12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Васильева Ольга Анатольевна18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Экологическая социально-образовательная программа «Эколята» разработана на основе идеи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России через формирование экологической культуры и природолюбия.

Ключевой основой при разработке программы являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята». Особенностью программы по формированию культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с использованием сказочных героев – друзей и защитников Природы.

В рамках Программы с использованием образов сказочных героев – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Цель программы:

Формирование у обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.

Формы организации внеурочных занятий: тематические занятия;чтение книг,беседы;наблюдения;диспуты;прослушивание тематических сказок и рассказов;творческие задания;экологические игры;просмотр фрагментов учебных, научно-популярных, документальных фильмов; просмотр фрагментов телевизионных передач;просмотр тематических мультипликационных фильмов; театрализованные представления;викторины;экологические конкурсы;интеллектуальные соревнования;тематическое оформление классов и помещений;трудовые десанты на природе;экспериментальные мероприятия;экскурсии;экологические акции; экологические выставки;тематические мероприятия;мини-проекты;исследовательские мероприятия.

Занятия проводятся: 1 раз в неделю. Программа будет реализована за 34 ч.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛЯТА-МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»

 

Личностные результаты, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:

У обучающихся будут сформированы:

основы экологической культуры и культуры природолюбия;

основы общей культуры;

духовно богатый внутренний мир и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

внутренняя потребность любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

общий кругозор, развитие их творческих способностей;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты, согласно планируемым результатам освоения ООП:

Познавательные УУД:

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

умение структурировать знания;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

преодоление импульсивности, непроизвольности;

понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;

степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).

Коммуникативные УУД:

понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

умение договариваться, находить общее решение.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛЯТА-МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»

3 класс

Введение. Что такое экология? Герои Эколята – защитники природы(1ч). Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком.

Тема 1. «Мой дом за окном» (6ч).

Занятие 1: Мой дом (1ч). Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.Дома в деревне и в городе.

Занятие 2: Дом, где мы живем (1ч). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Занятие 3 (1ч):

Практическая работа: «Уборка школьного двора». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Занятие 4: «Деревья твоего двора» (1ч). Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Занятие 5: Птицы нашего двора (1ч).Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Занятие 6 (1ч):

Практическая работа: «Изготовление кормушек для птиц». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек

Тема 2. «Я и моё окружение» (9ч).

Занятие 1:Моя семья (1ч). Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Занятие 2: Соседи-жильцы (1ч). Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Занятие 3: Мой класс (1ч). Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате ив игровой комнате? Дежурство по классу.

Занятие 4 (1ч):

Практическая работа: «Создаём уют в классной комнате и игровой комнате».

Занятие 5: Дом моей мечты (1ч). Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Занятие 6: Планета - дом всего человечества (1ч). Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля.

Занятие 7: Комнатные растения в квартире, в классе (1ч). Эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Уход за комнатными растениями

Занятие 8 (1ч):

Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями.Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Занятие 9 (1ч):

Практическая работа: «Маленький огород на подоконнике». Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

Тема 3. «Гигиена моего дома» (7ч).

Занятие 1:Гигиена класса (1ч). Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными.

Занятие 2 (1ч):

Практическая работа: «Гигиена класса». Необходимость в соблюдении правил гигиены (выступление по группам). Распределение обязанностей по дежурству в классе, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.

Занятие 3: Бытовые приборы в квартире (1ч). Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.

Занятие 4(1ч):

Практическая работа: «Экологический дом». Составление памятки для ремонта (использование экологически чистых строительных материалов). Выявление влияния синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Занятие 5: Наша одежда и обувь (1ч). Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические гигиенические требования, условия содержания, уход.

Занятие 6: Русская народная одежда (1ч). История появления одежды. Знакомство с элементами русской народной одеждой.

Занятие 7 (1ч):

Практическая работа: «Русская национальная одежда». Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?

Тема 4. «Вода - источник жизни» (4ч).

Занятие 1: Вода в моем доме и в природе (1ч). Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Занятие 2: Удивительные свойства воды (1ч). Аквариум - модель природной экосистемы.Загрязнение Мирового океана. Влияние человека на водные экосистемы.

Занятие 3: Вода в жизни растений и животных (1ч). Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Занятие 4(1ч):

Практическая работа: «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма?Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

Тема 5. «Солнце и свет в нашей жизни» (5ч).

Занятие 1: Солнце, Луна, звезды – источники света (1ч). Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

Занятие 2: Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1ч). Влияние тепла и света на комнатные растения.

Занятие 3 (1ч):

Практическая работа: «Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света». Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.

Занятие 4 (2ч):

Практическая работа: «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений». Подготовка почвы к посеву комнатных растений. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 5 (2ч):

Практическая работа: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛЯТА-МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»

 

3 класс

 

Тема занятия

Кол-во часов

Формы организации

Виды внеурочной деятельности

Дата

 

 

Что такое экология?

Герои Эколята – защитники природы

1

Беседа

 

Познавательная

 

 

Мой дом

1

Беседа

Познавательная

 

 

Дом, где мы живем

1

Заочная экскурсия

Познавательная

 

 

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

 

 

Трудовой десант

Познавательная

 

 

Деревья твоего двора

1

Экскурсия на пришкольный участок

 

Познавательная

 

 

Птицы нашего двора

1

Презентация

Познавательная

 

 

«Изготовление кормушек для птиц»

1

Практическое занятие

Познавательная

 

 

Моя семья

1

Беседа

Познавательная

 

 

Соседи-жильцы

1

Беседа

Познавательная

 

 

Мой класс

1

Час общения

Познавательная

 

 

«Создание уюта в классной и игровой комнатах»

1

Практическое занятие

Художественная

Познавательная

 

 

Дом моей мечты

1

Презентация

Познавательная

 

 

Планета - дом всего человечества

1

Просмотр видеоклипов, беседа

 

Познавательная

 

 

Комнатные растения в квартире, в классе

1

Исследование

 

 

Познавательная

 

 

«Уход за комнатными растениями»

1

Практическое занятие

Познавательная

 

 

 

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»

1

Практическое занятие

Познавательная

 

 

Гигиена класса

1

Беседа

Познавательная

 

 

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

Трудовой десант

Познавательная

 

 

Бытовые приборы в квартире

1

Беседа, исследование

Познавательная

 

 

Экологический дом

1

Беседа.Презентация.

Познавательная

 

 

Наша одежда и обувь

1

Беседа

Познавательная

 

 

Русская народная одежда

1

Беседа

Познавательная

 

 

«Русская национальная одежда»

1

Практическое занятие

Творческая

 

 

Вода в моем доме и в природе

1

Презентация.

Игра

 

Познавательная

 

 

Удивительные свойства воды

1

Исследование

Познавательная

 

 

Вода в жизни растений и животных.

1

Просмотр видеоклипов

Познавательная

 

 

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

1

Исследование

Познавательная

 

 

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

Просмотр видеоклипов, беседа

 

Познавательная

 

 

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

Беседа

Познавательная

 

30-31

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

2

Практическое занятие

 

Познавательная

 

32

«Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света».

1

Исследования

Рассуждения

Познавательная

 

33-34

«Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

2

Беседа

Познавательная

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.