требования и условия безопасности труда при обработке пищевых продуктов.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
способствовать у обучающихся развитию познавательной деятельности
обучить выполнять основные технологические операции по кулинарии
обучить использованию рецептов обработки пищи из литературы и сети интернет
обучить применять полученные знания на практике
Воспитательные:
прививать обучающимся интерес к культуре своей страны, краю
воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение, умение довести начатое дело до конца
формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи
Развивающие:
развивать у обучающихся творческие способности
развивать фантазию, эстетический и художественный вкус
развивать мелкую моторику, сенсомоторику – согласованность в работе глаз и рук.
Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:
• Принцип наглядности: использовать наглядный материал
• Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
• Принцип доступности – материал дается в доступной для обучающихся форме, возможен вариант игры, коллективной работы.
• Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, различные методы и технологии.
• Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого обучающегося, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на индивидуальные особенности каждого обучающегося.
В процессе реализации Программы используются разнообразные формы занятий:
занятия – объяснения
занятия – практическая деятельность
конкурсы
При проведении занятий учитывается:
уровень знаний, умений и навыков обучающихся
самостоятельность и индивидуальные особенности обучающихся
Форма и режим проведения занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий – 80 минут. Количество обучающихся – 15 человек. Срок реализации - 1 год.
Занятия проводятся в учебном помещении, оборудованном в соответствии с установленными нормами и требованиями к кабинету. Структура занятий выстроена с учетом здоровье сберегающих технологий.
В процессе обучения учитывается последовательность, логичность изложения материала. Обучение ведется по принципу: от простого - к сложному.
Ожидаемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
• положительная мотивация и познавательный интерес к кулинарии;
• уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;
• эмоционально - ценностное отношение к результатам труда.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• понимания разнообразия кулинарной рецептуры;
• представлений о роли труда в жизни человека;
• адекватной оценки правильности выполнения задания.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
• правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);
• соблюдать технику безопасности при работе с режущими инструментами и электроприборами
• устанавливать технологическую последовательность изготовления каждого кулинарного блюда;
• понимать назначение технологической карты;
• правильно работать ручными и электрическими инструментами под контролем педагога с соблюдением техники безопасности;
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• выполнять изученные технологические операции и приёмы по изготовлению изделий,
• эстетично и аккуратно выполнять технологические операции,
• экономно использовать материалы при изготовлении изделий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы;
• выполнять различные виды кулинарных работ;
• изготавливать удобным для себя способом кулинарное блюдо: по образцу, на заданную тему и импровизируя.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• понимать цель выполняемых действий,
• понимать важность планирования работы;
• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией педагога;
• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с образцом;
• осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать практическую творческую задачу, используя известные средства;
• осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• продумывать план действий при работе в паре, в группе;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;
• вносить изменения и дополнения в изделие в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
• продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения изделий, используя интернет, журналы, книги;
• различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;
• характеризовать материалы по их свойствам;
• конструировать изделия;
• анализировать, работать с простыми схемами и инструкциями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
• сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, инструменты, измерительные приборы, профессии.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре или группе;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий.
Межпредметные связи
1. Биология (значение растений в жизни человека; сельскохозяйственные растения; происхождение культурных растений; место злаковых; плоды; размножение и роль бактерий).
2. География (животный мир океанов и морей, использование богатств Мирового океана, пути их охраны).
Материально - техническое обеспечение реализации программы
1. Материально – техническая база (электроприборы – плита, кухонный комбайн, чайник, столовая и кухонная посуда)
2. Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, печатные работы учащихся)
3. Методическое обеспечение (методическая литература; презентации)
В результате изучения курса «Смак» обучающийся должен
знать:
- влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
- санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияние на здоровье человека;
уметь:
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
- определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню,
- выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
- соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты;
- оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов в домашних условиях;
- соблюдать правила этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий;
- сервировать стол и оформлять приготовленные блюда.
Содержание программы.
Вводное занятие.
Техника безопасной работы с острыми и режущими инструментами, электроприборами. Общие правила поведения на занятиях.
Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; история возникновения кулинарии; профессии, востребованные в области общественного питания.
Сервировка стола. Скатерти, салфетки, посуда, приборы и декоративные украшения праздничного стола, к завтраку, к ужину, к обеду. Умение пользоваться столовыми приборами. Правила и культура поведения за столом.
Рацион питания подростка. Что такое меню. Способы обработки пищевых продуктов
Жиры, белки, углеводы. Составление меню.
Количество, качество, ассортимент потребляемых пищевых продуктов, своевременность и регулярность приема пищи. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов. Расчет продуктов на день, разработка меню.
Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.
Приготовление холодных закусок, бутербродов. Блюда из яиц
Правильная нарезка колбасы, сыра, овощей. Бутерброды, сэндвичи. Нарезка хлебобулочных изделий для бутербродов, канапе. Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность и применение в кулинарии. Сроки годности бутербродов и холодных закусок и яиц. Профилактика пищевых отравлений. Виды приспособлений для нарезки продуктов. Подача блюда.
Витамины. Овощи и фрукты
Блюда из овощей и фруктов. Сложные и простые салаты. Профилактика пищевых отравлений. Виды приспособлений для нарезки продуктов. Пищевая ценность продуктов для салатов. Нарезка овощей и фруктов Заправки для салатов. Сроки годности салатов. Подача блюда.
Приготовление горячих блюд
Первые блюда. Приготовление полуфабрикатов
Овощной суп. Нарезка овощей для заправки супа. Виды тепловой обработки. Виды супов. виды полуфабрикатов. Технология изготовления. Подача блюда.
Куриный суп. Пищевая ценность куриного мяса. Технология приготовления куриного супа. Подача блюда.
Нагенсы. Технология изготовления жареного блюда. Подача блюда.
Вареники. Пищевая ценность творога. Технология изготовления вареного блюда. Подача блюда.
Вторые блюда.
Виды круп. роль круп, макаронных изделий и картофеля в рационе человека Картофельное пюре. Пищевая ценность продукта. Чистка картофеля. Технология изготовления. Подача блюда.
Макароны с сыром. Пищевая ценность блюда. Правила варки макаронов. Подача блюда.
Приготовление мучных изделий
Разнообразие мучных блюд. Особенности приготовления видов теста
Практика: выпечка блинов, оладий, «хвороста», торт «Муравейник».
Блины. Технология изготовления жареного блюда. Начинки для блинов. Блинный торт. Технология изготовления. Подача блюда.
Оладьи. Технология изготовления. Подача блюда.
Пончики. Жарка во фритюре. Технология изготовления. Подача блюда.
Торт. Виды тортов. Технология изготовления. Подача блюда.
Приготовление десертов, напитков.
История появления разных напитков, группы сладких блюд.
Способы сохранения витаминов. Приготовление напитка и сладкого блюда. Технологическая карта блюда. Подача блюда.
Итоговое занятие. Конкурс-игра «Юный кулинар»
Тематическое планирование.
Список литературы
1. Алькаев Э.Н. Кулинария для всех. Нижний Новгород: «Фидес»-2015
2. Ермакова В.И.Основы кулинарии. М.: Просвещение-2014
3. Зацепин В., Цимбалюк В. Мы и наша семья. М.: Молодая гвардия-
2015
4. Журналы «Сто рецептов», «Салаты», «Выпечка», «Украшения блюд» за 2015-2017 года.
5. Ляховская Л.П. О кулинарии. М.: Экономика-2014
6. Михайлов В.С. Семейная кулинария. М.: Советский спорт-2015
7. Орлова Л. Семья, дом, квартира. М.: Знание,2014
8. Похлебкин В.В. Тайны хорошей кухни. Красноярское книжное
издательство-2015
9. Синица Н.В., Симоненко В.Д. Учебники для 6, 7, 8 класса «Вентана-Граф» 2014
10. Снегирева А. Энциклопедия для девочек, М.: «Издательство
АСТ»,2015
10. Журналы «Сто рецептов», «Салаты», «Выпечка», «Украшения блюд» за 2015-2017 года.